Чернушинский районный суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Чернушинский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-232/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе: Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием помощника прокурора Чернушинского района Мусихиной Н.С.,
представителя заявителя ФИО16,
представителя Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района ФИО19,
при секретаре Черенковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Солдатенкова Александра Николаевича о признании недействительным решения Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Чернушинского муниципального района;
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ Солдатенков А.Н. обратился с заявлением об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Чернушинского муниципального района.
В заявлении заявитель Солдатенков А.Н. указал, что решением Территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в регистрации кандидатом на должность главы Чернушинского муниципального района. Заявитель считает, что при принятии решения Территориальная избирательная комиссия (ТИК) неверно истолковала и неверно оценила пределы действия Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и закона Пермского края №-ПК от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае». ДД.ММ.ГГГГ заявитель уведомил Территориальную избирательную комиссию Чернушинского муниципального района о своем согласии баллотироваться на должность главы Чернушинского муниципального района в порядке самовыдвижения (заявление с входящим номером № от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с требованиями п. 1 ст. 27 Закона Пермского края «О выборах должностных лиц муниципальных образований в » заявителем были предоставлены подписные листы, которые содержали подписи избирателей в поддержку самовыдвижения заявителя, в одной папке, количество подписных листов 65, количество подписей избирателей 428, представлены все необходимые документы для регистрации. После проверки подписных листов Рабочая группа по проверке подписных листов ТИК признала 12 подписей недостоверными, о чем составлена ведомость проверки подписных листов, представленных кандидатом Солдатенковым А.Н., от ДД.ММ.ГГГГ. На основании ведомости проверки подписных листов ДД.ММ.ГГГГ был составлен Итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата на должность главы Чернушинского муниципального района Солдатенкова А.Н., в результате которого Рабочая группа ТИК Чернушинского муниципального района в составе ФИО19, ФИО12, ФИО13 установила общее количество недостоверных и (или) недействительных подписей 12 штук, что составило 14,8 % отобранных для проверки подписей. Член ТИК с правом совещательного голоса ФИО14 в процессе принятия решения по ведомости проверки и итогового протокола настаивал на ошибочности принятия решения рабочей группой ТИК по отношению 6 подписей, а именно на листе 8 строка 4 - несоответствие отчества, на листе 8 строка 5 – несоответствие фамилии, на листе 8 строка 6 – несоответствие отчества, на листе 23 строка 3 – несоответствие фамилии, на листе 26 строка 5 – несоответствие отчества, на листе 48 строка 5 – несоответствие фамилии и отчества. Данные сведения об избирателях содержат описки сборщиков подписей в поддержку кандидата Солдатенкова А.Н., данные избирателя, год рождения, паспортные данные, место прописки, подпись избирателя и дата её проставления во время проверки не вызвали сомнения у членов рабочей группы. На листе 8 строка 4 в отчестве Ридуловна пропущена буква «л». Заявитель считает данный факт опиской, поскольку сведения об избирателе соответствуют действительности. Данная описка не может служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, поскольку не препятствует однозначному восприятию отчества избирателя ФИО2. Подпись избирателя не может быть признана недействительной, поскольку не установлено, что она недействительна в соответствии с п. 6, 8 ч. 7 ст. 32 закона Пермского края № 208-ПК. На листе 8 строка 5 в фамилии Шайхаттарова находится лишняя буква «т». Заявитель считает данный факт опиской, поскольку сведения об избирателе соответствуют действительности. Данная описка не может служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, поскольку не препятствует однозначному восприятию фамилии избирателя ФИО3. Подпись избирателя не может быть признана недействительной, поскольку не установлено, что она недействительна в соответствии с п. 6, 8 ч. 7 закона 32 закона Пермского края № 208-ПК. На листе 8 строка 8 в отчестве Хаметовна буква «и» заменена буквой «е». Заявитель считает данный факт опиской, поскольку сведения об избирателе соответствуют действительности. Данная описка не может служить основанием для признания подписи избирателя недействительной поскольку не препятствует однозначному восприятию отчества избирателя ФИО4. Подпись избирателя не может быть признана недействительной, поскольку не установлено, что она недействительна в соответствии с п. 6, 8 ч. 7 ст. 32 закона Пермского края № 208-ПК. На листе 23 строка 3 в фамилии Миньшаехова находится лишний «ь». Заявитель считает данный факт опиской, поскольку сведения об избирателе соответствует действительности. Данная описка не может служить основанием для признания подписки избирателя недействительной, поскольку не препятствует однозначному восприятию фамилии избирателя ФИО5. Подпись