ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-231/2016 от 18.04.2016 Октябрьского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Решение

Именем Российской Федерации

п.Октябрьское 18 апреля 2016 года

Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в составе председательствующего судьи Ланина А.Н., с участием истца ФИО1, при секретаре Зотовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-231/2016, возбужденного по иску ФИО1 к администрации Октябрьского района, открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании действий незаконными и понуждении изменить очерёдность в списках участников жилищной подпрограммы,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил суд признать незаконными действия администрации Октябрьского района в части не предоставления его документов на получение (приобретение) жилого помещения в ОАО «Ипотечное агентство Югры» и возложить на ОАО «Ипотечное агентство Югры» обязанность изменить очерёдность в списке участников подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на ... годы», установив дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ. Мотивируя заявленные требования, истец указал, что является лицом из числа коренных малочисленных народов Севера в ХМАО-Югре .ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел народов Севера администрации Октябрьского района с заявлением на предоставление (приобретение) жилого помещения, был поставлен на учёт на улучшение жилищных условий в рамках реализации программы «<данные изъяты>» под номером Решением Думы Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ отдел по делам национальностей администрации Октябрьского района был ликвидирован. ДД.ММ.ГГГГ истец узнал, что список очередности на предоставление жилья коренным малочисленным народам севера формирует ОАО «Ипотечное агентство Югры» и истца в этом списке нет. При ликвидации отдела документы истца в ОАО «Ипотечное агентство Югры» не передавались, в связи с чем, ему пришлось вновь обращаться с заявлением о признании его участником программы. ДД.ММ.ГГГГ на основании решения ОАО «Ипотечное агентство Югры» истец был признан участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на ДД.ММ.ГГГГ». ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ОАО «Ипотечное агентство Югры» с заявлением об изменении очередности в списке участников и просил перенести его очередь в соответствии с датой постановки на учет в отделе народов Севера администрации Октябрьского района, на что получила отказ со ссылкой на отсутствие его заявления на участие в подпрограмме. По мнению истца, данная ситуация произошла по вине администрации Октябрьского района, которая при ликвидации отдела народов Севера не передала в ОАО «Ипотечное агентство Югры» списки очередников.

В представленном в суд письменном отзыве на исковое заявление представить ответчика администрации Октябрьского района просил в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что в рамках программы осуществлялся специализированный учет граждан из числа малочисленных народов Севера, нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью оказания им помощи в предоставлении жилых помещений. Для участия в программе истцом было ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление, на ДД.ММ.ГГГГ истец значился в списке под . Законом ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ была принята программа «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на ДД.ММ.ГГГГ». Одним из мероприятий данной программы была подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО – Югре», до ДД.ММ.ГГГГ реализацию данной подпрограммы осуществляла администрация Октябрьского района. Лицам из числа коренных малочисленных народов в ХМАО – Югре, желающим улучшить свои жилищные условия в рамках подпрограммы , необходимо было пройти перерегистрацию в отделе по делам национальностей администрации Октябрьского района и предоставить заявление о постановке на учет по данной программе и необходимый пакет документов. Информация о необходимости прохождения перерегистрации освещалась через средства массовой информации, на администрацию обязанность по информированию каждого участника подпрограммы лично законодателем не возлагалась. Граждане, пожелавшие стать участниками подпрограммы, предоставили заявление и необходимый пакет документов в отдел по делам национальностей администрации Октябрьского района, при этом истцом такое заявление предоставлено не было, соответственно, в списках участников подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО – Югре» он не значился. При ликвидации отдела по делам коренных малочисленных народов Севера все имеющиеся у ответчика заявления и учётные дела участников, прошедших перерегистрацию, были переданы в ОАО «Ипотечное агентство Югры» в соответствии с датой подачи заявлений на участие в подпрограмме, в связи с чем действия администрации Октябрьского района незаконными не являются (л.д.26-27).

В судебное заседание представители ответчиков не явились, об уважительных причинах неявки суд не известили, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия (л.д.17, 27).

В силу положений ч.3 ст.167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть гражданское дело по существу при данной явке сторон.

В судебном заседании истец на заявленных исковых требованиях настаивал с учетом изложенных в исковом заявлении доводах.

Заслушав истца, исследовав и проанализировав представленные сторонами в материалы дела доказательства и дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 состоял в отделе народностей Севера администрации Октябрьского района в списке очередности на предоставление (приобретение и строительство) жилья на ДД.ММ.ГГГГ под номером , дата подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5, 10-12).

В период подачи истцом заявления действовала Программа «<данные изъяты>», утвержденная постановлением Думы ХМАО от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ее условиям, средства окружного и федерального бюджетов, выделяемые на строительство жилья, направлялись территориальным комитетам по делам малочисленных народов Севера. Территориальные комитеты выдавали ссуду на строительство жилья индивидуальному застройщику, либо покупали жилье по согласованию с нуждающимся, либо заключали договор с подрядной организацией на строительство дома. Заказчиком в последнем случае являлось управление капитального строительства города или района. Данная программа рассчитывалась на период ДД.ММ.ГГГГ, то есть свое действий она в настоящее время прекратила.

Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на ДД.ММ.ГГГГ» (далее Закон ), предусматривалась подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».

При этом, из статьи 15 Закона , утратившей силу с ДД.ММ.ГГГГ, следовало, что изначально на органы местного самоуправления были возложены функции непосредственного организационного обеспечения и исполнение подпрограммы , определения уполномоченного органа местного самоуправления, отвечающего за реализацию подпрограммы на территории муниципального образования, формирование и утверждение списков участников подпрограммы и ведение их учета, принятие решений о предоставлении субсидии, проведении ее расчета и предоставления субсидий в соответствии с установленным порядком. Следовательно, до ДД.ММ.ГГГГ реализацией Подпрограммы занимались органы местного самоуправления. На территории Октябрьского района таким органом являлась Администрация Октябрьского района, которая определила уполномоченным органом отдел народностей Севера.

Согласно Порядку реализации и финансирования подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» (далее Порядок), утвержденному постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ (далее Постановление ), очередность рассмотрения заявлений на получение субсидии формируется с учетом регистрации заявлений в журнале учета граждан, нуждающихся в получении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения (п.3.1.). Для регистрации и принятия на учет в целях получения субсидии заявитель представляет в Организацию по месту жительства заявление на получение субсидии и документы (п.4.1.). Регистрация заявления в журнале учета граждан, нуждающихся в получении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения, осуществляется только в случае представления всех необходимых документов, указанных в пункте 4.1 Порядка (п.4.2.). Заявления на получение субсидии Организация регистрирует в журнале учета граждан, нуждающихся в получении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения по дате его подачи, с приложенными к нему документами (п.4.3.).

Следовательно, порядок постановки в очередь на получение субсидии является заявочным.

Анализ положений Закона и Порядка, с учетом положений п.2.2 Порядка приводит суд к выводу, что сама программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Программа), в том числе и подпрограмма , не была приемником иных программ, действовавших на тот момент на территории ХМАО-Югры и не содержали положений об автоматическом включении граждан из числа коренных малочисленных народов, вставших до ДД.ММ.ГГГГ на учет в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа на получение субсидии на строительство или приобретение жилых помещений, в число участников Программы.

Положениями п.2 Постановления Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ года было определено обеспечить реализацию данного Постановления и передать в срок до ДД.ММ.ГГГГ учетные дела участников Подпрограммы , вставших на учет для получения субсидии до ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченных органах муниципальных образований автономного округа.

Таким образом, произошла передача учетных дел участником Подпрограммы из ведения муниципальных образований в начале в АНО «Ипотечное агентство Югры», а в последующем – в ОАО «Ипотечное агентство Югры».

В силу положений ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец не представил суду доказательств того, что вставал на учет на получение субсидии на строительство или приобретение жилых помещений в соответствии с Порядком. Кроме того, в судебном заседании истец подтвердил, что более никаких заявлений о признании участником программы, кроме указанного в иске заявления от ДД.ММ.ГГГГ – не писал и не подавал.

Напротив, представленные доказательства о подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ при том, что Программа указывают, что истец участником Программы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не являлся, так как сама программа начала свое действие только с ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, в порядке положения п.2 Постановления Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ № 77-п, отдел народностей Севера администрации Октябрьского районе не мог передать учетное дело истца в АНО «Ипотечное агентство Югры», так как истец участником Подпрограммы не являлся.

Данное обстоятельство подтверждается ответом на обращение (л.д.8). При этом, с момента обращения истца в установленном законом порядке он был признан участником Подпрограммы с определением очерёдности (л.д.7).

Таким образом, отсутствуют обстоятельства для вывода о незаконности действий администрации Октябрьского района, не предоставившей в ОАО «Ипотечное агентство Югры» документы истца на получение жилого помещения. Кроме того, эти же доводы являются основанием считать неправомерными требования истца изменить очерёдность в списках участников Подпрограммы по указанным в исковом заявлении обстоятельствам, что в своей совокупности является поводом к отказу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска ФИО1 к администрации Октябрьского района, открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании действий незаконными, понуждении изменить очерёдность в списках участников жилищной подпрограммы – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд.

Решением суда в окончательной форме принято 22 апреля 2016 года.

Председательствующий судья А.Н.Ланин.

= согласовано =

Судья: _________________ А.Н. Ланин.