Дело № 2-2312/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Спасск -Дальний 23 декабря 2015 года
Спасский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего федерального судьи Сауниной С.Н.,
с участием истца - представителя Администрации Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>ФИО1 ВА., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Токаревой Л.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в <адрес>, Управлению Росреестра по <адрес>, Амурскому бассейновому управлению Федерального агентства по водным ресурсам о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в <адрес>, Управлению Росреестра по <адрес>, Амурскому бассейновому управлению Федерального агентства по водным ресурсам о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В обоснование иска истец указал, что согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о бесхозяйном объекте недвижимого имущества, принятом на учет ДД.ММ.ГГГГ данное гидротехническое сооружение - водохранилище, поставлено на учет как бесхозяйное имущество. Гидротехническое сооружение - водохранилище, в реестре федерального имущества не значится. Кроме того, данное гидротехническое сооружение - водохранилище, состоит на учете в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества свыше одного года в органе осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений». Из предоставленного сообщения территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> следует, что государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, объекты и другое имущество организаций по эксплуатации мелиоративных систем и проведению мероприятий по контролю за состоянием мелиорированных земель не могут быть переданы в собственность граждан (физических лиц) и юридических лиц. Согласно кадастрового паспорта, выданного Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сведения о правах отсутствуют на гидротехническое сооружение - водохранилище. А так же, из ст.ст. 12, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 4-ФЗ "О мелиорации земель" следует, что мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут находиться в муниципальной собственности.
Истец просит признать за Прохорским сельским поселением Спасского муниципального района <адрес> право собственности на гидротехническое сооружение - водохранилище, адрес (местоположение) объекта: место расположение установлено примерно в 228 метрах по направлению на восток относительно ориентира-жилой дом, расположенного за пределами границ земельного участка, адрес ориентира: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>ФИО1 доводы искового заявления поддержала и суду пояснила, что когда действовал совхоз Прохорской для жителей села вырыли искусственный котлован, чтобы разводить рыбу и отдыхать, поскольку рек в селе нет. Водохранилище наполняется грунтовыми водами и тающими снегами. Оно расположено не на русле реки. Поставили дамбу и чтобы не было переполнения водохранилища поставили шлюз.
Ответчик – представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по доверенности ФИО2 исковые требования не признала и в заявлении указала, что отсутствуют доказательства, что спорный объект - водохранилище не расположен в русле реки и не является проточным водохранилищем, действующее законодательство разделяет понятие водохранилища как поверхностного водного объекта, который может находиться только в федеральной собственности, и расположенного в акватории водохранилища гидротехнического сооружения, которое может находиться как в государственной или муниципальной собственности, так и в частной собственности. Ведение государственного водного реестра водных объектов, находящихся на территории <адрес>, попадают под сферу деятельности Амурского бассейнового управления Федерального агентства по водным ресурсам. Просит рассмотреть дело без представителя учреждения.
Третье лицо – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес>Ю.С. в заявлении указала, что просит рассмотреть дело без ее участия и принять решение на усмотрение суда.
Третье лицо – начальник Амурского бассейнового управления Федерального агентства по водным ресурсам в отзыве на исковое заявлении указал, что водный объект - природный или искусственный водоем, водоток, либо иной объект, постоянное или временное, сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Учитывая изложенное, в силу положений законодательства водный объект не идентичен гидротехническому сооружению и не является его частью. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности, за исключением прудов и обводненных карьеров. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются Земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии, Таким образом, в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, могут находиться только пруд и обводненный карьер, представляющие собой замкнутые водоемы, ограниченные со всех сторон береговой линией, которые находятся в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицам. Водные объекты, которые образованы на водотоках (реках, ручьях) с помощью гидротехнических сооружений (плотин, дамб, гидроузлов и т.д.), являются частью формирующего их водного объекта, не ограничены со всех сторон береговой линией и соответственно могут находиться только в федеральной собственности. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Водохранилища относятся к поверхностным водным объектам. Администрацией Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> не представлены доказательства, что спорный объект - водохранилище не расположено в русле реки и не является проточным водохранилищем.
Приобретение права собственности на русловое водохранилище противоречит действующему водному законодательству. В соответствии с Водным кодексом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в муниципальной собственности могут находиться гидротехнические сооружения, образующие водохранилище, но не на водный объект, который является неотъемлемой частью реки.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с указанным Федеральным законом, земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны е землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы. Водные объекты отсутствуют в указанном перечне.
Водным кодексом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ государственная регистрация прав на водные объекты не предусмотрена. Сделка по отчуждению водохранилища, являющегося водным объектом, и последующая регистрация права муниципальной собственности на водохранилище противоречат законодательству РФ.
Ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации (п.5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно письму Отдела водных ресурсов Амурского БВУ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, сведения о водохранилище на территории Прохорского сельского поселения в <адрес>, в том числе о документах, на основании которых возникает право собственности на данный водный объект, расположенный примерно в 228 метрах по направлению на восток относительно ориентира - жилого дома, расположенного за пределами границ земельного участка по адресу: <адрес> автоматизированной информационной системе государственный водный реестр отсутствует. Таким образом, в силу действующего законодательства спорное водохранилище может быть признано муниципальной собственностью только в случае его отнесения к пруду или обводненному карьеру, представляющими собой замкнутые водоемы, ограниченные со всех сторон береговой линией, которые находятся в границах земельных участков, принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию.
Суд, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, пришёл к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
В силу ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, в силу ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделением № Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по <адрес>, объекты (водохранилище, дамба, шлюз), местоположение которых установлено в 228 метрах по направлению на восток относительно ориентира-жилой дом, расположенного за пределами границ земельного участка, адрес ориентира: <адрес>, не взяты на технический учет, право собственности в отделении до ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано.
В реестрах федерального, муниципального имущества, а также в Реестре собственности <адрес> - водохранилище, не значится, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом градостроительства земельных и имущественных отношений, уведомлением об отсутствии объектов недвижимого имущества в Реестре собственности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, информацией из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним, спорный объект - водохранилище, поставлен на учет как бесхозяйное имущество ДД.ММ.ГГГГ.
Водный кодекс Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ устанавливает понятие водного объекта как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам среди прочих относятся водотоки (реки, ручьи, каналы) и пруды.
Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 настоящей статьи, согласно которой пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Из данной нормы следует, что водохранилище (карьер) может находиться в муниципальной собственности лишь тогда, когда он полностью располагается в границах земельного участка, то есть окружен землей со всех сторон, в отсутствие поверхностной гидравлической связи такого объекта с иными поверхностными водными объектами.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на территории Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района находится водохранилище, местоположение установлено примерно в 228 метрах по направлению на восток относительно ориентира-жилой дом, расположенного за пределами границ земельного участка, адрес ориентира: <адрес>, кадастровый номер объекта: 25:16:340101:1098, согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно материалов дела, водохранилище <адрес> является искусственным водоемом, созданным жителями села с целью отдыха и рыбалки. Данный объект не имеет речных притоков, состоит из грунтовых вод. Данное водохранилище не расположено в русле реки и не является проточным, не имеет гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами являющимися федеральной собственностью. Водохранилище ограниченно со всех сторон береговой линией, которые находятся в границах земельных участков, принадлежащей Прохорскому сельскому поселению.
В силу ст. 56 ГПК РФ ответчик возражая против удовлетворения иска доказательств обратного суду не предоставил.
Таким образом, принимая во внимание, что спорный объект - водохранилище, в установленном законом порядке поставлен на учет в качестве бесхозяйного, с момента постановки на учет прошло более года, собственника объект не имеет, суд считает возможным, удовлетворить требования администрации Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района, как органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права муниципальной собственности на приведенное гидротехническое сооружение.
На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ч. 3 ст. 225, ч. 2 ст. 293 ГК РФ ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> - удовлетворить.
Признать за Прохорским сельским поселением Спасского муниципального района <адрес> право собственности на гидротехническое сооружение - водохранилище, адрес (местоположение) объекта: местоположение установлено примерно в 228 метрах до направлению на восток относительно ориентира-жилой дом, расположенного за пределами границ земельного участка, адрес ориентира: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Спасский районный суд.
Федеральный судья: С.Н. Саунина