Дело № 2-2307/2021
УИД 48 RS 0001-01-2020-003861-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2021 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Никулина Д.А.,
при секретаре Корнейчук В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Липецка в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Металл Трейд», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях о признании права собственности, признании права собственности отсутствующим, возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района города Липецка, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Металл Трейд» о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в состояние пригодное для его использования по назначению. В ходе рассмотрения дела процессуальный истец изменил требования, предъявив их к ООО «Металл Трейд», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях о признании права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны, признании отсутствующим права собственности ООО «Металл Трейд» на указанный объект, возложении обязанности на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях обязанности принять защитное сооружение в фактическое пользование и совершить действия по оценке готовности объекта к укрытию укрываемых и приведению склада в состояние, в пригодное для использования по назначению. В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что в ходе проведенной проверки исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, а также организациями законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны установлено, что по адресу: <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны №, вместимостью 900 человек, однако, состояние убежища не соответствует технико-эксплуатационным характеристикам и в настоящий момент сооружение непригодно к эксплуатации в качестве убежища, поскольку не обеспечивает защиту от расчетных поражающих факторов. Собственником указанного объекта является ООО «Металл Трейд» на основании договора купли-продажи. Первоначально данное сооружение было приватизировано АО «Центролит», но в силу действовавшего на тот момент законодательства не подлежало приватизации и не было включено в План приватизации. Следовательно, все последующие сделки по отчуждению указанного объекта - ничтожны в силу закона. Защитное сооружение гражданской обороны является собственностью Российской Федерации, в связи с тем, что право собственности ООО «Металл Трейд» на указанный объект возникло на основании ничтожной сделки, оно должно быть признано отсутствующим. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемым полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации является МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, которое и обязано совершить действия по оценке готовности объекта к укрытию укрываемых и приведению склада в состояние, в пригодное для использования по назначению либо снятию данного объекта с учета.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Советского района города Липецка Карих О.Н. исковые требования с учетом заявления об изменении предмета иска поддержала.
Представитель третьего лица МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Липецка» по доверенности ФИО1 иск полагал подлежащим удовлетворению, поскольку собственником защитных сооружений гражданской обороны является Российская Федерации и действия, направленные на приведение сооружения в пригодное для использования, либо снятие объекта с учета должны совершаться соответствующим уполномоченным органом государственной власти.
Представитель ответчика ООО «Металл Трейд» по доверенности ФИО2 иск не признала, полагала, что защитное сооружение непригодно для использования, необходимо снятие объекта с учета, как пришедшего в негодность, кроме того, считала, что истцом не доказан то факт, что убежище № 140 находится в числе объектов недвижимости, находящихся в собственности ООО «Металл Трейд».
Представитель третьего лица ПАО Банк "Финансовая корпорация Открытие" по доверенности ФИО3 иск не признала, полагала, что предъявив заявление в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, истец изменил одновременно предмет и основания, что нарушает требования процессуального законодательства и свидетельствует о недобросовестности истца, поддержала позицию ответчика ООО «Металл Трейд».
Представитель ответчика МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях в письменных возражениях иск не признал, объяснив, что предъявив заявление в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, истец изменил одновременно предмет и основания, что нарушает требования процессуального законодательства и свидетельствует о недобросовестности истца. Кроме этого, собственником защитного сооружения является ООО «Металл Трейд», которое в течение длительного времени использовало объект и привело его в ненадлежащее состояние. Именно собственник, т.е. ООО «Металл Трейд», обязан содержать защитное сооружение гражданской обороны в надлежащем состоянии, в связи с чем, в удовлетворении иска МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях следует отказать.
Представитель ответчика МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, представители третьих лиц ГУ МЧС России по Липецкой области, АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", ПАО Банк "Финансовая корпорация Открытие" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
В соответствии с частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление от 27 декабря 1991 № 3020-1).
В соответствии с пунктами 1, 2 раздела 3 приложения №1 к постановлению от 27 декабря 1991 №3020-1 защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2284, установлен запрет приватизации защитных сооружений гражданской обороны.
