Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе: председательствующего: судьи Бычковой Е.А.,
при секретаре Злобиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
06 апреля 2017 года
гражданское дело по иску прокурора Новокузнецкого района к администрации Новокузнецкого муниципального района о понуждении устранить нарушения федерального законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новокузнецкого района обратился в суд с иском к администрации Новокузнецкого муниципального района о понуждении устранить нарушения федерального законодательства, мотивируя исковые требования тем, что прокуратурой района по обращению ФИО9 проверено исполнение органом местного самоуправления Новокузнецкого муниципального района законодательства при принятии в муниципальную собственность объектов электроснабжения, расположенных на территории Новокузнецкого муниципального района.
По результатам проведенной проверки выявлены факты нарушения требований действующего федерального законодательства.
В силу требований гражданского законодательства о местном самоуправлении, муниципальное образование, в границах которого расположены бесхозяйные объекты электроснабжения, принимает их на учёт и в дальнейшем признает на них право муниципальной собственности, а также обеспечивает ввиду отсутствия собственника имущества их эксплуатацию в целях организации электроснабжения. Какое-либо иное лицо не уполномочивается законом на совершение данных действий. Ответственность за содержание и эксплуатацию, а также за обеспечение электроснабжения возложена на муниципальное образование, в границах которого расположено бесхозяйное имущество. Между тем, установлено, что объекты электроснабжения трансформаторная подстанция № мощностью 250 кВа, кабельная линия ВВГЗ*35+1*16 длиной 35 метров, провод А-25 длиной 300 метров, расположенные в районе <адрес>, в реестре муниципального имущества Новокузнецкого муниципального района не значатся. Также в результате проверки установлено, что рассматриваемые объекты электроснабжения, за счет которых в настоящее время осуществляется электроснабжение жителей <адрес>, опосредованно через бесхозяйные электрические сети присоединены к линии продольного электроснабжения Ф4 ПЭ-10, находящейся на балансе <данные изъяты>». Рассматриваемые объекты электроснабжения, которые, как указано выше, опосредовано через бесхозяйные электрические сети присоединены к линии продольного электроснабжения Ф4 ПЭ-10, на балансе ресурсоснабжающих, сетевых организаций, оказывающих коммунальные услуги электроснабжения на территории Новокузнецкого района, не состоят, техническая документация на них отсутствует, договор на обслуживание не заключался.
Выявленные нарушения действующего законодательства являются условием нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку бесхозяйные объекты электроснабжения, находящиеся на территории Новокузнецкого муниципального района, за счет которых в настоящее время осуществляется электроснабжение жителей <адрес>, необходимы для целей электроснабжения, дальнейшее неисполнение требований действующего законодательства является потенциальным условием ненадлежащей их эксплуатации, повреждения, возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой ущерб здоровью людей и окружающей среде, нарушения условий жизнедеятельности. Отсутствие надлежащего обслуживания вышеуказанных объектов в настоящее время является условием нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания.
Таким образом, бездействие администрации Новокузнецкого муниципального района в сфере электроснабжения населения следует признать незаконным, обязав устранить допущенные нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если они по своему возрасту, другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд, а также в защиту неопределенного круга лиц. Таким образом, прокурор района обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, их круг постоянно меняется и его невозможно индивидуализировать и, соответственно, привлечь в качестве истцов конкретных лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Новокузнецкого района ФИО4 исковые требования уточнила, просила суд обязать администрацию Новокузнецкого муниципального района обратиться в отдел по Новокузнецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области для постановки на государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, - трансформаторной подстанции № мощностью 250 кВа, кабельной линии ВВГЗ*35+1*16 длиной 35 метров, провода А-25 длиной 300 метров, расположенных в <адрес> Новокузнецкого района Кемеровской области, предоставив пакет документов, предусмотренный п. 7 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», установив разумный срок для совершения указанных действий до 30.12.2017г.
Представитель ответчика – администрации Новокузнецкого муниципального района ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать. Суду пояснила, что установлены границы эксплуатационной ответственности между Новокузнецкой дистанцией электроснабжения и СНТ <данные изъяты>», в связи с чем администрация Новокузнецкого муниципального района не может нести ответственности за спорные объекты недвижимости, - трансформаторную подстанцию № мощностью 250 кВа, кабельную линию ВВГЗ*35+1*16 длиной 35 метров, провод А-25 длиной 300 метров, расположенных в <адрес> Новокузнецкого района Кемеровской области.
