ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2315/17 от 27.10.2017 Чердаклинского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2-2315/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Старая Майна 27 октября 2017 года

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Уланова А.В.

при секретаре Карпухиной М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старомайнского района Ульяновской области к Администрации муниципального образования «Старомайнский район», Кузнецову М.В., Яфаркину Е.М. о признании недействительным договора купли- продажи от 13.10.2010 № 1-209 земельного участка с кадастровым номером №...., свидетельства о государственной регистрации права.

УСТАНОВИЛ

Прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Старомайнский район», Кузнецову М.В., Яфаркину Е.М. с иском о признании недействительным договора купли- продажи от 13.10.2010 № 1-209 земельного участка с кадастровым номером №...., свидетельства о государственной регистрации права.

В обосновании требований указал, что в ходе проверки выявлен факт необоснованного исключения из границ государственного лесного фонда земельного участка с кадастровым номером №...., который занят лесной растительностью. Проведёнными проверочными мероприятиями установлено, что земельный участок с кадастровым номером №...., расположенный по адресу: Ульяновская область Старомайнский район, в 3600 метрах к северу - востоку от р.п. Старая Майна, площадью 5053 кв.метров, разрешенное использование - «под туристическую базу», был продан Кузнецову М.В. при отсутствии у администрации МО «Старомайнский район» такого права. В соответствии с материалами лесоустройства 2004-2005 гг., карты землепользований Старомайнского района 1982 года, схемы землеустройства Старомайнского района 1991 года данный земельный участок относился к границам государственного лесного фонда.

В последующем собственником Кузнецовым М.В. этот земельный участок был продан Яфаркину Е.М. на основании договора купли- продажи от 15.05.2015 г. Таким образом, проведённой проверкой установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером №.... определены незаконно, без учёта материалов лесоустройства и мест расположения лесных насаждений как объектов естественного происхождения.

Следовательно, оспариваемый земельный участок с кадастровым номером №.... не может быть отнесен к категории земель государственная собственность на которые не разграничена, и быть проданными администрацией МО «Старомайнский район» как органом, осуществляющим управление такими земельными ресурсами в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В связи с чем, просит признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от 13.10.2010 № 1-209 между Администрацией МО «Старомайнский район» и Кузнецовым М.В. о приобретении последним в собственность земельного участка с кадастровым номером №...., расположенного по адресу: Ульяновская область Старомайнский район, в 3600 метрах к северу-востоку от р.п. Старая Майна, площадью 5053 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование «под туристическую базу», признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права собственности от 09.12.2010 серии 73-АА № 098958 на земельный участок с кадастровым номером №...., расположенного по адресу: Ульяновская область Старомайнский район, в 3600 метрах к северу- востоку от р.п. Старая Майна, выданное Кузнецову М.В., признать отсутствующим право собственности Яфаркина Е.М. на земельный участок с кадастровым номером №...., расположенного по адресу: Ульяновская область Старомайнский район, в 3600 метрах к северу-востоку от р.п. Старая Майна.

Направить вступившее в законную силу судебное решение в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости сведений о правах и характеристиках вышеуказанного участка.

В судебном заседании пом. прокурора Старомайнского района Мухамедов Р.Р. заявленные требования поддержал, приведя доводы изложенные в исковом заявлении.

Представитель Администрации МО «Старомайнский район» Мерзялков К.В. иск не признал, суду пояснил, что в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №...., находящийся в собственности Яфаркина Е.М. (ранее в собственности Кузнецова М.В.), относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и предоставлен для размещения туристической базы. При этом, какие-либо сведения, исходя из которых спорный участок относится к категории земель лесного фонда, в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся. Право ответчиков было зарегистрировано в установленном законом порядке.

Просит учесть положения ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки, этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В силу ч. 5 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с ч. 6 ст. 4.6 названного Федерального закона сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: 1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом.

Данные нормы были введены в действие Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», который вступил в законную силу 11.08.2017.

Как указывается в разъяснениях Минэкономразвития России ЕГРН и предшествующие ему публичные реестры создавались именно для целей обеспечения гражданского оборота недвижимости. Кроме того, сведения ГЛР исходя из положений ст. 7 и 8 ЗК РФ и Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участок из одной категории в другую», не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда (п. 1 стр. 2).

В силу положений Федерального закона № 280-ФЗ, п. 5 разъяснений Минэкономразвития России, если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Земельный участок с кадастровым номером №...., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенный вид использования - под туристическую базу, расположенный по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, в 3600 метрах к северо-востоку от р.п. Старая Майна, площадью 5053 кв. м., был поставлен на государственный кадастровый учет в 2009 году, 09 декабря 2010 года на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности за Кузнецовым М.В., о чем была сделана запись регистрации в реестре, что также подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о государственной регистрации прав, предоставленным прокуратурой.

Преобладающее значение имеют данные Единого государственного реестра недвижимости, но не данные материалов лесоустройства, которые содержатся в Государственном лесном реестре в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 30.10.2013 № 464 «Об утверждении Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий ее предоставления».

Более того, в соответствии с переходными положениями, содержащимися в ст. 10 Федерального закона № 280-ФЗ, до 1 января 2023 года специально уполномоченные органы осуществляют устранение противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, а также приводят сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.

Вынесение по настоящему гражданскому делу решения в пользу прокурора будет нарушать требования Федерального закона № 280-ФЗ, изменённых им нормативных правовых актов, что будет противоречить позиции Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда, выраженной в нормах вышеуказанного законодательства.

В исковом заявлении указано, что в соответствии с материалами лесоустройства 2004-2005 гг. земельный участок с кадастровым номером №.... находится в границах земель государственного лесного фонда. Аналогичный вывод содержится и в заключении заместителя начальника межмуниципального отдела по Чердаклинскому и Старомайнскому районам Управления Росреестра по Ульяновской области. Между тем, такие выводы, сделанные прокурором и специалистом Управления Росреестра по Ульяновской области, не подкреплены доказательствами. Указанное заключение составлено без использования каких-либо средств измерения, геодезических и картографических исследований. Заключение основано лишь на сравнении карт лесоустройства и материалов ортофотоплана. Фактические границы леса и спорного земельного участка на местности не проверялись, геодезическое оборудование при исследовании не применялось. Кроме того, специалист Управления Росреестра по Ульяновской области в своём заключении ссылается на нормы законодательства, регулирующие вопросы отнесения земельного участка к той или иной категории земель. Информация о планируемом предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, в 3600 метрах к северо-востоку от р.п. Старая Майна, площадью 5053 кв. м. для целей - «туристической базы» была размещена в общедоступных источниках для всеобщего обозрения. В рамках землеустроительных работ проводилось согласование границ земельного участка, которое было выполнено при участии начальника отдела Минприроды Ульяновской области в Старомайнском районе З*Н.А.. Отдел Минприроды Ульяновской области, который имел все полномочия для согласования границ, субъект делегировал министерству данное право. Таким образом, собственник лесных участков в лице уполномоченного органа, должен был знать и знал о нарушении своего права с момента размещения информации о планируемом предоставлении земельного участка.

Просит применить срок исковой давности.

Представитель Кузнецова М.В., Яфаркина Е.М. - Курбатов И.В. не согласился с исковыми требованиями, суду пояснил, что считает, что в иске прокурора нет достаточных доказательств, по которым иск может быть удовлетворен. В материалы дела не представлено документов о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда. Идентичность спорного земельного участка невозможно определить по представленным прокурором документам. Прокурор ссылается на заключение специалиста Росреестра, из данного заключения не следует, что речь идет о спорном земельном участке, данный земельный участок на месте не исследовался, заключение составлено без использования каких-либо средств измерения, геодезических и картографических исследований. Заключение основано лишь на сравнении карт лесоустройства и материалов аэрофотоплана. Схемы, представленные представителем истца, не содержат необходимых реквизитов для использования их в качестве допустимых доказательств.

Поддержал ходатайство представителя МО «Старомайнский район» о применении срока исковой давности.

Ответчики Кузнецов М.В., Яфаркин Е.М. иск не признали, поддержав пояснения Курбатова И.В.

Представитель Росреестра Ш*В.Ф.. суду пояснил, что при даче заключения об отнесении спорного участка он основывался на сравнении карт лесоустройства и материалов аэрофотоплана, подробных карт в районе спорного земельного участка у них не имеется. Данный земельный участок на месте не исследовался, заключение составлено без использования каких-либо средств измерения, геодезических и картографических исследований. Каких- либо сведений о нахождении спорного участка в базе данных Росреестра не имеется.

Спорный земельный участок в 2009 году был сформирован - поставлен на учет и предоставлен в аренду, а в дальнейшем и в собственность. При межевании ими были предоставлены сведения о нахождении спорного участка на землях относящихся к категории земель государственная собственность на которые не разграничена. Запрос был написан некорректно, поэтому и ответ дан такой же. Кадастровый инженер должен был изучить все границы земельного участка. В 4 квартале Старомайнского лесхоза находятся три турбазы. Смежники имеют право подписывать акт согласования границ земельного участка. Площадь земельного участка устанавливается при проведении геодезической съемки кадастровым инженером. Данных в архиве о прекращении права пользователя на спорный земельный участок не имеется. По его мнению, спорный земельный участок из лесного фонда не исключался и находится в границах лесного фонда.

Представители Министерства сельского и лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области в суд не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Представитель ГКУ «Старомайнское лесничество» Ульяновской области К*О.Н. суду пояснила, что в Старомайнском лесничестве имеется «Книга отвода лесных участков», где отражаются сведения об исключении лесных участков из гос.лесфонда. Согласно данной книги значится, что на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 21.07.1970 № 1397-р Ульяновскому проектному институту «Гипроэнергоремонт» отведен земельный участок в кв.№4 Старомайнского лесничества площадью 0,40 га под строительство туристической базы, при этом участок исключен из гослесфонда. В плане лесонасаждений Старомайнского лесничества лесоустройство 2004 года данный (спорный) участок выделен из лесного фонда. Рядом со спорным участком находятся еще участки, (территории турбаз), которые также были исключены из гослесфонда. Старомайнское лесничество в настоящее время отношение к данным участкам не имеет. По этой причине при межевании спорного участка в 2009 году начальником отдела Минприроды Ульяновской области в Старомайнском районе З*Н.А., было проведено согласование при межевании этого земельного участка, который ранее был исключен из гослесфонда.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Прокурор, обращаясь в защиту интересов неопределенного круга лиц, просит признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права собственности от 09.12.2010 серии 73-АА №.... на земельный участок с кадастровым номером №...., расположенного по адресу: Ульяновская область Старомайнский район, в 3600 метрах к северу- востоку от р.п. Старая Майна, выданное Кузнецову М.В. Признать отсутствующими права собственности Яфаркина Е.М. на земельный участок с кадастровым номером №...., расположенного по адресу: Ульяновская область Старомайнский район, в 3600 метрах к северу-востоку от р.п. Старая Майна, при этом указывает, что спорный участок относится к лесному участку. В обосновании приводит сведения, что границы земельного участка с кадастровым номером №.... определены незаконно, без учёта материалов лесоустройства и мест расположения лесных насаждений как объектов естественного происхождения. Следовательно, оспариваемый земельный участок не может быть отнесен к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена. Полагает, что действиями администрации МО «Старомайнский район» затронуты права собственника лесного участка Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на использование лесов для собственных нужд. В подтверждение своих доводов ссылается на схему землеустройства Старомайнского района Ульяновской области, утвержденную в 1991 году; схему Старомайнского лесхоза Ульяновской области от 2004 года; план лесонасаждений Старомайнского лесничества от 2004 года. При проведении проверки для определения местонахождения спорного земельного участка, с привязкой к вышеуказанным документам специальные приборы не использовалось.

Вместе с тем в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и предоставлен для размещения туристической базы. При этом, какие-либо сведения, исходя из которых спорный участок относится к категории земель лесного фонда, в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся.

Согласно Федерального закона № 280-ФЗ, преобладающее значение имеют данные Единого государственного реестра недвижимости, но не данные материалов лесоустройства, которые содержатся в Государственном лесном реестре в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 30.10.2013 № 464 «Об утверждении Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий ее предоставления».

В соответствии с переходными положениями, содержащимися в ст. 10 Федерального закона № 280-ФЗ, до 1 января 2023 года специально уполномоченные органы осуществляют устранение противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, а также приводят сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.

В материалах дела имеется акт согласования границ земельного участка, где отражено, что межевание было выполнено при участии начальника отдела Минприроды Ульяновской области в Старомайнском районе З*Н.А., где имеется его подпись и отметка об отсутствии заявленных замечаний и закреплении границ участка. Таким образом, собственник лесных участков в лице уполномоченного органа, должен был знать и знал о нарушении своего права с момента размещения информации о планируемом предоставлении земельного участка.

Судом установлено, что в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №...., находящийся в собственности Яфаркина Е.М. (ранее в собственности Кузнецова М.В.,) относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и предоставлен для размещения туристической базы.

Согласно правоустанавливающим документам и сведениям Единого государственного реестра недвижимости право Яфаркина Е.М. и Кузнецова М.В. было зарегистрировано в установленном законом порядке. Земельный участок с кадастровым номером №...., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенный вид использования - под туристическую базу, расположенный по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, в 3600 метрах к северо-востоку от р.п. Старая Майна, площадью 5053 кв. м., был поставлен на государственный кадастровый учет в 2009 году.

9 декабря 2010 года на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности за Кузнецовым М.В., о чем была сделана запись регистрации в реестре, что также подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельством о государственной регистрации прав.

Согласно предоставленных документов и пояснения представителя Росреестра Ш*В.Ф. относительно выданных ими документов, следует, что спорный участок относился к категории земель государственная собственность на которые не разграничена. Надлежащих доказательств, об отнесении спорного участка к лесному фонду суду не предоставлено.

Земельным кодексом РСФСР (1970), в статье 12 закреплялось, что предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода; отвод производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.

В статье 13 Земельного кодекса РСФСР содержались перечень и полномочия органов, имеющих право предоставления земельных участков. К таким органам, в частности относились исполкомы сельских, поселковых, районных, городских, областных, краевых Советов народных депутатов, Советы Министров автономных республик и Совет Министров РСФСР.

Кроме того, исследуя документы предоставленные Росреестром, следует, что согласно письма на имя директора Старомайнского лесхоза направленного начальником управления лесного хозяйства от 19.08.1970 года указано, во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 21.07.1970 № 1397-р необходимо отвести Ульяновскому проектному институту «Гипроэнергоремонт» земельный участок в кв.№4 Старомайнского лесничества площадью 0,40 га на строительство туристической базы. Отвод земельного участка необходимо в постоянное пользование с исключением из Гослесфонда без права рубки леса. Также указано о необходимости внесения изменения в материалы лесоустройства и книге учета лесного фонда.

На основании Акта постоянного пользования землей от 3.06.1971 года исполком Старомайнского районного совета депутатов трудящихся удостоверил, что на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 21.07.1970 № 1397-р институту «Гипроэнергоремонт» предоставляется Ульяновскому государственному проектому институту» земельный участок в постоянное пользование площадью 0,4 из земель гослесфонда с их исключением.

Согласно Акта технического обследования земельных участков испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда от 21.09.1992 года обследовался участок в лесах первой группы в квартале №4 Старомайнского лесничества площадью 0,64 га., где имеется подпись представителя лесхоза, по согласованию размера данного участка. В последующем, Актом отвода в натуре земельного участка для расширения турбазы «Радуга» институту «Гипроэнергоремонт» данный участок выделен, при этом претензий по отводу земли, а также по оформлению границ не заявлено, подпись представителя лесхоза также имеется.

Таким образом, обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц с учетом вышеизложенного, является не состоятельным.

Согласно положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 следует, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Ведение единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 органом регистрации прав является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В соответствии с Приказом Росреестра от 18.10.2016 № Ш0515 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" наделяется отдельными полномочиями органа регистрации прав.

Рассматривая оспариваемый договор следует отметить, что доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо иных правоотношений в отношении земельного участка, помимо тех, которые изложены в договоре, отсутствуют. Также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что воля истца и ответчика не была направлена на создание именно тех правовых последствий, которые наступили, а именно - на переход права собственности на земельный участок от истца к ответчику. Других доказательств того, что спорный договор был заключено под влиянием обмана, также не имеется.

Каких- либо требований о недействительности правоустанавливающих документов, либо действий предшествующих заключению спорного договора истцом не заявлено. Установленный вид разрешённого использования, связанный с целями рекреации, установленному режиму использования названной категории земель не противоречит.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что истцом, на которого в силу ст. 56 ГПК РФ возложено бремя доказывания, не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих незаконность заключения договора. Оспариваемый договор содержит все существенные условия договора, прошел государственную регистрацию,

Сведения об учтенном земельном участке с кадастровым номером №...., категорией - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенным использованием — под туристическую базу, площадью 5053 кв.м,, расположенном по адресу: Ульяновская область, р-н Старомайнский, в 3600 м к северо-востоку от р.п. Старая Майна, внесены раздел ЕГРН кадастр недвижимости 15.06.2009 г. на основании заявления С*С.Е., действующего от имени КУМИЗО МО «Старомайнский района» Ульяновской области, от 15.04.2009 г. о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, описания земельных участков от 15.04.2009 г., подготовленного кадастровым инженером С*С.Е. (ООО «Кадастровый центр»), постановления МО администрация «Старомайнский район» Ульяновской области от 20.03.2009 г. № 259 «О формировании земельного участка, находящегося в государственной собственности», постановления МО администрация «Старомайнский район» Ульяновской области от 20.03.2009 г. № 262 «О формировании земельного участка, находящегося в государственной собственности», плана границ земельного участка от 19.12.2008 г.

По сведениям раздела ЕГРН - реестра прав на недвижимость, на указанный земельный участок 26.05.2015 г. зарегистрировано право собственности Яфаркина Е.М..

По сведениям раздела ЕГРН кадастра недвижимости, на указанном земельном участке расположен объект капитального строительства - нежилое здание с кадастровым номером №...., наименование - административно-бытовой корпус и здание кухни для туристической базы, площадью 229.7 кв.м., расположенное по адресу: Ульяновская область, р-н Старомайнский, р.п. Старая Майна, который находится в собственности у Яфаркина Е. М.

В соответствии со ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

С учетом того, что ответчики заявили ходатайство о применении срока исковой давности, следует отметить следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

В соответствии в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» по смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

В материалах дела имеется акт согласования границ под туристическую базу данного земельного участка. В данном акте отражено, что межевание спорного земельного участка, было выполнено при участии начальника отдела Минприроды Ульяновской области в Старомайнском районе З*Н.А.. В данном акте его подпись и отметка об отсутствии заявленных замечаний и закреплении границ участка. Таким образом, собственник лесных участков в лице уполномоченного органа, должен был знать о возможном нарушении своего права.

С учетом того, что основные требования прокурора не подлежат удовлетворению, то оснований для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости сведений о правах и характеристиках спорного земельного участка не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 12,56,57, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области к Администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области, Кузнецову М.В., Яфаркину Е.М. о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 13.10.2010 № 1-209 между Администрацией МО «Старомайнский район» и Кузнецовым М.В. о приобретении последним в собственность земельного участка с кадастровым номером №...., расположенного по адресу: Ульяновская область Старомайнский район, в 3600 метрах к северу-востоку от р.п. Старая Майна, площадью 5053 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование «под туристическую базу», Свидетельства о государственной регистрации права собственности от 09.12.2010 серии 73-АА №.... на земельный участок с кадастровым номером №...., расположенный по адресу: Ульяновская область Старомайнский район, в 3600 метрах к северу - востоку от р.п. Старая Майна, выданное Кузнецову М.В.; признании отсутствующими права собственности Яфаркина Е.М. на земельный участок с кадастровым номером №...., расположенный по адресу: Ульяновская область Старомайнский район, в 3600 метрах к северу-востоку от р.п. Старая Майна и исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости сведений о правах и характеристиках вышеуказанного участка – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение месяца.

Судья