ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-231/2016 от 28.06.2016 Ичалковского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2-231/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Кемля 28 июня 2016 года

Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе

судьи Малова М.И.,

при секретаре судебного заседания Прониной Т.И.,

с участием:

представителя истца – помощника прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Ломшина А.М.,

ответчика - представителя МОБУ «___» ___, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «___» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности привести официальный сайт, размещенный в сети «Интернет» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52872-2012,

установил:

Прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику о возложении обязанности привести официальный интернет-сайт размещенный в сети «Интернет» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52872-2012.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что проведенной прокуратурой Ичалковского района проверкой в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «___») выявлены нарушения законодательства об образовании и социальной защите инвалидов.

В ходе проведенной проверки установлено, что официальный сайт МОБУ «___» http://www/___.ru/ размещенный в сети «Интернет», не соответствует требованиям федерального законодательства в части обеспечения доступности лицам с ограниченными возможностями. Так, сайт МОБУ «___» не содержит соответствующих альтернативных версий, приспособленных для слабовидящих граждан. Доступ инвалидов по зрению и иных слабовидящих граждан к информации, содержащейся на официальном сайте МОБУ «___» не имеет гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих граждан.

Вместе с тем, доступ к информации является важнейшим конституционным правом, определяющим возможность получать свободно сведения о явлениях реальной деятельности, объективного мира для наиболее полной реализации иных своих прав и свобод, в том числе и в области образования.

Таким образом, своими действиями администрация МОБУ «___» затрудняет доступность к информации, содержащейся на официальном сайте образовательного учреждения, нарушает принцип равенства граждан, закрепленный конституцией Российской Федерации, а так же международными правовыми актами.

Просит обязать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «___» в 2-х месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда привести официальный сайт, размещенный в сети "Интернет" по адресу http://www/___.ru/ в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению".

В судебном заседании помощник прокурора Ломшин А.М. исковые требования к ответчику поддержал по изложенным основаниям и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика – ___, действующая на основании доверенности, иск признала, пояснив, что официальный сайт, размещенный в сети "Интернет" будет приведен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872-2012 не позднее срока о котором указывает в иске прокурор. Директор школа заключила с ООО «Все для бизнеса» лицензионный договор от 30.05.2016 о передаче прав на программное обеспечение, с лицензиатором составили акт о передаче прав на программное обеспечение, после предварительной оплаты работ лицензиатору, работы по программному обеспечению школы будут выполнены.

Выслушав объяснения сторон, исследовав обстоятельства дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора по следующим основаниям.

Согласно статье 14 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированной РФ 03 мая 2012 года и вступившей для России в силу 25 октября 2012 года, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования средствами связи и информации.

Согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1789-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению" (далее - ГОСТ). Согласно ст. 1 настоящий стандарт распространяется на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.

Согласно пункту 1 вышеуказанный стандарт распространяется на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.

В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 52872-2012 под доступностью интернет-ресурсов для инвалидов по зрению понимается возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.

Под вспомогательными технологиями в соответствии с ГОСТ Р 52872-2012 понимается оборудование и/или программное обеспечение, которое исполняет роль пользовательского агента или действует совместно распространенным пользовательским агентом, предоставляя функциональность для удовлетворения потребностей пользователей с ограниченными возможностями, которая не предоставляется самостоятельно распространенными пользовательскими агентами (например, экранные лупы и другие вспомогательные средства для чтения, которые используют пользователи с ограничениями по зрению, восприятию, ограничениями возможностей распечатать документ, чтобы изменить шрифт, размер текста, межстрочный интервал, синхронизацию с речью и т.д., с целью улучшить удобство чтения текста, отображаемого на экране, и восприятия изображений; скринридеры (программы экранного доступа), которые используются незрячими пользователями для прочтения текстовой информации через синтезированную речь или шрифт Брайля и т.д.)

Как следует из акта проверки от 26.05.2016 г. официальный сайт МОБУ «___» http://www/___.ru/ на момент проверки не был обеспечен беспрепятственным доступом инвалидов к информации учреждения в соответствии с ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению", а именно на сайте не содержится соответствующих альтернативных версий, приспособленных для слабовидящих граждан. Доступ инвалидов по зрению и иных слабовидящих граждан к информации, содержащейся на официальном сайте МОБУ «___» не имеется гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих граждан.

Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении МОБУ «___» требований законодательства об образовании, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", что влекло за собой нарушение прав пользователей сайта, обучающихся и их родителей на получение полной информации об образовательном учреждении, а также права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, размещенной на официальном сайте, нарушало их права на получение гарантированной законом информации, круг лиц которых определить невозможно.

Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц необходимо удовлетворить в полном объеме.

В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 названного Кодекса, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Учитывая, что прокурор при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

В данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

Исковые требования прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «___» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности привести официальный сайт, размещенный в сети «Интернет» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52872-2012 удовлетворить.

Обязать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «___» в 2-х месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда привести официальный сайт, размещенный в сети "Интернет" по адресу http://www/___.ru/ в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению".

Взыскать с Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «___» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в бюджет Ичалковского муниципального района Республики Мордовия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ичалковский районный суд Республики Мордовия.

Судья Ичалковского районного суда

Республики Мордовия М.И. Малов