ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2310/20 от 24.03.2021 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 марта 2021года г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Радионовой И.В., при секретаре Рубис С.И., с участием истца ФИО2, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-97/2021 по иску ФИО2 к Межрайонному управлению министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области №6 о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области, о признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Межрайонному управлению министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области №6 о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области, о признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области, указав в обоснование, что он является воспитанником детского дома <адрес>, выбыл из детского дома в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> СПТУ-21, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ. за и справкой комитета по образованию администрации <адрес>. В начале ДД.ММ.ГГГГ он был направлен в данный детский дом из Тайшетского детприемника, в который его привела его бабушка. В настоящее время детский дом расформирован. В графе «отец» в свидетельстве о его рождении значится прочерк, в графе «мать» указана «ФИО1». ФИО1 не занималась его воспитанием и содержанием, до помещения в детприемник, он проживал у бабушки. Последнее известное место жительства ФИО1<адрес>.

Ему никогда не предоставлялось жилое помещение для проживания, право на приватизацию не использовано, у него нет прав на недвижимое имущество.

Он обратился в Межрайонное управление министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области №6 с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области по муниципальному образованию «Тайшетский район». Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. ему было отказано в связи с достижением возраста более 23 лет и разъяснено право на обращение в суд с заявлением о признании за ним права на обеспечение жилым помещением как лица, из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которое ранее относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имело право на обеспечение жилым помещением, но не реализовавшее свое право на обеспечение жилым помещением, и включении в список на основании постановления Правительства РФ от 04.04.2019г. №397 «о формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства.»

Считает, что ему незаконно отказано во включении в указанный список, что нарушает его право на обеспечение жилым помещением.

В связи с чем, просит признать незаконным распоряжение Межрайонного управления министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области №6 от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, признать его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложить на ответчика обязанность включить его в список признать его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющего право на обеспечение жилым помещением, но не реализовавшего свое право на обеспечение жилым помещением, но не реализовавшего свое право на обеспечение жилым помещением, обязать ответчика включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Иркутской области.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что в настоящее время остался без жилья. Он обратился в опеку с заявлением на постановку в очередь, но ему отказали, так как достиг возраста более 23-х лет. В законе нет такого срока, ему незаконно отказали. Вместе с тем, не отрицал, что ранее не обращался в органы опеки, поскольку не нуждался в жилье.

Представитель ответчика Межрайонного управления министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области №6 ФИО5, действующая по постоянной доверенности, в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что отсутствует информация о статусе ФИО2 в качестве ребенка-сироты, либо оставшегося без попечения родителей. С заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, он ранее не обращался. С таким заявлением обратился лишь в ДД.ММ.ГГГГ., то есть по достижении возраста 50лет. Доказательств того, что он в возрасте от 18 до 23 лет обращался в соответствующие органы с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенка - сироты, либо лица, оставшегося без попечения родителей, а также того, что он не обращался с соответствующим заявлением по уважительной причине, истец не представил. Считает, что факт нахождения ФИО7 на воспитании в детском доме не может свидетельствовать о том, что он является лицом, оставшимся без попечения родителей. Также установлено, что ранее ФИО2 предоставлялось жилое помещение по договору приватизации, которым он в последующем распорядился по своему усмотрению. Истец сам в судебном заседании не отрицал, что ранее не нуждался в жилье.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу ч.1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с ч.9 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Положениями указанного Закона также определено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно п. 4, п. 6 и п. 7 указанных Правил для включения граждан в списка заинтересованные лица подают заявление о включении в список и предоставляют документы, дающие им основания для включения в список, в том числе, сведения об утрате родительского попечения, сведения о факте невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.

Как следует из материалов дела, ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ. в д.<адрес>, его матерью является ФИО1, сведения об отце отсутствуют.

Согласно справки, выданной Комитетом по образованию администрации <адрес>ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.рождения являлся воспитанником детского дома <адрес>. Выбыл из детского дома в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> СПТУ-21, что подтверждается копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из доводов истца, его мать ФИО1 участия в его воспитании не принимала, сведения об отце отсутствуют. Он проживал у бабушки, которая в последующем привела его в детприемник и оттуда он был направлен в детский дом ребенка, в котором воспитывался. Из детского дома был направлен для обучения в СПТУ-21 <адрес>, жил в общежитии. В последующем женился, у супруги было жилье и поэтому не обращался раньше никуда. В настоящее время их семья распалась и он остался без жилья. В собственности у него жилья нет, право на приватизацию не использовал. Поскольку он относится к категории детей оставшихся без попечения родителей, то в соответствии с действующим законодательством имеет право на обеспечение жильем. Он обратился в органы опеки с соответствующим заявлением, но получил отказ в связи с достижением возраста более 23 лет. Решение органов опеки и попечительства является незаконным. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства", он имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Иркутской области.

Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №6 от ДД.ММ.ГГГГ. за ФИО2 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда Иркутской области», поскольку ФИО2 достиг более 23-х лет.

Как следует из объяснений представителя Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №6 данных в судебном заседании, в распоряжении указано основание по отказу ФИО2 во включении в соответствующий список в связи с достижением более 23-х лет. А фактически у ФИО2 не подтвержден статус ребенка-сироты, либо оставшегося без попечения родителей.

Согласно ответа из Отдела опеки и попечительства граждан по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. – в архиве отдела опеки и попечительства граждан по <адрес> и <адрес> отсутствуют сведения о выявлении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. в качестве ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечителя, а также сведения об основаниях выявления гр.ФИО2, в качестве ребенка-сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В архивный отдел управления правовой, кадровой и организационной работы администрации <адрес> МО документы Кимильтейского детского дома в архив на хранение не поступали.

Согласно действующего Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечению жилыми помещениями подлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В судебном заседании установлено, что статус ФИО2 как ребенка-сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей ничем не подтвержден, сведения о лишении его матери родительских прав отсутствуют, а значит, нет правовых оснований для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Иркутской области.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечению жилыми помещениями подлежат лица, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

В судебном заседании ФИО2 утверждал, что не имеет в собственности жилого помещения, в приватизации не участвовал. В подтверждение своих доводов представил справку из БТИ, согласно которой зарегистрированных объектов недвижимости на праве собственности за ФИО2 отсутствуют.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства было установлено, что в соответствии с договором передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 было передано в собственность жилое помещение по адресу: <адрес> Данное жилое помещение в последующем ФИО2 продал по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается материалами дела правоустанавливающих документов, представленных по запросу суда Управлением Росреестра по Иркутской области.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Межрайонному управлению министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области №6 о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Иркутской области незаконным, обязании включить в список, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: И.В.Радионова