ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2316/2017 от 12.07.2016 Анапского городского суда (Краснодарский край)

К делу №2-2316/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2017 года г.-к.Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Карпенко О.Н.,

при секретаре Сулименко Д.В.,

с участием представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа Бурлуцкого А.А., действующего на основании доверенности от 12.07.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Амбулатория №8 управления здравоохранения администрации муниципального образования город-курорт Анапа», Морозовой М.Н. к Администрации МО г.-к.Анапа о признании права собственности и признания права оперативного управления на объект самовольной постройки,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Амбулатория №8 управления здравоохранения администрации муниципального образования город-курорт Анапа» и Морозова М.Н. обратились в суд с иском к Администрации МО г.-к.Анапа о признании права собственности и признания права оперативного управления на объект самовольной постройки.

В обоснование требований указали, что для осуществления медицинской деятельности, выполнения целей и задач, предусмотренных уставом учреждения, приказом управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 4 июля 2008 года №789 за МБУЗ «Амбулатория №8» закреплены на праве оперативного управления объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Анапа, <адрес> поликлиника-амбулатория (Лит. А) общей площадью 222 кв.м; амбулатория (Лит. Б) общей площадью 101 кв.м; амбулатория (Лит. В) общей площадью 60,1 кв.м. Право оперативного управления было зарегистрировано в ЕГРП. Земельный участок, на котором расположены указанные строения, с кадастровым номером , общей площадью 1520 кв.м. передан МБУЗ «Амбулатория №8 управления здравоохранения администрации муниципального образования город-курорт Анапа» на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 16 июня 2014 года №2519, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В 2007 году в связи с производственной необходимостью, для увеличения качества приема посетителей без получения разрешительной документации, Учреждением было возведено здание амбулатории Лит. Д, общей площадью 98,6 кв.м. Здание используется как педиатрическое отделение. 9 июля 2015 года Учреждение обратилось в управление архитектуры и градостроительства с заявлением о выдаче разрешения о вводе объекта в эксплуатацию. Ответом Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 20 июля 2015 года было отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по причине отсутствия разрешения на строительство и предложено обратиться в суд за признанием право собственности на объект самовольной постройки.

Просят суд признать за муниципальным образованием город-курорт Анапа право собственности на объект капитального строительства амбулаторию Лит. Д., общей площадью 98,6 кв.м., расположенный по адресу: г. Анапа, <адрес>. Признать за муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Амбулатория №8 управления здравоохранения администрации муниципального образования город-курорт Анапа» право оперативного управления на объект капитального строительства амбулаторию Лит. Д. общей площадью 98,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Анапа, <адрес> Указать что решение суда является основанием для ФГБУ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю для постановки на государственный кадастровый учет здания амбулатории Лит. Д общей площадью 98,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Анапа, <адрес>; Указать что решение суда является основанием для регистрации Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю права собственности за муниципальным образованием город-курорт Анапа на здание амбулатории Лит. Д общей площадью 98,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Анапа, <адрес>; Указать что решение суда является основанием для регистрации Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю права оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Амбулатория №8 управления здравоохранения администрации муниципального образования город-курорт Анапа» на здание амбулатории Лит. Д, общей площадью 98,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Анапа, <адрес>

Истцы и их представители в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивают.

Представитель Администрации МО г.-к.Анапа с учетом положительного заключения эксперта от 14.06.2017г. ООО «Судебная экспертиза», просил вынести законное и обоснованное решение суда.

Заслушав доводы представителя ответчика, опросив эксперта, огласив и исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Согласно ст.269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

На основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2519 от 16.06.2014г. Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Амбулатория №8 управления здравоохранения администрации муниципального образования город-курорт Анапа» предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок из земель населенных пунктом, площадью 1520 кв.м. для размещения объектов здравоохранения с кадастровым номером по адресу: г.Анапа, <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.07.2014г.

На данном земельном участке расположены: поликлиника-амбулатория (Лит. А) общей площадью 222 кв.м, амбулатория (Лит. Б) общей площадью 101 кв.м, амбулатория (Лит. В) общей площадью 60,1 кв.м., закрепленные на праве оперативного управления за МБУЗ «Амбулатория №8» на основании приказа управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 4.07.2008 года №789.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков приобретают право собственности на новую вещь, изготовленную, возведенное или созданное ими для себя на этих участках недвижимое имущество; строительство считается законченным и вновь созданное имущество признается объектом права собственности согласно ст. ст. 218, 219 ГК РФ с момента государственной регистрации. При этом государственной регистрации не подлежит самовольная постройка, каковой в силу ст. 222 ГК РФ признается здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В тоже время, гражданское законодательство, допускает в п. 3 ст. 222 ГК РФ возможность судебного признания права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В силу ст.2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу вышеуказанной статьи разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.

Согласно данным технического паспорта, составленного филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по г.-к.Анапа по состоянию на 14.01.2008г. по адресу: г.Анапа, <адрес> в 2007 году возведено здание Амбулатории литер Д, общей площадью 98,6 кв.м., возведение которого не согласовано в УАиГ администрации МО г.-к.Анапа.

В судебном заседании было установлено, что разрешение на строительство амбулатории не выдавалось.

Согласно ст.55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В судебном заседании установлено, что после окончания строительства истец обратился в УАиГ администрации МО г.-к.Анапа с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного здания. Письмом управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 20.07.2015г. отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта по мотиву отсутствия разрешения на строительство.

Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», установлено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

В материалах дела имеется экспертное заключение .1, 16.4 от 14.06.2017г. по обследованию состояния спорного здания, составленное ООО «Судебная экспертиза» из которого, усматривается, что адресу: Краснодарский край, г.Анапа, <адрес> возведена пристройка литер А при возведении которой соблюдены градостроительные и строительные нормы и правила, СанПин, требования экологической и противопожарной безопасности, в отсутствии нарушений прав и охраняемых законом интересов смежных землепользователей и других лиц. На момент экспертного осмотра пристройка литер Д не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Допрошенный в судебном заседании эксперт Р.О.Н., давшая заключение в материалы настоящего гражданского дела, подтвердила выводы данного заключения.

Оценивая в соответствии со ст.ст. 86, 67 ГПК РФ указанное экспертное заключение в совокупности с другими имеющимися по делу доказательствами, суд находит его отвечающим признакам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, и приходит к выводу о возможности принять его при разрешении настоящего гражданского дела в качестве доказательства.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель с разрешенным использованием.

Как уже указывалось выше, земельный участок по адресу: г.Анапа, <адрес> по целевому назначению отнесен к категории земель населенных пунктов для размещения объектов здравоохранения. В судебном заседании установлено, что спорное здание используется истцом как педиатрическое отделение амбулатории.

Таким образом, суд приходит к выводу, что возведенный Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Амбулатория №8 управления здравоохранения администрации муниципального образования город-курорт Анапа» объект капитального строительства – амбулаторию литер Д в отсутствии разрешительной документации, однако в отсутствии нарушений градостроительных и строительных норм и правил, в соответствии с целевым назначением земельного участка, на котором оно расположено, не обладает необходимым количеством признаков самовольного строения.

По смыслу п.31 вышеуказанного Постановления признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда.

Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить исковые требования в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Амбулатория №8 управления здравоохранения администрации муниципального образования город-курорт Анапа», Морозовой М.Н. к Администрации МО г.-к. Анапа о признании права собственности и признания права оперативного управления на объект самовольной постройки - удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием город-курорт Анапа право собственности на объект капитального строительства амбулаторию Лит. Д, общей площадью 98,6 кв.м., расположенный по адресу: г. Анапа, <адрес>

Признать за муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Амбулатория №8 управления здравоохранения администрации муниципального образования город-курорт Анапа» право оперативного управления на объект капитального строительства амбулаторию Лит. Д, общей площадью 98,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Анапа, <адрес>

Решение суда является основанием для ФГБУ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю для постановки на государственный кадастровый учет здания амбулатории Лит. Д, общей площадью 98,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Анапа, <адрес>

Решение суда является основанием для регистрации Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю права собственности за муниципальным образованием город-курорт Анапа на здание амбулатории Лит. Д, общей площадью 98,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Анапа, <адрес>

Решение суда является основанием для регистрации Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю права оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Амбулатория №8 управления здравоохранения администрации муниципального образования город-курорт Анапа» на здание амбулатории Лит.Д, общей площадью 98,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Анапа, с<адрес>

Решение может быть обжаловано в Краснодарском краевом суде через Анапский городской суд в течение месяца.

Председательствующий: