ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2316/2023 от 23.11.2023 Кировского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

дело № 2-2316/2023

УИД 34RS0003-01-2023-002413-14

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2023 года город Волгоград

Кировский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Наумова Е.В.,

при секретаре судебного заседания Осинцевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 ноября 2023 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Кировскому району Волгограда» к ФИО2 ФИО6 о взыскании суммы целевого социального пособия (неосновательное обогащение),

с участием в заседании: представителя истца ГКУ «ЦСЗН по Кировскому району Волгограда» по доверенности ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ГКУ «ЦСЗН по Кировскому району Волгограда» обратилось в суд с иском к ФИО2, в котором просит взыскать сумму целевого социального пособия (неосновательного обогащения) в размере 250 000 рублей.

В обосновании заявленных требований указав, что 05.05.2023г. ответчик обратился к истцу с заявлением о заключении с ним социального контракта и назначении социальной помощи. На основании решения от 13.05.2022г. между истцом и ответчиком был заключен социальный контракт от 18.05.2022г. По условиям социального контракта истец выплатил ответчику целевое социальное пособие в размере 250 000 рублей на реализацию мероприятия по осуществлению предпринимательской деятельности. В рамках социального контракта, согласно подписанной сторонами программы социальной адаптации ответчик обязался использовать полученную государственную социальную помощь на основании социального контракта на выполнение мероприятий программы социальной адаптации. В соответствии с п.п. б п.4.1 Порядка, средства социального пособия в размере 250 000 рублей перечислены ответчику на его лицевой счет в банке АО «Тинькофф Банк». Перечисление ответчику денежных средств подтверждается заявкой на оплату расходов от 14.06.2022г. и платежным поручением от 15.06.2022г. 06 марта 2023 года в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости предоставления в ГКУ ЦСЗН по Кировскому району Волгограда информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, а также представить сведения, подтверждающие наличие уважительных причин неисполнения программы социальной адаптации и несвоевременного предоставления отчетности. Уведомление оставлено ответчиком без удовлетворения. <ДАТА> в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости предоставления в ГКУ ЦСЗН по Кировскому району Волгограда информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, а также представить сведения, подтверждающие наличие уважительных причин неисполнения программы социальной адаптации и несвоевременного предоставления отчетности. Уведомление оставлено ответчиком без удовлетворения. Ответчиком представлены отчеты гражданина о выполнении программы социальной адаптации за период с мая 2022 года по январь 2023 года включительно. Отчеты о выполнении программы социальной адаптации за период февраль по май 2023 года не предоставлялись, об уважительности непредставления отчетов ответчиком не сообщено, а также не представлено доказательств активных действий по выходу из трудной жизненной ситуации. Комиссией по рассмотрению заявлений об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, 10.05.2023г. принято решение о расторжении в одностороннем порядке социального контракта от 18.05.2022г. В связи с невыполнением условий программы социальной адаптации или нецелевого использования денежных средств, на основании абз.9 п.п.3.2 социального контракта влечет возникновение у ответчика обязанности по возвращению суммы полученной государственной социальной помощи. В адрес ответчика направлено уведомление от 10.05.2023г. о расторжении социального контракта с требованием о возмещении полученной суммы социальной помощи. Указанное требование оставлено без удовлетворения. 07.07.2023г. в адрес ответчика направлена предсудебная претензия о возврате социального пособия (неосновательного обогащения). Ответчик уклонился от получения претензии. Таким образом, претензия оставлена ответчиком без удовлетворения. Сумма целевого социального пособия ответчиком не возвращена. В связи с невозможностью удержания полученной с нарушением условий социального пособия, истец вынужден обратиться в суд с требованием о возвращении полученной с нарушением условий социального контракта суммы социального пособия (неосновательное обогащение) в доход бюджета.

Представитель истца ГКУ «ЦСЗН по Кировскому району Волгограда» по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомил, заявлений, ходатайств, а также возражений по заявленным требованиям суду не представил.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Согласно ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

При таком положении, суд находит возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6 и п. 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Согласно ч. 2 ст. 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Постановлением администрации Волгоградской области от 26 марта 2012 г. N 171-п утвержден "Порядок предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации".

Согласно п. 19 Порядка, подтверждением целевого использования финансовой помощи является представление безработным гражданином в ГКУ ЦЗН копий оплаченных счетов за приобретенное оборудование и другие материально-технические ресурсы для ведения предпринимательской деятельности, накладных, квитанций об оплате, товарных и кассовых чеков, договоров купли-продажи, актов приема-передачи товара и денежных средств, других документов, отражающих фактически произведенные расходы и ведение предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 23 Порядка, финансовая помощь и финансовая помощь на организационные расходы подлежит возврату в ГКУ ЦЗН в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня предъявления ГКУ ЦЗН письменного требования в случаях: непредставления либо неполного представления безработным гражданином документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи, а равно несвоевременное представление указанных документов; представления безработным гражданином недостоверных (подложных) документов, послуживших основанием для перечисления финансовой помощи и финансовой помощи на организационные расходы либо подтверждающих целевое использование указанных видов финансовой помощи; прекращения предпринимательской деятельности ранее 12 месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, вышеуказанные нормы права предусматривают возврат денежных средств, предоставленных по договору финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности в случае предоставления недостоверных (подложных) документов, послуживших основанием для их выдачи, а также наличия доказательств их нецелевого использования.

