ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2317/20 от 07.07.2021 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-530/2021

УИД 76RS0017-01-2020-002729-39

Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 07 июля 2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ярославль 21 мая 2021 года

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Патрунова С.Н.,

при секретаре Данчук М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МП «Теплоресурс», ОАО ЖКХ «Заволжье» о возложении обязанности установить приборы учета, ввести их в эксплуатацию, осуществлять начислении платы за коммунальные услуги согласно показаниям приборов учета,

установил:

Согласно выпискам из ЕГРН (л.д. 34-55) в жилом доме по адресу: <адрес> кадастровом номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., 1989 года постройки, двухэтажном (в т.ч. один этаж – подземный) (далее по тексту – <адрес>), расположены:

- квартира с кадастровым номером <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (далее по тексту – Квартира ), принадлежащая на праве собственности ФИО2,

- квартира с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (далее по тексту – Квартира ). В соответствии с п. 531 Приложения к Постановлению Правительства ЯО от 09.09.2008 N 480-п "О разграничении имущества между Ярославским муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав", выпиской из реестра жилых помещений, составляющих казну Заволжского сельского поселения ЯМР (л.д.104) Квартира принадлежит Заволжскому сельскому поселению Ярославского муниципального района Ярославской области. Квартира на основании Договора социального найма жилого помещения от 16.10.2015 (л.д. 7-8) предоставлена ФИО1.

ФИО1 обратилась в суд с иском к МП «Теплоресурс», ОАО ЖКХ «Заволжье». С учетом уточнения исковых требований (л.д.233-235) окончательно просила:

- обязать ОАО «ЖКХ Заволжье»: а) установить коллективный (общедомовой) прибор учета холодного водоснабжения в <адрес>; осуществить ввод установленного прибора учета в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки; б) установить индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения в Квартире и осуществить ввод его в эксплуатацию; в) осуществлять начисления оплаты за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению согласно показаниям приборов учета;

- обязать МП ЯМР «Теплоресурс»: а) установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в <адрес>; осуществить ввод установленного прибора в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки; б) осуществлять начисления оплаты за коммунальную услугу «отопление» согласно показаниям приборов учета;

- с целью исключения затягивания исполнения решения суда, назначить срок исполнения обязательств для ответчиков по установке приборов учета в течение 14 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу;

- взыскать с ответчиков пропорционально судебные расходы.

В обоснование требований указала, что до 2014 года <адрес> находился под управлением ООО «Заволжская управляющая компания». После прекращения договора управления, действий по выбору способа управления Домом осуществлено не было. В настоящее время дом не обслуживается какой-либо организацией. В обоснование требований ссылалась на Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту – Закон «Об энергосбережении»), Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее по тексту – Закон «О теплоснабжении»), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее по тексту - Правила предоставления коммунальных услуг), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491) (далее по тексту - Правила содержания общего имущества). Указала, что ОАО ЖКХ «Заволжье» является организацией, поставляющей воду по сетям, к которым непосредственно присоединен Дом №23. МП «Теплоресурс», является единой теплоснабжающей организацией на территории Ярославского муниципального района, с 01.10.2019 оказывает услуги по отоплению <адрес>. ОАО ЖКХ «Заволжье», МП «Теплоресурс» выставляют квитанции по оплате услуг (водоснабжение, водоотведение, отопление) но нормативам, что лишает истца как потребителя права производить оплату по фактически потребленным коммунальным ресурсам. Установка приборов учета позволит получить экономию в оплате, которая может составлять от 30% до 70%. 02.11.2020 истцом в адрес ответчиков, а также в Администрацию Заволжского сельского поселения ЯМР направлена претензия с требованием установить приборы учета, однако, приборы установлены не были, ответ на претензию не поступил.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме по указанным основаниям, а также по доводам, приведенным в подробной письменной позиции.

