ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2315/2021 от 23.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело №2-2315/2021 (УИД 13RS0023-01-2021-004286-36)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 декабря 2021 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего - судьи Куликовой И.В.,

при секретаре судебного заседания – Лосяковой К.А.,

с участием в деле:

истца – ФИО1,

ответчика – Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия в лице представителя ФИО2 действующей на основании доверенности №2 от 11.01.2021г.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Федеральная таможенная служба Приволжского таможенного управления. Саратовская таможня,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о включении периода службы в таможенных органах Российской Федерации в стаж службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о включении периода службы в таможенных органах Российской Федерации об отмене протокола об отказе во включении в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения периода замещения должности в таможенных органах Российской Федерации, о возложении обязанности включить в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах Российской Федерации, произвести перерасчет размера ежемесячной надбавки в окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации.

В обосновании искауказал, что 20.12.2020г. он обратился к ответчику с заявлением о включении в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах с 06.09.1994г. по 04.05.1998г. Протоколом от 23 июля 2021 года №8 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия истцу отказано во включении в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах с 06.09.1994г. по 04.05.1998г. В спорный период занимал должность инспектора таможенной службы 2 ранга. В последующем в связи с вступлением в силу Федерального закона №114-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 25.05.1998г. №505 «Вопросы приравнивания специальных званий сотрудников таможенных органов Российской Федерации» (ред. от 26.01.2000г.) было определено, что специальные (персональные) звания должностных лиц таможенных органов РФ, присвоенные на основании Указа Президента Российской Федерации от 24.10.1992г. №1299 – инспектор таможенной службы 1,2 ранга – приравнены к специальным званиям сотрудников таможенных органов, введенных федеральным законом №114-ФЗ – старший лейтенант, капитан таможенных органов (соответственно). Следовательно выполнение должностным лицом, имеющим специальное звание, работы в таможенных органах Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона №114-ФЗ отвечало критериям прохождения службы в таможенных органах, определенным в названном федеральном законе.

На основании изложенного и руководствуясь п.п.5, п.2 статьи 36 Федерального закона от 01.10.2019г. №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, Постановление правительства РФ от 23.01.2003г. №43 истец просил суд отменить п.3 протокола №8 от 23.07.2021г. Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия в части отказа ФИО3 включить в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах Российской Федерации с 06.09.1994г. по 04.05.1998г..

Обязать Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия включить ФИО1 в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах Российской Федерации с 06.09.1994г. по 04.05.1998г..

Обязать Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия произвести перерасчет ФИО1 выслуги лет для назначения пенсии с учетом периодов службы в таможенных органах Российской Федерации с 06.09.1994г. по 04.05.1998г., в стаж службы в ФССП РФ с 12.02.2019г. по 31.05.2020г. органов принудительного исполнения Российской Федерации с 01.06.2020г..

Обязать Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия произвести перерасчет ФИО1 заработной платы и выплатить недополученные денежные средства заработной платы с 01.06.2020г. по настоящее время с учетом стажа службы в таможенных органах Российской Федерации с 06.09.1994г. по 04.05.1998г., а также произвести перерасчет размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) сотрудникам органа принудительного исполнения Российской Федерации.

В ходе досудебной подготовке истец ФИО1 в соответствии со статьей 39 ГПК Российской Федерации исковые требования уточнил, просил суд отменить п.3 протокола №8 от 23.07.2021г. Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия в части отказа ФИО1 включить в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах Российской Федерации с 06.09.1994г. по 04.05.1998г..

Обязать Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия включить ФИО1 в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах Российской Федерации с 06.09.1994г. по 04.05.1998г..

В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования от 17 декабря 2021г. поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по указанным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований, в предоставленных суду письменных возражениях указала о том, что Законом «О службе в органах принудительного исполнения» предусмотрено включение в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, т.е. периода прохождения службы именно в таможенных органах Российской Федерации, с даты вступления в силу Федерального закона №114-ФЗ, которым установлен данный вид службы, понятие службы в таможенных органах Российской Федерации. Работа ФИО1 в должности инспектора Таможенной охраны Мордовской таможни с 06.09.1994г. по 04.05.1998г. в соответствии с нормами действовавшими на тот момент «Кодекса законов о труде Российской Федерации» не тождественно понятию «служба» и «служба», в Таможенных органах Российской Федерации. Кроме того, включение в стаж периода с 06.09.1994г. по 04.05.1998г. имеющийся у ФИО1 возможно исключительно для сотрудников таможенных органов и предусматривают возможность зачета соответствующих периодов работы в выслугу лет, в том числе для назначения пенсий, именно сотрудникам таможенных органов. Однако указанные норма не применимы при учете стажа службы и назначении пенсии за выслугу лет сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации.

В судебное заседание третье лицо - Федеральная таможенная служба Приволжского таможенного управления. Саратовская таможня о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известило.

Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признаёт причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело в отсутствие ответчика, поскольку им не представлено сведений о причинах неявки.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с 06.09.1994г. по 23.10.2018г. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации.

Из копии трудовой книжки АТ-VI №4806865 следует, что период с 06.09.1994г. по 04.05.1998г. замещал должность по специальному званию – инспектора отряда таможенной охраны Мордовской таможни (приказ №195-К от 05.09.1994г.) с 05.09.1998г. переведен на службу в таможенных органах Российской Федерации на основании ст. 25 КЗоТ РФ, статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на должность инспектора отряда таможенной охраны (л.д.6)

В соответствии с положениями части 1 и пункта 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 01.10.2019г. №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон «О службе в органах принудительного исполнения») в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения для назначения ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) (надбавки за выслугу лет) включаются периоды, определенные Правительством российской Федерации (в календарном или льготном исчислении).

Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения для назначения надбавки за выслугу лет и зачета в стаж службы в органах принудительного исполнения устанавливается Правительством Российской Федерации согласно части 5 статьи 36 Закона «О службе в органах принудительного исполнения».

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 имея специальное звание капитан внутренней службы замещая должность судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Ромодановскому району обратился с заявление к ответчику о включении в стад службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения периода замещения должности инспектора отряда таможенной охраны Мордовской таможни с 06.09.1994г. по 04.05.1998г.

Пунктом 3 Протоколом №8 от 23 июля 2021 года заседания комиссии Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия по установлению стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения, дающего право на установление выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы(выслугу лет) сотрудникам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия ФИО1 отказано во включении периода замещения должности инспектора отряда таможенной охраны Мордовской таможни с 06.09.1994г. по 04.05.1998г. в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Согласно расчету стажа государственной гражданской службы Российской Федерации в таможенных органах Российской Федерации от 17 октября 2018г. №56 ФИО1 установлен стаж государственной гражданской службы Российской Федерации в таможенных органах Российской Федерации на 23 октября 2018г. – 29 лет 09 месяцев 00 дней с учетом Службы в Мордовской таможне с 06.09.1994г. по 04.05.1998г. что составляет 3 года 07 месяцев 29 дней.

В соответствии со статьей 2 Закона «О службе в органах принудительного исполнения» в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются, в том числе период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.

До вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» порядок замещения должности в таможенных органах регулировался положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.

Так согласно статье 1 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей в спорный период) служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Должностными лицами таможенных органов Российской Федерации являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов) или квалификационные разряды (статья 3 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 1 сентября 1997г.)).

Согласно пункта «в» Положения о порядке присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов и организаций таможенной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 24.10.1992г. №1299 (в редакции Указа Президента от 22.09.1993г. №1405) к числу специальных званий присваиваемых должностным лицам таможенных органов и организаций таможенной службы РФ, отнесены инспектор таможенной службы 1,2,3 рангов (инспектора, специалиста 2 категории, другие специалисты)

Из приказа по Мордовской таможне №195-К от 05.09.1994г. следует, что ФИО1 назначен на должность инспектора отряда таможенной охраны за счет должности ведущего инспектора с 06.09.1994г. с испытательным сроком шесть месяцев.

Согласно Представлению к присвоению специального звания от 02 февраля 1995г. ФИО1 присвоено специальное звание – инспектор таможенной службы III ранга приказом Председателя ГИК России от 20 марта 1995г. №25А.

Приказом №156-К от 14.09.1995г. ФИО1 (Личный номер Ч-022100) установлена процентная надбавка за выслугу лет в таможне в размере 5% к должностному окладу по специальному званию.

Согласно Представлению к присвоению специального звания ФИО1 (Личный номер Ч-022100) 14 февраля 1997г. присвоено очередное специальное звание Инспектор таможенной службы II ранга в связи с истечением установленного срока.

Из ответа Саратовской таможни от 30.11.2021г. №01-07-30/18721 следует, что ФИО1 в период с 06.09.1996г. по 04.05.1998г. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации на должностях предусматривающих присвоение специальных званий в соответствии с Положением о порядке присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов и организаций таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 24.10.1992г. №1299, в должности инспектора отряда таможенной охраны Мордовской Таможни.

Таким образом, ФИО1 (Личный номер Ч-022100) в период с 06.09.1994г. по 04.05.1998г. имел специальное звание инспектор таможенной службы III ранга и II ранга и замещал должность инспектора отряда таможенной охраны Мордовской Таможни.

Со вступлением в силу Федерального закона от 21.07.1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» введено понятие служба в таможенных органах Российской Федерации. Установлено, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Статьей 3 указанного закона установлено, что должностные лица таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органов, которым присвоены специальные звания (далее – сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

Так, специальные (персональные) звания должностных лиц таможенных органов РФ, присвоенные на основании Указа Президента Российской Федерации от 24.10.1992г. №1299 – инспектор таможенной службы 1,2 ранга – приравнены к специальным званиям сотрудников таможенных органов, введенных федеральным законом №114-ФЗ – старший лейтенант, капитан таможенных органов (соответственно).

Таким образом, на дату вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997г. №114-ФЗ ФИО1 (Личный номер Ч-022100) имел специальное звание «инспектор таможенной службы» и являлся сотрудником таможенных органов Российской Федерации.

Следовательно, выполнение должностным лицом, имеющим специальное звание, работы в таможенных органах Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона №114-ФЗ отвечало критериям прохождения службы в таможенных органах, определенным в названном федеральном законе.

Кроме того, суд считает необходимым отменить, что пунктом 5 части 2 статьи 36 Федерального закона от 01.10.2019г. №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения включил, в том числе период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.

С учетом изложенного, с целью недопущения ухудшения положения истца и восстановление его права на включение спорного периода в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, замещавшего в спорный период должность инспектора отряда таможенной охраны Мордовской Таможни и имевшего специальные звания «инспектор таможенной службы», суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить пункт 3 протокола №8 от 23 июля 2021 года Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия в части отказа ФИО1 включить в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах Российской Федерации с 06 сентября 1994года по 04 мая 1998 год.

Обязать Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия включить ФИО1 в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах Российской Федерации с 06 сентября 1994 года по 04 мая 1998 год.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.В. Куликова

Мотивированным решением судом изготовлено 28 декабря 2021 года.

Судья И.В. Куликова

1версия для печатиДело № 2-2315/2021 ~ М-2547/2021 (Решение)