Дело № 2-2315/2022 64RS0046-01-2022-003325-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2022 года город Саратов
Ленинский районный суд г.Саратова в составе
председательствующего судьи Токаревой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пантелеевой Д.А., секретарем судебного заседания Гусейновой С.А.,
с участием представителей истца ФИО1, ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 ФИО15 к Жилищному кооперативу «Мирный» о признании незаконной выставленной задолженности по газоснабжению, освобождении от образовавшейся задолженности, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, по встречному исковому заявлению Жилищного кооператива «Мирный» к ФИО4 ФИО16 о взыскании задолженности по газоснабжению, судебных расходов,
установил:
ФИО5 обратился в суд с исковым заявлением к Жилищному кооперативу (далее ЖК) «Мирный», в котором просил (с учетом уточнений) признать незаконным выставленную задолженность в размере 181 251 руб. 74 коп. за услугу «газоснабжение» за период с февраля 2014 г. по ноябрь 2021 г., отраженную в квитанции за февраль 2022 г., ликвидировать (освободить) от образовавшейся задолженности за вышеуказанный период, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в общем размере 45 000 руб. (15 000 руб. и 30 000 руб.), почтовые расходы в размере 390 руб. 44 коп., по оплате государственной пошлины в размере 4 825 руб.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что ФИО5 является собственником . Управляющей компанией данного дома является ЖК «Мирный».
В феврале 2022 г. со стороны ответчика была впервые выставлена квитанция с наличием в ней задолженности в размере 181 251 руб. 74 коп. по услуге «газоснабжение» без указания на то обоснованного периода и без представления расчета, поскольку ранее истцом регулярно подавались показания прибора учета, представителями ответчика данные показания принимались, в результате чего выставлялся счет на оплату и в установленный законом срок все имеющиеся платежи и задолженности были оплачены.
14.03.2022 г. в адрес ответчика, как и на электронную почту, так и на почтовый адрес, истцом была направлена претензия с просьбой предоставить информацию и основания начисления возникшей задолженности, что подтверждается скриншотом и почтовой квитанцией.
На претензию истца, в ответе от 23.03.2022 г. ответчик ссылается только на тот факт, что выставленная задолженность была выставлена на основании нормативов, не указав порядок расчетов.
Истцом повторно ответчику была направлена претензия, в которой было сообщено о намерении истца оспорить выставленную задолженность в суде и все оплаты, которые поступают в адрес ответчика, считаются оплатам текущих коммунальных услуг, а не выставленной задолженности.
Так, 12.07.2013 г. в квартире истца был установлен счетчик ГРАНД-4 компанией ООО «ТеплоГаз», что подтверждается паспортом объекта и штампом о вводе в эксплуатацию счетчика.
В октябре 2021 г. у данного счетчика жк-дисплей перестал отображать показания, в результате чего, истцом была оставлена заявка в АО «Саратовгаз» на его замену, что подтверждается актом №221121 от 22.11.2022 г., где зафиксировано отсутствие индикации показаний накопленного газа на цифровом табло, целостность пломб не нарушена.
Акт от 22.11.2021 г. был отправлен истцом 23.11.2021 г. председателю ЖК «Мирный» ФИО6, а показания в дальнейшем, как и раньше, стали передаваться истцом согласно данным нового прибора учета. При этом, задолженность ответчик ни в декабре 2021 г., ни в январе 2022 г. истцу не выставлял. Однако в феврале 2022 г. в платежном документе у истца образовалась оспариваемая сумма задолженности в размере 181 251 руб. 74 коп., как впоследствии выяснилось, данная задолженность была выставлена истцу за период с февраля 2014 г. по ноябрь 2021 г. в связи с неработоспособность прибора учета.
В ходе рассмотрения дела ЖК «Мирный» предъявил к ФИО5 встречный иск, в котором просил (с учетом уточнений) взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по услуге «газоснабжение» в размере 188 705 руб. 19 коп. за период с апреля 2014 г. по ноябрь 2021 г., расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 974 руб. 10 руб., расходы на отправку корреспонденции в размере 119 руб. 70 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.
В обоснование встречного иска указано, что ООО «Газпром Межрегионгаз Саратов» является организацией, осуществляющей поставку природного газа как одного из видов коммунальной услуги. Поставка газа в многоквартирный дом по адресу: осуществляется на основании договора поставки газа для обеспечения коммунально–бытовых нужд граждан от 01.10.2013 г. №46-9-1104/13. Согласно указанному договору и ООО «Газпром Межрегионгаз Саратов» выступая по условиям договора в качестве газоснабжающей организации, подает природный газ физическим лицам (абонентам), проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: управление которым осуществляет ЖК «Мирный», который согласно условиям договора являясь управляющей организацией, приобретающей газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, оплачивает потребленный газ.
Многоквартирный дом по адресу: согласно договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 01.10.2013 г. №46-9-1104/13, не оборудован централизованной системой горячего водоснабжения.
ФИО5 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: В принадлежащей ФИО5 квартире постоянно проживают согласно сведениям о месте регистрации по месту жительства: собственник ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ; дочь ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ Также совместно с ними постоянно проживает супруга ФИО1
ФИО5 не исполняет обязанность по своевременной и полной оплате услуги по газоснабжению и своевременно не передает показания прибора учета газа.
Так, в принадлежащей ФИО5 квартире 13.11.2013 г. был установлен пробор учета газа марки ГРАНД-4, заводской номер №. Срок первичной поверки согласно паспорту на прибор учета газа установлен 12.07.2013 г.
Согласно акту от 13.11.2013 г., на дату установки счетчика, показания составляли 0 куб.м. счетчик установлен без диэлектрика, защищающего прибор учета от разрушительного воздействия блуждающих токов. Указанное требование предусмотрено пунктом 6.4. Свода правил по проектированию и строительству (СП 42-101-2003) согласно которому, при подключении электрифицированного бытового газоиспользующего оборудования в помещениях, не отвечающих требованиям ГОСТ Р 50571.3 по устройству системы выравнивания потенциалов, на газопроводе следует предусматривать изолирующие вставки (после крана на опуске к оборудованию) для исключения протекания через газопровод токов утечки, замыкания на корпус и уравнительных токов. Роль изолирующих вставок могут выполнять токонепроводящие гибкие рукава.
Диэлектрическая вставка, необходима в случае, если газоиспользующие оборудование электрифицировано. Диэлектрическая вставка должна соответствовать требованиям ГОСТ 14202-69 и представляет собой шнековую экструзию двух материалов: изоляционного полимера и металла для резьбовых патрубков. Полимерный материал соответствует требованиям ГОСТ 28157-89.
Изделия предназначены для эксплуатации при рабочем давлении 0,6 МПа, критическим считается показатель 1,2 МПа. Рабочая температура в среднем – от -20 °С до +80 °С. По ГОСТ 14202-69 вставки для газа относятся к 4 группе (горючие газы) и маркируются желтым цветом, но в продаже можно найти изделия и с черной полиамидной частью.
Таким образом, ФИО5 не установив диэлектрическую вставку перед счетчиком газа, нарушил положения п. 81(10) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, предусматривающие обязанность собственника по надлежащей эксплуатации, ремонту и замене приборов учета осуществляющейся в соответствии с технической документацией.
Согласно акту обследования газового хозяйства населения №221121 от 22.11.2021 г., квартира по адресу: оборудована газовой плитой и котлом, а установленный пробор учета газа марки ГРАНД-4, заводской № имеет отсутствие индикации показаний накопительного расхода газа на цифровом табло, т.е. счетчик не отображает показания, следовательно, является неисправным, что фактически свидетельствует об отсутствии прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям ч.1 ст. 157 ЖК РФ.
Согласно акту об отказе в допуске к прибору учета от 20.06.2021 г., ФИО5 не допустил представителя ЖК «Мирный» в принадлежащую ему для осмотра прибора учета газа, тем самым лишил возможности провести проверку достоверности передаваемых им показаний счетчика. Акт обследования газового хозяйства населения № от 22.11.2021 г. создает правовые условия для применения положений п. 62 Правил поставки газа для определения объема потребления газа по нормативу потребления за весь период работы неисправного счетчика марки ГРАНД, заводской № с даты его ввода в эксплуатацию с февраля 2014 г. по ноябрь 2021 г., поскольку при данных обстоятельствах достоверно установить дату возникновения неисправности счетчика не представляется возможным.
Согласно акту обследования газового хозяйства населения № от 22.11.2021 г., в нарушение условий п. 3.4.5., 3.4.6. договора поставки газа для обеспечения коммунально–бытовых нужд граждан от 01.10.2013 г. № без участия представителя ЖК «Мирный» был произведен осмотр счетчика марки ГРАНД-4, заводской № и взамен неисправного прибора учета марки ГРАНД-4, заводской № согласно акту приемки выполненных работ АО «Саратовгаз» был установлен новый счетчик марки СГМБ-4, №. Указанный счетчик ООО «Газпром Межрегионгаз Саратов» был введен в эксплуатацию.
Таким образом, ФИО5 в установленный законом срок не уведомил ЖК «Мирный» о намерении провести работы по замене счетчика газа и ввести в эксплуатацию новый счетчик марки СГМБ-4, №, а также не уведомил ЖК «Мирный» о неисправности пробора учета газа марки ГРАНД-4, заводской №, чем нарушил п. 28 Правил поставки газа обязывающий абонента уведомлять поставщика газа в день обнаружения неисправности прибор учета газа.
Таким образом, период перерасчета составляет количество месяцев неисправности индивидуального прибора учета газа, возникшей в связи с неправильной эксплуатации счетчика ввиду неисполнения требований по установке диэлектрика. Сумма перерасчета в форме доначисления платы составляет 188 705 руб. 19 коп. В настоящее время начисления производятся исходя из показаний установленного прибора учета.
Поскольку права истца нарушены, ЖК «Мирный» обратился в суд с указанным выше иском.
В ходе рассмотрения дела в качестве третьих лиц привлечены ООО «Газпром Межрегионгаз Саратов», АО «Саратовгаз».
В ходе судебного разбирательства, ФИО5 относительно требований, содержащихся во встречном иске, заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности, в связи с чем, ЖК «Мирный» уточнены требования в данной части, в которых ЖК «Мирный» просил взыскать с ФИО5 задолженность по услуге «газоснабжение» в размере 64 572 руб. 82 коп. за период с мая 2019 г. по ноябрь 2021 г., а также отказался от части исковых требований – от взыскания задолженности в размере 124 132 руб. 37 коп. за период с февраля 2014 г. по апрель 2019 г. Отказ от части иска принят судом, производство в данной части исковых требований прекращено. В остальном ранее заявленные требования представитель ЖК «Мирный» поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске (с учетом уточнений).
Представители истца ФИО1, ФИО2 в судебном заседании заявленные требования (с учетом уточнений) поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просили удовлетворить исковые требования. Во встречном исковом заявлении просили отказать, по доводам, изложенным в возражениях на встречное исковое заявление.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, требования, изложенные в уточненном встречном исковом заявлении (с учетом отказа от части иска), просил удовлетворить в полном объеме.
Истец ФИО5 в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрение гражданского дела в свое отсутствие.
Представители третьих лиц ООО «Газпром Межрегионгаз Саратов», АО «Саратовгаз» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 123 Конституции РФ и ст. 56 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 ст. 543 ГК РФ определено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.1 и п.5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Письмом Минрегиона России от 28.05.2012 г. №12793-АП/14 последнее в целях формирования единообразной практики применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. №549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, дало разъяснения по вопросам регулирования отношений, возникающих между поставщиками газа и абонентами, касающиеся отдельных вопросов соотношения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354 Правила предоставления коммунальных услуг не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. №549, утвердившее Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, принято в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1993 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и регулирует правоотношения между поставщиком газа: а) гражданами, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирным домом; б) гражданами, выбравшими в качестве способа управления многоквартирным домом управление товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом, либо управление управляющей организацией, в случае если такой многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета газа; в) собственниками и пользователями жилых домов (домовладений), оборудованных прибором (узлом) учета газа, в случае если они не заключили договор о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с организацией, которая, приобретает у поставщика газ для оказания такой коммунальной услуги; г) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными кооперативами, приобретающими газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.
Подпункты 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с частью 4 статьи 154 Кодекса газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах) является одним из видов коммунальных услуг. В соответствии со статьями 5 и 8 Кодекса к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Кодексом.
Из комплексного анализа положений Кодекса, Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, Правил предоставления коммунальных услуг следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами предоставления коммунальных услуг.
Верховный суд Российской Федерации в решении от 25.06.2014 г. №АКПИ14-470, проверив законность положений подп. «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, подп. «б» п. 2 названного постановления, пришел к следующим выводам:
Правила №549 регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, и не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности. Поставщик газа (газоснабжающая организация) является стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества, а абонент, которым может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, - стороной договора, обязанной принять поставленный газ и оплатить его (пункты 1 и 3).
Следовательно, Правила №549 распространяются на отношения между газоснабжающей организацией и гражданами - потребителями коммунальной услуги по газоснабжению, к которым в силу части 2 статьи 162 Кодекса относятся граждане, выбравшие способ непосредственного управления многоквартирным домом.
При этом Правилами №549 не урегулирован вопрос предоставления потребителю в рамках договора о поставке газа информации, предусмотренной оспариваемым подпунктом «п» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Из содержания подпункта «б» пункта 2 Правил, закрепляющего положение, согласно которому Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не применяются к отношениям, возникающим при поставе газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами №549, следует, что в неурегулированной этим нормативным правовым актом части подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Поскольку Правилами №549 не урегулирован вопрос предоставления потребителю в рамках договора о поставке газа соответствующей информации, подпункт «б» пункта 2 Постановления №354 и подпункт «п» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в их нормативном единстве и взаимной связи не могут рассматриваться как освобождающие газоснабжающую организацию, которая является исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению на основании содержащего условия предоставления коммунальных услуг договора газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), предоставлять потребителю информацию, указанную в подпункте «п» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, основанном на положениях статей 8, 9, 10 Закона, закрепляющих право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: , принадлежит на праве собственности ФИО5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от 27.09.2013 г., кадастровый №.
ЖК «Мирный» является управляющей организацией в многоквартирном доме, расположенном по адресу: . По данному адресу открыт лицевой счет №, оформленный на истца ФИО5
С апреля 2021 г. полномочия председателя ЖК «Мирный» возложены на ФИО6
ООО «Газпром Межрегионгаз Саратов» является организацией, осуществляющей поставку природного газа как одного из видов коммунальной услуги.
Поставка газа в многоквартирный дом по адресу: осуществляется на основании договора поставки газа для обеспечения коммунально – бытовых нужд граждан от 01.10.2013 г. №. Согласно указанному договору и ООО «Газпром Межрегионгаз Саратов» выступая по условиям договора в качестве газоснабжающей организации подает природный газ физическим лицам (абонентам), проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: , управление которым осуществляет ЖК «Мирный», который согласно условиям договора являясь управляющей организацией, приобретающей газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению оплачивает потребленный газ.
Многоквартирный дом по адресу: согласно договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 01.10.2013 г. №, не оборудован централизованной системой горячего водоснабжения.
В жилом помещении, принадлежащем ФИО5, был установлен прибор учета ГРАНД-4, заводской №, дата выпуска 12.07.2013 г., дата ввода в эксплуатацию 13.11.2013 г., дата следующей поверки 2025 г.
Из руководства по эксплуатации прибора учета ГРАНД-№ ПС следует, что он предназначен для измерения объема природного газа по ГОСТ 5542 или паров сжиженного газа по ГОСТ 20448, а также других неагрессивных газов при учете потребления газа индивидуальными потреблениями. Интервал между проверками не более 12 лет.
Как следует из искового заявления и установлено судом, в октябре 2021 г. у счетчика ГРАНД-4, заводской № жк-дисплей перестал отображать показания, в результате чего ФИО5 была оставлена заявка в АО «Саратовгаз» на его замену.
Согласно акта № от 22.11.2021 г., была произведена замена прибора учета, АО «Саратовгаз» было зафиксировано отсутствие индикации показаний накопленного газа на цифровом табло, целостность пломб не нарушена.
Акт от 22.11.2021 г. был отправлен ФИО5 23.11.2021 г. председателю ЖК «Мирный» ФИО6, показания прибора учета в дальнейшем, как и раньше, стали передаваться ФИО5 согласно данным нового прибора учета.
Показания прибора учета передавались ФИО5 в чат группы ЖК «Мирный» через мессенджер Viber, в котором председателем ЖК «Мирный» ФИО6 21.04.2021 г. было направлено сообщение с предложением присылать показания в данную группу, что в дальнейшем жильцами дома по производилось, о чем свидетельствуют информация, приобщенная представителем истца из переписки группы ЖК «Мирный». Ранее все показания по газу, начиная с 2013 г. ежемесячно подавались путем опускания показаний в почтовый ящик для показаний, расположенный на первом этаже дома. Данный способ передачи показаний стороной ответчика не оспаривается.
При этом, образовавшуюся задолженность, ЖК «Мирный» ни в декабре 2021 г., ни в январе 2022 г. ФИО5 не выставлял. Однако в феврале 2022 г. в платежном документе у ФИО5 образовалась оспариваемая сумма задолженности в размере 181 251 руб. 74 коп., что нашло свое отражение в платежном документа за февраль 2022 г. Данная задолженность была выставлена ФИО5 за период с февраля 2014 г. по ноябрь 2021 г., в связи с неработоспособность прибора учета.
В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.03.1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение Правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
На основании статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение указанного Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. №549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливающие особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (пункт 1 Правил поставки газа).
Пунктом 24 Правил поставки газа №549 установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
В соответствии со ст. ст. 9, 13 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
В соответствии с пунктом 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Так, согласно приобщенному к материалам гражданского дела представителем истца акту от 22.11.2021 г., в котором зафиксирован факт неотображения приборами учета результатов измерений, целостность пломб не нарушена, что говорит о том, что прибор учета считается вышедшим из строя.
23.11.2022 г. в переписке с председателем ЖК «Мирный» ФИО6, истцом были направлены фотографии акта от 22.11.2021 г., паспорта прибора учета, что стороной ответчика не оспаривается.
Согласно пп. б п. 82. вышеуказанный Правил, исполнитель обязан: проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители), в том числе до присоединения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), прибора учета электрической энергии, установленного гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилых домов (домовладений).
Пункт 83 говорит о том, что данные проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета электрической энергии расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца. В случаях, установленных пунктом 80(1) настоящих Правил, указанные проверки проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.
В случае, если требуется доступ в жилое или нежилое помещение, электроснабжение которого осуществляется с использованием общедомового имущества в многоквартирном доме, указанные проверки проводятся в согласованные с потребителем дату и время в порядке, предусмотренном пунктом 85 настоящих Правил, а в отношении жилых помещений - не чаще 1 раза в 3 месяца.
В соответствии с пп. «е» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, исполнитель обязан, в частности, осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Согласно договора поставки газа для бытовых нужд № от 01.10.2013 г., а также в соответствии с п.п. «и» п. 21 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»), потребитель обязан обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки.
Согласно подпунктам «в, г» пункта 22 Правил поставки газа закреплена обязанность поставщика газа осуществлять не реже одного раза в год проверку, уведомлять в установленном договоре порядке абонента о дате и времени проведения проверки.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 23 Правил поставки газа поставщик газа вправе при проведении проверок посещать помещения, где установлены указанные приборы и оборудование с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения проверки.
Из пункта 56 Правил следует, что проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени ее проведения. Уведомление о проведении проверки направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение не позднее, чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом.
Таким образом, имея номер телефона ФИО5, а также номер его супруги ФИО1, сторона ответчика ЖК «Мирный» не известила о необходимости доступа в квартиру для проведения проверки работоспособности прибора учета и сверки его показаний. Извещение о проведении проверки прибора учета стороне истца не направлялось и допустимых доказательств обратного, стороной ответчика суду не представлено.
Кроме того, с марта 2020 г. в данной квартире ФИО5 не проживает, о чем стороне ответчика было известно, а также подтверждается актом о фактическом проживании истца и членов его семьи в количестве 3 человек с 21.03.2020 г. по настоящее время в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности супруге истца ФИО1 по адресу: , а с 01.12.2021 г. в количестве 4 человек.
Таким образом, вопросов, связанных с неисправностью прибора учета с 20.06.2021 г. от ответчика истцу не поступало, начисление производилось согласно подаваемым показаниями ФИО5, а не по нормативу. Также в ЖК «Мирный» 27.02.2021 г. истцом было направлено фото прибора учета Гранд-4 с зафиксированными там показаниями в объеме - 938,022 куб.м., что стороной ответчика также не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
За весь период проживания, истец не ограничивал ни представителей газоснабжающей организации, ни представителей управляющей компании к осмотру прибора учета, о чем говорится в ответе АО «Саратовгаз» от 06.06.2022 г. №, что 22.11.2019 г. был заключен договор на техническое обслуживание газовой плиты и был проведен необходимый комплекс работ. Данный довод говорит о том, в том числе, что стороной истца не было ограничений в допуске в квартиру сотрудников газовых служб. В случае неработоспособности прибора учета, данный факт был бы отражен в данном акте, в связи с чем, к доводам ответчика о неработоспособности прибора учета и начисление показаний по нормативу за спорный период, судом во внимание не принимается по изложенным выше основаниям.
Таким образом, с 2013 г. стороной ответчика не была инициирована ни одна проверка прибора учета по спорной квартире, а довод ответчика в части этого (о смене руководства ЖК «Мирный»), судом считается несостоятельным и акт от 21.06.2021 г. о не допуске к осмотру прибора учета не нашел своего подтверждения, в том числе и в связи с не извещением истца о данном намерении.
При этом, пунктом 25 Правил поставки газа №549 закреплено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
к) обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Таким образом, для оплаты услуги «газоснабжения» исходя из объема фактического потребления объема газа возможно лишь при условии соблюдения указанных условий в совокупности.
Несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет вести речь о возможности оплаты услуги «газоснабжения» исходя из показаний прибора учета. Указанное правило обоснованно тем, что по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета, его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета.
В данной связи, принимая во внимание вышеизложенные законоположения, суд приходит к выводу о том, что на ФИО5, как на абоненте лежит обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния средств измерения - счетчика газа, по контролю за сроком межповерочного интервала, указанного изготовителем в паспорте на счетчик, а также по своевременному представлению счетчика газа на поверку.
Возражая против удовлетворения встречных исковых требований в части взыскании задолженности в размере 64 572 руб. 82 коп., представитель истца по первоначальному иску считает, что ссылаясь на свои требования уточненного встречного искового заявления на п. 62 Правил поставки газа, который гласит, что в случае если абонент, объем поставки газа который определяется по показаниям прибора учета газа, не допускает представителей поставщика газа для проведения проверки, это фиксируется в акте проверки и является основанием для перерасчета объема газа, поставленного этому абоненту, в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения предыдущей проверки до дня, следующего за днем проведения проверки по заявке абонента является невозможным в связи с тем, что акт от 20.06.2021 г., приобщенный стороной ответчика по первоначальному иску, судом не учитывается, поскольку доказательств надлежащего извещения истца о проведении вышеуказанного мероприятия стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не представлено.
В соответствии с п. 30 Правил поставки газа №549 объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа.
Согласно положениям подп. «а» п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг №354, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Таким образом, Правительство Российской Федерации установило некий льготный трехмесячный период, при котором после истечения срока поверки прибора учета, размер платы за коммунальную услугу, в том числе за услугу газоснабжения (п. 30 Правил), определяется не по нормативам потребления коммунальных услуг, а исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за предшествующий период. По истечении такого льготного периода начисление платы за коммунальную услугу производится по нормативам потребления.
В исковом заявлении истцом указано, что в октябре 2021 г. прибор учета перестал отображать показания, в связи с чем, ФИО5 обратился в АО «Саратовгаз» для замены прибора учета, что было сделано им 22.11.2021 г., о чем был составлен акт, который был направлен 23.11.2021 г. представителю ответчика.
В связи с тем, что данный прибор неоднократно осматривался сотрудниками АО «Саратовгаз», а также представителем ответчика ЖК «Мирный», суд считает, что контролирующие лица своевременно не проявляли, как профессиональные участники отношений по газоснабжению, должной заботливости и осмотрительности в целях недопущения нарушений учета со стороны своего потребителя, что говорит о добросовестных действиях ФИО5
При таких обстоятельствах, объем потребленного ФИО5 газа за период 01.10.2021 г. по 22.11.2021 (дата установки счетчика газа) объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа в соответствии с п. 30 Правил поставки газа №549.
В связи с тем, что период неработоспособности прибора учета составляет - октябрь, ноябрь 2021 г., в связи с этим необходимо провести перерасчет согласно среднемесячным показаниям. Поскольку ФИО5 подавались показания за октябрь, ноябрь 2021 г. – 0 куб.м., расчет должен производится за предыдущий отопительный период с октября 2020 г. по апрель 2021 г. (октябрь-декабрь 2020 г. – 0, январь 2021 г. – 0, февраль 2021 г. – 18, март 2021 г. – 4, апрель 2021 г. – 14 = 36) из следующего расчета:
36 куб.м. : 6 (мес.) (с октября 2020 г. по апрель 2021 г.) х 2 мес. (октябрь, ноябрь 2021 г. – период неисправного счетчика) = 12 куб. м., что среднемесячный расход составляет 69 куб.м. из расчета стоимости тарифа 5,75 куб. м. (12*5,75).
Поскольку в спорный период в квартире истца никто не проживал, горячую воду не потреблял, взыскание должно быть произведено только по услуге «отопление».
Доказательств обратного, стороной ЖК «Мирный» не представлено.
Таким образом, с истца в пользу ответчика подлежит взысканию сумма (12 х 5,75) = 69 руб., что составляет 99,96% от заявленных требований 181 182, 74 руб.; от заявленных стороной ответчика встречных исковых требований подлежит взысканию денежная сумма в размере 69 руб., что составляет 0,11% от заявленных требований 64 572 руб. 82 коп.
При этом суд не соглашается с позицией ЖК «Мирный» в части расчета задолженности за спорный период по изложенным выше основаниям, как и не принимает во внимание представленные стороной ответчика акты о фактическом проживании граждан от 31.03.2020 г. и от 04.05.2021 г., поскольку данные акты опровергаются показаниями истца в лице его представителей, актом об установлении фактически проживающих граждан в квартире от 02.06.2022 г., в том числе и показаниями по коммунальным платежам, которые передавались истцом ответчику, и которые были учтены ответчиком при формировании платежных документов по ЖКУ.
Доводы ФИО5 на то, что акты от 31.02.2020 г. о фактическом проживании, от 20.06.2021 г. об отказе в доступе к прибору учета, от 04.05.2021 г. о фактическом проживании являются подложными доказательствами (сфальсифицированы ответчиком), не могут быть приняты во внимание, в связи с тем, что установленное ст. 186 ГПК РФ право суда на проверку заявления о том, что имеющееся в деле доказательство является подложным, назначить экспертизу или предложить сторонам представить иные доказательства вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; при поступлении такого заявления суд оценивает его в совокупности с другими доказательствами и обстоятельствами дела, исходя из возложенной на него обязанности по вынесению законного и обоснованного решения.
Само по себе заявление стороны о фальсификации документов в силу ст. 186 ГПК РФ не влечет автоматического исключения такого доказательства из числа собранных по делу доказательств, ввиду того, что именно на сторонах лежит обязанность доказать наличие фиктивности конкретного доказательства.
Иные доводы ФИО5 и ЖК «Мирный» судом также не принимаются во внимание, поскольку основаны на неверном понимании закона.
Статьей 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» презюмируется, что нарушение прав потребителя причиняет потребителю моральный вред, причиненный моральный вред подлежит возмещению за счет причинителя вреда.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Учитывая обстоятельства дела, объем нарушенных прав потребителя, суд, с учетом требований закона о разумности, соразмерности и справедливости, а также конкретных обстоятельств дела, определяет размер компенсации морального вреда в размере 500 руб.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 46 приведенного постановления Пленума Верховного Суда РФ №17 от 28.06.2012 г., при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Учитывая, что ответчиком в добровольном порядке не удовлетворены требования потребителя, судом удовлетворены требования о взыскании компенсации морального вреда, то соответственно размер штрафа составляет (500/2), что составляет 250 руб.
При этом суд не находит оснований для применения ст. 333 ГК РФ с учетом обстоятельств дела, в том числе и в отсутствии заявления ответчика.
Согласно ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относит, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителя, и другие признанные судом необходимыми расходами.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Исходя из системного толкования положений статьей 88, 94, 98, 100 ГПК РФ следует, что при неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с общими правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении, в том числе требования о взыскании неустойки, которая уменьшается судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства, получением кредитором необоснованной выгоды (статья 333 ГК РФ).
Таким образом, суд исходя из размера удовлетворенных судом требований считает возможным взыскать с ответчика ЖК «Мирный» в пользу истца ФИО5 судебные расходы по оплате услуг представителя пропорционально размеру удовлетворенных судом требований, с учетом принципа разумности (сложности дела и участия представителя истца в судебном заседании, в том числе объема собранных и представленных по делу доказательств) и определяет в общем размере по оказанию юридических услуг по составлению искового заявления и оказанного юридического содействия в общем размере 44 982 руб. (пропорционально удовлетворенным требованиям на 99,96%), считая указанный размер разумным исходя из сложности дела, участия представителя, осуществлявшего сбор документов, подготовку искового заявления и подачу его в суд, участия представителя в судебном заседании. Данные расходы подтверждены документально (договор об оказании юридических услуг от 24.06.2022 г. на сумму 30 000 руб., от 19.03.2022 г. на сумму 15 000 руб., чеком по операции на сумму 15 00 руб. от 19.03.2022 г.).
С ФИО5 в пользу ЖК «Мирный» подлежат взысканию судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 22 руб. (пропорционально удовлетворенным требованиям на 0,11%), что подтверждается договором №33 об оказании юридических услуг от 20.04.2022 г. на сумму 20 000 руб., платежным поручением от 28.04.2022 г. №92.
Поскольку ФИО5 в силу закона был освобожден от оплаты государственной пошлины, последнему подлежит возврату государственная пошлина в размере 4 825 руб. согласно чека по операции от 29.03.2022 г., ЖК «Мирный» также подлежит возврату государственная пошлина в размере 2 836 руб. 92 коп. с учетом поддержания требований в меньшую сторону.
Кроме того, с ЖК «Мирный» в пользу ФИО5 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., с ФИО5 в пользу ЖК «Мирный» - 400 руб.
ФИО5 также понесены почтовые судебные расходы в размере 390 руб. 44 коп., которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в размере 390 руб. 28 коп., ЖК «Мирный» понесены почтовые судебные расходы в размере 119 руб. 70 коп., которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в размере 13 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным и ликвидировать выставленную задолженность ФИО4 ФИО17 Жилищным кооперативом «Мирный» в размере 181 182 руб. 74 коп. за услугу «газоснабжение», отраженную в квитанции за февраль 2022 г.
Взыскать с Жилищного кооператива «Мирный» в пользу ФИО4 ФИО18 компенсацию морального вреда в размере 500 руб., штраф в размере 250 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в общем размере 44 982 руб., почтовые расходы в размере 390 руб. 28 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Вернуть ФИО4 ФИО19 уплаченную государственную пошлину в размере 4 825 руб. согласно чека по операции от 29.03.2022 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО4 ФИО20, отказать.
Взыскать с ФИО4 ФИО21 в пользу Жилищного кооператива «Мирный» задолженность по услуге «газоснабжение» в размере 69 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., почтовые расходы в размере 13 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 22 руб.
В удовлетворении остальной части встречных исковых требований Жилищному кооперативу «Мирный», отказать.
Вернуть Жилищному кооперативу «Мирный» излишне оплаченную государственную пошлину в размере 2 836 руб. 92 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 22.07.2022 г.
Судья: