ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-230/2021 от 23.11.2021 Глазуновского районного суда (Орловская область)

Гражданское дело №2-230/2021

УИД 57RS0003-01-2021-000337-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2021 года пгт. Глазуновка Орловской области

Глазуновский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Сухова Ю.Т.,

с участием помощника прокурора Глазуновского района Орловской области Чувашева А.Г.,

при секретаре судебного заседания Тамарковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Глазуновского района Орловской области Тапехиной М.В., в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сеньковского сельского поселения Глазуновского района Орловской области о понуждении к совершению действий,

установил:

прокурор Глазуновского района Орловской области Тапехина М.В. обратилась в Глазуновский районный суд с вышеуказанным исковым заявлением.

В обоснование иска указала, что прокуратурой Глазуновского района Орловской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов культуры, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности администрации Сеньковского сельского поселения.

В результате проверки установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права <№> в муниципальной собственности Сеньковского сельского поселения Глазуновского района находится объект - сельский Дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>.

В нарушение указанных требований законодательства антитеррористи-ческая защищенность объекта культуры и его территории правообладателем - администрацией Сеньковского сельского поселения, не обеспечена. В установленном порядке не проведено категорирование объекта (территории) в целях установления дифференцированных требований к его антитеррористической защищенности с учетом значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта, категория опасности объекту (территории) не присвоена. План необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, включая прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий, не разработан и не реализуется. Паспорт безопасности объекта (территории) не составлен, не согласован с уполномоченными органами, указанными в пункте 43 Требований, и не утвержден руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории). Администрацией Сеньковского сельского поселения длительное время не исполнены возложенные законом обязанности по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности находящегося в муниципальной собственности объекта культуры, что нарушает права граждан (неопределенного круга лиц), пребывающих на объекте, в том числе работников учреждения, на охрану жизни и здоровья, защиту от террористических угроз и противоправных посягательств, отрицательно сказываются на комплексной безопасности объекта (территории), не позволяет реализовать комплекс необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов. Просит суд обязать администрацию Сеньковского сельского поселения Глазуновского района Орловской области в течение <ДД.ММ.ГГГГ> со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить антитеррористическую защищенность объекта (территории) сельского Дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: провести категорирование объекта (территории), разработать план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, включая прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий, обеспечить составление, согласование с уполномоченными органами и утверждение паспорта безопасности объекта (территории).

В судебном заседании помощник прокурора Глазуновского района Орловской области Чувашев А.Г. исковые требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в иске, и просил суд удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика – глава администрации Сеньковского сельского поселения Глазуновского района Орловской области Левина Л.М. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом. В суд поступило заявление о признании исковых требований в полном объеме, ч.3 ст. 173 ГПК РФ ей разъяснена и понятна. В заявлении просила рассмотреть гражданское дело в её отсутствие.

Выслушав помощника прокурора Глазуновского района Орловской области, изучив письменные заявления представителя ответчика о признании иска, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.ст. 2, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В силу п.п. 6,7,11 Концепции противодействия терроризму в Российской
Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 (далее по тексту – Концепции), основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и
антитеррористической защищенности потенциальных объектов

террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно п. 21 Концепции, к основным мерам по предупреждению терроризма относятся, наряду с другими, организационно-технические меры - разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

В силу п. 42 Концепции, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее по тексту Требования) и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В пункте 1 Требований указано, что настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Согласно п. 2 Требований, под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, а также иные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры.

Пунктом 3 Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

Согласно п.5 Требований установлено, что в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

Из п.7 Требований следует, что для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории), в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящих требований.

Пунктом 9 Требований установлено, что персональный состав комиссии утверждается приказом органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории).

Согласно п. 11 Требований, в ходе своей работы комиссия:

а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его
антитеррористической защищенности;

б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта
(территории), организацию его функционирования, действующие меры по
обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);

в) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), его
критические элементы;

г) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте
(территории) и возможные последствия его совершения;

д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет)
ранее присвоенную категорию;

е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению
антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от
присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления
указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников
финансирования.

В соответствии с пунктами 14-15 Требований, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения всем объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 14 настоящих требований.

Из п.18 Требований следует, что результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).

Согласно п.19 Требований в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

Согласно п.п. 41, 43, 45 Требований, на каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией в 2 экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), и согласовывается (в том числе при его актуализации) с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) в 30-дневный срок со дня его составления. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 3 года.

В судебном заседании установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права <№> в муниципальной собственности Сеньковского сельского поселения Глазуновского района находится объект - сельский Дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>.

В нарушение указанных требований законодательства антитеррористическая защищенность объекта культуры и его территории правообладателем - администрацией Сеньковского сельского поселения, не обеспечена. В установленном порядке не проведено категорирование объекта (территории) в целях установления дифференцированных требований к его антитеррористической защищенности с учетом значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта, категория опасности объекту (территории) не присвоена. План необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, включая прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий, не разработан и не реализуется. Паспорт безопасности объекта (территории) не составлен, не согласован с уполномоченными органами, указанными в пункте 43 Требований, и не утвержден руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории).

Согласно п. 1 ст. 29 Устава администрации Сеньковского сельского поселения Глазуновского района, администрация поселения владеет пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, составляет проект бюджета поселения, исполняет бюджет поселения, составляет отчет об исполнении бюджета поселения.

Таким образом, администрацией Сеньковского сельского поселения длительное время не исполнены возложенные законом обязанности по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности находящегося в муниципальной собственности объекта культуры, что нарушает права граждан (неопределенного круга лиц), пребывающих на объекте, в том числе работников учреждения, на охрану жизни и здоровья, защиту от террористических угроз и противоправных посягательств, отрицательно сказываются на комплексной безопасности объекта (территории), не позволяет реализовать комплекс необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов.

Из ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц).

Таким образом, с учетом исследованных доказательств суд считает, что заявленные исковые требования являются обоснованным и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.1 ст. 39, ч.3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск и при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание исковых требований представителям ответчика, так как признание исковых требований не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.

Руководствуясь ч.3 ст. 173, ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

принять признание иска представителем ответчика администрации Сеньковского сельского поселения Глазуновского района Орловской области Левиной Л.М.

Исковое заявление прокурора Глазуновского района Орловской области Тапехиной М.В., в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сеньковского сельского поселения Глазуновского района Орловской области о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать администрацию Сеньковского сельского поселения Глазуновского района Орловской области в течение <ДД.ММ.ГГГГ> со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить антитеррористическую защищенность объекта (территории) сельского Дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: провести категорирование объекта (территории), разработать план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, включая прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий, обеспечить составление, согласование с уполномоченными органами и утверждение паспорта безопасности объекта (территории).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Глазуновский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 25 ноября 2021 года.

Председательствующий Ю.Т. Сухов