Дело №2-2317/16
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ярославль 06 мая 2016 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре Смирновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АУМ к МКУ «Центр социальных выплат» г.Ярославля» об отмене решения об отказе в назначении единовременной выплаты при рождении ребенка, решения об отказе в назначении единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей, признании права на единовременные выплаты, об установлении факта постоянного проживания, продлении срока обращения за единовременными выплатами,
у с т а н о в и л:
АУМ обратилась в Кировский районный суд г.Ярославля с исковыми требованиями (с учетом заявленных уточнений), предъявленными к МКУ «Центр социальных выплат» г.Ярославля» об отмене решения об отказе в назначении единовременной выплаты при рождении ребенка, решения об отказе в назначении единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей, признании права на единовременные выплаты, об установлении факта постоянного проживания, продлении срока обращения за единовременными выплатами.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что истец обратилась в заявительном порядке к Отделу социальных выплат <адрес> МКУ «Центра социальных выплат города Ярославля» с заявлениями на предоставление единовременной выплаты при рождении ребенка и единовременной выплаты при рождении двух и более детей. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставление единовременной выплаты при рождении ребенка, решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставление выплаты при рождении одновременно двух и более детей. В соответствии с решением № и № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что АУМ обратилась в территориальное отделение МКУ «Центра социальных выплат» города Ярославля» по месту временной регистрации - в <адрес>. Истцу было отказано в предоставлении выплаты на основании нарушения п. <данные изъяты> Порядка предоставления единовременной выплаты при рождении ребенка, утв. Приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 11.02.2009 года №16 - отсутствие регистрации по месту постоянного проживания на территории Ярославской области. Таким образом, административный орган решил, что за полагающейся выплатой обратилось ненадлежащее лицо. Заявленные требования обосновала положениями абз. 1, 2 п. 3, п.9, п.10 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», п.1 ст.20 ГК РФ. Также указала, что в соответствии с п. 3.1 Порядка предоставления единовременной выплаты при рождении ребенка единовременная выплата при рождении ребёнка назначается и выплачивается органами (учреждениями) социальной защиты населения по месту постоянного или преимущественного проживания заявителя на территории Ярославской области. Таким образом, истец полагает, что имеет право на единовременные выплаты на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Просила Решение № от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в назначении единовременной выплаты при рождении ребенка отменить, признать за АУМ право на единовременную выплату при рождении ребенка по данным ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; Решение № от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в назначении единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей отменить, признать за АУМ право на единовременную выплату при рождении одновременно двух и более детей по данным ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Представителем истца АУМ. по доверенности ХЕВ. в судебном заседании заявленные исковые требования были уточнены, дополнительно также просил установить факт преимущественного проживания АУМ, ФИО1, ФИО2 на территории <адрес> с момента рождения детей и по настоящее время. Продлить АУМ установленный срок для обращения с заявлением в МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля» о назначении меры социальной поддержки «Единовременная выплата при рождении ребенка», продлить АУМ установленный срок для обращения с заявлением в МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля» о назначении меры социальной поддержки «Единовременная выплата при рождении одновременно двух и более детей».
Истец АУМ извещённая о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы представителю ХЕВ
В судебном заседании представитель истца ХЕВ заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля» по доверенности ВГВ в судебном заседании против удовлетворения заявленных уточненных исковых требований возражала, пояснила, что МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля» не могут устанавливать и признавать факт преимущественного проживания на территории <адрес>. Истицей не было представлено документов, подтверждающих факт постоянного или преимущественного проживания на территории <адрес>.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные АУМ исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
В соответствии с пунктом 3 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 года №1012н, принятого в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», пособия назначаются и выплачиваются гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации.
Согласно Закона Ярославской области от 19.12.2008 года №65-з «Социальный кодекс Ярославской области» социальное законодательство Ярославской области регулирует правоотношения, связанные с реализацией полномочий Ярославской области в сфере предоставления социальной поддержки, социального обслуживания и оказания социальной помощи населению Ярославской области, а также иные связанные с ними правоотношении.
Таким образом, выплаты, предусмотренные социальным законодательством Ярославской области, направлены исключительно на стимулирование и поддержку граждан, проживающих именно в этой области.
Ст.77 Закона Ярославской области от 19.12.2008 года №65-з «Социальный кодекс Ярославской области» установлена единовременная выплата при рождении ребенка или устройстве его в семью.
Согласно п.4,5 ст.77 Закона Ярославской области от 19.12.2008 года №65-з «Социальный кодекс Ярославской области» единовременная выплата при рождении ребенка или устройстве его в семью назначается и выплачивается независимо от наличия у получателя права на получение иных выплат, связанных с рождением ребенка или устройством его в семью.
В части, не урегулированной настоящей статьей, порядок назначения и осуществления единовременной выплаты при рождении ребенка или устройстве его в семью, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 2 настоящей статьи, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка предоставления единовременной выплаты при рождении ребенка, утвержденного приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 11.02.2009 года №16, принятого в целях реализации ст.77 Закона Ярославской области от 19.12.2008 года №65-з «Социальный кодекс Ярославской области», единовременная выплата при рождении ребенка назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории Ярославской области, что должно быть подтверждено сведениями о регистрации по месту постоянного или преимущественного проживания.
В соответствии с п.1.3., 1.4, 1.5. Порядка предоставления единовременной выплаты при рождении ребенка, утвержденного приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 11.02.2009 года №16, право на назначение единовременной выплаты при рождении ребенка возникает у граждан не ранее первого месяца их постоянного или преимущественного пребывания на территории Ярославской области. Назначение единовременной выплаты при рождении ребенка производится по заявительному принципу. Заявление о назначении единовременной выплаты при рождении ребенка принимается при наличии документов, предусмотренных пунктом 2.3 Порядка.
Согласно п.2.3. Порядка предоставления единовременной выплаты при рождении ребенка, утвержденного приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 11.02.2009 года №16, к заявлению о назначении единовременной выплаты при рождении ребенка прилагаются: документ, удостоверяющий личность; свидетельство о рождении ребенка или справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния. Указанные документы могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, заверенных в установленном порядке.
Согласно п.п. 3.1., 3.4. Порядка предоставления единовременной выплаты при рождении ребенка, утвержденного приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 11.02.2009 года №16, единовременная выплата при рождении ребенка назначается и выплачивается органами (учреждениями) социальной защиты населения по месту постоянного или преимущественного проживания заявителя на территории Ярославской области. Решение о назначении или об отказе в назначении единовременной выплаты при рождении ребенка выносится в течение 10 дней после даты подачи заявления. В назначении единовременной выплаты при рождении ребенка может быть отказано в случае представления заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений и (или) представления неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 2.3 раздела 2 Порядка.
В соответствии со ст.3.1. Закона ЯО от 28.11.2011 N 45-з "О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" установлена единовременная выплата при рождении одновременно двух и более детей.
В соответствии с п. 4 Закона ЯО от 28.11.2011 N 45-з "О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" порядок назначения и выплаты единовременной выплаты в соответствии с настоящей статьей устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере социальной защиты населения.
Согласно п.1.2. Порядка предоставления единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей, утвержденного Приказом Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО от 19.01.2012 N 2-12, единовременная выплата назначается и выплачивается органами (учреждениями) социальной защиты населения по месту постоянного или преимущественного проживания заявителя на территории Ярославской области.
В соответствии с п.2.1. Порядка предоставления единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей, утвержденного Приказом Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО от 19.01.2012 N 2-12, единовременная выплата назначается и предоставляется на основании документов, поданных лично получателем либо доверенным лицом, в том числе документа, подтверждающего постоянное или преимущественное проживание заявителя и детей на территории Ярославской области: паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Ярославской области; свидетельства о регистрации по месту жительства - в случае отсутствия штампа о регистрации по месту жительства в паспорте; справки о регистрации по месту жительства на территории Ярославской области, выдаваемой органами регистрационного учета, - в случае отсутствия штампа о регистрации по месту жительства в паспорте и свидетельства о регистрации по месту жительства.
Согласно п.3.4. Порядка предоставления единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей, утвержденного Приказом Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО от 19.01.2012 N 2-12, решение об отказе в назначении единовременной выплаты принимается в следующих случаях: отсутствие у заявителя права на получение единовременной выплаты в соответствии с действующим законодательством; отсутствие у заявителя документов, необходимых для назначения ежемесячной выплаты, указанных в пункте 2.1 раздела 2 Порядка. Документы в установленных законодательством случаях не удостоверены уполномоченными на то органами, должностными лицами, не скреплены печатями; фамилия, имя и отчество заявителя, адрес места жительства написаны не полностью; в документах не заполнены все необходимые реквизиты, есть подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления; документы имеют повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
Согласно п.3.2.3. Административного регламента предоставления государственной услуги по организации предоставления единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей, утвержденного Приказом Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО от 29.06.2012 N 80-12, решение об отказе в предоставлении единовременной выплаты принимается в случаях, если: с заявлением обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, необходимые для предоставления государственной услуги в соответствии с пунктом 2.7.2 подраздела 2.7 раздела 2 Административного регламента, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; заявителем представлены документы, содержащие неполные и (или) недостоверные сведения, выполненные карандашом и (или) имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления; у заявителя отсутствует регистрация по месту постоянного или преимущественного проживания на территории Ярославской области; документы имеют повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
Судом установлено, что АУМДД.ММ.ГГГГ обратилась в МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля с заявлением о назначении единовременной выплаты при рождении ребенка с приложением необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ Решением отдела социальных выплат <адрес> МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля» № в назначении «Единовременной выплаты при рождении ребенка» АУМ. отказано, в соответствии с п.1.2 Порядка предоставления единовременной выплаты при рождении ребенка, утвержденного Приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 11.02.2009 года №16, п.3.2.5. Административного регламента предоставления государственной услуги по организации предоставления единовременной выплаты при рождении ребенка, утвержденного Приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославское области от 29 июня 2012 года №73-12.
АУМДД.ММ.ГГГГ обратилась в МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля с заявлением о назначении единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей с приложением необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ Решением отдела социальных выплат <адрес> МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля» № в назначении «Единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей» АУМ. отказано, в соответствии с п.3.4. Порядка предоставления единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей, утвержденного Приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 19.01.2009 года №2-12, п.3.2.3. Административного регламента предоставления государственной услуги по организации предоставления единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей, утвержденного Приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославское области от 29 июня 2012 года №80-12.
Учитывая, что при обращении АУМ в МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля» с заявлением о предоставлении «Единовременной выплаты при рождении ребенка», а также с заявлением о предоставлении «Единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей» не были предоставлены документы, подтверждающие факт постоянного или преимущественного проживания АУМ и ее несовершеннолетних детей на территории Ярославской области г.Ярославля, суд приходит к выводу о законности действий (решений) МКУ «Центр социальных выплат» г.Ярославля».
Между тем, в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ, статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из анализа положений статей 2 и 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства", не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Судом установлено, что истица имеет несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Принимая решение, суд учитывает, что целью установления места постоянного проживания истицы необходимо для получения социальных выплат – единовременной выплаты при рождении ребенка, единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей.
Судом из представленных в материалы гражданского дела документов, установлен факт преимущественного проживания истицы и ее несовершеннолетних детей ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы гражданского дела письменными документами, оснований не доверять которым у суда не имеется.
Так, согласно представленных в материалы дела свидетельств о рождении детей – несовершеннолетние ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родились в <адрес>.
Истица АУМ имеет регистрацию по месту пребывания на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетние дети также имеют регистрацию по месту пребывания в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Также в обоснование заявленных требований истицей представлены копия трудовой книжки, справка из МДОУ «детский сад №», подтверждающих осуществление АУМ. трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Таким образом, судом установлено, что истица АУМ ее несовершеннолетние дети ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время преимущественно проживают на территории <адрес>.
Учитывая, тот факт, что истица с несовершеннолетними детьми преимущественно проживают на территории г.Ярославля, не имеют по объективным причинам собственного жилья, в связи с чем факт отсутствия регистрации у них по постоянному месту жительства не должен ограничивать истицу в правах.
Согласно п.3.7. Порядка предоставления единовременной выплаты при рождении ребенка, утвержденного приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 11.02.2009 года №16, единовременная выплата при рождении ребенка назначается при условии обращения за ними не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка.
В соответствии с п.3 ст.3.1. Закона ЯО от 28.11.2011 N 45-з "О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" единовременная выплата при рождении одновременно двух и более детей назначается и выплачивается при условии обращения за ней в течение одного года со дня рождения детей.
Согласно п.2.3. Порядка предоставления единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей, утвержденного Приказом Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО от 19.01.2012 N 2-12, единовременная выплата назначается и выплачивается при условии обращения за ней в течение одного года со дня рождения детей.
Между тем, с учетом закрепленного в Конституции Российской Федерации, семейном законодательстве и законодательстве о социальном обеспечении принципа приоритетной защиты прав и интересов детей, а также поддержки семьи суд приходит к выводу, что сам по себе формальный пропуск гражданином срока обращения за назначением меры социальной поддержки не может являться основанием для лишения его права на получение такой выплаты.
Учитывая вышеизложенное, суд также считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования о продлении АУМ срока для обращения с заявлением в МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля» о назначении меры социальной поддержки «Единовременная выплата при рождении ребенка», с заявлением в МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля» о назначении меры социальной поддержки «Единовременная выплата при рождении одновременно двух и более детей» на <данные изъяты> месяца с момента вступления решения суда в законную силу, иное бы препятствовало истице в реализации своего права на получение вышеуказанных мер социальной поддержки.
Учитывая, установленный судом факт проживания истицы и ее несовершеннолетних детей на территории Ярославской области, а также то обстоятельство, что срок для обращения истицы с заявлением о предоставлении вышеуказанных мер социальной поддержки продлен, суд приходит к выводу об отсутствии препятствий в реализации истицей своего права на получение единовременных выплат в установленном законом порядке.
Таким образом, оснований для дополнительного признания судебным актом права истицы на единовременную выплату при рождении ребенка, единовременную выплату при рождении одновременно двух и более детей» не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Установить факт преимущественного проживания АУМ, ФИО1, ФИО2 на территории <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Продлить АУМ установленный срок для обращения с заявлением в МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля» о назначении меры социальной поддержки «Единовременная выплата при рождении ребенка» на <данные изъяты> месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Продлить АУМ установленный срок для обращения с заявлением в МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля» о назначении меры социальной поддержки «Единовременная выплата при рождении одновременно двух и более детей» на <данные изъяты> месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья Е.С.Логвинова