Представитель МП «Теплоресурс» по доверенности – ФИО3 против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях (л.д. 108-109, 203). Указал, что <адрес> является домом блокированной жилой застройки, требования законодательства, применимые к многоквартирным жилым домам, на <адрес> не распространяются. Также указал, что отсутствует техническая возможность установки приборов учета, указанных истцом. Установка общедомового прибора учета тепловой энергии не является экономически оправданной: такой прибор стоит около 500 000 руб., все жители аналогичных домов, как и ФИО2, перешли на индивидуальное газовое отопление. Последующее возложение расходов в указанной сумме на собственников помещений нарушит их права, является нецелесообразным.

В судебное заседание не явились: ответчик - ОАО ЖКХ «Заволжье», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрация Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (ранее просила рассмотреть дело в свое отсутствие, оставила решение на усмотрение суда – л.д. 56-57), ФИО2, конкурсный управляющий ОАО ЖКХ «Заволжье» - ФИО4. Извещались надлежаще.

Ранее ОАО ЖКХ «Заволжье» представило отзывы (л.д. 58, 88, 105) в которых считало иск не подлежащим удовлетворению. Указало, что в соответствии постановлением главы ЯМР ЯО №994 от 25.02.2015 ОАО ЖКХ «Заволжье» является ресурсоснабжающей организацией по холодному водоснабжению и водоотведению. Обязанность по установке индивидуальных приборов учета воды не относится к уставным целям и не является предметом деятельности ОАО ЖКХ «Заволжье». В ОАО ЖКХ «Заволжье» отсутствуют источники финансирования проектирования, приобретения и установки общедомовых приборов учета, решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.2019 по делу А82-5608/2019 Б/275 ОАО ЖКХ «Заволжье» признано несостоятельным (банкротом). В отношении <адрес> заявок на проектирование и установку общедомового прибора учета холодной воды не поступало. Также считало иск не подлежащим удовлетворению по доводам, приведенным представителем МП «Теплоресурс».

Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

<адрес> является многоквартирным. В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47) многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

<адрес> состоит из двух квартир, имеющих самостоятельные выходы на земельный участок. При этом <адрес> содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений. Так, согласно выписке из ЕГРН (л.д.42) <адрес> имеет один подземный этаж, в то время как все квартиры расположены на 1 этаже. Из технического паспорта на <адрес> следует, что в <адрес> имеется подвал площадью 163,6 кв.м. (л.д.101-103); из представленных фотоматериалов и пояснений сторон следует, что подвал представляет собой единое помещение (части под квартирами и не изолированы), в подвале расположены общие коммуникации. Из экспертного заключения ЗАО «Ярославгражданпроект» от июня 2004 года (л.д. 209) следует, что в <адрес> есть общий чердак. В соответствии с пп. «а» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются: «а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование)».

<адрес> домом блокированной жилой застройки не является, таковым не признавался. Какие-либо блоки не выделены, на кадастровый учет не поставлены, права на них не зарегистрированы. Из п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ следует, что дом блокированной жилой застройки - жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Судом установлено, что помещение подвала под квартирами , не разделено общей стеной, имеет место несколько балок, между которыми имеются проемы. Доступ в любую часть подвала возможен из любой его части.

Таким образом, к Дому применимы правила, относящиеся к многоквартирным домам.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

<адрес>, 1989 года постройки, общедомовыми приборами учета холодной воды, тепловой энергии не оснащен, такие приборы в эксплуатацию не введены, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось. Квартира индивидуальным прибором учета используемой холодной воды также не оснащена.

Частью 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» предусмотрено, что «до 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), после 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и после 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2021 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания».

Согласно ч. 9 ст. 13 Закон «Об энергосбережении» с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют….

В соответствии с пп. е(2)) п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право: осуществлять установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в многоквартирных домах, собственники помещений в которых имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и которые не оснащены такими приборами учета… Согалсно пп. г(1)) п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые) приборы учета, установленные исполнителем или иной организацией, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "Об электроэнергетике" обязана осуществить оснащение многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не исполнена установленная законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии.

В соответствии с Приложением №2 к постановлению Администрации ЯМР №994 от 25.02.2015 по отношению к Дому ОАО ЖКХ «Заволжье» является гарантирующей и сетевой организацией для централизованного холодного водоснабжения, для централизованного водоотведения.

В соответствии с Приложением №2 к постановлению Администрации ЯМР №1807 от 27.09.2019 по отношению к Дому МП «Теплоресурс» является единой теплоснабжающей организацией.

Таким образом, ОАО ЖКХ «Заволжье», МП «Теплоресурс» обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют.

Однако, частью 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» не предусмотрено безусловной обязанности указанных организаций оснастить многоквартирный дом приборами учета, возложена лишь обязанность совершить действия, направленные на это.

Пп. «г» п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Министерству регионального развития Российской Федерации поручено в 6-месячный срок утвердить критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 485/пр утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (приложение №1 к приказу – далее по тексту - Критерии), форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (приложению N2 к приказу), порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (приложение N 3 к приказу).

Ответчиками представлены Акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды (л.д. 95) и тепловой энергии (л.д. 110), составленные 11.02.2021, согласно которым техническая возможность установки указанных приборов учета отсутствует. В актах указано, что установка указанных приборов учета невозможна без реконструкции и капитального ремонта существующих домовых инженерных систем. При их установке невозможно обеспечить выполнение метрологических и технических требований к приборам учета, к месту и порядку их установки в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений. Невозможно обеспечить требования к условиям эксплуатации приборов учета из-за температурного режима, влажности, затопления подполья. Невозможно обеспечить доступ для обслуживания, снятия показаний. Для установки приборов учета необходимо: 1) Проектирование и реконструкция (перенос) внутридомовых трубопроводов холодной воды/трубопроводов отопления в подполье в связи со строительством индивидуального теплового пункта, 2) Реконструкция подвального помещения в целях устройства полов и отдельного входа с улицы, 3) Проектирование и строительство вентиляции в подполье, 4) Проектирование и строительство электрических сетей в подполье.

Суд соглашается с доводами ответчиков о том, что техническая возможность установки в подвале <адрес> коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и тепловой энергии отсутствует.

Оснований не доверять указанным актам у суда не имеется. Данные акты составлены в соответствии с требованиями Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 485/пр. Акты составлены в присутствии собственников помещений в <адрес>: ФИО2, представителя Администрации Заволжского сельского поселения ЯМР, представителя соответствующей ресурсоснабжающей организации. Собственники Квартир с указанными актами согласились, какого-либо особого мнения не привели (в актах оно в соответствующей графе не обозначено).

Указанные акты мотивированы, не оспорены, их выводы подтверждаются, в том числе, иными материалами дела.

В соответствии с п. 2 Критериев Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

Согласно п. 2 Критериев техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) … отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.

На дату составления Актов действовали:

- "СП 30.13330.2016. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85*" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 951/пр), который предусматривал: счетчики на вводах холодной (горячей) воды в здания и сооружения следует устанавливать в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой воздуха не ниже 5 °C; счетчики необходимо размещать так, чтобы к ним был доступ для считывания показаний, обслуживания, снятия и разборки на месте установки, для метрологической поверки. Для счетчиков с массой более 25 кг должно быть предусмотрено достаточное пространство над счетчиками для установки подъемного механизма. Пол помещения для установки счетчиков должен быть ровным и жестким (п. 7.2.2), счетчики холодной и горячей воды, устанавливаемые в жилых и общественных зданиях, должны иметь устройства формирования электрических импульсов, а также съемные или стационарные датчики электрических импульсов (п. 7.2.10).