В силу пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены, в том числе убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно ГОСТ Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22 декабря 1994 года №327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В силу пункта 3.1.2 Правил в режиме повседневной деятельности допускается использование встроенных защитных сооружений гражданской обороны в качестве помещений для учебных занятий и складских помещений для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения.
Статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (пункт 1.2 Правил).
Судом установлено, что в нежилом здании по адресу: <адрес>, расположено сооружение гражданской обороны - встроенное защитное сооружение №.
В ходе проведенной прокуратурой Советского района города Липецка проверки установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе встроенное защитное сооружения № распложенное в подвале, принадлежат на праве собственности ООО «Металл Трейд» с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки соблюдения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, проведенной прокуратурой <адрес>, также установлено, что данное защитное сооружение гражданской обороны подтоплено, доступ в него ограничен.
Согласно информации МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезмерным ситуациям г. Липецка» объект гражданской обороны, расположенный по адресу: <адрес>, является встроенным защитным сооружением, год ввода в эксплуатацию – 1987 года (инв. №), площадью 784 кв.м, вместимостью 900 человек (инв. №), в реестре Росимущества №, в реестре МЧС России имеет инвентарный №, сведения об эксплуатирующей организации отсутствуют.
Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища) №, утвержденному главой города Липецка 22 августа 2018 года, защитное сооружение гражданской обороны имеет следующие недостатки: в несущих и ограждающих строительных конструкциях убежища имеются дефекты и повреждения, протечки. В помещениях убежища сыро. В помещениях имеются следы подтопления грунтовыми водами. Защитно - герметические и герметические двери находятся в неисправном состоянии. В ограждающих конструкциях незащищенные отверстия, через которые возможно сообщение внутренних помещений убежища с атмосферой. В стенах некоторых помещений имеются несанкционированные устроенные отверстия и проемы. В настоящее время герметичность не обеспечивается. Гидроизоляция убежища нарушена. Состояние входных (основных и запасных дверей): защитно-герметические и герметические двери в неисправном состоянии. На всех дверях имеются следы ржавчины. Уплотняющая резина на защитных устройствах имеет многочисленные трещины. Механизмы задраивания неисправны, затворы дверей прижимают не плотно. Смазка отсутствует. Внутренние двери помещений частично демонтированы. Защитные оголовки в неисправном состоянии. Входы, тамбуры и аварийный вход не загромождены. Входной лестничный пролет имеет разрушения. Полы, потолки, стены убежища имеют множественные следы протечек и подтоплений. Герметизация стен и перекрытий нарушена. Система вентиляции находится в неисправном состоянии. Вентиляторы и ФП частично демонтированы и неисправны. Противовзрывные устройства в неисправном состоянии. Система электроснабжения находится в неисправном состоянии. Освещение в помещениях отсутствует. Система электроснабжения и осветительные приборы демонтированы. Дизель-генератор демонтирован. Система водоснабжения находится в неисправном состоянии, демонтирована. Водоснабжение осуществлялось от водопроводных сетей завода «Центролит». Емкость с аварийным запасом воды в количестве 4 шт., объемом 1 куб.м. каждая, находятся в нерабочем состоянии. Система забора воды в емкость неисправна. Система канализации принудительная, находится в неисправном состоянии. Сантехнические приборы неисправны, частично демонтированы. Система отопления: центральное водяное от сетей завода «Центролит» через калорифер вентиляционного отсека с приводом движения воздуха в нерабочем состоянии. Инженерно-технические системы (воздуховоды, водопроводы, теплоснабжение, канализация, электросети) находятся в нерабочем состоянии. Системы жизнеобеспечения находятся в нерабочем состоянии и не соответствуют нормативным показателям по производительности и герметичности сооружения и защите от OB, РВ, БС и не обеспечивают непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение установленного времени. Проведение ежегодных осмотров и регламентных работ не осуществляется; телефонная связь и система радиотрансляции в нерабочем состоянии; убежище необходимым инвентарем, приборами, имуществом и инструментом не укомплектовано. Акт о проверке убежища на герметичность отсутствует. Необходимая эксплуатационно-техническая документация, согласно Перечня, установленного требованиями приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 отсутствует в полном объеме, за исключением паспорта на ЗС ГО.
На момент проведения проверки состояние защитного сооружения гражданской обороны - убежище №, расположенного по адресу: <адрес>, эксплуатируемое ООО «Металл Трейд», его ограждающих конструкций, защитных устройств и оборудования инженерно-технических систем оценивается как не готово к приему укрываемых.
Согласно паспорту № убежища (противорадиационного укрытия) 140, защитное сооружение было построено в 1987 году, принадлежит Липецкому литейному заводу «Центролит», убежище имеет технические характеристики: вместимость - 900 человек, общая площадь - 784 кв.м, количество входов – 3, количество аварийных выходов - 2, класс защиты убежища – третий.
Указанное защитное сооружение гражданской обороны расположено нежилом здании «Цех товаров народного потребления» с кадастровым номером 48:20:01:0011001:538 по адресу: <адрес>, непосредственно встроенное защитное сооружение находится в полуподвале лит. подА указанного нежилого здания.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости собственником здания «Цех товаров народного потребления» с кадастровым номером 48:20:01:0011001:538 по адресу: <адрес>, является ООО «Металл Трейд», право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с данными паспорта убежища (противорадиационного укрытия» №) указанный объект ранее эксплуатировался Липецким завод «Центролит», который в 2012 году прекратил деятельность и решением Арбитражного суда <адрес> признан несостоятельным (банкротом).
Из материалов дела следует, что решением Комитета по управлению госимуществом <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден План приватизации ГП «Липецкий Центролит».
Согласно пунктам 8 и 9 раздела 2 «Основные характеристики объекта» Плана объекты гражданской обороны, включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации, предложено передать указанные объекты в муниципальную и государственную собственность.
Согласно договору от 07.12.1992 года (Приложение № 3), заключенному между Комитетом по управлению госимуществом Липецкой области и АО «Липецкий Центролит», объекты гражданской обороны передаются АО «Липецкий Центролит» в хозяйственное ведение.
Однако, несмотря на утвержденный план приватизации защитное сооружение гражданской обороны – убежище № по адресу: <адрес>, вошло в состав приватизированных предприятием объектов, так как фактически находится в лит. подА полуподвал в нежилом здании (Цех товаров народного потребления) с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, владение 50.
Впоследствии ООО «ПланетаСтрой» в лице конкурсного управляющего ФИО7 заключило с ИП ФИО8, действующим в интересах и по поручению ООО «Металл Трейд», договор купли-продажи от 24.09.2018 года, в числе прочих объектов недвижимости продан Цех товаров народного потребления с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Объект недвижимости «Цех товаров народного потребления» с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, является предметом договора № от 13.12.2019 года об ипотеке (залоге недвижимости), заключенного ООО «Металл Трейд» с АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", а также предметом договоров об ипотеке № № от 31.07.2020 года, № № от 10.12.2019 года и № № от 01.12.2019 года, заключенных ООО «Металл Трейд» с ПАО Банк "Финансовая корпорация Открытие".
Определением суда от 6 мая 2021 года по ходатайству представителя ответчика ООО «Металл Трейд» по делу назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ИП ФИО9
Согласно заключению эксперта ИП ФИО9№ от 25.06.2021 года эксперт ФИО9 пришел к следующим выводам: 1) техническое состояние и характеристики помещения подвала лит. под.А, расположенного в здании по адресу: <адрес> с кадастровым номером № в состоянии на момент производства экспертизы не соответствуют требованиям, предъявляемым к убежищу (противорадиационному укрытию, класс убежища третий); 2) технические характеристики подвала лит. под.А в здании цеха народного потребления не соответствуют техническим характеристикам убежища, указанным в паспорте убежища гражданской обороны №, кроме того в паспорте убежища № выявлены множественные противоречия; 3) принимая во внимание уровень современных технологий и материалов в строительстве техническая возможность приведения помещения подвала лит.под.А, расположенного в здании по адресу <адрес> с кадастровым номером 48:20:01:0011001:538, в состояние, пригодное для использования на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым в качестве убежища (противорадиационному укрытию, класс убежища третий) существует.
Эксперт ИП ФИО9 в судебном заседании полностью подтвердил сделанные им выводы в заключении эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, пояснил, что несмотря на имеющиеся несоответствия в технической документации с фактическими техническими характеристиками подвала лит. под.А, расположенного в здании по адресу: <адрес>, он не исключает возможности, что данный подвал конструировался как убежище, поскольку проведенным обследованием установлено, что конструктивное решение убежища, указанное в паспорте № соответствует конструктивному решению подвала лит. под.А.
