Советский районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Копия
Дело № 2-2318/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2011 г. г. Омск
Советский районный суд г. Омска в составе
Председательствующего судьи Романовой О.Б.
при секретаре Шоль Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления государственной службы занятости населения Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию г. Омска «Пассажирское предприятие № 7» о возложении обязанности по выполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Главное управление государственной службы занятости населения Омской области обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 7» о возложении обязанности по выполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, указав, что в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и Положением о Главном управлении государственной службы занятости населения Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 28 декабря 2006 г. № 177, Главное управление является органом исполнительной власти, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения. К указанным полномочиям относятся: контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (подпункт 1 пункта 1 статьи 7.1 Закона о занятости); проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 7.1 Закона о занятости).
В статье 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено общее правило установления квоты для приема на работу инвалидов, согласно которому организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее двух и не более четырех процентов. От обязательного квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Согласно постановлению Правительства Омской области от 27 января 2010 года № 16-п "О мерах по реализации Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения и образования, а также организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством, установлены: квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников; минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.
В соответствии с планом проверок субъектов предпринимательской деятельности (организаций) при осуществлении регионального государственного контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе за выделением (созданием) рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, на 2010 год, утвержденным распоряжением Главного управления от 25 декабря 2009 года №р, распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, документарной проверки юридического лица от 11 ноября 2010 года № № Главным управлением проведена плановая документарная проверка муниципального предприятия города Омска "Пассажирское предприятие № 7".
В ходе проведения с .... по .... проверки организации установлено следующее: среднесписочная численность работников организации составляет 939 единиц; размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составляет 28 единиц; в организации работает 18 инвалидов; специальное рабочее место создано. По результатам проверки организации, выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории адрес от .... № по несоблюдению установленной квоты для приема на работу инвалидов. В установленный срок, к ...., предписание организацией исполнено не было.
По информации бюджетного учреждения адрес "Центр занятости населения Советского административного округа адрес" среднесписочная численность работников организации по состоянию на .... составляет 924 человека, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов - 28 единиц, занятых рабочих мест в счет установленной квоты - 21 единица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" трудоустройство инвалидов на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты для приема на работу инвалидов, осуществляется организацией по направлению бюджетных учреждений службы занятости населения Омской области, а также по заявлению граждан при непосредственном обращении в организацию.
В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.
В свою очередь Муниципальное предприятие города Омска "Пассажирское предприятие № 7" не предпринимает никаких действий, направленных на выполнение предписания об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области.
Бездействием муниципального предприятия города Омска "Пассажирское предприятие № 7" нарушается и может быть нарушено право на труд любого гражданина Российской Федерации, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройство в рамках квотирования рабочих мест для инвалидов. Поэтому просит признать незаконным бездействие Муниципального предприятия города Омска "Пассажирское предприятие № 7", выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов противоречащим статье 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьям 3, 6 Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области", постановлению Правительства Омской области от 27 января 2010 года № 16-п "О мерах по реализации Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области", обязать Муниципальное предприятие города Омска "Пассажирское предприятие № 7" выполнить требования законодательства, обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
Представитель Главного управления государственной службы занятости населения Омской области ФИО1, действующий на основании доверенности (л.д. 33), в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, сославшись на положения п.п. 1 ст. 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ст. 8 Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области", указал, что работодатель в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязан создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Однако ответчик не предпринимает никаких действий, направленных на выполнение предписания Управления об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области. Поэтому просит признать незаконным бездействие МП г. Омска "Пассажирское предприятие № 7", выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов, и обязать ответчика выполнить требования законодательства, обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
Представитель ответчика Муниципального предприятия г. Омска «Пассажирское предприятие № 7» ФИО2, действующая на основании доверенности от (л.д. 34), в судебном заседании исковые требования фактически признала частично, не отрицала, что действительно на предприятии работают инвалиды, число которых не соответствует установленной квоте. Н момент проверки работало 18 инвалидов при установленной квоте 27 единиц. В настоящее время трудоустроено всего 26 инвалидов. Предприятием предпринимаются меры для трудоустройства инвалидов, но зачастую инвалиды, обратившиеся с направлением от службы занятости, отказываются от работы у них, поскольку их не устраивают условия работы, связанной с источниками повышенной опасности.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, допросив свидетеля, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 8 Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" орган службы занятости в порядке, установленном законодательством, осуществляет контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, как по направлению центров занятости, так и при непосредственном обращении в организацию, в том числе за выделением (созданием) рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политикисодействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализацииконституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту отбезработицы определены Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" № от .... с последующим изменениями.
