Дело №2-230/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2018 года г.Иваново
Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Гавриловой Е.В.,
при секретаре Гороховой А.А.
с участием
представителя истца Орловой Д.Л. – Орлова С.В.,
представителя истца Иванова Г.В.,
представителей ответчика акционерного общества «Газпром газораспределение Иваново» - Макеевой Е.В., Гнатюка Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орловой Дины Леонидовны к акционерному обществу «Газпром газораспределение Иваново» о защите прав потребителя,
установил:
Орлова Д.Л. обратилась в суд с указанным иском к акционерному обществу «Газпром газораспределение Иваново» (далее по тексту - АО «Газпром газораспределение Иваново»), в котором просит обязать ответчика заключить договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения на основании заявки № от ДД.ММ.ГГГГ по цене, определенной Правилами и Постановлением департамента энергетики и тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-г/1 «Об установлении платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Иваново» на 2017 год, равной 23996 рублей 36 копеек и обязать ответчика оформить договор о подключении в соответствии с типовыми формами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 713 от 15.06.2017 года «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения»; обязать ответчика исключить из договора о подключении норму, указанную в п. 2.2.3, как противоречащую типовой форме договора; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей, а также штраф в размере 50 % от суммы, присужденной в пользу истца.
Заявленные требования мотивированы следующими обстоятельствами.
Орлова Д.Л., являясь собственником объектов капитального строительства, расположенных по адресу: <адрес>, руководствуясь Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ 30.12.2013 года, обратилась 27.06.2017 года в филиал АО «Газпром газораспределение Иваново» в Ивановском районе с заявкой на получение услуги в виде подключения объектов капитального строительства к существующей поселковой газораспределительной сети. АО «Газпром газораспределение Иваново» предоставило Орловой Д.Л. договор о подключении объектов к сети газораспределения № от ДД.ММ.ГГГГ, указав сумму подключения в размере 176759 рублей 30 копеек. Полагая, что указанная цена не соответствует размеру платы за технологическое присоединение, установленной Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ, Орлова Д.Л. обратилась к ответчику с соответствующим обращением. В ответ на обращение ответчик указал, что для выполнения заявки истца и осуществления технологического присоединения объектов к газовым сетям необходимо строительство распорядительного газопровода длинной 50 метров за счет истца, в связи с чем стоимость услуги была увеличена. Орлова Д.Л., полагает, что АО «Газпром газораспределение Иваново» искусственно разделяет газотранспортную сеть на газопровод-ввод и распределительный газопровод, требуя от истца возмещения расходов на строительство распределительного газопровода низкого давления с учетом перспективы подключения жилых домов иных потребителей, ставит ее в неравное положение с иными потребителями, которые в дальнейшем будут подключаться к созданной на средства истца газотранспортной сети без необходимости несения дополнительных расходов. Также Орлова Д.Л. полагает, что включение в типовую форму договора о технологическом присоединении пункта 4.1 в части предварительного и окончательного размера платы за подключение противоречит нормам действующего законодательства, поскольку ответчик навязывает истцу дополнительные услуги в виде проведения экспертизы проекта газоснабжения за собственный счет. Орлова Д.Л., ссылаясь на положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», усматривает основания для взыскания в ее пользу компенсации морального вреда, а также штрафа.
Истец Орлова Д.Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, уполномочила на представление своих интересов Орлова С.В.
В судебном заседании представитель истца Орловой Д.Л. – Орлов С.В., действующий на основании доверенности от 24.01.2018 года (л.д. 35), исковое заявление поддержал по основаниям в нем изложенным. В ходе судебного разбирательства пояснил, что в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ 30.12.2013 года размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 14.11.2016 года № 109-г/1 «Об установлении платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Иваново" на 2017 год газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа, ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности) и газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа, ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей)» установлено, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Иваново" на 2017 год составляет в размере 20335,90 руб. (без учета НДС) и 23 996,36 руб. (с учетом НДС) для газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа, ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии до точки подключения, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа). Таким образом, отнесение на Орлову Д.Л. расходов, связанных со строительством распределительного газопровода, является незаконным, настоящие расходы должны быть понесены газораспределительной организацией и могут быть ей компенсированы путем обращения организации в тарифную комиссию.