Представители третьих лиц – СНТ «<данные изъяты>ФИО6, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Сибирского управления Ростехнадзора ФИО7 полагали исковые требования подлежащими удовлетворению. Представитель СНТ «<данные изъяты> суду пояснила, что спорные объекты недвижимости на балансе СНТ «<данные изъяты> не состоят и СНТ «<данные изъяты> не используются.
Представители третьих лиц – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФИО10» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания судом извещены надлежаще. В представленном суду отзыве на исковое заявление ФИО12» в удовлетворении требований просило отказать.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает, что требования прокурора Новокузнецкого района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции РФ, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
В силу ч.1 и ч.3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Вместе с тем, при определении правового статуса вышеуказанных объектов электроснабжения следует исходить из положений гражданского законодательства, действующего законодательства о местном самоуправлении и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
В частности, в соответствии с п.2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно Приложению 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", к объектам муниципальной собственности, относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Согласно ч.1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу требований п.4 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из изложенного, муниципальное образование, в границах которого расположены бесхозяйные объекты электроснабжения, принимает их на учет и в дальнейшем признает на них право муниципальной собственности, а также ввиду отсутствия собственника обеспечивает их эксплуатацию в целях организации электроснабжения, какое-либо иное лицо не уполномочено законом на совершение данных действий.
Между тем, установлено, что объекты электроснабжения трансформаторная подстанция № мощностью 250 кВа, кабельная линия ВВГЗ*35+1*16 длиной 35 метров, провод А-25 длиной 300 метров, расположенные в районе <адрес>, в реестре муниципального имущества Новокузнецкого муниципального района не значатся, рассматриваемые объекты электроснабжения, за счет которых в настоящее время осуществляется электроснабжение жителей <адрес>, опосредованно через бесхозяйные электрические сети присоединены к линии продольного электроснабжения Ф4 ПЭ-10, находящейся на балансе ФИО15 Рассматриваемые объекты электроснабжения, которые, как указано выше, опосредовано через бесхозяйные электрические сети присоединены к линии продольного электроснабжения Ф4 ПЭ-10, на балансе ресурсоснабжающих, сетевых организаций, оказывающих коммунальные услуги электроснабжения на территории Новокузнецкого района, не состоят, техническая документация на них отсутствует, договор на обслуживание не заключался.
Выявленные нарушения действующего законодательства являются условием нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку бесхозяйные объекты электроснабжения, находящиеся на территории Новокузнецкого муниципального района, за счет которых в настоящее время осуществляется электроснабжение жителей <адрес>, необходимы для целей электроснабжения, дальнейшее неисполнение требований действующего законодательства является потенциальным условием ненадлежащей их эксплуатации, повреждения, возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой ущерб здоровью людей и окружающей среде, нарушения условий жизнедеятельности. Отсутствие надлежащего обслуживания вышеуказанных объектов в настоящее время является условием нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания.
Доводы стороны ответчика о разграничении границ эксплуатационной ответственности являются несостоятельными, поскольку объекты инженерной инфраструктуры относятся к объектам муниципальной собственности.
Принимая во внимание, что указанные нарушения законодательства существенным образом нарушают интересы неопределенного круга лиц на безопасное проживание, являются потенциальным условием причинения ущерба здоровью людей и причинения вреда окружающей среде, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению и считает необходимым обязать администрацию Новокузнецкого муниципального района обратиться в отдел по Новокузнецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области для постановки на государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, - трансформаторной подстанции № мощностью 250 кВа, кабельной линии ВВГЗ*35+1*16 длиной 35 метров, провода А-25 длиной 300 метров, расположенных в <адрес> Новокузнецкого района Кемеровской области, предоставив пакет документов, предусмотренный п. 7 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», установив срок для совершения вышеуказанных действий до 30.12.2017 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Новокузнецкого района к администрации Новокузнецкого муниципального района о понуждении устранить нарушения федерального законодательства, - удовлетворить.
Обязать администрацию Новокузнецкого муниципального района обратиться в отдел по Новокузнецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области для постановки на государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, - трансформаторной подстанции № мощностью 250 кВа, кабельной линии ВВГЗ*35+1*16 длиной 35 метров, провода А-25 длиной 300 метров, расположенных в <адрес> Новокузнецкого района Кемеровской области, предоставив пакет документов, предусмотренный п. 7 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Установить администрации Новокузнецкого муниципального района срок для совершения вышеуказанных действий до 30.12.2017 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения в Кемеровский областной суд.
Мотивированное решение составлено 11 апреля 2017 года.
Судья: (подпись)
Копия верна. Судья: Е.А.Бычкова