- "СП 41-101-95. Проектирование тепловых пунктов" (введен в действие 01.07.1996), который предусматривал: высоту помещений от отметки чистого пола до низа выступающих конструкций перекрытия (в свету) рекомендуется принимать не менее, м: для наземных ЦТП - 4,2; для подземных - 3,6; для ИТП - 2,2. При размещении ИТП (индивидуальный тепловой пункт, требующийся в рассматриваемом деле) в подвальных и цокольных помещениях, а также в технических подпольях зданий допускается принимать высоту помещений и свободных проходов к ним не менее 1,8 м. (п. 2.21); для стока воды полы следует проектировать с уклоном 0,01 в сторону трапа или водосборного приямка. Минимальные размеры водосборного приямка должны быть, как правило, в плане не менее 0,5 х 0,5 м при глубине не менее 0,8 м. Приямок должен быть перекрыт съемной решеткой (п. 2.27), в помещениях тепловых пунктов следует предусматривать отделку ограждений долговечными, влагостойкими материалами, допускающими легкую очистку, при этом необходимо выполнить: штукатурку наземной части кирпичных стен; затирку цементным раствором заглубленной части бетонных стен; расшивку швов панельных стен; побелку потолков; бетонное или плиточное покрытие полов. Стены тепловых пунктов покрываются плитками или окрашиваются на высоту 1,5 м от пола масляной или другой водостойкой краской, выше 1,5 м от пола - клеевой или другой подобной краской (п. 2.28).

В настоящее время вместо "СП 30.13330.2016. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85*" принят "СП 30.13330.2020. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85*" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 920/пр), который предусматривает следующие положения: счетчики холодной (горячей) воды следует устанавливать в удобном и легкодоступном помещении с искусственным и (или) естественным освещением и температурой воздуха не ниже 5 °C. Счетчики необходимо размещать так, чтобы к ним был доступ для считывания показаний. Для счетчиков с массой более 25 кг должно быть предусмотрено достаточное пространство над счетчиками для установки подъемного механизма (п. 12.5).

Представленными фотоматериалами (л.д.112-121, 123-132, 213-223) подтверждаются возражения ответчиков (л.д. 105, 108-109), о том, что отсутствуют необходимые условия для установки приборов учета: 1) подвал не имеет отдельного входа с улицы, осмотр производился после спуска через люк в ) в подполье земляной пол, грунт насыщен влагой (грязь), 3) высота помещения подполья и свободных проходов – 1,4-1,5 м, под горизонтальными бетонными балками – еще меньше, 4) системы вентиляции, электроснабжения и освещения отсутствуют, 5) в подполье температура воздуха +3C при -14С на улице.

Данные выводы косвенно подтверждаются и доказательствами, представленными стороной истца. Так, истцом предоставлялось экспертное заключение ЗАО «Ярославгражданпроект» от июня 2004 года (л.д. 208-211), в котором (л.д. 209, оборот - 210) указано, что «осмотр технического подполья производился через продухи. В техподполье грунтовый пол заглублен ниже поверхности земли (отмостки) на 0,9-1,00 м. и залит водой. Техподполье ниже уровня земли (отмостка, которая практически отсутствует) – затапливается за счет фильтрации дождевых и талых вод через пазухи фундаментов и возможного высокого уровня грунтовых вод на участке застройки.

Истцу разъяснялось (л.д.230) право представления доказательств (в том числе, заключений специализированных организаций) о возможности/невозможности установки испрашиваемых приборов учета. Доказательств опровергающих указанные Акты истцом не предоставлено.

