ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-231/2017 от 26.06.2017 Красногвардейского районного суда (Белгородская область)

Дело №2-231/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июня 2017 года г.Бирюч

Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Никулиной Т.В.

при секретаре Винниковой Л.В.

с участием истца – ФИО1, представителя ответчика – ФИО2, третьих лиц ФИО1 и ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Красногвардейского района о признании жилого дома многоквартирным и возложении обязанности создать межведомственную комиссию,

у с т а н о в и л:

ФИО1 является собственником ? доли квартиры №2, расположенной по адресу: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>. Собственником другой ? доли является его брат - ФИО1 В доме две квартиры с отдельным выходом на общий земельный участок, прилегающий к жилому дому. По обращениям ФИО1 с целью переселения граждан из аварийного жилья администрация муниципального района «Красногвардейский район» не признала жилой дом многоквартирным, считает его домом блокированной застройки.

Дело инициировано иском ФИО1 к администрации муниципального образования «Красногвардейский район», в котором он просил признать жилой дом <данные изъяты>, многоквартирным и обязать администрацию муниципального образования «Красногвардейский район» создать комиссию для оценки многоквартирного дома <данные изъяты> и внесения его в список аварийного жилья, подлежащего расселению. Мотивировал тем, что дом является многоквартирным и находится в собственности муниципального района. При передаче в 2013 году сведений о собственности из БТИ в Управление Росреестра была утрачена информация о данном жилом доме как многоквартирном. Дом имеет признаки многоквартирного дома. В нем имеются две квартиры, каждая из которых имеет отдельные выходы на общий земельный участок, прилегающий к жилому дому. Земельный участок не разделен в натуре, не передан собственникам жилых помещений и является территорией общего пользования владельцев помещений. В доме имеется общая крыша, чердак, фундамент, что характерно для многоквартирного дома. Администрация района отказывается создавать комиссию для обследования данного дома на предмет определения пригодности для проживания, считая его домом блокированной застройки.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования. Пояснил, что в течение пяти лет обращался в администрацию по поводу ветхости жилья, на что отвечали, что спорный дом не является многоквартирным, а является домом блокированной жилой застройки, с чем он не согласен, в виду того, что в доме находятся помещения общего пользования – чердак, крыша, а также общий двор. Поскольку жилой дом обветшал, фундамент разрушился, в настоящее время сложилась критическая ситуация, угрожающая собственникам жилья в спорном доме и делающая невозможным проживание в нем в связи с аварийностью и невозможностью использования в качестве жилья, что нарушает его права как собственника.

Представитель администрации Красногвардейского района ФИО2 иск не признала. При этом подтвердила, что в период действия программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда расселялись жильцы (собственники квартир) многоквартирных домов. Спорный дом не является многоквартирным, т.к. не имеет помещений общего пользования и в реестре муниципальной собственности не числится. Данный дом является домом блокированной жилой застройки. Межведомственная комиссия по признанию жилого помещения непригодным для проживания является постоянно действующей, корректировался лишь ее состав и какого-либо судебного решения для этого не требуется. В случае признания судом жилого дома многоквартирным истцу следует обращаться с соответствующим заявлением в данную комиссию.

Третьи лица – ФИО1 (сособственник ? доли) и ФИО3 – (собственник квартиры №1) считают иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Представитель управления Росреестра в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

Согласно ч.2 и ч.3 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом не определено. Признаки многоквартирного дома содержатся в п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006, которое регулирует вопросы признания многоквартирного дома аварийным, устанавливает признаки многоквартирного дома. В п.6 указано, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещение общего пользования в таком доме. Кроме того, многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст.36 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

По смыслу ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ к домам блокированной застройки относятся «жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельным земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования».

Из системного толкования определений многоквартирного дома и дома блокированной застройки следует, что критериями для отнесения жилого помещения к квартире в многоквартирном доме или части дома (блоку) является расположение на отдельном земельном участке и наличие выхода на территорию общего пользования, отсутствие самостоятельных жилых помещений, предназначенных для проживания разных семей, которые именуются квартирами, а также наличие (отсутствие) элементов общего имущества.

Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Разрешение вопроса о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания входит в компетенцию органа местного самоуправления (п.8 ч.1 ст. 14 ЖК РФ) и осуществляется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права <данные изъяты>, выданному <данные изъяты> года на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <данные изъяты> после смерти матери, ФИО1 стал собственником ? доли квартиры №2 дома <данные изъяты>, расположенного по <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м. Другим участником общей долевой собственности является его брат - ФИО1, что также подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты> от <данные изъяты> года.

В связи с переустройством жилого помещения площадь квартиры увеличилась до <данные изъяты> кв.м. Решением Красногвардейского районного суда от 27 июня 2016 года за истцом ФИО1 и его братом ФИО1 признано право собственности по ? доли квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно выписке из Реестра муниципальной собственности Красногвардейского района от 30 мая 2017 года <данные изъяты>, жилой дом, расположенный по адресу: г<данные изъяты> не является муниципальным имуществом и в Реестре муниципальной собственности Красногвардейского района не числится.

Однако, объяснениями сторон, данными технического паспорта, договорами приватизации, справкой администрации городского поселения «Город Бирюч» подтверждается, что ранее жилой дом принадлежал органу местного самоуправления.

В соответствии со справкой администрации городского поселения «Город Бирюч» <данные изъяты> от 21 июня 2017 года, выписками из похозяйственной книги жилой дом являлся коммунальным, на собственников были открыты отдельные лицевые счета.

