ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-231/19 от 15.03.2019 Зейского районного суда (Амурская область)

Дело № <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области <Дата обезличена> года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Плешкова А.А.,

при секретаре Козловой Е.Н.,

с участием истца ФИО2, третьего лица ЛСС.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о восстановлении нарушенного права на получение субсидии с учетом фактических платежей за жилищно-коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к ответчику ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечении действия, нарушающих право, а именно, начислении и выплате субсидии с учетом фактических платежей по тарифу ООО «<данные изъяты>», чтобы фактические платежи за жилищно-коммунальные услуги не превышали установленный законом уровень максимально допустимых платежей в зависимости от размера ее дохода (пенсии), в обоснование заявленных требований указав, что она является получателем субсидии с <Дата обезличена> года, последний раз обращалась за назначением субсидии в <Дата обезличена> году, ей была назначена субсидия на 6 месяцев – с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года. Размер предоставленной субсидии был равен 4483 руб. 66 коп. и в <Дата обезличена> года указанная сумма субсидии была перечислена ей через кредитное учреждение. Начиная с <Дата обезличена> года размер субсидии составил 551 руб. 26 коп. Соответственно доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг за <Дата обезличена> года составила 32% от ее дохода (25295 руб.). Лично по вопросу снижения размера предоставленной ей в <Дата обезличена> года субсидии она не обращалась, поскольку в соответствии с разъяснениями начальника отдела по назначению и выплате субсидии в газете «Зейские вести сегодня» от <Дата обезличена> года статья «Нестандартная жизнь», значительное снижение размера субсидии для граждан г. Зея произошло по причине того, что с <Дата обезличена> года субсидия исчисляется исходя из стандарта, принятого для предприятия, вырабатывающего тепловую энергию для населения с мощностью электричества (электрокотельная), хотя фактически она является потребителем данной услуги от предприятия, которое вырабатывает тепловую энергию с помощью угля ООО <данные изъяты>. Самостоятельно по собственному желанию сменить поставщика тепловой энергии она не может в связи с особенностью территориального распределения теплосетей в г. <адрес>. Считает, что исчисленная и выплаченная ей субсидия с <Дата обезличена> года в сумме 551 руб. 26 коп нарушает её права, так как нарушается основополагающий принцип субсидирования оплаты услуг за ЖКУ, а именно – сопоставимости размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату ЖКУ.

Определением суда от <Дата обезличена> года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительство Амурской области.

Определением суда от <Дата обезличена> года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ЛСС..

В судебном заседании истец ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, указанным в иске, считает, что должен применяться закон, а не подзаконный акт, принятый Правительством Амурской области. Доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг не должна превышать 22% её дохода.

Представитель ответчика ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие. Из представленного отзыва на иск следует, что ФИО2, проживающая по адресу: <адрес> является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району с <Дата обезличена> года. С последним заявлением о предоставлении субсидии на оплату ЖКУ ФИО2 обратилась <Дата обезличена> года. Распоряжением управления от <Дата обезличена> года № <Номер обезличен> ФИО2 предоставлена субсидия на оплату ЖКУ на период с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года. Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в соответствии с Правилами предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761. Расчет субсидии для ФИО2 произведен в соответствии с пунктами 20, 21, 23 Правил, а также в соответствии с положениями Закона Амурской области «О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Амурской области» от 20 апреля 2006 года № 171- ОЗ. По заявлению ФИО2 принятому отделом субсидий <Дата обезличена> года, был произведен расчет, и субсидия назначена на период с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года. Ежемесячный размер субсидии был определен по установленной формуле (3799,00*2 + (60,2 - 42,0)*114)(РС)- 22,0%*23586,98 и составил 4483 руб. 66 коп в месяц. Постановлением Правительства Амурской области от 17 октября 2018 года № 500 утверждены стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета субсидий с 01 января 2019 года. В соответствии с пунктом 28 Правил при изменении региональных стандартов произведен перерасчет субсидий с даты вступления в законную силу новых региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг. Новый размер субсидии для ФИО2 с <Дата обезличена> года составил 551 руб. 26 коп. в месяц, расчет произведен по формуле: (2397,00*2 + (60,2 - 42,0)*52)(РС)- 22,0%*23586,98. Управление социальной защиты населения применяет для расчета субсидий утвержденные субъектом Российской Федерации размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и не имеет полномочий их корректировать. Уровень совокупных платежей граждан должен учитываться в размере утвержденных региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг в соответствии с пунктами 22.1 - 22.2 Правил. Таким образом, при перерасчёте субсидии истцу управление действовало в соответствии вышеуказанных нормативно-правовых актов, ошибки при расчёте размера субсидии допущены не были. Считает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Правительство Амурской области.

