Дело №2-2314/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2016 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Ивковой А.В.,
при секретаре Панченко Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Костромского транспортного прокурора о признании движимой вещи бесхозяйным имуществом и обращении имущества в доход государства,
установил:
Костромской транспортный прокурор обратился в суд с заявлением о признании движимой вещи бесхозяйным имуществом и обращении имущества в доход государства. В обоснование заявленных требований указал, что Костромской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при использовании федерального имущества, в ходе которой выявлены нарушения норм действующего законодательства. При проведении проверки <дата> комиссией обследована часть земельного участка с кадастровым номером №, используемого ОАО «РЖД» для нужд железнодорожного транспорта, находящегося в ведении Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», на техническом обслуживании Костромской дистанции пути - филиала ОАО «РЖД». В районе полосы отвода железной дороги <адрес> выявлен факт расположения трех ..., которым при проведении проверки присвоены «условные» номера 1 (4 м. х 2,4 м.), 2 (5,2 м. х 3 м.) и 3 (5,9 м. х 3 м.). ... под номерами 1 и 2 всей полезной площадью расположены в границах полосы отвода. Расстояние от крайнего рельса до ... № 1 составляет 6 м., до ... № 2 - 8,7 м. ... № 3 2/3 полезной площади расположен в границах полосы отвода железной дороги. Расстояние от крайнего рельса до ... № 3 составляет 12,2 м. Документов, подтверждающих законность размещения в границах полосы отвода железной дороги 374 км. ПК 4 указанных металлических гаражей проведенной проверкой не установлено. Для согласования предоставления земельного участка в полосе отвода железной дороги, в границах которого расположены гаражи, в Костромскую дистанцию пути с заявлениями никто не обращался, на балансе Костромской дистанции пути данные гаражи не состоят. Принятыми Костромской транспортной прокуратурой, должностными лицами Костромской дистанции пути, Костромского JIO МПВД России на транспорте мерами установить собственников ..., в период с <дата> по <дата>, не представилось возможным. Подъездные пути к находящимся в полосе отвода строениям некапитального характера не очищены, запорные устройства, петли дверей ... под номерами 1, 2 и 3 имеют следы коррозии, что свидетельствует об их длительном неиспользовании. Уровень земли перед створами ворот ... № 3 превышает нижний край створа ворот на 2-3 см. При обследовании полосы отвода железной дороги по адресу: <адрес>, в рамках проводимой комиссией проверки, следов использования указанных сооружений не выявлено. Согласно информации главного инженера Северной железной дороги от <дата> и перечня земельных участков федеральной собственности арендуемых ОАО «РЖД», субарендных обязательств в отношении указанных земельных участков в полосе отвода железной дороги <адрес> по договорам субаренды земельных участков, не возникало. Лиц, заявивших на данный объект права, в период проведения проверки, а также ранее принятыми прокуратурой и Костромской дистанции пути мерами не установлено, следовательно, имущество - ..., расположенный в полосе отвода железной дороги <адрес> размером .... (условный № 3) подлежит признанию бесхозяйным. Размещение в полосе отвода железной дороги сооружений, конструкций, объектов капитального и некапитального строительства, с нарушением установленного порядка предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности, нарушает законные интересы Российской Федерации, являющейся учредителем ОАО «Российские железные дороги», а также негативно влияет на безопасность движения железнодорожного транспорта. На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 290 ГПК РФ, ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд признать бесхозяйным имуществом объект - ... (длина - ... м., ширина - ... м.), без опознавательных знаков (условный № 3) находящийся на расстоянии 12,2 м. от крайнего рельса, 8 м. от <адрес> и 5,9 м. от <адрес> в границах полосы отвода железной дороги <адрес> имеющей кадастровый № и обратить в доход государства.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ОАО «РЖД» по доверенности ФИО2 заявленные требований полагала законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, о чем суду представлен письменный отзыв.
Заинтересованные лица ТУ Росимущества в Костромской области, Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Ранее заинтересованным лицом ТУ Росимущества в Костромской области представлен письменный отзыв, в соответствии с которым ТУ Росимущества в Костромской области оставляет разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 указанной статьи.
В силу п. 2 ст. 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Согласно ч. 1 ст. 291 ГПК РФ, в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.
Согласно ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
По смыслу указанных норм права, требование о признании движимой вещи бесхозяйной подлежит удовлетворению, если будет установлено, что вещь является движимым имуществом, собственник движимой вещи отказался от права собственности на нее, а лицо, заявляющее свои права на нее, вступило во владение указанной вещью.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки <дата> комиссией в составе старшего помощника отдела по надзору за исполнением законов, процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Северо-Западной транспортной прокуратуры, помощника Костромского транспортного прокурора с участием представителя юридического лица - дорожного мастера 3-го линейного участка Костромской дистанции пути - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» обследована часть земельного участка с кадастровым №, используемого ОАО «РЖД» для нужд железнодорожного транспорта, находящегося в ведении Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», на техническом обслуживании Костромской дистанции пути - филиала ОАО «РЖД»
В районе полосы отвода железной дороги <адрес> выявлен факт расположения трех ..., которым при проведении проверки присвоены «условные» номера 1 (4 м. х 2,4 м.), 2 (5,2 м. х 3 м.) и 3 (5,9 м. х 3 м.). ... под номерами 1 и 2 всей полезной площадью расположены в границах полосы отвода. Расстояние от крайнего рельса до ... № 1 составляет 6 м., до ... № 2 - 8,7 м. ... № 3 2/3 полезной площади расположен в границах полосы отвода железной дороги. Расстояние от крайнего рельса до ... № 3 составляет 12,2 м
Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки: право собственности на землю; постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 26 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III («Собственность на землю») и IV («Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками») Земельного Кодекса РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
В силу требований ст. 90 Земельного кодекса РФ, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горючесмазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами
В статье 2 ФЗ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» содержится понятие полосы отвода железных дорог, под которой понимаются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта
Таким образом, полоса отвода железной дороги может быть использована исключительно для строительства объектов железнодорожного транспорта.
Распоряжение земельным участком, находящимся в федеральной собственности, включая дачу разрешения на возведение объектов недвижимости, может осуществлять только компетентный федеральный орган государственной власти.
Порядок использования полосы отвода железных дорог определен Приказом МПС РФ от 15.05.1999 г. № 26Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог», Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» а также Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 г. № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги».
В соответствии с нормами действующего законодательства, земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горючесмазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами
Свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам
В материалах дела документов, подтверждающих законность размещения в границах полосы отвода железной дороги <адрес> указанного ... не содержится.
Согласно информации главного инженера Северной железной дороги от <дата> и Перечня земельных участков федеральной собственности арендуемых ОАО «РЖД» субарендных обязательств в отношении указанных земельных участков в полосе отвода железной дороги <адрес> по договорам субаренды земельных участков, не возникало
В соответствии с п. 1 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции, в том числе по реализации движимого бесхозяйного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.5. данного постановления, Росимущество наделено полномочиями по реализации бесхозяйного движимого имущества.
На основании п. 2 положения «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 № 311, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения.
Поскольку до настоящего времени лиц, заявивших права на данный объект, не установлено, размещение в полосе отвода железной дороги сооружений, конструкций, объектов капитального и некапитального строительства, с нарушением установленного порядка предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности, нарушает законные интересы Российской Федерации, являющейся учредителем ОАО «Российские железные дороги», а также негативно влияет на безопасность движения железнодорожного транспорта, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 293 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Костромского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать бесхозяйным имуществом ... (длина – ... м., ширина – ... м.) без опознавательных знаков (условный № 3), находящийся на расстоянии 12,2 м от крайнего рельса, 8 м от <адрес> и 5,9 м от <адрес> в границах полосы отвода железной дороги <адрес>.
Обратить в федеральную собственность ... (длина – ... м., ширина – ... м.) без опознавательных знаков (условный № 3), находящийся на расстоянии 12,2 м от крайнего рельса, 8 м от <адрес> и 5,9 м от <адрес> в границах полосы отвода железной дороги <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Ивкова