ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-230/20 от 09.06.2020 Обской городского суда (Новосибирская область)

Дело №2-230/2020

Поступило в суд 19.03.2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2020 года г. Обь Новосибирской области

Обской городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Зайнутдиновой Е.Л.,

при секретаре судебного заседания Петровой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Журавлевой Галины Геннадьевны к ПАО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Журавлева Г.Г. обратилась в суд с иском к ПАО «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании убытков в размере 25 887,33 рублей, неустойки в размере 135 655 рублей, компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом ко взысканию.

Свои требования обосновывает тем, что истица ДД.ММ.ГГГГ через официальный сайт Авиакомпании «Сибирь» приобрела авиабилеты для себя и членов своей семьи: Журавлевой Ю.С., Журавлевой С.И., Журавлеву И.О., Чурину Д.В. на поездку в отпуск по маршруту Кемерово-Москва-Рим-Москва-Кемерово с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ из аэропорта г. Кемерово в 07 часов 40 минут, с пересадкой в аэропорту Домодедово г. Москва с вылетом в 11 часов 50 минут и прилетом в аэропорт Фьюмичино (Рим, Италия) в 14 часов 40 минут. Обратный маршрут – вылет из Рима ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 45 минут с пересадкой в г. Москва и прилетом в г. Кемерово ДД.ММ.ГГГГ в 6 часов 40 минут. Истице был оформлен единый авиабилет на всю поездку, стоимость которого составила 135 655 рублей. Вся сумма истицей была оплачена полностью, и ей на электронную почту пришло подтверждение о бронировании авиабилетов, номер заказа , бронирование номера билетов , , , , .

При перелете по данному авиабилету истице и членами ее семьи было сдано и зарегистрировано 4 места багажа и 2 детских коляски. На багаж были наклеены бирки с указанием фамилии пассажира (), веса багажа, а также данных рейса и авиаперевозчика. По прибытии в аэропорт г. Кемерово истицей было обнаружено, что один чемодан имеет сильные повреждения, а именно: было оторвано колесо, в пластиковом корпусе имелась сквозная трещина длиной около 27 см., повреждена телескопическая выдвижная ручка. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ после получения багажа был составлен коммерческий акт . При составлении акта истице было разъяснено о необходимости проведения товароведческой экспертизы, по результатам которой будет решен вопрос о выплате компенсации, и составления письменной претензии авиаперевозчику. Претензию истице не удалось отправить через электронную почту, и ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в экспертную организацию ООО «Независимое бюро товарных экспертиз». Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, утеря качества чемодана составила 100%, сумма ущерба 7 797 рублей 33 копейки. Истица понесла расходы на оплату экспертизы в размере 3 090 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истицей Журавлевой Г.Г. была направлена претензия с результатами экспертизы, в которой она просила авиаперевозчика возместить стоимость поврежденного чемодана, а также расходы на поведение товароведческой экспертизы.

Однако, в удовлетворении требований о возмещении расходов истице было отказано в ввиду пропуска ею 7-дневного срока для предъявления претензии.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения с данным иском в суд.

Истица Журавлева Г.Г. в судебное заседаниене явилась, о дате, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Истицей также представлен отзыв на возражения ответчика на иск, в котором она просит удовлетворить заявленные ею требования в полном объеме.

Представитель ПАО «Авиакомпании «Сибирь» Дудина О.О. иск не признала. В судебном заседании поддержала представленные возражения на исковое заявление, в котором ответчик просит оказать в удовлетворении заявленных требований в силу следующего. Италия, где истица с семьей проводила отпуск, является государством-участником Монреальской Конвенции с ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, перелет рейсами S7 626 / S7 171 за ДД.ММ.ГГГГ по маршруту «Рим – Москва, Домодедово – Кемерово» является международной воздушной перевозкой. Согласно п. 2 ст. 31 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, заключенной в г. Монреале ДД.ММ.ГГГГ в случае причинения вреда лицо, имеющее право на получение груза, должно направить перевозчику возражение немедленно пообнаружении вреда и не позднее семи дней со дня получения зарегистрированного багажа.

Аналогичные правила предъявления претензии при повреждении багажа содержатся в ст. 127 Воздушного кодекса РФ.

Из приложенных к претензии документов было установлено, что багаж был получен истицей ДД.ММ.ГГГГ, при этом претензия, заверенная подписью истицей была написана ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, срок, установленный действующим законодательством РФ для предъявления претензии перевозчику, который составляет семь дней со дня получения зарегистрированного багажа, пропущен. Однако документов, подтверждающих уважительную причину пропуска срока предъявления претензии, до настоящего времени к претензии не приложено.

Требования о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, поскольку в претензионном порядке с требованием о выплате компенсации морального вреда до предъявления настоящего иска истица не обращалась.

Также, представитель ответчика отметила, что в связи с тем, что срок, установленный действующим законодательством РФ для предъявления претензии перевозчику, который составляет семь дней со дня получения зарегистрированного багажа, пропущен, то при таких обстоятельствах положения Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» не подлежит применению.

Суд, выслушав доводы представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

На основании ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Исходя из положений п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Согласно ч. 1 ст.103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

В силу ч. 1 ст. 116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Страна Италиявходит в Список стран Европейского союза и является государством-участником Монреальской конвенции с ДД.ММ.ГГГГ

Монреальская конвенция (Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Заключена в г. Монреале ДД.ММ.ГГГГ) является многосторонним договором, которая в силу п. 1 ст. 1 Конценции применяется при всякой международной перевозке людей, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна. Она применяется также к бесплатным перевозкам, осуществляемым посредством воздушного судна авиатранспортным предприятием.

На сновании п. 1 ст. 18 Монреальской конвенции перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, утери или повреждения груза, только при условии, что событие, ставшее причиной такого вреда, произошло во время воздушной перевозки.

Согласно п. 2 ст. 31 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, заключенной в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в случае причинения вреда лицо, имеющее право на получение груза, должно направить перевозчику возражение немедленно по обнаружении вреда и не позднее семи дней со дня получения зарегистрированного багажа. В случае задержки протест должен быть произведен не позднее двадцати одного дня, считая со дня, когда багаж или груз были переданы в его распоряжение. Всякое возражение должно быть осуществлено письменно и вручено или отправлено в вышеупомянутые сроки (п. 3 ст. 31 Конвенции).

Аналогичные правила предъявления претензии при повреждении багажа содержатся в ст. 127 Воздушного кодекса РФ.

Российская Федерация является государством-участником Монреальской Конвенции с ДД.ММ.ГГГГ

В силу положений ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса РФ, ч. 4 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 2 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 3 Воздушного кодекса РФ положения Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок имеют приоритет перед национальным законодательством.

В случае получения багажа или груза без возражений предполагается, что если не доказано иное, то они доставлены в надлежащем состоянии и согласно перевозочному документу, при этом всякое возражение должно быть осуществлено в срок, установленный для этого возражения (п. 2 ст. 26 Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12 октября 1929 года).

Пунктом 11.3.4 Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов АО «Авиакомпания «Сибирь» предусмотрено, что перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Как следует из письменных материалов дела, между Журавлевой Г.Г. и ПАО «Авиакомпания «Сибирь» был заключен договор воздушной перевозки, что подтверждается авиабилетами , , , , на международные рейсы S7 626 / S7 171 по маршруту «Рим – Москва, Домодедово – Кемерово»

При перелете по данному авиабилету истице и членами ее семьи было сдано и зарегистрировано 4 места багажа и 2 детских коляски. На багаж были наклеены бирки с указанием фамилии пассажира (), веса багажа, а также данных рейса и авиаперевозчика.

Как указывает сама истица, по прибытии в аэропорт г. Кемерово ею было обнаружено, что один чемодан имеет сильные повреждения, а именно: было оторвано колесо, в пластиковом корпусе имелась сквозная трещина длиной около 27 см., повреждена телескопическая выдвижная ручка, о чем ДД.ММ.ГГГГ был составлен коммерческий акт (л.д. 15).

При составлении акта истице было разъяснено о необходимости проведения товароведческой экспертизы, по результатам которой будет решен вопрос о выплате компенсации, и составления письменной претензии авиаперевозчику. Претензию истице не удалось отправить через электронную почту, и ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в экспертную организацию ООО «Независимое бюро товарных экспертиз». Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ утеря качества чемодана составила 100%, сумма ущерба 7 797 рублей 33 копейки. Истица понесла расходы на оплату экспертизы в размере 3 090 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истицей Журавлевой Г.Г. была направлена претензия с результатами экспертизы, в которой она просила авиаперевозчика возместить стоимость поврежденного чемодана, а также расходы на поведение товароведческой экспертизы.

Однако, в удовлетворении требований о возмещении расходов истице было отказано в ввиду пропуска ею 7-дневного срока для предъявления претензии.

Согласно отзыву ответчика на исковое заявление, при международных воздушных перевозках претензии пассажиров принимаются на официальном сайте авиакомпании S7 Airlines через форму «Обратной связи». Из информации, предоставленной Контактным центром, следует, в период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по указанному в бронировании адресу электронной почты 31101968@mail.ru обращений не зафиксировано. По номеру телефона +79515965610 зафиксировано обращение от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу миль в программе S7 Priority, но не по вопросу претензии. Данные обстоятельства также были подтверждены представителем ответчика в судебном заседании.

Статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Пунктом 11.3.4 Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов АО «Авиакомпания «Сибирь» предусмотрено, что перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

В силу п. 2 ст. 31 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, заключенной в г. Монреале ДД.ММ.ГГГГ, и п. 1 ст.127 Воздушного кодекса РФ в случае причинения вреда лицо, имеющее право на получение груза, должно направить перевозчику возражение немедленно по обнаружении вреда и не позднее семи дней со дня получения зарегистрированного багажа.

Багаж истцом был получен ДД.ММ.ГГГГ, тогда как с письменной претензией она обратилась к авиаперевозчику только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 7-дневного срока, установленного законом.

Документов, подтверждающих уважительную причину пропуска срока предъявления претензии, истицей не представлено.

Суд не принимает доводы истца о том, что составление коммерческого акта доказывает предъявление возражений перевозчику.

В соответствии с п. 1 ст. 124 Воздушного кодекса РФ при выдаче багажа или груза коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

несоответствие фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе;

повреждение (порча) груза;

недостача или повреждение (порча) багажа;

обнаружение багажа или груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа или груза.

Коммерческий акт, составленный сотрудниками аэропорта, претензией не является, поскольку необходимое условие для реализации данного права - предъявление перевозочных документов; лицо, обязанное составить коммерческий акт - перевозчик. Цель составления коммерческого акта - удостоверение обстоятельств, послуживших основанием для предъявления претензий.

В соответствии с п. 4 ст. 124 Воздушного кодекса РФ в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

Согласно п. 11.4.2. Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов АО «Авиакомпания Сибирь», размещенных на официальном сайте в претензионном заявлении указывается:

a) наименование перевозчика, к которому предъявляется претензия;

b) наименование и почтовый адрес учреждения, предприятия, организации или лица, заявившего претензию, контактные телефоны, факс, адрес электронной почты;

c) обстоятельства, являющиеся основанием для претензии, содержание претензии;

d) размер суммы выплаты по претензии и ее расчет, подтвержденный документально;

e) перечень документов, приложенных к претензии.

f) подпись заявителя.

Представленный коммерческий акт от 10.07.2019г. таких данных не содержит, в связи с чем, не может быть признан судом надлежащим возражением, предъявленным пассажиром.

Согласно п. 4 ст. 31 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, заключенной в г. Монреале 28 мая 1999 года, при отсутствии возражения в вышеупомянутые сроки никакие иски против перевозчика не принимаются, кроме случая обмана со стороны последнего.

Учитывая, что срок для предъявления претензии истцом был нарушен, и материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о факте обмана Журавлевой Г.Г. со стороны перевозчика, то в удовлетворении требования о взыскании стоимости испорченного чемодана следует отказать.

Поскольку в удовлетворении основного требования истцу отказано, то требования о взыскании неустойки и штрафа удовлетворению не подлежат. Также не подлежат удовлетворению требования о компенсации морального вреда, поскольку в силу ст. 151 и 1099 ГК РФ доказательств, подтверждающих причинение истцу физических и нравственных страданий действиями ответчиком, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеперечисленными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Журавлевой Галины Геннадьевны к ПАО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 16 июня 2020 г.

Судья Е.Л. Зайнутдинова