ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-231/2016 от 29.03.2016 Белоярского районного суда (Свердловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 марта 2016 года п.Белоярский

Белоярский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Солодушкиной Ю.С.,

при секретаре Ярославцевой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора к МУП «Новые технологии» и Администрации Белоярского городского округа об обязании обеспечить теплоснабжение жилых домов по <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Новые технологии» и Администрации Белоярского городского округа с требованием об обязании обеспечить теплоснабжение жилых домов по <адрес> в <адрес>.

В обоснование своих требований прокурор ссылается на положения ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой к вопросам местного значения относится организация теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также нормы ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Требования к МУП «Новые технологии» прокурор обосновывает ссылкой на ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ, согласно которой никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом и федеральными законами, а так же на нормы Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять услуги потребителю надлежащего качества и в необходимом объеме.

В судебном заседании помощник Белоярского межрайонного прокурора Поляков С.В. иск поддержал, с учетом заявленных уточнений просил обязать МУП «Новые технологии» Белоярского городского округа обеспечить жилые помещения домов по адресу: <адрес> коммунальной услугой «отопление» в необходимых объемах и надлежащего качества в течение всего отопительного сезона. Обязать Администрацию Белоярского городского округа обеспечить теплоснабжение домов по вышеуказанному адресу в необходимых объемах и надлежащего качества в течение всего отопительного сезона. Дополнительно суду пояснил, что жители домов были вынуждены дать своё согласие на вывод сетей из эксплуатации при условии установки им за счет администрации индивидуальных источников отопления, так как большая часть жителей является пенсионерами и малообеспеченными гражданами, у них отсутствует материальная возможность самостоятельно установить источник отопления, многим не под силу оплатить установку газового оборудования и оплатить сам котел. Жители находятся в вынужденном безвыходном положении. Отапливаются кто как может, с нарушениями всех возможных правил безопасности, эксплуатируя электрообогреватели или установив печное отопление, которых недостаточно. Действия ответчиков нарушают права граждан, что недопустимо. В уведомлениях, направленных жителям указано, что Администрация за свой счет установит жителям индивидуальные источники отопления, о чем так же отражено в принятой Схеме теплоснабжения, установлена и определена сумма, необходимая для оборудования квартир индивидуальными источниками отопления – 2,4 млн.руб.

Представитель ответчика МУП «Новые технологии» в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации Белоярского городского округа Беляев О.В., действующий на основании доверенности <номер> от <дата>, с иском не согласился на основании доводов, изложенных в отзыве.

Представители ОКСа и КУМИ Администрации Белоярского городского округа для участия в судебном заседании не явились, о причине неявки суд не уведомили.

Судом установлено следующее.

В силу статьи 3 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами. Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

Согласно пункта 114 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, каждый потребитель имеет право на то, чтобы ему предоставлялись услуги, в том числе коммунальные, надлежащего качества и в соответствии с условиями.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, в частности, относятся:

организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со ст. 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15). Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.

Из вышеизложенного следует, что обязанность по обеспечению потребителей услугой «отопление» возложена законом на теплоснабжающую организацию и вытекает из ее договоров с потребителями услуги. Ответственность за неисполнение данной обязанности также несет теплоснабжающая организация.

Как установлено судом и следует из материалов дела, объекты коммунального хозяйства в <адрес> - тепловые сети переданы в эксплуатацию на праве хозяйственного ведения МУП «Новые технологии» на основании Распоряжения главы Белоярского городского округа от 04.02.2016г. № 43 «О передаче имущества на праве хозяйственного ведения Муниципальному унитарному предприятию «Новые технологии» Белоярского городского округа», что также подтверждается дополнительным соглашением к договору о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 05.02.2016г. № 1/15 от 01.09.2015г. и актом приема передаче вышеуказанного имущества. А в соответствии с договором безвозмездного пользования имуществом от 30.07.2015г. тепловые сети, котельные и иное оборудование, предназначенное для производства и поставки тепловой энергии, переданы МУП «Белоярские тепловые сети» Муниципальному унитарному предприятию «Новые технологии».

Таким образом, на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность обеспечить коммунальной услугой «отопление», но, при этом, в силу положений ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой к вопросам местного значения относится организация теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также нормы ст.6 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190- ФЗ «О теплоснабжении», на Администрацию Белоярского городского округа возложена обязанность организации теплоснабжения населения в пределах своих полномочий, в том числе в виде принятия мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающей организацией своих обязательств.

Представитель Администрации в судебном заседании ссылался на факт добровольного расторжения договоров теплоснабжения с согласия граждан-потребителей коммунальной услуги.

По данному факту судом установлено следующее.

Одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закон "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 23 ФЗ "О теплоснабжении" развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать, в том числе определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; меры по консервации избыточных источников тепловой энергии (ч. 3 ст. 23).

В силу ч. 3 ст. 21 Закона порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством РФ в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.

Положениями части 8 статьи 21 Закона прямо предусмотрено, что вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 г. N 889 утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.

Пунктом 14 Правил предусмотрено, что вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, не допускается без согласования с указанными потребителями.

Жилые дома по <адрес> в <адрес> выведены из системы теплоснабжения, присоединение их через тепловые сети к источнику теплоснабжения отсутствует.

Данное мероприятие проведено в соответствии со Схемой теплоснабжения Белоярского городского округа, утвержденной Постановлением главы Белоярского городского округа от 07.02.2013г. № 164, которая предусматривает мероприятия по модернизации тепловой сети <адрес>, в частности, вывод из эксплуатации теплосети по <адрес> (Глава 7 «Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей сооружений на них <адрес>», таблица №230).

Инициатором и заказчиком разработки данной схемы являлось Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области в соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области от 28.11.2012г. №2377-РП «Об организации разработки схем теплоснабжения муниципальных образований в Свердловской области», в соответствии с котором Министерству Энергетики и ЖКХ было поручено обеспечить организацию разработки и утверждения органами местного самоуправления схем теплоснабжения городских округов.

Схема теплоснабжения Белоярского городского округа разработана ГБУ СО «Институт энергосбережения», которая в частности провела обследование существующих тепловых сетей в <адрес> с учетом потребителей тепловой энергии в <адрес>, сделала расчет перспективного потребления тепловой энергии на цели теплоснабжения и пришла к выводу о том, что для достижения более эффективной работы теплоснабжения необходимо перевести малоэтажные дома по <адрес> на индивидуальное газовое отопление.

В соответствии с разработанной схемой теплоснабжения, за выводом жилых домов по <адрес> из системы теплоснабжения, то есть отсоединения от источника теплоснабжения, должны были последовать газификация жилого сектора: проектирование и строительство газовых сетей протяженностью 0,2 км и оборудование 30 квартир газовым оборудованием в соответствии мероприятиями, обозначенными в Главе 10, стоимостью 2,4 млн. руб.

Факт утверждения Схемы теплоснабжения Белоярского городского округа не может свидетельствовать о прекращение каких-либо правоотношений в сфере теплоснабжения между поставщиком и потребителем услуги «отопление» в связи с тем, что до настоящего времени квартиросъемщики и собственники жилых домов по <адрес> в <адрес>, не переведены, то есть не обеспечены в соответствии с утвержденной Схемой теплоснабжения индивидуальными источниками теплоснабжения.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки, проводимой Белоярской межрайонной прокуратурой по обращению жителей <адрес> с. <адрес>, копиями актов осмотра отопления в квартирах домов по <адрес>, представленных суду МУП «Новые технологии» и прокурором в суде и Администрацией Белоярского городского округа не оспаривались.

Жилые дома по <адрес> в <адрес> до выведения из системы теплоснабжения были присоединены к существующей тепловой сети, являлись потребителями тепловой энергии в соответствии с имеющейся и действующей системой теплоснабжения.

Вместе с тем, в результате действий ответчиков по отключению теплосети, подходящей к домам, были нарушены условия проживания и жизнедеятельности граждан в зимний период времени, созданы препятствия, мешающие нормальному осуществлению ими права пользования и эксплуатации указанных жилых помещений.

Как уже указано выше, в силу статьи 3 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами. Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

Тот факт, что после уведомления в июле 2015г. жильцов домов по <адрес> в <адрес> бывшей теплоснабжающей организацией МУП «Белоярские тепловые сети» о намерении прекратить оказание коммунальной услуги отопление в период отопительного сезона <дата>.г., каких-либо возражений со стороны потребителей услуги не последовало, а требований граждан о понуждении к заключению договоров на оказание коммунальной услуги «отопление» к теплоснабжающей организации в досудебном или в судебном порядке не заявлялось, не может свидетельствовать о правомерности действий и бездействия ответчиков в результате которых многоквартирные дома по <адрес> в <адрес> лишены теплоснабжения. При невозможности выполнения условий программы модернизации системы теплоснабжения и перехода на новую в соответствии с утвержденной схемой, теплоснабжающая организация будучи не вправе прекращать оказание услуг по теплоснабжению, должна была вернуться к старой схеме теплоснабжения, а Администрация Белоярского городского округа в рамках своих полномочий и обязанностей, определенных Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», обязана принять меры и организовать, то есть обеспечить теплоснабжение населения Белоярского городского округа, в том числе жителей <адрес> в <адрес>.

Прекращение теплоснабжения жилых домов, при отсутствии альтернативного источника тепловой энергии является незаконным и нарушающим права и интересы граждан, являющихся потребителями тепловой энергии. Кроме того, тот факт, что граждане остались без обеспечения теплоснабжения своих жилых домов в зимний период времени, может привести к причинению вреда здоровью или причинению ущерба имуществу граждан.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, суд полагает исковые требования Белоярского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194, 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Белоярского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать МУП «Новые технологии» Белоярского городского округа обеспечить жилые помещения домов по адресу: <адрес> коммунальной услугой «отопление» в соответствии с требованиями Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 в необходимых объемах и надлежащего качества в течение всего отопительного сезона.

Обязать Администрацию Белоярского городского округа обеспечить теплоснабжение домов по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 в необходимых объемах и надлежащего качества в течение всего отопительного сезона.

Настоящее решение в части обеспечения теплоснабжением обратить к немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий: Ю.С. Солодушкина

Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2016 года.