ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-231/19 от 11.01.2019 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело№ 2-231/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2019 года

Центральный районный суд г.Читы в составе

председательствующего судьи Аксёновой Е.С.

при секретаре Онгоновой Б.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО6 У.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) о признании решения незаконным, побуждению к удовлетворению заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала,

установил:

Истцы ФИО1, ФИО2 и ФИО6 У.А. обратились в суд ссылаясь на следующие обстоятельства. Истцы являются обладателями государственного сертификата на материнский семейный капитал. Между истцами и индивидуальным предпринимателем ФИО3 заключены договоры на содержание, присмотр и уход за детьми истцов в дошкольном образовательном учреждении «<данные изъяты>». Ссылаясь на это обстоятельство истцы обратились в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чита Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала на получение образования их детьми и осуществление иных, связанных с получением образования детьми расходов: на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательном учреждении. Решениями ПФР истцам было отказано в удовлетворении заявлений. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что услуги по договору предоставляются индивидуальным предпринимателем, а не организацией. Истцы полагают, что отказ нарушает право граждан на использование дополнительных мер государственной поддержки и требования федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ о «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Просили признать решения незаконными, направить средства материнского капитала на получение их детьми на получение образования в указанном дошкольном учреждении.

В судебном заседании истцы требования поддержали.

Представитель ответчика ФИО4 представила письменный отзыв на иск, в требованиях просила отказать.

Третье лицо, индивидуальный предприниматель ФИО3 полагала требования истцов подлежащими удовлетворению.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг; иных связанных с получением образование расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 указанной статьи Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов.

В соответствии с п. 8.1. Правил средства могут быть направлены на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Согласно п. 8.2 Правил при направлении средств на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, к заявлению о распоряжении средствами прилагается договор между организацией и лицом, получившим сертификат, включающий в себя обязательства организации по содержанию ребенка (детей) и (или) присмотру и уходу за ребенком (детьми) в организации и расчет размера платы за содержание ребенка (детей) и (или) присмотр и уход за ребенком (детьми) в организации.

На основании п. 8.3 Правил средства направляются на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором между организацией и лицом, получившим сертификат, включающим в себя обязательства организации по содержанию ребенка (детей) и (или) присмотру и уходу за ребенком (детьми) в организации и расчет размера платы за содержание ребенка (детей) и (или) присмотр и уход за ребенком (детьми) в организации, путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) данной организации, указанные в договоре между организацией и лицом, получившим сертификат.

Истица ФИО6 У.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в сумме 136800 рублей на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных, связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов: на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательном учреждении. К заявлению о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала ФИО6 У.А. была представлена копия договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является предоставление образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за ребенком, заключенного между ФИО6 К.А. и ИП ФИО3; копия дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору, с периодом оказания услуг и порядка оплаты.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 У.А. повторно обратилась в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в сумме 136800 рублей на получение образования ребенком и осуществление иных, связанных с получением образования ребенком расходов: на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательном учреждении. Дополнительно к Договору возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ заявителем представлена копия дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ, за период с августа 2018 по июль 2018, август 2018 года, ежемесячная сумма оплаты составляет 11400 рублей.

Решениями начальника УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 У.А. было отказано в удовлетворении заявления о направлении средств МСК на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательной организации со ссылкой на то, что согласно ст. 11 закона № 256-ФЗ средства материнского и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ средства материнского (семейного) капитала направляются на получение образования ребенком в образовательной организации на территории РФ, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг. Нормами закона № 256-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Правилами от ДД.ММ.ГГГГ перечисление средств МСК на счета индивидуальных предпринимателей не предусмотрено.

Истица ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращалась в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в сумме 136800 рублей на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных, связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов: на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательном учреждении. К заявлению о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала ФИО2 была представлена копия договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, предметам которого является предоставление образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за ребенком, заключенного между ФИО2 и ИП ФИО3; копия дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору.

Решениями начальника УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в удовлетворении заявления о направлении средств МСК на получение образования ребенком и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательной организации в сумме 136800 рублей поскольку действующим законодательством перечисление средств материнского (семейного) капитала на счета индивидуальных предпринимателей не предусмотрено.

Истица ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с двумя заявлениями о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в сумме 78000 рублей по каждому заявлению на получение образования ее двумя детьми и осуществление иных, связанных с получением образования детьми расходов: на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательном учреждении.

К заявлениям о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала ФИО1 была представлена копия договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является предоставление образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за ребенком ФИО8 заключенного между ФИО1 и ИП ФИО3; копия договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является предоставление образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за ребенком ФИО7, заключенного между ФИО1 и ИП ФИО3; копии дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ к указанным договорам,; лицензия серия 75 Л02 от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление образовательной деятельности, выданная ИП ФИО3, детский развивающий клуб «Пигафор-Ясли».