Стороны названное заключение эксперта не оспаривали, ходатайства о назначении по делу повторной судебной экспертизы не заявили.
Суд принимает заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом данных пояснений экспертом ФИО9 в судебном заседании, поскольку данные им выводы подробно мотивированы, экспертом проведен осмотр подвала лит. под.А, расположенного в здании по адресу: <адрес>. Экспертиза проведена экспертом, имеющим специальные познания в исследуемых областях. Экспертиза содержит все необходимые ссылки на используемую литературу, источники, заключение мотивированно, имеются расчеты, исследовательская часть соответствует выводам, и оснований для сомнения в объективности заключения не имеется, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы судебной экспертизы также согласуются с другими доказательствами по делу. Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта у суда не имеется.
Согласно данным учета Главного управления МЧС по Липецкой области по адресу: <адрес> на учете стоят 3 убежища с номера №.
Довод представителя ответчика ООО «Металл Трейд» о том, что убежище № не находится в подвале лит. под.А, расположенного в здании по адресу: <адрес>, принадлежащем ООО «Металл Трейд», судом не принимается, сведений о том, что кроме 3 стоящих на учете убежищ на территории бывшего АО «Липецкий Центролит» имеются какие-либо другие защитные сооружения суду не представлено. Кроме того, при проведении прокурорской проверки, в том числе в письмах от 10.01.2020 года № от 07.02.2020 года № ООО «Металл Трейд» признавало факт расположения на принадлежащей ему территории защитного сооружения №.
Таким образом, суд приходит к выводу, что факт нахождения защитного сооружения - убежища № в подвале лит. под.А, расположенного в здании по адресу: <адрес>, принадлежащем ООО «Металл Трейд» нашел свое подтверждение в представленных материалах дела.
Тот факт, что в имеющейся технической документации на убежище №, в частности в паспорте убежища №, выявлены множественные противоречия с фактическими техническими характеристиками подвала лит. под.А, расположенного в здании по адресу: <адрес>, позволяет сделать вывод о том, что при составлении технической документации на убежище № ответственными лицами допущены ошибки, которые подлежат исправлению при проведении мероприятий по оценке готовности объекта к укрытию укрываемых и приведению защитного сооружения в состояние, в пригодное для использования по назначению.
Возражая против заявленных требований, представитель МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях сослалась на то, что именно собственник убежища, то есть ООО «Металл Трейд», обязан содержать защитное сооружение гражданской обороны в надлежащем состоянии.
Однако суд полагает указанные доводы ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Согласно п.6 ст. 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, с даты вступления в силу настоящего Федерального закона имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 2.2.2 раздела 2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.1992 г. N 2980-1, объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения относились к объектам, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" предусмотрено, что защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны (кроме объектов и оборудования, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника), материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
До вступления в силу указанной Государственной программы приватизации от 24.12.1993 г. N 2284, которая полностью запретила переход в частную собственность граждан и юридических лиц особо значимых объектов для обеспечения публичных интересов, как защитные сооружения гражданской обороны, приватизация объектов гражданской обороны была возможна только по решению Правительства Российской Федерации.
Названным Положением был определен механизм закрепления и поддержания в готовности защитных сооружений гражданской обороны, а именно: предусмотрено заключение договора о правах и обязанностях в отношении защитного сооружения и имущества гражданской обороны.
Так, в п. 2 Постановления Правительства РФ N 359 от 23.04.1994 года указано, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу, наряду с другими перечисленными объектами, относятся отдельно стоящие и встроенные убежища гражданской обороны.
В случае выкупа государственного и муниципального имущества объекты и имущество гражданской обороны исключаются из имущества предприятия, подлежащего выкупу, и с правопреемником заключается соответствующий договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Данный договор с правопреемником может быть заключен исключительно собственником объекта.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, утв. приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 г. N 461 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Тамбовской и Липецкой областей.
В соответствии с пунктом 4 указанного положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с этим положением.
Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Липецкой области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях.