Третье лицо ЛСС. в судебном заседании пояснил, что исковые требования ФИО2 поддерживает в полном объеме.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительство Амурской области в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в свое отсутствие. Из представленных отзывов на иск, следует, что расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам производится в строгом соответствии с действующим законодательством. В соответствии со статьей 159 ЖК РФ размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ (ч. 7 ст. 159 ЖК РФ). Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которыми определен порядок определения размера субсидии. Согласно порядку определения размера субсидии, размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 21 Правил). Из приведенных правовых норм следует, что правовое регулирование по установлению размеров региональных стандартов находится в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Амурской области от 17.10.2018 года № 500 «О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемых для расчета субсидий», утверждены региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг. Правительство области, утверждая нормативный правовой акт, которым утвержден стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг по Амурской области, и определяя порядок расчета субсидий, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем. Принятое постановление Правительства области № 500 требованиям действующего федерального законодательства не противоречит и в установленном законодательством порядке никем не оспорено и не отменено. Таким образом, при определении размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО2 ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району применяло региональный стандарт, установленный постановлением Правительства №500. Кроме того, установление региональных стандартов в зависимости от вида обслуживающей организации действующим законодательством не предусмотрено. Просят суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Заслушав истца, третье лицо, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (ч. 2 ст. 159 ЖК РФ).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3 ст. 159 ЖК РФ).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 ЖК РФ).

В соответствии с предписанием ч. 7 ст. 159 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Так, пунктом 20 Правил предусмотрено, что размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии с п. 21 Правил, размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 22(1) Правил предусмотрено, что региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам, устанавливаются в зависимости от: а) стоимости коммунальных услуг в отопительный и межотопительный периоды, определяемой в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае если органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке не принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Сезонные региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг применяются для расчета и предоставления субсидий начиная с установленного органом местного самоуправления соответственно дня начала или окончания отопительного периода; б) совокупной платы граждан за коммунальные услуги по электроснабжению, газоснабжению, отоплению, горячему и (или) холодному водоснабжению, водоотведению на территории муниципального образования, определяемой с использованием установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов на электрическую энергию, газ, тепловую энергию, горячую и (или) холодную воду, водоотведение и нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг; в) минимальных размеров взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, установленных для муниципального образования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 23 Правил, при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле, где: С1 - размер субсидии (в рублях); ССЖКУр - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях); n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил; МДДр - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах); Д - совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном пунктом 40 настоящих Правил.

Статьей 1 Закона Амурской области от 02.05.2006 года № 171-ОЗ «О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Амурской области» на территории области действуют следующие региональные стандарты, применяемые для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи составляет 22 процента (ст. 4 Закона).

Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установлен в следующих размерах: 18 кв. м общей площади жилья - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. м - на семью из двух человек (21 кв. м на одного члена семьи); 33 кв. м - на одиноко проживающего человека (ст. 5 Закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 указанного Закона Амурской области Правительство области в пределах своей компетенции устанавливает размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, на праве общей совместной собственности с ЛСС., что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от <Дата обезличена> года.

Согласно справке Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Зеи от <Дата обезличена> года, ФИО2 зарегистрирована и проживает по адресу: г. <адрес>, вдвоем с ЛСС

<Дата обезличена> года ФИО2 обратилась в ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району с заявлением о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Распоряжением ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району от <Дата обезличена> года №<Номер обезличен> ФИО2 была предоставлена субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года в размере 26901 руб. 96 коп. (4483 руб. 66 коп. в месяц).

Расчет субсидии был произведен на основании постановления Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 года № 789 «О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемых для расчета субсидий». Общий доход заявителя был учтён в виде ее пенсии в размере 10114 руб. 67 коп и пенсии ЛСС в размере 13472 руб. 30 коп. Размер пенсии истца и ФИО3 также подтвержден справками ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Зея Амурской области от <Дата обезличена> года и от <Дата обезличена> года.

Постановлением Правительства Амурской области от 17.10.2018 года № 500 «О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемых для расчета субсидий» в соответствии со статьей 159 ЖК РФ, Законом Амурской области от 2 мая 2006 г. № 171-ОЗ утверждены региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением жилых домов с печным отоплением); региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (для домов с печным отоплением).

Указанным постановлением Правительства Амурской области для города Зея региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, на члена семьи из двух человек, который является собственником жилого помещения, не обязанного вносить взносы на капитальный ремонт, утвержден в размере - 2397 руб./чел. в месяц, стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилого помещения - 52 рубля. Постановление вступило в силу с 1 января 2019 года.

В соответствии с п. 28 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при изменении региональных стандартов, размеров действующих в субъекте Российской Федерации прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп, а также условий и порядка предоставления субсидий перерасчет размеров субсидий производится уполномоченным органом с даты вступления в силу соответствующих изменений без истребования у получателей субсидий каких-либо документов.

26 декабря 2018 года ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району во исполнение постановления Правительства Амурской области от 17 октября 2018 года № 500 принято распоряжение №24007С/10 о перерасчете ФИО2 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 января 2019 года по 28 февраля 2019 года. Согласно измененным региональным стандартам размер предоставляемой субсидии для ФИО2 составил 551 руб. 26 коп. в месяц.

Размер субсидии был рассчитан по установленной формуле - (2397,00*2 + (60,2 - 42,0)*52)(РС)- 22,0%*23586,98 = 551 руб. 26 коп., где 2397,0 - стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, руб./чел. в месяц в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 17.10.2018 г. № 500 для члена семьи из двух человек, который является собственником жилого помещения, не обязанного вносить взносы на капитальный ремонт; 2-число граждан в семье; 60,2 - общая площадь жилого помещения, м2; 42 - размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения на для семьи, состоящей из двух человек, м2; 52 - стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1м2 общей площади жилого помещения, руб. в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 17.10.2018 г. № 500 для одиноко проживающего гражданина, который является собственником жилого помещения, не обязанного вносить взносы на капитальный ремонт; 22,0% - размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; 23586,98 - совокупный доход семьи.

Из представленной справки ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району, ФИО2 были предоставлены меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в декабре 2018 года в размере 4483 рубля 66 коп, в январе 2019 года в размере 551 рубль 26 коп.

Таким образом, при перерасчёте субсидии истцу с <Дата обезличена> года ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району действовало в рамках утвержденных субъектом Российской Федерации нормативно-правовых актов, которыми были установлены региональные стандарты.

В расчёте размера субсидии истцу также были применен размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи – 22%, что следует из примененной формулы, по которой был произведен расчёт. Ошибок при расчёте размера субсидии истцу не допущено.

Постановление Правительства Амурской области от 17 октября 2018 года № 500 является действующим нормативным правовым актом, принятым в пределах компетенции органа государственной власти субъекта РФ, никем не оспорено и не отменено, в связи с чем, подлежит применению.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований истца не имеется.

Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к государственному казенному учреждению Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о восстановлении нарушенного права на получение субсидии с учетом фактических платежей за жилищно-коммунальные услуги, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его провозглашения.

Председательствующий