ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2314/2021 от 28.07.2021 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-2314/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2021 года г.Челябинск

Центральный районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи Гречишниковой Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Басанец В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Верхнего Уфалея Челябинской области к Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности освободить от отходов производства и потребления земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Верхнего Уфалея Челябинской области обратился в суд с иском к Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности на Главное управление лесами Челябинской области обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями освободить от отходов производства и потребления земельный участок в квартале 7 части выдела 15 и квартале 8 части выдела 13 Маукского участкового лесничества Уфалейского лесничества (координаты: <данные изъяты>) (ориентировочно <данные изъяты> метров на северо-восток от производственной площадки ООО «Уралмрамор»).

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе выездной проверки, проведенной совместно со специалистом Комитета по охране окружающей среды администрации Верхнеуральского городского округа и представителем территориального отдела Уфалейское лесничество ГКУ «Управление лесничествами Челябинской области» установлено, что в <адрес> (координаты: <данные изъяты>) размещена несанкционированная свалка промышленных отходов (жидкой пульпы). К месту размещения отходов доступ неограничен. Уточнить точный объем отходов не представилось возможным. По результатам надзорных мероприятий установить лиц, осуществляющих несанкционированное размещение отходов, не представилось возможным, ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов конкретному лицу. Аналогичные выводы содержатся в ответах Министерства экологии Челябинской области, а также Главного управления лесами Челябинской области на обращения Ивановского Н.Н. В связи с выявленными нарушениями закона, прокурором города Верхнего Уфалея 11 декабря 2020 года руководителю Главного управления лесами Челябинской области внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено ответчиком 25декабря 2020 года с участием представителя прокуратуры Челябинской области. В своем ответе от 25 декабря 2020 года № на вышеуказанное представление прокурора г. Верхнего Уфалея, Главное управление лесами Челябинской области указывает, что уполномоченным органом исполнительной власти, который наделен полномочиями по ведению учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, их локализацию и ликвидацию в рамках реализации региональных программ в области охраны окружающей среды, является Министерство экологии Челябинской области. Указанные выводы Главного управления лесами Челябинской области противоречат требованиям действующего законодательства. Требования, изложенные в представлении прокуратуры города, не исполнены, нарушения федерального закона до настоящего времени не устранены.

Помощник прокурора Центрального района г.Челябинска Табаков И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Главного управления лесами Челябинской области по доверенности Пинаева С.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, указав, что с 2015 года с Федерального агентства лесного хозяйства были сняты полномочия по выявлению и ликвидации свалок на территории земель лесного фонда. Полномочиями по охране окружающей среды, экологическому надзору на территории Челябинской области обладает Министерство экологии Челябинской области, поэтому ликвидация мест несанкционированного размещения промышленных и бытовых отходов на лесных участках не входит в полномочия Главного управления лесами Челябинской области. Кроме того, данный земельный участок находится в аренде ООО «Уфалейский лес». Таким образом, Главное управление лесами Челябинской области является ненадлежащим ответчиком по делу. В случае удовлетворения иска просила увеличить срок исполнения решения суда до двух лет.

Представитель третьего лица ГКУ «Управление лесничествами Челябинской области» Артемьева Е.С. в судебном заседании поддержала позицию стороны ответчика по доводам и основаниям, изложенным в письменном мнении на иск.

Представитель третьего лица администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принял, представил отзыв на иск, в котором полагал требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Министерства экологии Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принял, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном мнении на иск указал, что полномочия Российской Федерации в отношении земельных участков, имеющих категорию земель лесного фонда, в том числе, указанных в иске участков, осуществляет Главное управление лесами Челябинской области. Поскольку несанкционированная свалка была выявлена на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, с возложением обязанностей на Главное управление лесами Челябинской области.

Представители третьих лиц - ЧОБУ «Уфалейское лесничество», Министерство финансов Челябинской области, ООО «Уфалейский лес», Федеральное агентство лесного хозяйства при надлежащем извещении участия в судебном заседании не приняли.

В силу ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено право суда рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины неявки неуважительными.

На основании вышеизложенного, суд считает возможным в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства по материалам дела установлено, что прокуратурой г.Верхнего Уфалея проведены мероприятия по обращению Ивановского Н.Н. по вопросу несанкционированного размещения отходов на территории Маукского участкового лесничества Уфалейского лесничества.

В ходе выездной прокурорской проверки, проведенной совместно со специалистом Комитета по охране окружающей среды администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области и представителем территориального отдела Уфалейское лесничество ГКУ «Управление лесничествами Челябинской области» установлено, что на участках местности, расположенных на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в <адрес> лесничества Уфалейского лесничества (координаты: <данные изъяты>) размещена несанкционированная свалка промышленных отходов (жидкой пульпы). К месту размещения отходов доступ неограничен.

В связи с выявленными нарушениями закона, прокурором города Верхнего Уфалея 11 декабря 2020 года руководителю Главного управления лесами Челябинской области внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено ответчиком 25декабря 2020 года с участием представителя прокуратуры Челябинской области.

В своем ответе от 25 декабря 2020 года № на вышеуказанное представление прокурора г. Верхнего Уфалея, Главное управление лесами Челябинской области указывает, что уполномоченным органом исполнительной власти, который наделен полномочиями по ведению учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, их локализацию и ликвидацию в рамках реализации региональных программ в области охраны окружающей среды, является Министерство экологии Челябинской области.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами административного расследования по факту несанкционированного размещения отходов обработки мрамора, на расстоянии ориентировочно <данные изъяты> м на северо-восток от производственной площадки ООО «Уралмрамор» в координатах: <данные изъяты>.

