Решение
Именем Российской Федерации
п.Октябрьское 18 апреля 2016 года
Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в составе председательствующего судьи Ланина А.Н., с участием истца ФИО1, при секретаре Зотовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-231/2016, возбужденного по иску ФИО1 к администрации Октябрьского района, открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании действий незаконными и понуждении изменить очерёдность в списках участников жилищной подпрограммы,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил суд признать незаконными действия администрации Октябрьского района в части не предоставления его документов на получение (приобретение) жилого помещения в ОАО «Ипотечное агентство Югры» и возложить на ОАО «Ипотечное агентство Югры» обязанность изменить очерёдность в списке участников подпрограммы № «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на ... годы», установив дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ. Мотивируя заявленные требования, истец указал, что является лицом из числа коренных малочисленных народов Севера в ХМАО-Югре .ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел народов Севера администрации Октябрьского района с заявлением на предоставление (приобретение) жилого помещения, был поставлен на учёт на улучшение жилищных условий в рамках реализации программы «<данные изъяты>» под номером № Решением Думы Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ№ отдел по делам национальностей администрации Октябрьского района был ликвидирован. ДД.ММ.ГГГГ истец узнал, что список очередности на предоставление жилья коренным малочисленным народам севера формирует ОАО «Ипотечное агентство Югры» и истца в этом списке нет. При ликвидации отдела документы истца в ОАО «Ипотечное агентство Югры» не передавались, в связи с чем, ему пришлось вновь обращаться с заявлением о признании его участником программы. ДД.ММ.ГГГГ на основании решения ОАО «Ипотечное агентство Югры» истец был признан участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на ДД.ММ.ГГГГ». ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ОАО «Ипотечное агентство Югры» с заявлением об изменении очередности в списке участников и просил перенести его очередь в соответствии с датой постановки на учет в отделе народов Севера администрации Октябрьского района, на что получила отказ со ссылкой на отсутствие его заявления на участие в подпрограмме. По мнению истца, данная ситуация произошла по вине администрации Октябрьского района, которая при ликвидации отдела народов Севера не передала в ОАО «Ипотечное агентство Югры» списки очередников.
В представленном в суд письменном отзыве на исковое заявление представить ответчика администрации Октябрьского района просил в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что в рамках программы осуществлялся специализированный учет граждан из числа малочисленных народов Севера, нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью оказания им помощи в предоставлении жилых помещений. Для участия в программе истцом было ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление, на ДД.ММ.ГГГГ истец значился в списке под №. Законом ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ была принята программа «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на ДД.ММ.ГГГГ». Одним из мероприятий данной программы была подпрограмма № «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО – Югре», до ДД.ММ.ГГГГ реализацию данной подпрограммы осуществляла администрация Октябрьского района. Лицам из числа коренных малочисленных народов в ХМАО – Югре, желающим улучшить свои жилищные условия в рамках подпрограммы №, необходимо было пройти перерегистрацию в отделе по делам национальностей администрации Октябрьского района и предоставить заявление о постановке на учет по данной программе и необходимый пакет документов. Информация о необходимости прохождения перерегистрации освещалась через средства массовой информации, на администрацию обязанность по информированию каждого участника подпрограммы лично законодателем не возлагалась. Граждане, пожелавшие стать участниками подпрограммы, предоставили заявление и необходимый пакет документов в отдел по делам национальностей администрации Октябрьского района, при этом истцом такое заявление предоставлено не было, соответственно, в списках участников подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО – Югре» он не значился. При ликвидации отдела по делам коренных малочисленных народов Севера все имеющиеся у ответчика заявления и учётные дела участников, прошедших перерегистрацию, были переданы в ОАО «Ипотечное агентство Югры» в соответствии с датой подачи заявлений на участие в подпрограмме, в связи с чем действия администрации Октябрьского района незаконными не являются (л.д.26-27).
В судебное заседание представители ответчиков не явились, об уважительных причинах неявки суд не известили, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия (л.д.17, 27).
В силу положений ч.3 ст.167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть гражданское дело по существу при данной явке сторон.
В судебном заседании истец на заявленных исковых требованиях настаивал с учетом изложенных в исковом заявлении доводах.
Заслушав истца, исследовав и проанализировав представленные сторонами в материалы дела доказательства и дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что истец ФИО1 состоял в отделе народностей Севера администрации Октябрьского района в списке очередности на предоставление (приобретение и строительство) жилья на ДД.ММ.ГГГГ под номером №, дата подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5, 10-12).
В период подачи истцом заявления действовала Программа «<данные изъяты>», утвержденная постановлением Думы ХМАО от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно ее условиям, средства окружного и федерального бюджетов, выделяемые на строительство жилья, направлялись территориальным комитетам по делам малочисленных народов Севера. Территориальные комитеты выдавали ссуду на строительство жилья индивидуальному застройщику, либо покупали жилье по согласованию с нуждающимся, либо заключали договор с подрядной организацией на строительство дома. Заказчиком в последнем случае являлось управление капитального строительства города или района. Данная программа рассчитывалась на период ДД.ММ.ГГГГ, то есть свое действий она в настоящее время прекратила.
Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на ДД.ММ.ГГГГ» (далее Закон №), предусматривалась подпрограмма № «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».
При этом, из статьи 15 Закона №, утратившей силу с ДД.ММ.ГГГГ, следовало, что изначально на органы местного самоуправления были возложены функции непосредственного организационного обеспечения и исполнение подпрограммы №, определения уполномоченного органа местного самоуправления, отвечающего за реализацию подпрограммы № на территории муниципального образования, формирование и утверждение списков участников подпрограммы № и ведение их учета, принятие решений о предоставлении субсидии, проведении ее расчета и предоставления субсидий в соответствии с установленным порядком. Следовательно, до ДД.ММ.ГГГГ реализацией Подпрограммы № занимались органы местного самоуправления. На территории Октябрьского района таким органом являлась Администрация Октябрьского района, которая определила уполномоченным органом отдел народностей Севера.
Согласно Порядку реализации и финансирования подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» (далее Порядок), утвержденному постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ (далее Постановление №), очередность рассмотрения заявлений на получение субсидии формируется с учетом регистрации заявлений в журнале учета граждан, нуждающихся в получении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения (п.3.1.). Для регистрации и принятия на учет в целях получения субсидии заявитель представляет в Организацию по месту жительства заявление на получение субсидии и документы (п.4.1.). Регистрация заявления в журнале учета граждан, нуждающихся в получении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения, осуществляется только в случае представления всех необходимых документов, указанных в пункте 4.1 Порядка (п.4.2.). Заявления на получение субсидии Организация регистрирует в журнале учета граждан, нуждающихся в получении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения по дате его подачи, с приложенными к нему документами (п.4.3.).
Следовательно, порядок постановки в очередь на получение субсидии является заявочным.
Анализ положений Закона № и Порядка, с учетом положений п.2.2 Порядка приводит суд к выводу, что сама программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Программа), в том числе и подпрограмма №, не была приемником иных программ, действовавших на тот момент на территории ХМАО-Югры и не содержали положений об автоматическом включении граждан из числа коренных малочисленных народов, вставших до ДД.ММ.ГГГГ на учет в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа на получение субсидии на строительство или приобретение жилых помещений, в число участников Программы.
Положениями п.2 Постановления Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ года № было определено обеспечить реализацию данного Постановления и передать в срок до ДД.ММ.ГГГГ учетные дела участников Подпрограммы №, вставших на учет для получения субсидии до ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченных органах муниципальных образований автономного округа.
Таким образом, произошла передача учетных дел участником Подпрограммы № из ведения муниципальных образований в начале в АНО «Ипотечное агентство Югры», а в последующем – в ОАО «Ипотечное агентство Югры».
В силу положений ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец не представил суду доказательств того, что вставал на учет на получение субсидии на строительство или приобретение жилых помещений в соответствии с Порядком. Кроме того, в судебном заседании истец подтвердил, что более никаких заявлений о признании участником программы, кроме указанного в иске заявления от ДД.ММ.ГГГГ – не писал и не подавал.
Напротив, представленные доказательства о подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ при том, что Программа указывают, что истец участником Программы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не являлся, так как сама программа начала свое действие только с ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, в порядке положения п.2 Постановления Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ № 77-п, отдел народностей Севера администрации Октябрьского районе не мог передать учетное дело истца в АНО «Ипотечное агентство Югры», так как истец участником Подпрограммы № не являлся.
Данное обстоятельство подтверждается ответом на обращение (л.д.8). При этом, с момента обращения истца в установленном законом порядке он был признан участником Подпрограммы № с определением очерёдности (л.д.7).
Таким образом, отсутствуют обстоятельства для вывода о незаконности действий администрации Октябрьского района, не предоставившей в ОАО «Ипотечное агентство Югры» документы истца на получение жилого помещения. Кроме того, эти же доводы являются основанием считать неправомерными требования истца изменить очерёдность в списках участников Подпрограммы по указанным в исковом заявлении обстоятельствам, что в своей совокупности является поводом к отказу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к администрации Октябрьского района, открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании действий незаконными, понуждении изменить очерёдность в списках участников жилищной подпрограммы – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд.
Решением суда в окончательной форме принято 22 апреля 2016 года.
Председательствующий судья А.Н.Ланин.
= согласовано =
Судья: _________________ А.Н. Ланин.