ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-230/2022 от 20.04.2022 Интинского городского суда (Республика Коми)

11RS0003-01-2022-000122-74

Дело № 2-230/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Вежниной Н.А.,

при секретаре Суровицыной А.А.,

с участием прокурора Елина А.И.,

представителя ответчика администрации МОГО «Инта» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 20 апреля 2022 года гражданское дело по иску Воркутинского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к администрации МОГО "Инта" о признании незаконными действия по использованию части земельного участка и понуждении освободить часть земельного участка, занятого жилым домом,

УСТАНОВИЛ:

Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с иском к администрации МОГО "Инта" о признании незаконными действия по использованию части земельного участка с кадастровым номером №__, занятого жилым домом, расположенным по адресу: ____ понуждении освободить часть земельного участка с кадастровым номером №__, занятую жилым домом, расположенным по адресу: ____. Просил установить срок для исполнения обязанности в течение одного года со дня вступления решения в законную силу. В обоснование своих требований указал, что Воркутинской транспортной прокуратурой проведена проверка законодательства при использовании и распоряжении государственной собственностью, в результате которой выявлены нарушения в деятельности администрации МОГО "Инта" при использовании находящегося в федеральной собственности и расположенного в полосе отвода железной дороги земельного участка с кадастровым номером №__. В полосе отвода железной дороги на земельном участке с кадастровым номером №__ расположен находящийся в собственности МОГО "Инта" объект недвижимого имущества – жилой дом, общей площадью <....> кв. м на ____________ кадастровым номером №__. Земельный участок, на котором расположен указанный объект жилого фонда, является собственностью Российской Федерации и передан ОАО "РЖД" сроком на 49 лет по договору долгосрочной аренды от __.__.__№__ (кадастровый номер земельного участка №__). В нарушение указанных требований законодательства правоустанавливающие документы на часть земельного участка, занятую указанным объектом недвижимости, у администрации МОГО "Инна" отсутствуют, договор субаренды данной части земельного участка с ОАО "РЖД" не заключен. Таким образом, часть находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером №__ используются администрацией МОГО "Инта" без законных оснований.

Определением суда от __.__.__ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Российские железные дороги", определением от __.__.__ в качестве третьего лица привлечено ТУ Росимущества в Республике Коми.

Воркутинский транспортный прокурор о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Помощник прокурора г. Инты Елин А.И. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МОГО "Инта" ФИО1 в судебном заседании против иска возражала.

Третьи лица ОАО "Российские железные дороги" и ТУ Росимущества в Республике Коми о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, городской округ "Инта", ____, общей площадью ____, с кадастровым номером ____ находится в собственности администрации МОГО "Инта" с __.__.__ на основании решения Арбитражного суда Республики Коми от __.__.__№__.

Из отзыва на иск третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми следует, что в реестре федерального имущества не учитываются сведения об объекте недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу____) с кадастровым номером №__. В соответствии с распоряжением Минимущества России, Минфина России, МПС России от __.__.__№__, а также решением Арбитражного суда Республики Коми от __.__.__ по делу № №__ жилой дом, расположенный на <....> передан в собственность МО "Город Инта".

Постановлением главы администрации МО "Город Инта" от __.__.__№__ сведения об указанном объекте включены в реестр казны МО "Город Инта".

В территориальной базе данных Реестра федерального имущества в Республике Коми как объект федерального имущества учитывается земельный участок с кадастровым номером <....> местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. <....>. Участок находится примерно в 50 метрах по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира РК, ____, площадью ____ Собственность Российской Федерации зарегистрирована __.__.__, регистрационный №__.

В полосе отвода железной дороги на земельном участке с кадастровым номером №__ расположен находящийся в собственности МОГО "Инта" объект недвижимого имущества – жилой дом, общей площадью <....>. м на ____ кадастровым номером №__

__.__.__ между ТУ Росимущество по Республике Коми и ОАО "Российские железные дороги" заключен договор аренды земельных участков, являющихся федеральной собственностью №__-№__, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору в пользование за плату являющиеся федеральной собственностью земельные участки, в том числе и земельный участок с кадастровым номером №__, договор заключен сроком на 49 лет.

Согласно ответа ОМВД по г.Инте предоставить сведения о лицах, зарегистрированных по адресу ____ не представляется возможным.

В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Порядка пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 № 264 (далее - Порядок от 29.04.2006) пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.

Согласно п. 4 Порядка от 29.04.2006 договор аренды земельного участка должен содержать положения, предусматривающие: передачу земельного участка в аренду на 49 лет; обязательство арендатора обеспечивать беспрепятственный переезд (переход) через железнодорожные пути в местах железнодорожных переездов (переходов) в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации; обязательство арендатора обеспечивать беспрепятственный доступ собственников линейных сооружений к расположенным на земельном участке линейным сооружениям для их ремонта и текущего обслуживания на условиях, определяемых Министерством транспорта Российской Федерации; право арендатора передавать арендованные земельные участки (их части) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления об этой передаче; обязательство арендатора передавать часть арендованного земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, строения, сооружения, а также лицам, осуществляющим строительство и эксплуатацию линейных сооружений, по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора аренды земельного участка, и за плату, размер которой не превышает размера арендных платежей, рассчитанных пропорционально размеру соответствующей части арендованного земельного участка; обязательство арендатора заключать договор субаренды незастроенного земельного участка (его части) в городах с численностью населения более 250 тыс. человек исключительно на торгах, кроме случая передачи земельного участка (его части) в субаренду для размещения линейных сооружений и объектов транспортной инфраструктуры.

На основании ч. 2 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

В силу ст. 214 ГК РФ и ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

На основании ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Поскольку администрация МОГО "Инта" является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ____, ____", ____, договор субаренды на часть земельного участка, занятую данным жилым домом, не заключался, то суд находит требования Воркутинского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости жилой дом, расположенный по адресу: ____, ________, имеет адрес: Российская Федерация, ____, ____", ____, земельный участок имеет кадастровый №__, в связи с чем суд считает необходимым уточнить адрес жилого дома и кадастрового номера земельного участка в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия администрации Муниципального образования городского округа "Инта" по использованию части земельного участка с кадастровым номером №__, занятого жилым домом, расположенным по адресу: ____.

Обязать администрацию Муниципального образования городского округа "Инта" в течение года со дня вступления решения суда в законную силу освободить часть земельного участка с кадастровым номером 11:18:0000000:88, занятую жилым домом, расположенным по адресу: Российская Федерация, ____

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено __.__.__.

Судья Н,ФИО2