Под нецелевым использованием бюджетных средств подразумевается использование их на цели, не соответствующие условиям получения.

Нарушение требований о целевом использовании бюджетных средств влечет за собой их изъятие у получателя.

Недостоверность (подложность) документов в рамках возникшего спора заключается в несоответствии действительности стоимости приобретенного ответчиком товара сведениям, содержащимся в платежных документах.

Как следует из материалов дела, 05.05.2023г. ответчик обратился к истцу с заявлением о заключении с ним социального контракта и назначении социальной помощи.

На основании решения от 13.05.2022г. между истцом и ответчиком был заключен социальный контракт от 18.05.2022г.

По условиям социального контракта истец выплатил ответчику целевое социальное пособие в размере 250 000 рублей на реализацию мероприятия по осуществлению предпринимательской деятельности.

В рамках социального контракта, согласно подписанной сторонами программы социальной адаптации ответчик обязался использовать полученную государственную социальную помощь на основании социального контракта на выполнение мероприятий программы социальной адаптации.

В соответствии с п.п. б п.4.1 Порядка, средства социального пособия в размере 250 000 рублей перечислены ответчику на его лицевой счет в банке АО «Тинькофф Банк».

Перечисление ответчику денежных средств подтверждается заявкой на оплату расходов от 14.06.2022г. и платежным поручением от 15.06.2022г.

06 марта 2023 года в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости предоставления в ГКУ ЦСЗН по Кировскому району Волгограда информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, а также представить сведения, подтверждающие наличие уважительных причин неисполнения программы социальной адаптации и несвоевременного предоставления отчетности.

Уведомление оставлено ответчиком без удовлетворения.

06 апреля 2023 года в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости предоставления в ГКУ ЦСЗН по Кировскому району Волгограда информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, а также представить сведения, подтверждающие наличие уважительных причин неисполнения программы социальной адаптации и несвоевременного предоставления отчетности.

Уведомление оставлено ответчиком без удовлетворения. Ответчиком представлены отчеты гражданина о выполнении программы социальной адаптации за период с мая 2022 года по январь 2023 года включительно.

Отчеты о выполнении программы социальной адаптации за период февраль по май 2023 года не предоставлялись, об уважительности непредставления отчетов ответчиком не сообщено, а также не представлено доказательств активных действий по выходу из трудной жизненной ситуации.

Комиссией по рассмотрению заявлений об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, 10.05.2023г. принято решение о расторжении в одностороннем порядке социального контракта от 18.05.2022г.

В связи с невыполнением условий программы социальной адаптации или нецелевого использования денежных средств, на основании абз.9 п.п.3.2 социального контракта влечет возникновение у ответчика обязанности по возвращению суммы полученной государственной социальной помощи.

В адрес ответчика направлено уведомление от 10.05.2023г. о расторжении социального контракта с требованием о возмещении полученной суммы социальной помощи.

Указанное требование оставлено без удовлетворения.

07.07.2023г. в адрес ответчика направлена предсудебная претензия о возврате социального пособия (неосновательного обогащения).

Ответчик уклонился от получения претензии.

Сумма целевого социального пособия ответчиком не возвращена

В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Главой 7 ГПК РФ определено понятие судебных расходов и установлен порядок их взыскания.

Частью 1 ст. 88 ГПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

В соответствии с ч. 1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу пунктов 1,10 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ цена иска определяется:

1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;

10) по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.

В силу ч. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина по данному иску составляет 5 700 рублей.

При таких обстоятельствах, поскольку истец на основании закона был освобожден от уплаты государственной пошлины, и решение суда состоялось в его пользу, то с ответчика суд полагает необходимым взыскать государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в размере 5 700 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Кировскому району Волгограда» к ФИО2 ФИО7 о взыскании суммы целевого социального пособия (неосновательное обогащение) – удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 ФИО8 (<ДАТА> года рождения, паспорт серия ) в пользу Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Кировскому району Волгограда» (ОКПО ОГРН , ИНН/КПП ) сумму целевого социального пособия (неосновательного обогащения) в размере 250 000 рублей.

Взыскать с ФИО2 ФИО9 (<ДАТА> года рождения, паспорт серия ) в доход муниципального образования городской округ город-герой Волгоград государственную пошлину в размере 5 700 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в течение одного месяца в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда через Кировский районный суд г. Волгограда по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированный текст решения изготовлен 30 ноября 2023 года.

Судья- Е.В. Наумов