Более того, суд приходит к выводу, что установка прибора учета тепловой энергии невозможна без реконструкции системы теплоснабжения. Из пояснений истца (л.д. 135, л.д. 89, оборот), представленных фотоматериалов (л.д.146) следует, что ФИО2 перешел на индивидуальное теплоснабжение с использованием газового оборудования. В соответствии с актом от 01.12.2018 (л.д.144) произведено отключение Квартиры от централизованного отопления в подвале <адрес> видимым разрывом в связи с переходом на индивидуальное газовое отопление. В настоящее время МП «Теплоресурс» плату за теплоснабжение ФИО2 не начисляет (л.д.147-148, 150-152). При указанных обстоятельствах коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии не будет выполнять свою функцию в качестве общедомового, а фактически будет индивидуальным прибором учета. При этом на ФИО2, как собственника , в соответствии с п. 38 (1) Правил содержания общего имущества будут возложены расходы на установку такого прибора учета, которые являются значительными, что нарушит права третьего лица. Обязательная установка индивидуальных приборов учета тепловой энергии применительно к Квартире действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, требования истца о возложении на ответчиков обязанности установить коллективные (общедомовые) приборы учета холодного водоснабжения, тепловой энергии, осуществить ввод их в эксплуатацию удовлетворению не подлежат.

Требования истца о возложении на ОАО ЖКХ «Заволжье» обязанности установить индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения в Квартире и осуществить ввод его в эксплуатацию подлежат удовлетворению. Суд учитывает, что доказательств невозможности установки такого прибора учета ответчиками не предоставлено. Индивидуальный прибор учета может быть установлен в Квартире , где соблюдается необходимый температурный режим. Суд также учитывает, что ФИО2 в письме ОАО ЖКХ «Заволжье» от 19.04.2021 №185 предложено переустановить прибор учета холодной воды в жилом помещении (т.е. в аналогичной квартире).

Доводы истца о том, что возможность установки общедомовых приборов учета имеется, так как истцу начисляется повышающий коэффициент за холодное водоснабжение, а он в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ применяется только в случае, когда имеется возможность установки прибора учета, но он не установлен, судом не принимаются. Возможность установки индивидуального прибора учета имеется. Доказательств того, что ранее проводились обследования подвала <адрес> на предмет возможности установки общедомовых приборов учета холодной воды и теплоэнергии, что такая возможность ранее была установлена, в материалы дела не представлено. Правильность применения повышающего коэффициента не является предметом рассмотрения по настоящему делу: она является производной от возможности/невозможности установки приборов учета, но не наоборот.

ОАО ЖКХ «Заволжье» признано несостоятельным (банкротом) решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.2019, дело №А82-5608/2019 Б/275. В настоящее время конкурсное производство продлено до 30.07.2021 (определение Арбитражного суда Ярославской области по указанному делу от 04.02.2021). Данное обстоятельство не препятствует удовлетворению иска в указанной выше части, так как ОАО ЖКХ «Заволжье» из ЕГРЮЛ не исключено, сохраняет правосубъектность.

Требования о возложении на ОАО ЖКХ «Заволжье» обязанности осуществлять начисления оплаты за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению согласно показаниям приборов учета удовлетворению не подлежат. Индивидуальный прибор учета в настоящее время не установлен. Указанное требование заявлено преждевременно, так как права истца в указанной части еще не нарушены. Защита прав «на будущее» законом не предусмотрена. Защите подлежит уже нарушенное право или законный интерес (ч. 1 ст. 3 ГПК РФ). Отсутствуют основания считать, что при установленном индивидуальном приборе учета холодной воды ответчик будет уклоняться от начисления плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению согласно показаниям приборов учета. Однако, если такое случится, истец вправе обратиться в суд с самостоятельным иском, однако, основания иска будут иными (в частности – наличие индивидуального прибора учета, установленного в предусмотренном законом порядке).

При подаче иска истцом уплачена пошлина в сумме 300 руб. (л.д.6) Учитывая, что удовлетворено 1 требование из 5, на основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ОАО ЖКХ «Заволжье» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 60 руб. (300 руб./5).

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать ОАО ЖКХ «Заволжье» установить индивидуальный прибор учета холодной воды по адресу: <адрес> осуществить его ввод в эксплуатацию в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ОАО ЖКХ «Заволжье» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 60 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Патрунов С.Н.