В соответствии с подпунктами б, 7 п. 1 ст. 71 Закона, подпунктов 6,7 пункта 3Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости исполнениягосударственной функции по надзору за нормативно-правовым регулированием,осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданныхполномочий РФ в области содействия занятости населения, Положения о Главномуправлении, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 28.12.2006 г. № 177, кполномочиям Службы занятости относятся в том числе: проверка, выдача обязательныхдля исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятостинаселения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации; принятие мер по устранению обстоятельств ипричин выявленных нарушений законодательства о занятости населения ивосстановлению нарушенных прав граждан.
Согласно п. 5.9 Положения о Федеральной службе занятости, утвержденного Постановлением Правительства № 324 от 30.06.2004 г., Служба занятости в установленном порядке имеет право представлять в судебных органах права и законные интересы РФ по вопросам, отнесенным к компетенции службы.
Таким образом, суд полагает, что Главное управлением государственной службы занятости населения Омской области в силу возложенных на него полномочий, является надлежащим истцом по делу.
В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации наряду с иными обязанностями по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда в обязанность работодателя входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией.
Согласно ст. 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, проводить другие мероприятия.
.Пунктом 1 статьи 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения» установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 25 указанного Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Согласно ст. 22 указанного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Так, статья 6 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» устанавливает следующие обязанности организаций в области квотирования рабочих мест: а именно, организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствий с законодательством.
Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 15-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омскойобласти» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омскойобласти, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности,среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, заисключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих местдля инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена: квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численностиработников; минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
В ходе судебного заседания установлено, что в ходе проведенной с 1 декабря 2010 г. по 28 декабря 2010 г. проверки МП г. Омска «ПП № 7» установлено, что среднесписочная численность работников организации составляет 939 единиц; размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составляет 28 единиц; в организации работает 18 инвалидов; специальное рабочее место создано. По результатам проверки выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от 28 декабря 2010 г. № 90 по несоблюдению установленной квоты для приема на работу инвалидов (л.д.11-14). В установленный срок к 1 марта 2011 г. предписание организацией исполнено в полном объеме не было, что не отрицалось стороной ответчика.
Согласно информации, направленной МП г. Омска «ПП № 7» в БУ Омской области "Центр занятости населения Советского административного округа города Омска" от 05.05.2011 г., среднесписочная численность работников организации по состоянию на 5 мая 2011 г. составляет 924 человека, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов - 28 единиц, занятых рабочих мест в счет установленной квоты - 21 единица (л.д. 27-28).
На 03.06.2011 г. среднесписочная численность работников организации составляет 929 человек, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов - 28 единиц, занятых рабочих мест в счет установленной квоты - 22 единицы (л.д. 39-42).
На 04.07.2011 г. среднесписочная численность работников организации составляет 927 человек, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов - 28 единиц, занятых рабочих мест в счет установленной квоты - 23 единицы (л.д. 48-52).
Суд отмечает, что в соответствии с Порядком расчета количества инвалидов, которых организации обязаны принять на работу в счет установленной квоты, утвержденным приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 23 марта 2006 г. № 8, если при расчете количества инвалидов, которых организации обязаны принять на работу в счет установленной квоты, получается дробное число, то оно округляется в следующем порядке: от 0 до 0,5 - 0; от 0,5 до 1 - 1.
Соответственно размер установленной квоты для приема на работу инвалидов в МП г. Омска «ПП № 7» составляет 28 единиц (927 х 3% = 27,8).
Из представленных в материалы гражданского дела приказов о приеме на работу усматривается, что в МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 7» на день рассмотрения дела в суде принято и работает 26 инвалидов (л.д. 57-108).
Кроме того, судом установлено, что ответчиком неоднократно направлялись в Центр занятости населения Советского административного округа г. Омска письма информационного характера о том, что предприятие может принять на вакантные квотируемые места в различные периоды времени, а также просил направлять инвалидов, изъявивших желание работать в предприятие для дальнейшего трудоустройства (л.д. 35-38). Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что кадровой службой предпринимаются меры для трудоустройства инвалидов, направляются письма в службу занятости, публикуются объявления в средствах массовой информации. В настоящее время на предприятии работает 26 инвалидов, создано специальное рабочее место. Поэтому, суд считает, что ответчиком предпринимаются определенные, хотя и недостаточные действия, направленные на выполнение предписания по соблюдению установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Однако в судебном заседании представитель ответчика не оспаривала тот факт, что до настоящего времени ответчиком не соблюдены вышеприведенные нормы действующего законодательства о социальной защите.
С учетом изложенного суд полагает, что МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 7» допущены нарушения требования законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов, в связи с чем, полагает необходимым возложить на ответчика обязанность обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку Главное управление государственной службы занятости населения Омской области при обращении в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, с МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 7» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Муниципальное предприятие г. Омска «Пассажирское предприятие № 7» выполнить требования законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов в Российской Федерации и обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
Взыскать с Муниципального предприятия г. Омска «Пассажирское предприятие № 7» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья