ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-230/20 от 19.05.2020 Смидовичского районного суда (Еврейская автономная область)

Дело № 2-230/2020

УИД 79RS0006-01-2020-000277-46

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2020 года

Смидовичский районный суд Еврейской автономной области

в составе судьи Куликовой Е.А.

при секретаре Валаевой А.В.

с участием прокурора Кобзаря Н.Д.

представителей ответчиков Семеновой И.А., Кононович О.М.,

Михайловой О.Н., Андриановой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Смидович дело по исковым заявлениям прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа-сад № 9 с. Песчаное», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа-сад № 22 с.им. Тельмана», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8 с. Аур», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Даниловка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Приамурский», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 10 п. Волочаевка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 11 с. Волочаевка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 с.Камышовка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Смидович», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 7 п. Николаевка», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа-сад № 9 с. Песчаное», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа-сад № 22 с.им. Тельмана», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8 с. Аур», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Даниловка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Приамурский», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 10 п. Волочаевка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 11 с. Волочаевка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 с.Камышовка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Смидович», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Смидович», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 7 п. Николаевка», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Смидовичского района ЕАО проведена проверка исполнения образовательными организациями и органами местного самоуправления требований законодательства о несовершеннолетних и молодежи. Установлено, что в МБОУ «Школа-сад №9 с. Песчаное», МБОУ «Школа-сад №22 с.им. Тельмана», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 с. Аур», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 с. Даниловка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 п. Приамурский», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 п. Волочаевка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 с. Волочаевка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с. Камышовка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Смидович», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Николаевка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Смидович», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 п. Николаевка» отсутствует цифровая (электронная) библиотека, что противоречит требованиям об образовании в Российской Федерации и ограничивает права несовершеннолетних на доступ к образованию, что является нарушением требований Конституции РФ. Прокурор просит обязать МБОУ «Школа-сад №9 с. Песчаное», МБОУ «Школа-сад №22 с.им. Тельмана», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 с. Аур», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 с. Даниловка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 п. Приамурский», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 п. Волочаевка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 с. Волочаевка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с. Камышовка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Смидович», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Николаевка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Смидович», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 п. Николаевка» создать в срок до 01.01.2021 в школах цифровую (электронную) библиотеку. Обязать муниципальное образование «Смидовичский муниципальный район» ЕАО в срок до 01.11.2020 произвести финансирование работ по созданию в школах цифровой (электронной) библиотеки.

Помощник прокурора Кобзарь Н.Д. полностью поддержал заявленные требования и просил суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО Тимошенко Е.В. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без участия представителя администрации. В материалах дела имеется письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что с требованиями прокурора к администрации Смидовичского муниципального района ответчик не согласен, поскольку подушевое финансирование общеобразовательных учреждений на приобретение необходимого для занятий оборудования и учебной литературы не входит в полномочия органов местного самоуправления. Помимо этого, статьёй 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ установлено, что библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями. Все общеобразовательные учреждения укомплектованы учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями), учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной общеобразовательной программы среднего общего образования, достаточной для освоения общеобразовательной программы на каждого обучающегося по каждому учебному проекту. В связи с этим, администрация муниципального района считает требования истца неправомерными и просит отказать в их удовлетворении.

Представители ответчиков – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 п. Волочаевка» Андрианова Л.А., МБОУ «Школа-сад №22 с.им. Тельмана» Семенова И.А. в судебном заседании с требованиями прокурора об обязании создать цифровую (электронную) библиотеку не согласны.

Представители ответчиков – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Приамурский» Кононович О.М., МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 с. Даниловка» Михайлова О.Н. в судебном заседании с требованиями прокурора об обязании создать цифровую (электронную) библиотеку согласились.

Представители ответчиков – МБОУ «Школа-сад №9 с. Песчаное», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 с. Аур», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 с. Волочаевка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с. Камышовка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Смидович», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Николаевка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Смидович», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 п. Николаевка» будучи надлежащим образом уведомленными, в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили.

Выслушав, пояснения помощника прокурора, представителей ответчиков Семеновой И.А., Кононович О.М., Михайловой О.Н., Андриановой Л.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что в результате проведенной прокуратурой района проверки по соблюдению требований Конституции РФ и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выявлен факт отсутствия в муниципальных образовательных учреждениях цифровой (электронной) библиотеки, что ограничивает доступ обучающихся и учителей к профессиональным базам данных, информационным справочным, поисковым системам и другим информационным ресурсам, что в свою очередь ущемляет право детей на доступное и качественное образование.

Указанные обстоятельства достоверно подтверждены письменными доказательствами по делу и не вызывают сомнения.

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоначальное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Статья 9 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» регламентирует, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В пунктах 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах признания приоритетности образования, обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.

Согласно части 1 и 2 статьи 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

В соответствии со статьей 28 названного Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (часть 2).

При этом к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями (пункты 2, 9 части 3).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

Согласно пункту 27 названного Стандарта учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на создание широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы должно включать: информационную поддержку деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета); укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы среднего общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования.

Таким образом, из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что действующим законодательством предусмотрено создание цифровых (электронных) библиотек, дающих возможность доступа к профессиональным базам данных, информационным справочным, поисковым системам и другим информационным ресурсам. Соответственно указывается на необходимость для организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществить подбор, приобретение, разработку, систематизацию и обеспечение возможности пользования такими ресурсами обучающимися и преподавателями. Целью создания таких библиотек является обеспечение реализации образовательных программ, применяемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Отсутствие цифровой (электронной) библиотеки ограничивает доступ обучающихся и учителей к электронным учебникам и пособиям, профессиональным базам данных, информационным справочным, поисковым системам и другим информационным ресурсам.

В нарушение указанных выше требований законодательства ответчиками данное обязательство не исполнено, что подтверждается материалами дела.

Довод ответчика администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО о том, что финансирование общеобразовательных учреждений на приобретение необходимого для занятий оборудования и учебной литературы не входит в полномочия органов местного самоуправления суд не может принять во внимание, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчиков от создания в общеобразовательных учреждениях цифровых (электронных) библиотек, поскольку в силу прямого указания действующего законодательства ответчики обязаны выполнять требования нормативных документов, направленных на обеспечение реализации образовательных программ, применяемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании пункта 1 статьи 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ (подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3).

В соответствии с пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Следовательно, обязанность финансового обеспечения образовательного процесса может быть возложена на муниципальное образование «Смидовичский муниципальный район» ЕАО.

Поскольку представители ответчиков в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представили в суд доказательств, подтверждающих наличие цифровых (электронных) библиотек в общеобразовательных учреждениях, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц. Неисполнение ответчиками своих обязанностей по организации учебного процесса нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся.

Таким образом, требования прокурором заявлены законно, обоснованно и подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.

Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, суд полагает, возможным установить срок исполнения решения суда до 01.01.2021.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа-сад №9 с. Песчаное», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа-сад №22 с.им. Тельмана», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №8 с. Аур», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4 с. Даниловка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №18 п. Приамурский», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №10 п. Волочаевка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №11 с. Волочаевка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №5 с. Камышовка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Смидович», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Николаевка», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Смидович», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7 п. Николаевка», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-сад №9 с. Песчаное», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-сад №22 с.им. Тельмана», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с. Аур», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с. Даниловка», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18 п. Приамурский», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 п. Волочаевка», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 с. Волочаевка», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 с. Камышовка», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Смидович», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Николаевка», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Смидович», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 п. Николаевка» создать в срок до 01.01.2021 цифровую (электронную) библиотеку.

Обязать администрацию муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области в срок до 01.11.2020 произвести финансирование работ по созданию в муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Школа-сад №9 с. Песчаное», муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Школа-сад №22 с.им. Тельмана», муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №8 с. Аур», муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №4 с. Даниловка», муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №18 п. Приамурский», муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №10 п. Волочаевка», муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №11 с. Волочаевка», муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №5 с. Камышовка», муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Смидович», муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Николаевка», муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Смидович», муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №7 п. Николаевка» цифровых (электронных) библиотек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Куликова

Мотивированное решение составлено 25.05.2020.