Решение о передаче объекта (защитного сооружения гражданской обороны) в пользование кому-либо собственником не принималось.
Следовательно, обязанность по контролю за техническим состоянием защитного сооружения, совершению действий, направленных на снятие объекта с учета, как пришедшего в негодность, возложена на МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях.
Тот факт, что в качестве собственника спорного объекта в Едином государственном реестре недвижимости указано ООО «Металл Трейд» не может служить основанием, для отказа в удовлетворении иска к МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, поскольку право собственности за АО Липецкий «Центролит» на защитное сооружение гражданской обороны было зарегистрировано без законных на то оснований ввиду того, что, как на момент осуществления приватизации, так и на момент отчуждения спорного помещения ООО «ПланетаСтрой» и впоследствии - ООО «Металл Трейд», защитное сооружение гражданской обороны не подлежало приватизации и должны было быть исключено из состава имущества приватизируемого предприятия.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Исходя из того, что ООО «ПланетаСтрой» и в свою очередь - ООО «Металл Трейд» приобрели защитное сооружение гражданской обороны у неуправомоченного лица, данный объект не подлежал отчуждению, поскольку в силу вышеприведенных норм права может находиться только в государственной собственности, суд приходит к выводу о том, что договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «ПланетаСтрой» и ООО «Металл Трейд» является ничтожной сделкой в силу закона вне зависимости от такого признания.
Собственником спорного объекта недвижимости является Российская Федерация, право собственности на который возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.
Однако, в связи с тем, что путем внесения недостоверной записи в ЕГРН о праве собственности ООО «Металл Трейд» на всё нежилое здание «Цех товаров народного потребления» общей площадью 11607,7 кв.м, с кадастровым номером 48:20:01:0011001:538 по адресу: <адрес>, в том числе и на находящееся в нем в лит. подА полуподвал защитное сооружение гражданской обороны – убежище № нарушено право Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании права собственности ООО «Металл Трейд» на лит. подА полуподвал в нежилом здании с кадастровым номером 48:20:01:0011001:538 по адресу: <адрес>, в котором фактически находится защитное сооружение гражданской обороны – убежище №, отсутствующим являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя их предмета заявленных прокурором требований, который направлен, в том числе на восстановление права собственности Российской Федерации на спорный объект, суд считает необходимым удовлетворить требования о признании права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны – убежище 140, расположенное в лит. подА полуподвал в нежилом здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Согласно пп.2 п.1 Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утв. Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696, государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны является совокупностью скоординированных и объединенных единым замыслом политических, военных, социально-экономических, правовых, информационных и специальных мер, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в области защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях (пункт 9).
Одной из задач государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой.
На основании изложенного, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства: защитное сооружение гражданской обороны – убежище № кому-либо в установленном порядке в пользование не передано, не находится при этом и в пользовании уполномоченного органа государственной власти, длительное время в отношении него не соблюдаются правила эксплуатации и содержания, с учетом того, что действия по приведению объекта в пригодное для использования по назначению состояние, либо по снятию объекта с учета, как пришедшего в негодность, могут быть инициированы исключительно собственником объекта, возложение обязанности принять объект в фактическое пользование и совершить действия по оценке готовности объекта к укрытию укрываемых и приведению защитного сооружения в состояние, в пригодное для использования по назначению соответствует требованиям действующего законодательства, в области гражданской обороны, в связи с чем, требования истца в данной части также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального срока, суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, - два месяца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
РЕШИЛ:
Признать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны – убежище 140, расположенное в лит. подА полуподвал в нежилом здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Признать отсутствующим право собственности ООО "Металл Трейд" на лит. подА полуподвал в нежилом здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Данное решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности ООО "Металл Трейд" на лит. подА полуподвал в нежилом здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и регистрации права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны - убежище №, расположенное в лит. подА полуподвал в нежилом здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу принять защитное сооружение гражданской обороны – убежище 140, расположенное в лит. подА полуподвал в нежилом здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в фактическое пользование и совершить действия по оценке готовности объекта к укрытию укрываемых и приведению защитного сооружения в состояние, в пригодное для использования по назначению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Д.А. Никулин
мотивированное решение
изготовлено 11 августа 2021 года.