Кадастровым паспортом помещения от 10 октября 2009 года, выпиской из ЕГРН подтверждается, что жилой дом состоит на кадастровом учете как единый объект недвижимости, имеет кадастровый <данные изъяты>. В кадастровом паспорте от 10 октября 2009 года жилой дом указан как многоквартирный дом, в котором имеется квартира №2 площадью <данные изъяты> кв м.

В доме расположено два жилых помещения, каждое из которых состоит из нескольких комнат, в том числе вспомогательного назначения, и являющихся структурно обособленными по отношению друг к другу, отвечающим всем признакам квартиры, соответственно, здание в котором расположены указанные квартиры является многоквартирным домом согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.

Согласно данным технического паспорта квартира №2 была приобретена в порядке приватизации П.М.Т. (бабушкой истца) на основании договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от <данные изъяты> 1992 года, что указывает на принадлежность жилого помещения органу местного самоуправления.

Из технических паспортов на жилой дом (помещение) видно, что дом одноэтажный, состоит из двух квартир, расположен на едином земельном участке, на земельном участке находятся хозяйственные постройки. Через общие ворота и калитку собственники выходят на земли общего пользования. Отсутствие отдельных земельных участков под квартирами, общий двор указывают на то, что дом является многоквартирным, а не домом блокированной застройки.

На квартиру №1, принадлежащую ФИО3, также имеется отдельный технический паспорт, объект учета – помещение, а не здание. Квартира была приобретена в собственность у администрации района на основании договора приватизации и последующих договоров об отчуждении жилого помещения и в порядке наследования.

Спорный жилой дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, указанные в ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Общим имуществом являются: фундамент, чердак, крыша, земельный участок, что прямо предусмотрено пунктами 1, 3 и 4 указанной статьи. При таких обстоятельствах ссылки ответчика, что данные элементы (конструкции) жилого дома не относятся к общему имуществу, содержащиеся в ответах администрации Красногвардейского района на обращения истца, ошибочны.

На фотографиях жилого дома видно, что спорный дом является единым целым, имеет одну четырехскатную крышу, покрытую шифером, единое чердачное помещение, без внутренних перегородок, в которое выходят из каждой квартиры трубы. Исходя из конструкции чердака, крыши, не предполагается ремонт и содержание лишь части крыши только над одной из квартир.

Отсутствие иных помещений общего пользования (коридоров, лестничных площадок), на что ссылается ответчик, не исключает признание дома многоквартирным при наличии иных элементов общего имущества.

Исходя из положений ст.36 ЖК РФ и ст.49 ГрК РФ в доме блокированной застройки общей может быть только общая стена без проемов, иных общих конструктивных элементов у самостоятельных блоков в доме блокированной застройки не имеется, что противоречит характеристике дома <данные изъяты>.

Кроме того, в соответствии со Сводом правил СП 55.13330.2011, утвержденным Приказом Минрегионразвития РФ о 27.12.2010 года, на который обоснованно ссылался в своем заявлении ФИО1, блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков, не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт, коммуникаций.

В Приказе Минстроя России от 30.07.2015 N 536/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными" разъяснено, что

1) многоквартирные дома - совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

2) жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Дом <данные изъяты> не соответствует всем необходимым признакам жилого дома блокированной застройки, предусмотренным п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. Отсутствует расположение каждого жилого помещения (квартиры №2 и квартиры №1) на отдельном земельном участке и наличие выхода на территорию общего пользования.

Дом состоит из двух квартир, каждая из которых имеет самостоятельный выход на общий земельный участок, прилегающий к данному жилому дому, следовательно, этот дом является многоквартирным, а не домом блокированной застройки. Кроме того, имеется иное общее имущество собственников квартир. При таких обстоятельствах иск в этой части подлежит удовлетворению.

Согласно объяснениям сторон, ответам администрации Красногвардейского района, имеющимся в материалах дела, на неоднократные обращения ФИО1 по вопросу признания дома многоквартирным и переселения из ветхого (аварийного жилья) ему было отказано, в связи с тем, что программа переселения граждан из ветхого (аварийного) жилья подразумевает переселение граждан из многоквартирных жилых домов, а его дом отнесен к категории домов блокированной застройки.

Истцом заявлены исковые требования о возложении на администрацию района обязанности создать комиссию для оценки многоквартирного дома и внесения его в список аварийного жилья. Однако оснований для удовлетворения исковых требований в этой части не имеется, они заявлены преждевременно, без достаточных оснований.

Процедура признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определяется положениями ст.ст.14,15 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с п.7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления.

На основании полученного по результатам работы комиссии заключения, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. п. 47. 49).

Из представленных суду документов видно, что постановлением администрации Красногвардейского района Белгородской области <данные изъяты> от 27 марта 2015 года утвержден состав и Положение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации муниципального района «Красногвардейский район». В состав данной комиссии, которую возглавляет заместитель главы администрации Красногвардейского района, включены руководители и специалисты отделов ЖКХ, имущественных и земельных отношений, архитектуры, капитального строительства, пожарной охраны, Роспотребнадзора и другие уполномоченные лица. При таких обстоятельствах нет оснований возлагать на администрацию района обязанность создать комиссию для оценки многоквартирного дома. В случае признания жилого дома многоквартирным истец не лишен возможности обратиться с заявлением в указанную комиссию во внесудебном порядке, которая является полномочным органом для оценки состояния жилого помещения на предмет его пригодности для проживания.

С учетом изложенных обстоятельств требование истца об обязании администрации муниципального района «Красногвардейский район» создать комиссию для оценки и внесения жилого дома в список аварийного жилья не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск ФИО1 удовлетворить частично.

Признать жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, многоквартирным.

В удовлетворении исковых требований о создании комиссии для оценки и внесения жилого дома в список аварийного жилья - отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2017 года

Судья