ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2318/202218АВГУ от 18.08.2022 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-2318/2022 18 августа 2022 года

29RS0014-01-2022-002723-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г. Архангельска

в составе председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,

при секретаре Звереве И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периода работы, назначении пенсии,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периода работы, назначении пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что подала в пенсионный орган заявление о назначении пенсии. В назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера. При этом в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, не был включен период ее работы в МТП «Арктика» с 01 января 1991 года по 01 марта 1994 года. Факт работы подтверждается записями в ее трудовой книжке. В данный период имел место отпуск по уходу за ребенком. Просила обязать ответчика включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера период работы с 01 января 1991 года по 01 марта 1994 года, назначить пенсию с 26 октября 2020 года.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ее представитель ФИО2 заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО3 с исковыми требованиями не согласился.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы пенсионных дел истца, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 26 октября 2020 года ФИО1, года рождения, обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Возраст истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составил , возраста 50 лет истец достигла .

Решением пенсионного органа от 06 ноября 2020 года № 2020/804 в назначении пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» истцу было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера, - 12 лет.

При этом страховой стаж на момент обращения за назначением пенсии составил в календарном исчислении – 18 лет 11 месяцев 16 дней (в льготном исчислении – 21 год 02 месяца 18 дней), стаж работы районах Крайнего Севера – 07 лет 11 месяцев 01 день.

18 июня 2021 года осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонного) путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Порядок исчисления и назначения пенсии с 01 января 2015 года регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента с 01 января 2020 года в размере не менее 18,6 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента с 01 января 2020 года в размере не менее 18,6 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с приложением 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» при возникновении права на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 данного Федерального закона, в 2019 году срок назначения страховой пенсии установлен не ранее 12 месяцев со дня достижения возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию по состоянию на 31 декабря 2018 года, в 2020 году - не ранее 24 месяцев со дня достижения возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию по состоянию на 31 декабря 2018 года.

В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно статье 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В трудовой книжке истца, представленной в пенсионный орган, имеются сведения о том, что 24 марта 1988 года она зачислена младшим продавцом в магазин 1 на период стажировки в Северодвинское розничное торговое объединение «Продтовары», 19 мая 1988 года принята продавцом в магазин № 1, 01 апреля 1989 года в связи с совершенствованием оплаты труда присвоена квалификация продавца третьей категории, в связи с реорганизацией Северодвинского РТО «Продтовары» определено считать продавцом третьей категории магазина № 1 «Арктика» муниципального торгового предприятия на основании приказа Северодвинской городской мэрии № 3 от 09 января 1992 года, муниципальное предприятие реорганизовано в полное товарищество «Арктика» на основании договора о создании полного товарищества «Арктика» от 14 августа 1992 года, полное товарищество «Арктика» переименовано в магазин «Арктика» Северодвинского Бизнесцентра в связи с изменением собственника на основании договора № 7 от 26 февраля 1993 года, 02 марта 1994 года в связи с изменением собственника магазин «Арктика» переименован в структурное подразделение АО «Алвиз», 17 июля 1995 года истец уволена по личному желанию.

Документы по личному составу заявленного предприятия за спорный период на хранение в архивные учреждения не поступали.

Отказывая во включении в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, периода с 01 января 1991 года по 01 марта 1993 года, пенсионный орган ссылается на то, что записи о периодах работы внесены с нарушениями действующей инструкции «О порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, учреждениях и организациях», утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162 (записи о приеме, увольнении, реорганизации предприятия внесены некорректно). Справки о стаже и заработной плате за указанный период не предоставлены. Местонахождение документов не известно.

Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Сведения о спорном периоде работы имеются в трудовой книжке истца.

Данные сведения ответчиком в нарушение положений ст. ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты.

Пунктом 15 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Истец зарегистрирована в системе персонифицированного учета 24 февраля 2004 года.

Спорный период работы имел место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.

Учитывая изложенное, оснований полагать, что истец не работала в заявленной организации при наличии записей о трудовой деятельности в основном документе – трудовой книжке, по мнению суда, не имеется.

Вышеуказанная организация находилась в г. Северодвинске, отнесенном к районам Крайнего Севера.

Из материалов дела следует, что 18 ноября 1990 года и 12 июля 1992 года истец родила детей.

Статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1) предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившего в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Поскольку отпуска по уходу за детьми предоставлялись до 06 октября 1992 года, данные периоды подлежали включению в стаж работы в районах Крайнего Севера.

При таких обстоятельствах, период работы с 01 января 1991 года по 01 марта 1994 года подлежит включению в страховой стаж и стаж работы истца в районах Крайнего Севера.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом включения вышеуказанного периода в соответствующие виды стажа необходимая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера (12 лет) для назначения пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» у истца отсутствовала. Оснований для назначения пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» не имелось в связи с не достижением требуемого возраста.

В связи с изложенным, исковые требования в части возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 26 октября 2020 года не подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат частичному удовлетворению.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 (СНИЛС ) к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН <***>) о включении в стаж периода работы, назначении пенсии удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области Ненецкому автономному округу (ИНН <***>) включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, ФИО1 (СНИЛС ) период работы с 01 января 1991 года по 01 марта 1994 года.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 (СНИЛС ) к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН <***>) в остальной части отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области Ненецкому автономному округу (ИНН <***>) в пользу ФИО1 (СНИЛС ) государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек (Триста рублей 00 копеек).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В. Москвина