ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-230/2016 от 22.11.2016 Верхнекетского районного суда (Томская область)

Дело № 2-230/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Белый Яр 22 ноября 2016 года

Верхнекетский районный суд Томской области в составе

судьи Песецкой И.Н.

при секретаре Князевой Н.Б.,

с участием истца Моженкова А.Н.,

представителя ответчика Филипповой Н.В.,

представителя третьего лица - Управления образования Администрации Верхнекетского района – Дергачевой Е.С. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моженкова А.Н. к МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1» о признании незаконным отказа в зачислении ребенка в контингент обучающихся МБОУ «Белоярская СОШ № 1» в качестве экстерна на весь период обучения в форме семейного образования, возложении обязанности зачислить М.Т.А. в МБОУ «Белоярская СОШ № 1» в контингент обучающихся школы в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации с 1 сентября 2016 года и на весь период получения общего образования в семейной форме, предоставлении соответствующих мер социальной поддержки (компенсации родителям за обучение и питание ребенка), заключении с истцом договора на текущий 2016/2017 учебный год о прохождении промежуточной аттестации, определяющего права и обязанности сторон, порядок расторжения и срок действия договора, финансовые взаимоотношения сторон, порядок и срок проведения промежуточной аттестации с приложением, включающим учебный план в рамках реализации ФГОС (1 класс), график проведения промежуточной аттестации, график консультаций для родителей и расписание для 1 класса,

У С Т А Н О В И Л:

Моженков А.Н. (далее – Моженков А.Н., истец) обратился в суд с указанным выше иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Белоярская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Белоярская СОШ № 1», школа, ответчик). В обоснование требований указал в исковом заявлении, что является отцом М.Т.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ. Он и его супруга выбрали для своего ребенка обучение в форме семейного образования, написав заявление в МБОУ «Белоярская СОШ № 1» и уведомление о выборе этой формы обучения в районное управление образования. Ответчик отказался зачислить ребенка в контингент обучающихся в качестве экстерна с 01.09.2016 г., заключить договор на текущий 2016/2017 учебный год о прохождении промежуточной аттестации, определяющий права и обязанности сторон, порядок расторжения и срок действия договора, финансовые взаимоотношения сторон, порядок и срок проведения промежуточной аттестации с приложением, включающим учебный план в рамках реализации ФГОС (1 класс), график проведения промежуточной аттестации, график консультаций для родителей и расписание для 1 класса и предоставить меры социальной поддержки (выплата компенсации родителям за обучение и питание ребенка). Ответчик утверждает, что экстерн числится среди обучающихся образовательной организации исключительно в течение непосредственного прохождения промежуточной или итоговой аттестации, компенсация родителям за обучение ребенка не выплачивается, а осуществляется за счет родителей. В соответствии с ч.3 ст.17, ч.3 ст.34, п.9 ч.1 ст.33 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012) предусмотрено зачисление ребенка в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации и в этом качестве включение его в контингент обучающихся, но не учащихся. Частью первой ст.34 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 предусмотрены академические права обучающихся. Право на пользование указанными в пунктах 17 и 21-23 названного закона правами полностью утрачивает смысл в случае, когда экстерн числится среди обучающихся образовательной организации исключительно в течение непосредственного прохождения промежуточной или итоговой аттестации, т.е. в течение 1-2 недель в году, что ведет к серьезной дискриминации детей, обучающихся в формах семейного образования, а также противоречит положению ч.1 ст.58 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012, указывающему на «сопровождение» процесса освоения образовательных программ промежуточной аттестацией. В ч.3 ст.34 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 при прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Дети, получающие семейное образование и проходящие аттестацию экстерном в школах, являются экстернами, относятся к контингенту обучающихся и не могут относиться к учащимся, поскольку учащиеся только одна из разновидностей обучающихся. Закон об образовании не предусматривает возможность исключения ребенка, для которого выбраны в качестве формы обучения семейное образование или самообразование, из контингента обучающихся школы в связи с этим выбором, если родители желают, чтобы он продолжал числиться в школе в качестве экстерна. Разъяснения, содержащиеся в письме Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 № ИТ-1139/08 и методических рекомендаций к нему, незаконны и не из чего не вытекают. В государственном бюджете средства в части возмещения затрат на образование и питание предусмотрены на обучающихся, независимо от формы их образования. Незаконно отказывая в возмещении затрат на образование и питание обучающемуся в семейной форме, ответчик ликвидирует тем самым гарантированную государством общедоступность образования в семейной форме, так как она ложится тяжелым бременем на бюджет семьи. Гарантированная государством бесплатность образования в объеме установленного государством стандарта обозначает обязанность государства по возмещению соответствующих затрат тем организациям общества, которые несут на себе эти затраты на образование. К таким организациям Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 причисляет семью, устанавливая семейную форму образования и доверяя семье обеспечить образование своих детей в объеме не ниже этого стандарта. Семья наравне с образовательной организацией вправе пользоваться государственными гарантиями бесплатного образования, получая из бюджета наравне со школами денежные средства в размере затрат на образование и питание своих детей, получающих образование в семейной форме.

В судебном заседании Моженков А.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в возражениях на отзыв третьего лица.

Представитель ответчика, директор МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1» Филиппова Н.В. с иском не согласилась, пояснила суду, что приказ о зачислении М.Т.А. в контингент обучающихся в МБОУ «Белоярская СОШ № 1» в качестве экстерна имеется (от ДД.ММ.ГГГГ), на основании приказов утверждены график прохождения промежуточной аттестации и учебный план для 1 класса. Родители получили график, учебный план, учебники. Экстерны являются обучающимися в силу закона. Школа не может нести ответственность за ребенка, который в ней не обучается, а должна отвечать только на периоды прохождения аттестаций. Нормативными актами не предусмотрено заключение письменного договора с родителем на образование детей, обучающихся по форме семейного образования. Вместе с тем, школа готова заключить договор об организации и проведении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации, проект которого был предоставлен истцу, однако последний отказался его заключать, так как договор не содержит предлагаемые им пункты. Также ни в одном нормативном акте нет требования о предоставлении школой расписания занятий с ребенком, обучающимся по форме семейного образования. Школа является муниципальным учреждением и финансируется за счет бюджетных средств. Денежные средства для выплаты компенсации затрат родителям несовершеннолетних, принявшим на себя обязательства при выборе семейной формы получения образования, в областном бюджете, бюджете школы не предусмотрены.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Управления образования Администрации Верхнекетского района Томской области, Дергачева Е.С. выразила несогласие с заявленными требованиями, пояснила, что истцом для своего несовершеннолетнего сына М.Т.А. выбрано получение образования в форме семейного образования, т.е. не в образовательном учреждении. Приказами МБОУ «Белоярская СОШ № 1» от ДД.ММ.ГГГГу, от ДД.ММ.ГГГГ о/д, от ДД.ММ.ГГГГ о/д М.Т.А. зачислен в качестве экстерна, утверждены график прохождения промежуточной аттестации и учебный план экстерна. МБОУ «Белоярская СОШ №1» в рамках Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ исполнило свои обязательства по зачислению М.Т.А.. По требованию по предоставлению мер социальной поддержки, а именно компенсации за обучение и питание ребенка, считает МБОУ «Белоярская СОШ №1» ненадлежащим ответчиком. МБОУ «Белоярская СОШ » является муниципальным учреждением и финансируется за счет бюджетных средств, а в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях финансируется за счет областного бюджета. Обеспечение реализации прав, предусмотренных ст.34 и ст.42 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется за счет средств областного бюджета путем выделения ассигнований на обеспечение деятельности областных государственных общеобразовательных организаций и предоставления соответствующих субвенций местным бюджетам. Постановлением Администрации Томской области от 22.04.2014 № 156а "Об утверждении региональных нормативов расходов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области" установлены региональные нормативы расходов по программам начального общего образования, включающие расходы на обеспечение прохождения лицами, осваивающими основные общеобразовательные программы в форме семейного образования, промежуточной и государственной итоговой аттестации в общеобразовательной организации. Действующим законодательством выплата компенсации затрат родителям несовершеннолетних, принявшим на себя обязательства, возникающие при семейной форме получения образования, не предусмотрена.

Управлением образования Администрации Верхнекетского района представлен письменный отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 и ч.4 ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Согласно п.2 ч.1 ст.17, ст.63 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование, в том числе и общее образование в Российской Федерации, может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

В силу ч.3 ст.34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Статьей 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ установлено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования формы получения образования и формы обучения, а также дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Кроме того, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях, в соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. При получении общего образования в форме семейного образования образовательная организация несет ответственность за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации.

Статьями 8 и 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях.

Следовательно, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают обязательства по получению ребенком образования на себя.

В силу ч.5 ст.63 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Этим органом является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. В Верхнекетском районе Томской области – Управление образования Администрации Верхнекетского района.

Судом установлено, что Моженков А.Н. является отцом М.Т.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о рождении ).

ДД.ММ.ГГГГ истцом в соответствии с ч.5 ст.63 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ направлено в Управление образования Администрации Верхнекетского района уведомление о выборе формы получения общего образования в форме семейного образования.

ДД.ММ.ГГГГ директор МБОУ «Белоярская СОШ №1» Филиппова Н.В. извещена Управлением образования о выборе Моженковым А.Н. формы получения образования в форме семейного образования его сыном М.Т.А. и о том, что школа № 1 определена общеобразовательной организацией для прохождения промежуточной и итоговой аттестации.

Суду представлена копия Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Белоярская средняя общеобразовательная школа» .

Приказом директора МБОУ «Белоярская СОШ №1» у от ДД.ММ.ГГГГМ.Т.А. зачислен в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации.

Приказом директора МБОУ «Белоярская СОШ №1» от ДД.ММ.ГГГГ о/д утвержден график прохождения промежуточной аттестации М.Т.А. в форме семейного образования в первом полугодии 2016-2017 учебного года.

Приказом директора МБОУ «Белоярская СОШ №1» от ДД.ММ.ГГГГ о/д утвержден учебный план экстерна М.Т.А. в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (1 класс).

ДД.ММ.ГГГГ Моженковым А.Н. получены график проведения промежуточной аттестации М.Т.А. в первом полугодии 2016-2017 учебного года за курс 1 класса, учебный план экстерна М.Т.А. в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (1 класс).

Прокуратурой Верхнекетского района ДД.ММ.ГГГГ Моженкову А.Н. даны разъяснения о том, что действующим законодательством выплата компенсации затрат родителям несовершеннолетних, принявшим на себя обязательства, возникающие при семейной форме получения образования, не предусмотрена.

ДД.ММ.ГГГГ Моженковым А.Н. на имя директора МБОУ «Белоярская СОШ №1» подано заявление с просьбой зачислить М.Т.А. в школу в качестве экстерна с 1 сентября 2016 года на весь период получения общего образования для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, издав соответствующий распорядительный акт; организовать аттестацию ребенка экстерном в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в области образования; заключить договор на текущий 2016/2017 учебный год о прохождении промежуточной аттестации, определяющий права и обязанности сторон, порядок расторжения и срок действия договора, финансовые взаимоотношения сторон, порядок и сроки проведения промежуточной аттестации с приложением, включающим учебный план в рамках реализации ФГОС (1 класс), график проведения промежуточной аттестации, график консультаций для родителей и расписание уроков для 1 класса, предоставить меры социальной поддержки (выплата компенсации родителям за обучение и питание ребенка).

Согласно п.4.2, 4.5, 4.16, 6.1 Положения по организации освоения обучающимися общеобразовательных программ вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в формах семейного образования и самообразования), утвержденного приказом директора МБОУ БСОШ № 1 от 09.10.2014 г. № 172, экстернами являются лица, зачисленные в образовательное учреждение для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. Руководителем образовательного учреждения издается приказ о зачислении экстерна в образовательное учреждение для прохождения аттестации, в котором устанавливаются сроки и формы промежуточной аттестации. Родители обучающихся заключают договор с образовательной организацией об организации и проведении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. При прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающиеся, получающие общее образование в указанных формах, пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Данные положения соответствуют положения Закона «Об образовании в Российской Федерации» в части организации получения образования в форме семейного образования.

Распорядительный акт о приеме для прохождения промежуточной аттестации в отношении сына истца – М.Т.А. администрацией школы принят, что не оспаривается сторонами.

