Дело №2-231/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2018 года г. Каменка
Каменский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Мягковой С.Н.,
при секретаре Кутеевой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Каменке гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «УК «Городок» о возложении обязанности по предоставлению письменного ответа на обращение от 08.11.2017, взыскании денежной компенсации морального вреда, штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что ООО УК «Городок» осуществляет управление многоквартирным домом, в котором она проживает.
08 ноября 2017 года посредством направления заказного письма, она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении следующей информации: восстановлено ли в ее доме автоматическое регулирующее оборудование на тепловых (элеваторных) узлах, если не восстановлено оборудование, то кто регулирует этими тепловыми (элеваторными) узлами; включена ли услуга «регулирование тепловыми (элеваторными) узлами» в договор от 22.06.2015, если нет, то кто этим занимается; действительно ли общедомовые приборы учета на системе отопления установлены не по проекту застройщика Главболгарстроя, а с нарушением этого проекта; в заявлении содержится просьба описать подачу теплоносителя по общедомовому прибору учета и качественному графику и сделать вывод, доходит тепло до её квартиры или нет, отразив температуру по общедомовому прибору учета и качественному графику в подающем трубопроводе и в обратном трубопроводе, давление по общедомовому прибору и норме подачи в подающем трубопроводе и в обратном трубопроводе, мощность по общедомовому прибору и норме подачи в подающем трубопроводе и в обратном трубопроводе; описать открыты ли полностью задвижки или собственники их закрыли на стояках и общедомовом приборе учета?
Ссылаясь на п. 1 ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей", просила суд обязать ответчика выдать ей письменный ответ по ее заявлению от 08.11.2017 и выдать его в суде во время процесса, а также за задержку данной информации выплатить ей компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, штраф в размере 5000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, а также письменных разъяснениях от 28.03.2018, 28.04.2018, 10.05.2018, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ООО УК «Городок» - ФИО2, действующая в силу доверенности, исковые требования ФИО1 не признала, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве.
Просила в иске ФИО1 отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими Федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 является собственником 14/49 доли в общедолевой собственности квартиры /адрес/, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.12.2009.
ООО "УК "Городок" выполняет функции по управлению многоквартирным жилым домом /номер/ по /адрес/ на основании договора управления от 22.06.2015.
Согласно данному договору, ООО "УК "Городок" оказывает услуги по управлению многоквартирным домом, выполнению услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в границах эксплуатационной ответственности сторон, предоставлению коммунальных услуг, осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Вследствие изложенного, суд признает, что на возникшие между сторонами правоотношения распространяются, в том числе, положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на доступ к информации" деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается, в том числе в доступности для граждан информации, предоставляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан.
В судебном заседании установлено, что 03.11.2017 ООО "УК "Городок" в адрес ФИО1 было направлено уведомление о необходимости обеспечения доступа представителя ООО "УК "Городок» в квартиру истца с целью проведения осмотра общего имущества, системы отопления, в связи с неоднократными обращениями ФИО1 на ненадлежащую работу системы отопления в ее квартире.
08.11.2017 ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении следующей информации: восстановлено ли в ее доме автоматическое регулирующее оборудование на тепловых (элеваторных) узлах, если не восстановлено оборудование, то кто регулирует этими тепловыми (элеваторными) узлами; включена ли услуга «регулирование тепловыми (элеваторными) узлами» в договор от 22.06.2015, если нет, то кто этим занимается; действительно ли общедомовые приборы учета на системе отопления установлены не по проекту застройщика Главболгарстроя, а с нарушением этого проекта; в заявлении содержится просьба описать подачу теплоносителя по общедомовому прибору учета и качественному графику и сделать вывод, доходит тепло до её квартиры или нет, отразив температуру по общедомовому прибору учета и качественному графику в подающем трубопроводе и в обратном трубопроводе, давление по общедомовому прибору и норме подачи в подающем трубопроводе и в обратном трубопроводе, мощность по общедомовому прибору и норме подачи в подающем трубопроводе и в обратном трубопроводе; описать открыты ли полностью задвижки или собственники их закрыли на стояках и общедомовом приборе учета?
Данное заявление было получено ответчиком 09.11.2017, что подтверждается почтовым уведомлением о получении заказного письма.
Заявляя настоящие требования, ФИО1 сослалась на то, что данное обращение оставлено ООО «УК «Городок» без ответа, чем нарушены её права как потребителя на получение соответствующей информации.
В судебное заседание стороной ответчика был представлен ответ от 06.04.2018 № 9 на обращение ФИО1, согласно которому ООО «УК «Городок» не является застройщиком многоквартирного дома /адрес/, ООО «УК «Городок» не устанавливало общедомовой (коллективный) прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме /адрес/. Общедомовой (коллективный) прибор учета теплой энергии установлен собственниками данного многоквартирного дома самостоятельно, за счет собственных средств. Относительно графика регулирования отпуска теплоты в отопительных установках котельной № 6 МУП КГЭТС, ООО «УК «Городок» рекомендовало ФИО1 обратиться в ресурсоснабжающую организацию - МУП «Каменская горэлектротеплосеть».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Подпункт «ж» п. 6 данного Перечня предусматривает обязанность лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять потребителям услуг и работ, в том числе собственникам помещений в многоквартирном доме, информацию, связанную с оказанием услуг и выполнением работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, раскрытие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 10 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года N 731 утвержден "Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", который устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со ст. 162 ЖК РФ (п. 1).
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (п. 2 Стандарта).
В пункте 3 Стандарта перечислены виды информации, которую обязаны раскрывать управляющая организация, товарищество и кооператив:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
В соответствии с п. 3.1 Стандарта, информация, предусмотренная подпунктами "в" - "и" пункта 3 настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.
Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.
Пунктом 5 Стандарта (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что управляющими организациями информация раскрывается, в том числе путем предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе (п. 21 Стандарта (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений)).
При этом перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией, в том числе по запросу заинтересованных лиц, установлен п. 3, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 Стандарта является исчерпывающим.
Перечень раскрываемой информации, право на получение, которой собственниками помещений закреплено в подпункте «а» пункта 40 Правил №491, в пунктах 1 и 2 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не содержит указания на обязанность обслуживающей организации предоставлять неограниченному кругу лиц конкретную информацию, а именно о системе отопления многоквартирного дома.
В соответствии со Стандартом управляющая организация должна предоставлять информацию в виде сведений. Предоставление истребуемой ФИО1 информации, не входит в перечень, предусмотренный вышеуказанными нормативными актами.
При этом, ссылку стороны истца на п.2.1.12 договора управления многоквартирным домом от 22.06.2015, согласно которого управляющая организация обязана предоставлять собственникам (пользователям) информацию (документы), в соответствии с Правилами о предоставлении коммунальных услуг собственникам (пользователям) и постановлениями Правительства РФ от 13.08.2006 №491 и от 23.10.2010 №731, суд находит несостоятельной, основанной на неверном толковании положений норм действующего законодательства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В этой связи суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу информации о системе отопления многоквартирного дома /адрес/, поскольку действующим законодательством, а также договором управления многоквартирным домом от 22.06.2015 данная обязанность на управляющую организацию не возложена.
Соглашения между собственниками и управляющей компанией на предоставлении данного вида информации также не заключалось.
Более того, истцом в судебном заседании не отрицалось, что данная информация ей была представлена в 2018 году МУП МУП «Каменская горэлектротеплосеть» и администрацией г. Каменка Каменского района Пензенской области.
При таком положении суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, в связи с тем, что нарушения права истицы на получение установленной законом информации в данном случае не усматривается.
Суд также считает необходимым отметить, что в соответствии с пояснениями истицы, ее требование о предоставлении документов обусловлено тем, что на протяжении длительного периода температурный режим в ее квартире не соблюдается, что являлось неоднократным предметом исследования и проверки при рассмотрении гражданских дел в Каменском городском суде Пензенской области по искам ФИО1, в связи с чем ООО «УК «Городок», как управляющая организация обязана пригласить специалистов, обследовать всю систему отопления и сделать соответствующую экспертизу.
При этом, поскольку судом не установлено каких-либо нарушений прав и интересов истца со стороны ответчика в связи с непредставлением информации на поставленные ей вопросы, то оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда, штрафа удовлетворению также не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к ООО «УК «Городок» о возложении обязанности по предоставлению письменного ответа на обращение от 08.11.2017, взыскании денежной компенсации морального вреда, штрафа - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: