ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2316/202126АВГУ от 26.08.2021 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-2316/2021 26 августа 2021 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Семёновой М.В.,

при секретаре Сизинцевой А.А.,

с участием прокурора Евсеевой Д.Ю.,

представителя ответчика и третьих лиц ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане, в помещении Магаданского городского суда, 26 августа 2021 г. гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4» о возложении обязанности обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: <...>, и оснастить указанный объект ручными и стационарными металлоискателями,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора города Магадана обратился в Магаданский городской суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4» (далее по тексту – МАОУ «СОШ с УИП №4») о возложении обязанности обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: <...>, и оснастить указанный объект ручными и стационарными металлоискателями.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города Магадана проведена проверка исполнения образовательными учреждениями законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, расположенных на территории муниципального образования «Город Магадан», в ходе которой установлено, что основным видом деятельности МАОУ «СОШ с УИП №4» является образование среднее общее (ОКВЭД ОК 029-2014).

Указанное Учреждение, являясь автономным, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, следовательно, обязано осуществлять мероприятия, предусмотренные пп. «б» и «д» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006.

Между тем, вопреки действующему законодательству, Учреждением охрана объекта, расположенного по адресу: <...>, и отнесенного к третьей категории опасности, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны не обеспечена; объект стационарными или ручными металлоискателями не оснащен.

Ранее, 11 марта 2021 г. прокуратурой города в целях устранения вышеуказанных нарушений закона главе муниципального образования «Город Магадан», мэру города Магадана внесено представление, доводы которого мэрией города Магадана признаны обоснованными, однако, как показала проверка, проведенная прокуратурой города 22 июня 2021 г., исчерпывающие меры, направленные на организацию работы Учреждения по приведению антитеррористической защищенности объекта в соответствие с действующим законодательством, не приняты.

Согласно объяснениям директора Учреждения, полученными 22 июня 2021 г. прокуратурой города в ходе проверки, устранить выявленные нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности в 30-дневный срок не представляется возможным по причине недостаточности финансирования.

Ссылается на то, что длительное не устранение нарушений негативно влияет на уровень антитеррористической защищенности Учреждения, создает благоприятные условия для совершения террористических актов, иных преступлений и правонарушений, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, а также может повлечь за собой причинение ущерба имуществу муниципального образования «Город Магадан».

С учетом изложенного, просил обязать МАОУ «СОШ с УИП №4» не позднее 01 января 2022 г. обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: <...>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, путем их постоянного физического присутствия на территории указанного объекта; оснастить указанный объект ручными или стационарными металлоискателями.

Определением судьи Магаданского городского суда от 23 июля 2021 г. к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Муниципальное образование «Город Магадан» в лице мэрии г. Магадана, Департамент образования мэрии г. Магадана, Комитет по финансам мэрии г. Магадана.

В отзыве на исковое заявление представитель истца и третьих лиц просил установить срок реализации мероприятий по антитеррористической защищённости объекта образовательного учреждения, не позднее 01 апреля 2022 г., поскольку возможность финансового обеспечения учреждением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта в настоящее время отсутствует. Реализация указанных мероприятий требует привлечения значительного объема финансовых средств, кроме того следует учитывать срок утверждения бюджета муниципального образования «город Магадан» и его вступление в силу 01 января 2022 г., срок доведения лимитов бюджетных обязательств, которые с учётом финансовой потребности образовательных учреждений муниципального образования «город Магадан» планируется осуществить до 01 февраля 2022 г., после чего в пределах срока, необходимого в соответствии с законодательством о закупочной деятельности (2 месяца), реализация мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных объектов станет возможной.

В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика и третьих лиц в судебном заседании не отрицал обязанность образовательного учреждения обеспечить помещение школы физической охраной и металлоискателями, но просил увеличить срок для устранения нарушений до 01 апреля 2022 г., ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика и третьих лиц, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 38 Конституции РФ, детство находится под особой защитой государства.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании).

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму).

Согласно ст. 2 Закона о противодействии терроризму к принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относятся, в частности системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма (п. 5, 7, 12).

Под противодействием терроризму понимается деятельность, в том числе юридических лиц, по предупреждению терроризма, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (подп. «а», «в» п. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму).

На основании Закона о противодействии терроризму юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Положениями п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии терроризму определено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Согласно ч 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Под местами массового пребывания людей в силу п. 6 ст. 3 Закона о противодействии терроризму понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Требования, устанавливающие порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 (далее - Требования к защищенности мест массового пребывания людей).

В соответствии с п. 2 Требований к защищенности мест массового пребывания людей перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей: место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек (п. 10 Требований к защищенности мест массового пребывания людей).

Пунктом 24 Требований к защищенности мест массового пребывания людей предусмотрено, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Указанные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).

В силу п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий).

Разделом III Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).

Согласно подп. «б» и «д» п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются следующие, в том числе следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Из приведенного правового регулирования следует, что объекты (территории) третьей категории опасности должны быть оборудованы не только системами передачи тревожных сообщений, но и обеспечены непосредственной (физической), а не дистанционной охраной сотрудниками вышеуказанных организаций.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, МАОУ «СОШ с УИП №4» осуществляет образовательную деятельность в помещении по адресу: <...>, основным видом деятельности которой является образование дополнительное детей и взрослых ( ОКВЭД ОК 029-2014).

01 апреля 2021 года прокуратурой г. Магадана на имя и.о. главы муниципального образования «Город Магадан» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, а именно оборудовать образовательные учреждения муниципального образования «Город Магадан» стационарными или ручными металлоискателями и обеспечить образовательные учреждения муниципального образования «Город Магадан» физической охраной частных охранных предприятий, ВНГ России, др. охранными предприятиями.

В ответ на указанное представление глава муниципального образования «Город Магадан» в письме от 13 мая 2021 года, не отрицая законность предписания, сообщил о принимаемых мерах, направленных на реализацию требований законодательства в области защищенности образовательных учреждений муниципального образования «Город Магадан».

На основании решения и.о. прокурора города Магадана от 21 июня 2021 г. в МАОУ «СОШ с УИП №4» 22 июня 2021 г. проведена проверка на предмет исполнения проверяемым лицом при осуществлении своей деятельности законодательства о противодействии терроризму, в результате которой установлено, что МАОУ «СОШ с УИП №4» не оборудована стационарными или ручными металлоискателями, а также не обеспечена физической охраной силами частных охранных предприятий, др. охранных предприятий.

Как следует из объяснений от 22 июня 2021 г. директора МАОУ «СОШ с УИП №4», последняя подтвердила факт допущенных нарушений законодательства в области антитеррористической защищенности, указала, что нарушения допущены в связи с недостаточным объемом финансирования.

Согласно информационному письму Департамента образования мэрии города Магадана от 04 февраля 2021 г. (исх №575) МАОУ «СОШ с УИП №4» присвоена третья категория опасности.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судом установлено, что ответчиком в нарушение вышеприведённых положений нормативно-правовых актов не обеспечена охрана объекта, расположенного по адресу: <...>, физической охраной и оснащение указанного объекта стационарными или ручными металлоискателями.

При этом наличие у ответчика обязанности по выполнению указанных действий установлено действующим законодательством и в судебном заседании данный факт также не оспаривался.

Представитель ответчика в ходе судебного заседания ссылался на недостаточное финансирование и отсутствие в бюджете на 2021 года средств на обеспечение образовательных учреждений муниципального образования «Город Магадан» физической охраной и металлоискателями.

Между тем отсутствие финансирования на указанные цели, основанием для освобождения ответчика от возложенных на него обязательств не является, а лишь может учитываться при определении срока, в течение которого должно быть исполнено решение суда.

Кроме того, не выполнение ответчиком мероприятий, предусмотренных подп. «б» и «д» п. 25 Требований может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, ставит под угрозу их безопасность.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора города Магадана о возложении на МАОУ «СОШ с УИП №4» обязанности обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: <...> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, путем их постоянного физического присутствия на территории указанного объекта и оснастить указанный объект ручными или стационарными металлоискателями являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просил установить срок исполнения решения суда до 01 января 2022 г., представитель ответчика просил увеличить указанный срок 01 апреля 2022 г.

При определении срока исполнения решения, судом принимается во внимание срок и порядок вступления решения в законную силу, правовой статус ответчика, характер и длительность допущенного нарушения.

Учитывая тот факт, что МАОУ «СОШ с УИП №4» является муниципальным учреждением, финансируемым за счет средств муниципального бюджета, в бюджете муниципального образования «Город Магадан» на 2021 год отсутствуют денежные средства, предусмотренные на оснащение образовательных учреждений физической охраной и металлоискателями, принимая во внимание финансовые затраты и временные затраты формирование и утверждение муниципального бюджета на 2022 год, а также на проведение аукциона по закупке услуг на физическую охрану и приобретение металлоискателей, исходя из принципа исполнимости судебного решения, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения: не позднее 01 апреля 2022 г., который, по мнению суда, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Исходя из положений ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то она взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из той суммы, которую должен уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд по правилам ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден на основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, взыскивает с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

На основании положений пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в бюджет муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4» о возложении обязанности обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: <...>, и оснастить указанный объект ручными и стационарными металлоискателями – удовлетворить.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4» обеспечить в срок до 01 апреля 2022 г. охрану объекта, расположенного по адресу: <...>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, путем их постоянного физического присутствия на территории указанного объекта; оснастить указанный объект ручными или стационарными металлоискателями.

Взыскать с муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Установить день составления мотивированного решения суда - 02 сентября 2021 г.

Судья М.В. Семёнова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>