№2-2311/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2018 года г.Орёл
Советский районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Михеевой Т.А.,
при секретаре Гребеньковой А.Е.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области ФИО2, действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Орловского областного Совета народных депутатов ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-1997/18 по иску ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, третье лицо – Орловский областной совет народных депутатов, о признании права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты, признании незаконным приостановления указанных выплат с ДД.ММ.ГГ, взыскании указанных выплат за период с ДД.ММ.ГГ, обязании производить выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 обратились в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании незаконным решения об отказе в возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения, обязании ответчика возобновить указанные выплаты. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предместа спора, привлечён Орловский областной Совет народных депутатов. В обоснование иска истцы указали следующее.
В различные периоды они являлись депутатами Орловского городского Совета народных депутатов. Статьёй 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 года № 21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» были установлены гарантии трудовых и социальных прав депутатов областного Совета. Согласно ч.7 ст.21 Закона № 21-ОЗ гражданин РФ, избиравшийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области и замещавший данную должность не менее трёх лет, имеет право на ежемесячную доплату к пенсии за счёт средств областного бюджета. Доплата к пенсии устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.
Истцам было назначено и выплачивалось дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты.
ДД.ММ.ГГ они получили Уведомление Департамента социальной защиты о приостановлении выплаты с ДД.ММ.ГГ. В обоснование приостановления выплаты было указано о внесении Законом № 1914-ОЗ 10.02.2016 года изменений в Закон Орловской области № 21-ОЗ, в соответствии с которыми право на такую выплату было сохранено за лицами, избиравшимися депутатами Орловского областного Совета народных депутатов, замещавшими указанную должность на профессиональной основе не менее трёх лет и достигших пенсионного возраста или потерявшими трудоспособность в период осуществления полномочий по указанной должности. Истцы к данной категории лиц не относились, в связи с чем выплата была приостановлена. Истцы полагали, что указанные изменения в региональный нормативный акт распространению на них не подлежат, Закон № 1914-ОЗ обратной силы не имеет. В связи с этим полагали, что приостановление выплат в отношении них являлось незаконным, просили исковые требования удовлетворить.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ производство по делу в части исковых требований ФИО5 и ФИО7 прекращено по тому основанию, что их требования являлись предметом судебного разбирательства и имеется вступившее в законную силу решение Советского районного суда г.Орла от ДД.ММ.ГГ, которым их исковые требования были оставлены без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГ, представитель истцов ФИО9 уточнила исковые требования – просила суд признать за каждым из истцов право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты, признать незаконным приостановление указанных выплат с ДД.ММ.ГГ, взыскать с ответчика в пользу каждого из истцов невыплаченные суммы за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно; обязать ответчика производить истцам указанные выплаты с ДД.ММ.ГГ.
В ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГ, представитель истцов уточнила исковые требования – просила суд взыскать с ответчика в пользу истца ФИО4 указанную выплату за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, обязать возобновить указанную выплату с ДД.ММ.ГГ; взыскать в пользу ФИО6 материальное обеспечение за период с ДД.ММ.ГГ год по ДД.ММ.ГГ, обязать восстановить ему указанную выплату с ДД.ММ.ГГ, признать за ФИО8 право на дополнительное материальное обеспечение за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (дата назначения на должность депутата на постоянной профессиональной основе), взыскать в её пользу недоплаченное материальное обеспечение за указанный период.
Представитель административного ответчика ФИО2 требования административного иска не признала, пояснила, что Закон Орловской области № 21-ОЗ в редакции, действовавшей на момент обращения истцов за назначением доплаты к пенсии, предоставлял такое право лицам, избиравшимся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области и замещавшим данную должность не менее трёх лет. Указанные правоотношения носят длящийся характер, в связи с чем изменения в Закон Орловской области № 21-ФЗ распространяются и на ранее возникшие правоотношения. Истцы являлись депутатами Орловского областного Совета народных депутатов на непостоянной основе, то есть не соответствовали критериям, предусмотренным Законом Орловской области № 1914-ОЗ от 08.02.2016 года.
Представитель заинтересованного лица Орловского областного Совета народных депутатов ФИО3 по вопросу принятия судебного решения полагался на усмотрение суда.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ) условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ) отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Также и абзацем 2 статьи 2 вышеназванного Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено назначение пенсионного обеспечения в целях компенсации гражданам утраченного заработка в связи с установлением им трудовой пенсии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются данным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 названного закона).
Статьей 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» были установлены гарантии трудовых и социальных прав депутатов областного Совета народных депутатов.
Закон Орловской области № 21-ОЗ определяет права, обязанности и ответственность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.
Согласно части 7 статьи 21 Закона № 21-03 (в редакции, действовавшей на момент назначения истцам доплаты к пенсии) гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области и замещавший данную должность не менее трех лет, имеет право на ежемесячную доплату к пенсии за счет средств областного бюджета. Доплата к пенсии устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.
Дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.
Дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты назначается в размере 75 процентов среднемесячного заработка депутата, работающего в соответствующей должности на постоянной основе, за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях. Порядок назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутату Орловского областного Совета народных депутатов был установлен в Положении о порядке назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутату Орловского областного Совета народных депутатов, утвержденном постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 20.05.2005 № 40-849-ОС.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ФИО4 являлась депутатом Орловского областного Совета народных депутатов не непостоянной профессиональной основе. В соответствии п.7 ст.21 Закона Орловской области «О статусе депутата Орловской области Совета народных депутатов» № 21-ОЗ решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ ей была назначена ежемесячная доплата к пенсии (л.д.33).
С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец ФИО8 являлась депутатом Орловского областного Совета народных депутатов не непостоянной профессиональной основе. ДД.ММ.ГГ избрана депутатом Орловского областного Совета народных депутатов <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГ является <данные изъяты> работающим на профессиональной постоянной основе. В соответствии п.7 ст.21 Закона Орловской области «О статусе депутата Орловской области Совета народных депутатов» № 21-ОЗ решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ ей была назначена ежемесячная доплата к пенсии.
Истец ФИО6 являлся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов не непостоянной профессиональной основе в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ В соответствии п.7 ст.21 Закона Орловской области «О статусе депутата Орловской области Совета народных депутатов» № 21-ОЗ решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ ему была назначена ежемесячная доплата к пенсии.
На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом Орловской области от 08.02.2016 № 1914-03 были внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-03 «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов».
Согласно внесенным изменениям право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной выплаты за счет средств областного бюджета имеет гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность на профессиональной постоянной основе не менее трех лет, достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность в период осуществления им полномочий по указанной должности.
С ДД.ММ.ГГ выплата дополнительного материального обеспечения истцам была прекращена, о чём им были направлены соответствующие уведомления.
Данные обстоятельства подтверждены участниками процесса, материалами дела.
При рассмотрении настоящего спора суд принимает во внимание, что на момент назначения ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств областного бюджета истцы соответствовали критериям, предъявляемым к ней законом субъекта Российской Федерации. Федеральное законодательство не содержало норм, которые устанавливали бы иное регулирование указанных правоотношений.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 446-ФЗ статья 2.1 Закона № 184-ФЗ дополнена пунктом 4, в котором указано, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 данного закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 названного закона.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 г. № 6-О указано, что вопрос сохранения ранее установленных условий назначения дополнительного материального обеспечения для лиц, которым соответствующая выплата была назначена до момента вступления в силу Закона Орловской области от 8 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ, относится к дискреции законодателя субъекта Российской Федерации, который при осуществлении соответствующего правового регулирования связан вытекающими из конституционных положений принципами социальной справедливости, соразмерности, требованиями о недопустимости внесения в нормативные правовые акты произвольных изменений и должен учитывать как широкий круг социально значимых обстоятельств, включая цели социальной политики, так и имеющиеся у субъекта Российской Федерации финансово-экономические возможности.
Однако, Закон Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-03, которым внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона № 21-03, не содержит указаний о распространении их действия на правоотношения, сложившиеся ранее вступления названного акта в законную силу.
При таком положении и с учетом общего правила распространения действия закона на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, положения части 7 статьи 21 Закона № 21-ОЗ в редакции Закона Орловской области от 8 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ подлежат применению к правоотношениям по назначению доплаты к пенсии лицам, приобретшим право на такую доплату после вступления в силу указанных изменений.
Постановлением правительства Орловской области № 140 от 31.03.2017 года утверждено Положение о порядке назначения, перерасчёта, индексации и выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутату Орловского областного Совета народных депутатов, пунктами 15, 16 которого установлено, что выплата ежемесячной денежной выплаты приостанавливается на период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемых на профессиональной постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих; выплата ежемесячной денежной выплаты приостанавливается с даты назначения на одну из указанных должностей.
Поскольку с ДД.ММ.ГГ ФИО8 замещает должность депутата Орловского областного Совета народных депутатов на постоянной профессиональной основе, с указанной даты выплата ежемесячной денежной выплаты ей приостанавливается.
Таким образом, исковое заявление ФИО6, ФИО4, ФИО8 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты и взыскании денежной выплаты за время ее приостановления подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что на основании ст.333.36 Налогового Кодекса РФ истцы освобождены от уплаты государственной пошлины, уплаченные ими суммы государственной пошлины взысканию с ответчика не подлежат, истцы имеют право на возврат данной суммы как излишне уплаченной, в соответствии с положениями ст.333.40 Налогового Кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО4, ФИО6, ФИО8 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, третье лицо – Орловский областной совет народных депутатов, о признании права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты, признании незаконным приостановления указанных выплат с ДД.ММ.ГГ, взыскании указанных выплат за период с ДД.ММ.ГГ, обязании производить выплаты – удовлетворить.
Признать незаконным действия Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по приостановлению выплаты ФИО4, ФИО6, ФИО8 дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств бюджета Орловской области, предусмотренное частью 7 статьи 21 Закона №21-ОЗ, с ДД.ММ.ГГ.
Признать за ФИО4, ФИО6 право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств бюджета Орловской области, предусмотренное частью 7 статьи 21 Закона №21-ОЗ, с момента её приостановления – с ДД.ММ.ГГ
Взыскать с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в пользу ФИО4 недоплаченное дополнительное материальное обеспечение за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме <данные изъяты> обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить ФИО4 выплату дополнительного материального обеспечения с ДД.ММ.ГГ
Взыскать с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в пользу ФИО6 недоплаченное дополнительное материальное обеспечение за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме <данные изъяты> обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить ФИО6 выплату дополнительного материального обеспечения с ДД.ММ.ГГ
Признать за ФИО8 право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств бюджета Орловской области, предусмотренное частью 7 статьи 21 Закона №21-ОЗ, с момента её приостановления – с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
Взыскать с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в пользу ФИО8 недоплаченное дополнительное материальное обеспечение за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме <данные изъяты>
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Т.А. Михеева