2-230/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2014 года с.Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Хулхановой Е.К., при секретаре Шаглановой З.Б., с участием представителя заявителя ФИО1, действующего на основании доверенности от 25.02.2014 года, представителя заинтересованного лица, администрации МО «Иволгинский район», ФИО2, действующей на основании доверенности от 11.04.2013 года, помощника прокурора Иволгинского района РБ Бородиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению дачного некоммерческого товарищества «Гурульба» в лице представителя ФИО1
(далее-заявитель) о признании недействительным постановления администрации МО «Иволгинский район» РБ от 04.02.2014 года №154 «Об отмене постановления администрации МО «Иволгинский район» РБ от 30.12.2013 года № 2120 «О предоставлении земельного участка в аренду дачному некоммерческому товариществу «Гурульба»,
установил :
Обращаясь в суд заявитель просит признать постановление администрации МО «Иволгинский район» РБ от 04.02.2014 года №154 «Об отмене постановления администрации МО «Иволгинский район» РБ от 30.12.2013 года № 2120 «О предоставлении земельного участка в аренду дачному некоммерческому товариществу «Гурульба» недействительным, указывая, что отмена постановления фактически лишило прав членов ДНТ на предоставление им земельных участков и их кадастровый учет, что расценивается как нарушение прав и законных интересов заявителя. Полагает, что отмена правового акта органа местного самоуправления осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта. Однако, в постановлении не указано, каким нормам действующего законодательства Постановление о предоставлении земельного участка в аренду, противоречит.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 требования поддержал, просит их удовлетворить.
Представитель администрации МО «Иволгинский район» ФИО2 показала, что готовила проект постановления от 04 февраля 2014 года. Основанием для его принятия послужил протест прокурора, между тем, показать каким нормам законодательства, нормативно-правовым актам не соответствовало ранее принятое постановление №2120 от 30 декабря 2013 года, не может.
Помощник прокурора Бородина О.В. показала, что проводилась прокурорская проверка в связи с письмом Управления Росреестра по РБ, поступившим в августе 2013 года, согласно которому часть земельного участка, переданного в аренду ДНТ «Гурульба» входит в зону особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается. Кроме того, были выявлены другие менее значимые нарушения, поэтому прокурор обратился с протестом.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд находит заявление ДНТ «Гурульба» подлежащим удовлетворению.
Как установлено судом, 30 декабря 2013 года главой администрации МО «Иволгинский район» Д.Б.Ц. издано постановление №2120 «О предоставлении земельного участка в аренду Дачному некоммерческому товариществу «Гуруьба», согласно которому ДНТ «Гурульба» предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: Республика Бурятия, Иволгинский район,, ДНТ «Гурульба», категория земель- земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование -для ведения дачного хозяйства с правом строительства жилых домов.
04 февраля 2014 года главой администрации МО «Иволгинский район» Д.Б.Ц. издано постановление №154 «Об отмене постановления администрации МО «Иволгинский район» РБ от 30.12.2013 года № 2120 «О предоставлении земельного участка в аренду дачному некоммерческому товариществу «Гурульба». Основанием указан протест прокурора Иволгинского района от 28.01.2014 года и необходимость приведения нормативно-правовых актов в соответствие с действующим законодательством.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 г. основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со ст.79 ч.4 ЗК РФ особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 20.12.2012 N 772 "Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Республики Бурятия, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается" утвержден Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Республики Бурятия, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается. Согласно сведений государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 03:08:320107:1974 частично входил в зону особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.
На основании Постановления Правительства Республики Бурятия от 23 октября 2013 года №552 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Бурятия от 20.12.2012 N 772 "Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Республики Бурятия, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается" внесены изменения в Перечень, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 03:08:320107:1974 исключен из вышеуказанного Перечня. Постановление Правительства РБ №552 вступило в силу со дня официального опубликования, то есть с 26 октября 2013 года.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ст. 15 ч.1 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с ч.5 ст.15 N 221-ФЗ обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2 - 5 части 1 настоящей статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Согласно ч.6 ст.15 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
На основании изложенного, следует, что изменения в сведениях государственного кадастра недвижимости могут быть внесены после направления соответствующими органами необходимых документов.
Как установлено судом, изменения в Перечень внесены на основании Постановления Правительства РБ от 23.10.2013 г. № 552, а изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении спорного земельного участка внесены 05 февраля 2014 года.
Таким образом, на момент принятия обжалуемого ненормативного правового акта, земельный участок с кадастровым номером 03:08:320107:1974 не входил в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Республики Бурятия, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается. Основанием для отмены ранее принятого постановления послужил протест прокурора с указанием о том, что согласно сведений государственного кадастра недвижимости спорный земельный участок входит в зону особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, фактически основанием принятия решения об отмене постановления администрацией МО послужили сведения государственного кадастра недвижимости, что не может считаться правовым основанием для принятия обжалуемого решения.
Согласно ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании представителем администрации МО «Иволгинский район» не представлены доказательства обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, его законности.
Как показал представитель заявителя ФИО1, принятие постановления от 04.02.2014 года повлекло нарушение прав заявителя, так как в отношении земельного участка был выполнен комплекс геодезических работ, что подтверждается договором от 25 декабря 2008 года, проведена историко-культурная экспертиза земельного участка в соответствии с договором от 29 июня 2011 года, выполнены иные работы. Отмена постановления о предоставлении земельного участка фактически лишило членов ДНТ на предоставление им земельных участков и их кадастровый учет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление подано обоснованно и подлежит удовлетворению.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил :
Заявление дачного некоммерческого товарищества «Гурульба» в лице представителя ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации МО «Иволгинский район» РБ от 04.02.2014 года №154 «Об отмене постановления администрации МО «Иволгинский район» РБ от 30.12.2013 года № 2120 «О предоставлении земельного участка в аренду дачному некоммерческому товариществу «Гурульба».
Взыскать с администрации МО «Иволгинский район» в пользу дачного некоммерческого товарищества «Гурульба» расходу по уплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение 30 дней с даты составления мотивированного решения.
Судья
Решение изготовлено 18.03.2014 года