Требование Моженкова А.Н. о признании незаконным отказа ответчика в зачислении ребенка в контингент обучающихся МБОУ «Белоярская СОШ № 1» в качестве экстерна на весь период обучения в форме семейного образования, возложении обязанности зачислить М.Т.А. в МБОУ «Белоярская СОШ № 1» в контингент обучающихся школы в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации с 1 сентября 2016 года и на весь период получения общего образования в семейной форме, удовлетворению не подлежит.

Согласно ст.33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся, в том числе, экстерны – лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Таким образом, экстерн является обучающимся в силу закона. В число обучающихся М.Т.А. принят, он зачислен в образовательное учреждение в качестве экстерна.

Поскольку ребенок зачислен в образовательную организацию в качестве экстерна, отсутствует незаконный отказ в зачислении его в контингент обучающихся.

Из содержания ч.2 и ч.3 ст.53 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ следует, что в отдельных случаях юридическим фактом, порождающим образовательные правоотношения между образовательной организацией и лицом, принятым на обучение, является не распорядительный акт образовательной организации, а договор на образование. К таковым относятся: - прием на обучение по образовательным программам дошкольного образования; - прием на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, то есть на платной основе; - прием на целевое обучение в соответствии со ст.56 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Как видно из указанного перечня, лица, поступающие в образовательную организацию для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации за счет бюджетных ассигнований, в этом перечне не поименованы.

Следовательно, заключение между сторонами письменного договора на образование детей, обучающихся по форме семейного образования, не требуется.

Таким образом, требование Моженкова А.Н. о заключении с ним договора на текущий 2016/2017 учебный год о прохождении промежуточной аттестации, определяющего права и обязанности сторон, порядок расторжения и срок действия договора, финансовые взаимоотношения сторон, порядок и срок проведения промежуточной аттестации с приложением, включающим учебный план в рамках реализации ФГОС (1 класс), график проведения промежуточной аттестации, график консультаций для родителей и расписание для 1 класса, удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем, ответчик готов заключить с истцом договор, предоставив проект договора, однако истец отказывается от заключения договора, мотивируя отсутствие в нем определенных условий. Поскольку договор не заключен, оснований оспаривать его условия не имеется. Кроме того, вопросы прохождения экстерном М.Т.А. аттестации определены, права и обязанности сторон, порядок заключения договора, срок его действия, финансовые взаимоотношения сторон, порядок и сроки проведения аттестаций, с утверждением учебного плана, графика проведения аттестации определены нормативными документами и принятыми решениями ответчика. Расписание уроков обучающихся (и не только для 1 класса) является общедоступной информацией, предоставляемой образовательным учреждением.

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ обучающимся предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами; образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования (ч.2 ст.63 названного закона).

Как разъяснено в п.6 письма Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 № ИТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме", в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).

Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

В соответствии с п.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Абзацем 5 ст.26.3.1 названного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Следовательно, расходы по обеспечению компенсационных выплат на питание детей, обучающихся в форме семейного образования, являются расходным обязательством субъектов Российской Федерации, и осуществляется в установленном ими порядке.

В соответствии со ст. 111 Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть с 01 сентября 2013 года, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Постановлением Администрации Томской области от 22.04.2014 № 156а "Об утверждении региональных нормативов расходов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области" установлены региональные нормативы расходов по программам начального общего образования, включающие расходы на обеспечение прохождения лицами, осваивающими основные общеобразовательные программы в форме семейного образования, промежуточной и государственной итоговой аттестации в общеобразовательной организации.

В целях обеспечения реализации ч.3 ст.64 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ в части предоставления бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, органы местного самоуправления наделены указанными государственными полномочиями с предоставлением субвенций из областного бюджета на их реализацию (Закон Томской области от 09.12.2013 N 213-ОЗ (ред. от 12.11.2015) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры, родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования").

Указанные обстоятельства отражены в ответе Департамента общего образования Томской области от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Главы Верхнекетского района по вопросу разработки порядка компенсации родителям детей, получающих семейное образование, в качестве мер социальной поддержки на уровне субъекта Российской федерации.

Из анализа федерального и регионального законодательства следует, что выплата компенсации затрат родителям несовершеннолетних, принявшим на себя обязательства, возникающие при семейной форме получения образования, в настоящее время не предусмотрена. Со дня вступления в законную силу поправок к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с 01 сентября 2013 года), лица, осваивающие общеобразовательные программы в форме семейного образования, не входят в контингент образовательных учреждений и, соответственно, не наделены правом на получение денежных компенсаций на образование детей, а также компенсаций за питание детей в образовательном учреждении. Нормативными правовыми актами Томской области порядок возмещения родителям затрат на семейное обучение не установлен. Таким образом, заключение образовательным учреждением и родителями договора, определяющего получение образование в форме семейного образования, не обязательно, а предоставление социальной поддержки по указанным основаниям не предусмотрено.

Доводы истца о том, что принятые положения закона в части организации и получения образования в форме семейного образование, не принятие субъектом РФ законов о возмещении родителям за обучение детей и питание детей, противоречат Конституции РФ, Международной Конвенции о правах ребенка, нарушают гарантированное право на бесплатное образование, ложатся тяжким финансовым бременем на семьи, нарушают равенство всех форм образования, являются субъективным мнением истца, основанном на неверном толковании закона, поскольку государство обеспечивает предоставление гражданам, гарантированного Конституцией Российской Федерации, бесплатного общего образования, для чего государством создаются и поддерживаются образовательные учреждения, предусмотрены меры социальной поддержки. Вместе с тем, государство, наряду с предоставлением получения бесплатного образования в образовательных учреждениях, гарантирует и свободу граждан в выборе формы получения образования, включая право граждан на самообразование и получение образования в форме семейного образования, то есть вне образовательного учреждения, что является правом родителей выбрать получение образования в форме семейного образования для своих детей. Таким образом, родители добровольно и осознанно выбирая форму получения образования для своих детей в форме семейного образования, то есть, используя свое гарантированное Конституцией РФ право на получение общего образования в любой форме, берут на себя обязанность и ответственность обеспечить получение общего образования детьми вне образовательной организации. При этом, государство в лице образовательного учреждения обеспечивает бесплатную выдачу учебников, предоставление обучающимся и родителям консультаций, психолого-педагогической помощи в рамках нуждаемости, участие в олимпиадах и викторинах, всех академических прав обучающихся в соответствие выбранной формы обучения, обеспечивает сопровождение ребенка в освоении предоставление выбранной программы образования. В связи с чем, довод истца о том, что, провозгласив гарантию бесплатного общего образования, государство обязано возместить расходы и по другим формам получения образования, в частности в форме семейного образования, в том числе оплаты родителям за обучение и питание детей, является несостоятельным и не основанным на законе. Доводы истца о том, что принятые положения законов, регулирующие данные правоотношения, противоречат Конституции Российской Федерации и Конвенции о правах ребенка, являются дискриминационными, о том, что не принятие администрацией Томской области решений об оплате родителям и питания детям при семейной форме образования ставит детей в неравное положение с другими субъектами Российской Федерации, и суд вправе вынести по данному поводу представление, не обоснованы, поскольку подлежат рассмотрению в ином порядке. Постановление Администрации Томской области от 22.04.2014 года № 156А принято в рамках ее полномочий и компетенции, является действующим. Проверка конституционности законов, иных нормативных актов компетенцией суда общей юрисдикции не является.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Моженкова А.Н. к МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1» о признании незаконным отказа в зачислении ребенка в контингент обучающихся МБОУ «Белоярская СОШ № 1» в качестве экстерна на весь период обучения в форме семейного образования, возложении обязанности зачислить М.Т.А. в МБОУ «Белоярская СОШ № 1» в контингент обучающихся школы в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации с 1 сентября 2016 года и на весь период получения общего образования в семейной форме, предоставлении соответствующих мер социальной поддержки (компенсации родителям за обучение и питание ребенка), заключении с истцом договора на текущий 2016/2017 учебный год о прохождении промежуточной аттестации, определяющего права и обязанности сторон, порядок расторжения и срок действия договора, финансовые взаимоотношения сторон, порядок и срок проведения промежуточной аттестации с приложением, включающим учебный план в рамках реализации ФГОС (1 класс), график проведения промежуточной аттестации, график консультаций для родителей и расписание для 1 класса, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Верхнекетский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья (подписано) И.Н. Песецкая

На момент размещения на сайте суда не вступило в законную силу.