Решениями начальника У ПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ и 2458 ФИО1 было отказано в удовлетворении заявлений о направлении средств МСК на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательной организации в сумме 78000 рублей в соответствии с пунктом 3 ч. 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ (указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом. Согласно статьи 11 закона № 256-ФЗ средства материнского (семейного) капитала направляются на получение образования ребенком в образовательной организации на территории РФ, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг. Нормами закона № 256-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Правилами от ДД.ММ.ГГГГ перечисление средств МСК на счета индивидуальных предпринимателей не предусмотрено.

На день рассмотрения спора у истицы ФИО1 перед образовательным учреждением имеется задолженность по оплате за период июнь 2018 по август 2018 года в размере 78000 руб. Истцы ФИО2 и ФИО6 У.А. на день рассмотрения иска просили о направлении средств МСК на будущий период, поскольку ФИО2 произвела оплату за январь 2019 г включительно, истица ФИО6 У.А. произвела оплату за декабрь 2018 г. включительно.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта (ч. 1 ст. 23 ГК РФ).

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» обучающимся является физическое лицо, осваивающее образовательную программу, при этом под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ, а к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

При этом с учетом положений пунктов 1 и 5 статьи 32 данного Федерального закона индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников индивидуальному предпринимателю необходима лицензия на осуществление образовательной деятельности. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности непосредственно получение лицензии в силу пункта 2 статьи 91 Федерального закона не требуется.

Однако, индивидуальный предприниматель, осуществляющий образовательную деятельность непосредственно, вправе заниматься образовательной деятельностью, если видом (одним из видов) его экономической деятельности является образовательная деятельность (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Согласно пункту 2 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), заказчиком является физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора, а исполнителем - организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся.

При этом под платными образовательными услугами Правилами понимается осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.

Согласно ст. 6.1. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, а также на получение ежемесячной выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Анализируя изложенное суд приходит к выводу, что заключенные между истцами и ИП ФИО3 договоры и дополнительные соглашения к ним о получении образовательных услуг соответствуют требованиям предъявляемым ФЗ «Об образовании в РФ» и Правилам оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Истцы имеют право на распоряжение частью средств МСК путем направления их на оплату образовательных услуг по представленным договорам на получение их детьми платного дошкольного образования. Поэтому отказ Пенсионного органа в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского капитала по мотиву того, что действующем законодательством перечисление средств материнского (семейного) капитала на счета индивидуальных предпринимателей не предусмотрено является незаконным.

Учитывая представленные истцом ФИО1 договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является предоставление образовательных у слуг и услуг по присмотру и уходу за ребенком ФИО8 заключенного между ФИО1 и ИП ФИО3; копии договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является предоставление образовательных у слуг и услуг по присмотру и уходу за ребенком ФИО5 ФИО39, заключенного между ФИО1 и ИП ФИО3; копии дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ к указанным договорам, об оплате 78000 рублей, за период с июня 2018 по август 2018 года с ежемесячной суммой оплаты 13000 рублей; лицензии серия 75 Л02 от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление образовательной деятельности, выданная ИП ФИО3, детский развивающий клуб «<данные изъяты>», то требование о направлении средств материнского (семейного) капитала на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов за три месяца за предыдущий период за двоих детей является законным.

Истцом ФИО6 У.А. представлена копия договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является предоставление образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за ребенком ФИО6 С., заключенного между ФИО6 У.А. и ИП ФИО3; копия дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договор. За период с января 2019 г. по июнь 2019 г. включительно с ежемесячной суммой оплаты 11400 рублей, подлежит к оплате 79800 руб. Требование истца о направлении средств МСК на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов в размере 79800 руб. за указанный период подлежит удовлетворению.

Согласно представленным документам, истицей ФИО2 заключен договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, предметам которого является предоставление образовательных у слуг и услуг по присмотру и уходу за ребенком ФИО2 заключенного между ФИО2 и ИП ФИО3; копия дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору, в котором установлен период оказания услуг, ежемесячная сумма оплаты составляет 11400 рублей. Соответственно, на оплату связанных с получением дошкольного образования расходов в размере 68400 руб. за шесть месяцев за период февраль 2019 г. -июль 2019 г. подлежит направлению за счет средств материнского (семейного) капитала.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решения начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) и ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО6 У.А..

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) направить средства материнского (семейного) капитала на оплату стоимости услуг по содержанию ФИО7, ФИО8, ФИО6 С.Е., ФИО2, в дошкольном образовательном учреждении ИП ФИО3 в детском развивающем клубе «<данные изъяты>», в соответствии с заключенными договорами и дополнительными соглашениями к ним, в размере 68400 рублей из средств материнского (семейного) капитала ФИО6 У.А., 780000 руб. из средств материнского (семейного) капитала ФИО1, 68400 руб. из средств материнского (семейного) капитала ФИО2.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.

Решение в окончательной форме принято 23 января 2019 г.

Судья ___________________________ Е.С. Аксёнова