По результатам надзорных мероприятий установить лиц, осуществляющих несанкционированное размещение отходов, не представилось возможным, ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов конкретному лицу.

Аналогичные выводы содержатся в ответах Министерства экологии Челябинской области, а также Главного управления лесами Челябинской области на обращение Ивановского Н.Н.

Также в ходе судебного разбирательства установлено, что все указанные земельные участки относятся к землям лесного фонда, что подтверждено представленными документами территориального отдела «Уфалейское лесничество» по административному правонарушению (несанкционированной свалке промышленных отходов).

Согласно ч. 1 ст. 9, ст. 58 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона, ч.2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов. Защита лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (ч.ч.1,2 ст.60.2 Лесного кодекса РФ).

Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах (ч.ч. 1, 2 ст. 60.3 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, в пункте 2 предусматривают меры санитарной безопасности в лесах, которые включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Из содержания данного пункта видно, что названный перечень не исчерпывается мерами, указанными в нем.

Согласно п.п. 1, 6 Положения о Главном управлении лесами Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 22 декабря 2006 года № 385, установлено, что исполнительным органом государственной власти Челябинской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере лесных отношений на территории Челябинской области является Главное управление лесами Челябинской области.

В соответствии с п. 7 Положения о Главном управлении лесами Челябинской области, последнее осуществляет на территории Челябинской области все названные в п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.

Согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст, под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Создание несанкционированной свалки на земельных участках и на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиками уважения личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно положениям п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

На основании вышеприведенных норм материального права, с учетом распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, суд приходит к выводу, что организация мероприятий по ликвидации свалок на землях лесного фонда в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, должна быть возложена на Главное управление лесами Челябинской области.

При указанных обстоятельствах, доводы ответчика о том, что с Федерального агентства лесного хозяйства были сняты полномочия по выявлению и ликвидации свалок на территории земель лесного фонда, являются необоснованными, поскольку не основаны на требованиях закона.

Ссылки ответчика на то, что в связи с введением в Лесной кодекс РФ поправок Главы 3.2, леса подлежат охране от загрязнений и иного негативного воздействия, которое осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, не могут быть приняты во внимание, поскольку п.3 ст.60.12 Лесного кодекса РФ не исключает из системы охраны лесов Главное управление лесами Челябинской области.

Доводы ответчика о том, что действующее на сегодняшний день законодательство очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относит к санитарно-оздоровительным мероприятиям, полномочия по осуществлению которых возложены на Главное управление лесами Челябинской области, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13 октября 2015 года № 26-П, положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о Главном управлении лесами Челябинской области.

Кроме того, из положений Правил санитарной безопасности в лесах (пункт 14), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, следует, что не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Таким образом, доводы ответчика о том, что уборка несанкционированных свалок не входит в перечень санитарно-оздоровительных мероприятий, не основаны на требованиях закона.

Ссылка ответчика на то, что несанкционированная свалка подлежит ликвидации ООО «Уфалейский лес», которому по договору аренды №321 от 24 ноября 2008 года передан спорный земельный участок на срок до 22декабря 2022 года, подлежит отклонению, поскольку именно в полномочия Главного управления лесами Челябинской области входит организация охраны и защиты от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами земельного участка лесного фонда, организация ликвидации последствий таких загрязнений. Каких-либо доказательств, подтверждающих несанкционированное размещение отходов на спорном земельном участке по вине третьего лица ООО «Уфалейский лес» и в период нахождения спорного земельного участка в аренде у ООО «Уфалейский лес», ответчиком в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду представлено не было.

Подлежат отклонению и доводы ответчика о бюджетном финансировании и нецелевом расходовании бюджетных средств в случае исполнения решения суда в связи с нижеследующим.

В соответствии ч.ч. 3 и 5 ст. 83 Лесного кодекса РФ средства, на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых предусмотрена организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.

Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе, по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Главного управления лесами Челябинской области по охране и защите лесов, в связи с чем, расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является.

При этом в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ использование денежных средств для исполнения вступившего в силу судебного акта не может рассматриваться как нецелевое расходование бюджетных средств.

В судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела в суде спорный земельный участок от отходов производства и потребления в добровольном порядке и в соответствии с требованиями законодательства не освобожден, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора о возложении обязанности на Главное управление лесами Челябинской области освободить от отходов производства и потребления земельный участок в <адрес> лесничества Уфалейского лесничества (географические координаты: <данные изъяты>) (ориентировочно <данные изъяты> метров на северо-восток от производственной площадки ООО «Уралмрамор»).

На основании ст.204 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда – в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора города Верхнего Уфалея Челябинской области к Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности освободить от отходов производства и потребления земельный участок, удовлетворить.

Возложить обязанность на Главное управление лесами Челябинской области в течение одного года с момента вступления решения в законную силу в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями освободить от отходов производства и потребления земельный участок в <адрес> лесничества Уфалейского лесничества (географические координаты: <данные изъяты>) (ориентировочно 600 метров на северо-восток от производственной площадки ООО «Уралмрамор»).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г.Челябинска.

Председательствующий Е.В. Гречишникова

Мотивированное решение изготовлено 09.08.2021 года