ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-231/2016 от 15.03.2016 Сухоложского городского суда (Свердловская область)

Гражданское дело № 2-231/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сухой Лог 15марта 2016 года

Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Строкина С.В.,

при секретаре Ившиной И.В.,

с участием:

старшего помощника Сухоложского городского прокурора Богдашовой П.В.,

представителя ответчика органа местного самоуправления Главы ГО Сухой Лог - Абрамовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления «Глава ГО Сухой Лог» о возложении обязанности устранить нарушения требования законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ, об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления,

установил:

Сухоложский городской прокурор обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просит признать бездействие органа местного самоуправления "Глава ГО Сухой Лог", выразившееся в неисполнении обязанности по созданию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официального сайта органа местного самоуправления и непринятии мер по его созданию, незаконным. Обязать орган местного самоуправления "Глава ГО Сухой Лог" в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по созданию официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления.

В обоснование иска указано, что Сухоложской городской прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления ГО Сухой Лог Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".В ходе проведенной проверки было установлено, что Орган местного самоуправления «Глава ГО Сухой Лог» не имеет сайта в сети «Интернет», информация по данному органу местного самоуправления размещена на официальном сайте ГО Сухой Лог.

В отзыве Главы ГО Сухой Лог на исковое заявление указано, что исковое заявление подано Сухоложским городским прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц. К полномочиям Главы городского округа, установленным статьей 28 Устава городского округа Сухой Лог, не отнесено создание условий для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный вопрос отнесен к полномочиям Администрации городского округа Сухой Лог согласно пункту 24 статьи 31 Устава городского округа Сухой Лог. При этом часть 3 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» обязывает размещать информацию, предусмотренную частью 2 статьи 19 указанного закона именно на сайте органа местного самоуправления, наделенного отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства, то есть Администрации городского округа Сухой Лог. Размещение информации о деятельности Главы городского округа Сухой Лог, как органа местного самоуправления, на сайте городского округа не нарушает права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления, тем более что в силу статьи 28 Устава городского округа Сухой Лог и в соответствии со статьей 6 Закон Свердловской области от 10.10.2014 № 85-03 «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, рас положенных на территории Свердловской области» Глава городского округа Сухой Лог возглавляет местную Администрацию. Следовательно, отделение информации о деятельности Главы городского округа от информации о деятельности возглавляемой Главой Администрации городского округа введет граждан в заблуждение. Кроме того, при выполнении поискового запроса «Глава городского округа Сухой Лог» в различных поисковых сервисах в сети «Интернет» первой предлагается ссылка на сайт <данные изъяты>что свидетельствует о достаточно высокой степени идентификации указанного сайта именно с органом местного самоуправления - Глава городского округа Сухой Лог. Создание официального сайта Главы городского округа Сухой Лог приведет к увеличению расходов бюджета городского округа на сумму от 200 000 до 350 000 рублей в год создания сайта, не учитывая последующих ежегодных расходов на техническую поддержку, обновление лицензионных продуктов и безопасность сайта. Поскольку в городском округе Сухой Лог четыре органа местного самоуправления необходимо дополнительно предусмотреть в бюджете городского округа Сухой Лог денежные средства в размере от 800 000 до 1 400 000 рублей (выводы о стоимости сделаны на основании имеющихся в сети «Интернет» коммерческих предложениях и анализе сведений о размещенных закупках на сайте http://zakupki.gov.ru/). Учитывая, что в своем послании Федеральному собранию от 03.12.2015 Президент Российской Федерации одним из направлений бюджетной политики определил недопустимость роста дефицита бюджета в 2016 году, кроме того одним из направлений бюджетной политики в 2016 году является сокращение расходов на содержание административного аппарата на 10 процентов, требования Сухоложского городского прокурора, которые направлены на необоснованное и неэффективное увеличение расходов бюджета, противоречат основам формирования местного бюджета, определенным статьей 172 Бюджетного кодекса РФ и статьей 55 Устава городского округа Сухой Лог (л.д.16-17).

В судебном заседании прокурор Богдашова П.В. поддержала исковые требования в полном объеме, просила признать бездействие органа местного самоуправления "Глава городского округа Сухой Лог", выразившееся в неисполнении обязанности по созданию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официального сайта органа местного самоуправления и непринятии мер по его созданию, незаконным. Обязать орган местного самоуправления "Глава городского округа Сухой Лог" в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по созданию официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления.

Представитель ответчика Главы городского округа Сухой ЛогАбрамова Л.А. исковые требования не признала. Поддержала доводы ранее представленного отзыва, на основании которого просила отказать в удовлетворении искового заявлении в полном объеме.

Суд, заслушав участников разбирательства, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 21 Устава городского округа Сухой Лог Глава городского округа Сухой Лог является органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 11 Федерального Закона № 209 к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований, формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности, содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений, указанных организаций, образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 14 Федерального Закона № 209 основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления являются открытость процедур оказания поддержки.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 16 Федерального Закона № 209 поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 19 Федерального Закона № 209 оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется в том числе органами местного самоуправления в виде создания официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет».

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального Закона № 209 официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства информацией о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности и т.д.

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального Закона № 209 указанная информация, является общедоступной и размещается в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сети "Интернет".

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее Закон N 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 Закона N 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

В силу части 1 статьи 10 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.

Как установлено в судебном заседании при выполнении поискового запроса «Глава городского округа Сухой Лог» в различных поисковых сервисах в сети «Интернет» первой предлагается ссылка на сайт <данные изъяты>/.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста инженер II категории «Информационно-аналитического центра поддержки ГАС Правосудие» Свердловской области Бойбородов И.О. пояснил, что сайтом является массив связанных данных, имеющих уникальный адрес и воспринимающийся пользователем как единое целое. Доменным именем является символьное имя, служащее для идентификации областей - единиц административной автономии в сети Интернет в составе вышестоящих по иерархии такой области, адресом сайта. Хостингом является услуга по предоставлению ресурсов для размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети Интернет. Кроме того, специалист Бойбородов И.О. указал, что на сайте Администрации ГО Сухой Лог имеется раздел (страница) Главы городского округа Сухой Лог. Данную страницу нельзя расценивать как отдельный сайт органа местного самоуправления. Доменное имя этого сайта принадлежит именно Администрации ГО Сухой Лог. Доменное имя может принадлежать нескольким владельцам, если это указано в договоре на оказание услуг хостинга.

Из представленного Администрацией ГО Сухой Лог ответа на судебный запрос разработка сайта <данные изъяты> и услуги хостинга оплачены Администрацией ГО Сухой Лог, администратором доменного имени <данные изъяты> является также Администрация ГО Сухой Лог (л.д.37,38-46).

Следовательно, доводы представителя ответчика Главы городского округа Сухой Лог Абрамовой Л.А. о том, что размещение информации о деятельности Главы городского округа Сухой Лог на сайте городского округа Сухой Лог можно признать отдельным сайтом не могут быть приняты судом.

Таким образом, судом установлено, что органом Местного самоуправления «Глава городского округа Сухой Лог» нарушены требования федерального законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Следовательно, суд считает требования Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления «Глава городского округа Сухой Лог» о возложении обязанности устранить нарушения требования законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ, об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления законными и обоснованными.

Руководствуясь ст. ст.194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления «Глава городского округа Сухой Лог» о возложении обязанности устранить нарушения требования законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ, об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления- удовлетворить.

Признать бездействие органа местного самоуправления "Глава городского округа Сухой Лог", выразившееся в неисполнении обязанности по созданию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официального сайта органа местного самоуправления и непринятии мер по его созданию, незаконным.

Возложить на орган местного самоуправления "Глава городского округа Сухой Лог" в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность совершить действия по созданию официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца через Сухоложский городской суд.

Решение изготовлено в печатном виде в совещательной комнате.

Судья

Сухоложского городского суда

Свердловской области С.В. Строкин