Представители ответчика АО «Газпром газораспределение Иваново» - Макеева Е.В., Гнатюк Д.С., действующие на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-37), возражали против удовлетворения заявленных Орловой Д.Л. требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 39-40), суть которого сводится к следующему. В июне 2017 года в филиал АО «Газпром газораспределение Иваново» в Ивановском районе от Орловой Д.Л., от имени которой по доверенности действовала Галянтина А.А., поступила заявка о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства, расположенных по адресу: <адрес>. В соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314 (далее – Правила), срок действия технических условий (п. 29 Правил), срок осуществления мероприятий по подключению (п. 85 Правил), порядок внесения платы за технологическое присоединение (п. 91 Правил), зависят от мероприятий по строительству газопроводов, определенных в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (при наличии). Так, согласно п. 15 Правил, мероприятия, необходимые для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя определяются в соответствии со схемами газоснабжения поселения. Таким образом, при определении возможного места технологического присоединения, АО «Газпром газораспределение Иваново» обязано руководствоваться утверждённой схемой газоснабжения. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и требований Правил, Администрацией Ивановского муниципального района Ивановской области согласована Схема газоснабжения д.Волжанка Ивановского муниципального района (далее – Схема газоснабжения). При этом Правила не наделяют заявителей правом самостоятельно по своему выбору определять место присоединения их объектов к существующим газопроводам. Место присоединения определяется исключительно специализированной организацией в соответствии с установленными нормами и правилами. Место присоединения объектов капитального строительства Орловой Д.Л. к существующей газораспределительной системе определено в соответствии со Схемой газоснабжения - в существующий подземный распределительный газопровод природного газа низкого давления d 90х8,2мм (ПЭ80 SDR11,0) у дома № 30 д. Волжанка. Таким образом, доводы Орловой Д.Л. о наличии возможности присоединения в ином месте являются необоснованными и не могут свидетельствовать о наличии в действиях АО «Газпром газораспределение Иваново» каких-либо нарушений. АО «Газпром газораспределение Иваново» не допустило нарушения действующего законодательства, поскольку для осуществления технологического присоединения жилого дома № в <адрес> к существующим сетям газораспределения необходимо строительство распределительного газопровода и газопровода-ввода. АО «Газпром газораспределение Иваново» в установленные сроки был подготовлен договор о технологическом присоединении, при этом стоимость подключения была определена на основании стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения величины платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям, установленных Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области №128-г/1 от 30 декабря 2016 года и составила 176 759 рублей 30 рублей. Кроме того, представители ответчикаобратили внимание суда, на то, что согласно п. 26 (22) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1021 от 29.12.2000 года, на которые ссылается истец как в обоснование своих требований, размер платы за технологическое присоединение также зависит от мероприятий по строительству газопроводов, определенных в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется). Следовательно, положения п. 26(22) подлежат применению при условии, что мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется), что в рассматриваемом случае не представляется возможным, равно как и расчет цены в соответствии с Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 14.10.2016 г. № 109-г/1. Относительно требований Орловой Д.Л.о понуждении оформить договор о подключении в соответствии с типовыми формами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 713 от 15.06.2017 года, исключить из договора о подключении норму, записанную в п. 2.2.3. договора, как противоречащую типовой форме договора представители ответчика указали следующее. 23.08.2017 года Орлова Д.Л. направила в адрес АО «Газпром газораспределение Иваново» заявление, в котором указывала на то, что по ее мнению, неверно выбрано место присоединения и неверно определен размер платы за присоединение, при этом договор о подключении, направленный ему в качестве оферты, подписан не был, протокол разногласий не был представлен. 22.09.2017 года в адрес Орловой Д.Л. были направлены ответы из управления общества на заявление от 23.08.2017 года, в которых Орловой Д.Л. был разъяснен порядок определения стоимости подключения. При заключении договора о подключении у сторон возникли разногласия, касающиеся исключительно цены договора. Другие требования в процессе урегулирования преддоговорного срока, в том числе по пунктам 2.2.3. и 4.1. договора, истцом не предъявлялись и сторонами не рассматривались, следовательно, они не могут быть предметом судебного разбирательства, то есть быть заявлены как исковые требования при рассмотрении судом настоящего дела. Разногласия по указанным пунктам договора могли быть урегулированы в досудебном порядке. Также представители ответчика отметили, что отсутствуют основания для взыскания в пользу Орловой Д.Л. штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона «О защите прав потребителей» и компенсации морального вреда.
Выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Орловой Д.Л. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из положений ст. 8 Гражданского кодекса РФ следует, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
На основании ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 Гражданского кодекса РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (ст.446 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается.
Если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ч. 10 ст.48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия в области газоснабжения, Правительство Российской Федерации утвердило Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения. Пункт 96 указанных Правил, рассматриваемый в системном единстве с положениями раздела VI.2 «Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям» Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021), а также с нормами п. 5 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 28 апреля 2014 года N 101-э/3), устанавливает общий подход к порядку определения платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, отсылая к нормативно установленным методикам исчисления платы с учетом объективных технических характеристик, условий и целей такого подключения, обусловливающих расходы газоснабжающих компаний, а также адресуя к нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации, закрепляющим в том числе конкретный размер платы за подключение к сетям газораспределения исходя из указанных методик, тем самым препятствуя экономически необоснованному, произвольному определению размера платы газоснабжающей организацией.
Судом установлено, что Орлова Д.Л. является собственником объектов капитального строительства, расположенных по адресу: <адрес>, что не оспаривалось лицами, участвующими в рассмотрении дела.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определяют Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ 30.12.2013 года (далее по тексту - Правила).
Под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения (п. 2 Правил).
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (п. 59 Правил).
По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (п. 60 Правил).
В соответствии с п.п. 62, 64 Правил договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами; для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку.
Орлова Д.Л., являясь собственником объектов капитального строительства, расположенных по адресу: <адрес>, руководствуясь Правилами, обратилась 27.06.2017 года в филиал АО «Газпром газораспределение Иваново» в Ивановском районе с заявкой на получение услуги в виде подключения объектов капитального строительства к существующей поселковой газораспределительной сети (л.д. 11).
В соответствии с п. 96 Правил размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 14.11.2016 года № 109-г/1 «Об установлении платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Иваново" на 2017 год газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа, ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности) и газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа, ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей)» установлен размер платы за технологическое присоединение.
В соответствии с п. 1 Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской обл. от 14.11.2016 N 109-г/1 «Об установлении платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Иваново» на 2017 год плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Иваново" на 2017 год составила в размере 20335,90 руб. (без учета НДС) и 23996,36 руб. (с учетом НДС) для газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа, ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии до точки подключения, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа).
АО «Газпром газораспределение Иваново» в установленные Правилами сроки – 26.07.2017 года подготовлен договор о технологическом присоединении, в котором стоимость подключения составила 176759 рублей 30 копеек (л.д.12-14).
При решении вопроса об установлении платы за технологическое присоединение АО «Газпром газораспределение Иваново» исходило из следующего.
В соответствии с Правилами срок действия технических условий (п. 29 Правил), срок осуществления мероприятий по подключению (п. 85 Правил), порядок внесения платы за технологическое присоединение (п. 91 Правил), зависят от мероприятий по строительству газопроводов, определенных в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (при наличии).
Согласно п. 15 Правил, мероприятия, необходимые для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя определяются в соответствии со схемами газоснабжения поселения.
Исходя из анализа ст.ст. 9, 18, 19 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд приходит к выводу, что разработка и утверждение схемы газоснабжения территории поселения должны производиться органами местного самоуправления муниципального образования.
Таким образом, при определении возможного места технологического присоединения, АО «Газпром газораспределение Иваново» обязано руководствоваться утверждённой схемой газоснабжения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и требований Правил, Администрацией Ивановского муниципального района Ивановской области согласована схема газоснабжения д. Волжанка Ивановского муниципального района (далее – схема газоснабжения) (л.д. 46).
Поскольку с учетом утвержденной схемы газоснабжения, ввиду того обстоятельства, что для осуществления технологического присоединения жилого дома № в <адрес> к существующим сетям газораспределения необходимо строительство распределительного газопровода и газопровода-ввода, газораспределительной организацией была рассчитана стоимость подключения в размере 176759 рублей 30 копеек.
Орлова Д.Л., полагая, что газораспределительной организацией неверно рассчитана стоимость технологического присоединения и неверно выбрано место присоединения, 23.08.2017 года обратилась в АО «Газпром газораспределение Иваново» с заявлением, содержащим просьбу произвести расчет стоимости подключения (л.д. 16-17).
АО «Газпром газораспределение Иваново» 22.09.2018 года направило Орловой Д.Л. ответ на заявление (л.д.18-оборот л.д. 18), в котором указало, что для осуществления технологического присоединения жилого дома № в <адрес> к существующим сетям газораспределения необходимо строительство распределительного газопровода и газопровода-ввода, при этом стоимость подключения была определена на основании стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения величины платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям, установленных Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области №128-г/1 от 30 декабря 2016 года.
Орлова Д.Л., полагает, что АО «Газпром газораспределение Иваново» искусственно разделяя газотранспортную сеть на газопровод-ввод и распределительный газопровод, требуя от истца возмещения расходов на строительство распределительного газопровода низкого давления с учетом перспективы подключения жилых домов иных потребителей, ставит ее в неравное положение с иными потребителями, которые в дальнейшем будут подключаться к созданной на средства истца газотранспортной сети без необходимости нести дополнительные расходы.
В соответствии с пунктом 87 Правил в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение), определяемый исходя из предварительных технических параметров и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры.
Согласно части третьей статьи 23.2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 данного федерального закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Основные положения также закрепляют, что состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяется Федеральной службой по тарифам. При определении платы за технологическое присоединение учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов (пункт 26(18)).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 года № 101-э/3, (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.06.2014) утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - Методические указания).
Согласно п. 4 Методических указаний плата за технологическое присоединение рассчитывается, в том числе в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства.
Согласно пункту 9 Методических указаний для расчета платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, учитываются расходы на выполнение газораспределительной организацией (далее также - ГРО), владеющей на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства следующих обязательных мероприятий: а) разработку ГРО проектной документации; б) выполнение ГРО технических условий; в) проверку ГРО выполнения заявителем (юридическим или физическим лицом, являющимся правообладателем земельного участка, намеренным осуществить или осуществляющим на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения) технических условий; г) осуществление ГРО фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.
С учетом приведенных положений закона, оснований для вывода о том, что обязанность по несению расходов, связанных со строительством распределительного газопровода лежит на газораспределительной организации, у суда не имеется, вместе с тем, возведение настоящей сети за счет Орловой Д.Л. не препятствует компенсации понесенных ею затрат правообладателей на возведение газораспределительной сети за счет использующих ее и не участвовавших в финансировании строительства сети лиц в соответствии с нормами гражданского законодательства (глава 60 Гражданского кодекса РФ).
Поскольку при определении места подключения и платы за технологическое присоединение объектов капитального строительства АО «Газпром газораспределение Иваново» руководствовалось утвержденной схемой газоснабжения, которая предусматривала строительство распределительного газопровода и газопровода-ввода, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требования Орловой Д.Л. в части возложения на ответчика обязанности заключить договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения на основании заявки № 20-008334 от 27.06.2017 года по цене определенной Правилами и Постановлением департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 14.10.2016 года № 109-г/1 «Об установлении платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям ОАО Газпром газораспределение Иваново» на 2017 год равной 23996 рублей 36 копеек и понуждении оформить договор о подключении в соответствии с типовыми формами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 713 от 15.06.2017 года «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» у суда не имеется. Вопреки положениям ст.56 ГПК РФ, истцом и ее представителем не представлено доказательств, подтверждающих возможность осуществить технологическое присоединение объектов капитального строительства без выполнения строительных работ распределительного газопровода.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст.445 Гражданского кодекса РФсторона, направившая оферту и получавшая от стороны для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения такого извещения, либо истечения срока для акцепта.
Пунктом 1 ст.446 Гражданского кодекса РФпредусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу п. 2 ст. 446 Гражданского кодекса РФ, разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (абз. 2 п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса РФ).
Аналогичные положения закреплены в п.п.77, 79, 80 Правил.
Из приведенных норм следует, что требование о понуждении заключить договор, обязательный для одной или обеих сторон, перешедшее в спор об отдельных условиях этого договора, должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям.
При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при уклонении от заключения договора и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11).
В соответствии с п. 77 Правил, в случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении дополненных технических условий.
При направлении заявителем мотивированного отказа от подписания проекта договора о подключении или протокола разногласий к проекту договора о подключении исполнитель обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных мотивированного отказа и протокола разногласий рассмотреть их, принять меры к урегулированию разногласий и направить заявителю для подписания новый проект договора о подключении (п. 79 Правил).
Согласно п. 80 Правил, при отклонении исполнителем указанных в пункте 79 настоящих Правил предложений по корректировке проекта договора о подключении либо неполучении извещения о результатах их рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать на рассмотрение суда и (или) Федеральной антимонопольной службы разногласия, возникшие при заключении договора о подключении.
Орлова Д.Л.23.08.2017 годанаправила в адрес ответчика заявление, в котором указывала на то, что ответчиком неверно выбрано место присоединения и неверно определен размер платы за присоединение, при этом договор о подключении, направленный ей в качестве оферты, подписан не был, протокол разногласий не был представлен.
В адрес Орловой Д.Л. 22.09.2017 годабыли направлены ответы на заявление от 23.08.2017, в которых Орловой Д.Л. был разъяснен порядок определения стоимости подключения, то есть с требованиями Орловой Д.Л. АО «Газпром газораспределение Иваново» не согласилось.
Таким образом, при заключении договора о подключении у сторон возникли разногласия, касающиеся исключительно цены договора.
Орловой Д.Л. заявлено требование о возложении на ответчика обязанности исключить из договора о подключении нормы, указанные в п. 2.2.3, как противоречащую типовой форме договора.
Поскольку до настоящего времени между истцом и ответчиком не заключен договор подключения (технологического присоединения), не достигнуто соглашение по его существенным условиям, требования об исключении из договора о подключении норм, указанных в п. 2.2.3, как противоречащих типовой форме договора в процессе урегулирования преддоговорного срока, истцом не предъявлялись и сторонами не рассматривались, следовательно, они не могут быть предметом судебного разбирательства, то есть быть заявлены как исковые требования при рассмотрении судом настоящего дела, поскольку настоящие разногласия по указанным пунктам договора могли быть урегулированы в досудебном порядке.
Поскольку решение суда вынесено не в пользу истца, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, предусмотренной ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» не имеется, в связи с чем, в удовлетворении иска в данной части также должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Орловой Дины Леонидовны к акционерному обществу «Газпром газораспределение Иваново» о защите прав потребителя отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение 1 месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Гаврилова Е.В.
№