избирателя не может быть признанной недействительной, поскольку не установлено, что она недействительная в соответствии с п.6, 8 ч. 7 ст. 32 закона Пермского края № 208-ПК. На листе 26 строка 5 в отчестве Тимергалиевич буква «и» заменена буквой «е». Заявитель считает данный факт опиской, поскольку сведения об избирателе соответствуют действительности. Данная описка не может служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, поскольку не препятствует однозначному восприятию отчества избирателя ФИО6. Подпись избирателя не может быть признана недействительной, поскольку не установлено, что она недействительная в соответствии с п.6, 8 ч. 7 ст. 32 закона Пермского края № 208-ПК. На листе 48 строка 5 в фамилии ФИО7 описка в первой букве. Буквы «Щ» и «Ш» очень похожи друг на друга, и при специфике почерка сборщика подписей только специально приглашенный специалист может определить недостоверность первой буквы. В отчестве Геннадьевна пропущена буква «н», это явная описка. Заявитель считает данные факты опиской, поскольку сведения об избирателе соответствуют действительности. Данные описки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной поскольку не препятствуют однозначному восприятию отчества избирателя ФИО7. Подпись избирателя не может быть признанной недействительной, поскольку не установлено, что она недействительна в соответствии с п.6, 8 ч. 7 ст. 32 закона Пермского края № 208-ПК. Все указанные описки не препятствуют однозначному восприятию сведений об избирателях, поскольку все подтверждены в Таблице сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Солдатенкова Александра Николаевича по выборам главы Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника УФМС России по Пермскому краю в Чернушинском районе ФИО15 Решением Территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ 10 подписей были признаны недостоверными на основании п. 2 ч. 7 ст. 32 закона Пермского края № 208-ПК от 13.03.2008 года «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае»: в папке № в строке 4, 6 подписного листа 8 неверно указано отчество избирателя, в строке 5 подписного листа 8, в строке 3 подписного листа 23 неверно указана фамилия избирателя, в строке 5, 6, 7, 8 подписного листа 11 неверно указан адрес места жительства избирателя, в строке 8 подписного листа 8, в строке 5 подписного листа 14 неверно указан номер паспорта избирателя. В решении Территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ не были подписи избирателей признаны недостоверными по следующим основаниям п. 2 ч. 7 ст. 32 закона Пермского края № 208-ПК от ДД.ММ.ГГГГ, то есть ТИК признала описку сборщиков подписей, в папке № в строке 5 подписного листа 26 – несоответствие отчества, в строке 5 подписного листа 48 - несоответствие фамилии и отчества. На основании изложенного, заявитель Солдатенков А.Н. просит признать недействительным решение Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на основании несоответствия действительности данных указанных в решении; установить описки не препятствующими однозначному восприятию сведений об избирателях и признать подписи действительными, поскольку не установлено, что подписи недействительны в соответствии с п. 6, 8 ч. 7 ст. 32 закона Пермского края № 208-ПК от 13.03.2008 года: подписи на листе 8 строка 4 – несоответствие отчества, на листе 8 строка 5 – несоответствие фамилии, на листе 8 строка 6 – несоответствие отчества, на листе 23 строка 3 – несоответствие фамилии, на листе 26 строка 5 – несоответствие отчества, на листе 48 строка 5 – несоответствие фамилии и отчества; обязать ТИК Чернушинского муниципального района принять новое решение о регистрации или не регистрации кандидата Солдатенкова А.Н.
Заявитель Солдатенков А.Н. в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие заявителя с участием представителя ФИО16
Представитель заявителя Солдатенкова А.Н. - ФИО16 заявление поддержала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель Солдатенков А.Н. обратился с заявлением в ТИК о выдвижении кандидатом на должность главы Чернушинского муниципального района, представил в ТИК подписные листы с подписями 428 избирателей, 65 подписных листов. По решению ТИК от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в регистрации кандидатом. Решение ТИК заявитель считает незаконным и необоснованным. Сборщики подписей допустили описки в данных избирателей ФИО2, ФИО17, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО18 Указанные описки не препятствуют однозначному пониманию и восприятию сведений об избирателях. Не установлено, что подписи избирателей недействительны в соответствии с п. 6,8 ч. 7 ст. 32 закона Пермского края № 208-ПК. С указанными несоответствиями в отношении других 6 избирателей в части паспортных данных и адреса места жительства с выводами ТИК заявитель согласен. В решении ТИК имеются противоречия: в описательно-мотивировочной части указано о недостоверности только 10 подписей, а не 12 подписей. Решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ Солдатенкову А.Н. не вручалось. Свидетели ФИО2, ФИО17, ФИО5, ФИО6, ФИО18 подтвердили в судебном заседании, что собственноручно проставили подписи и даты в подписных листах. Пропуск одной буквы в фамилии или отчестве при отсутствии совокупности других нарушений не может выступать основаниям для признания подписи недостоверной. Кроме того отсутствует письменное заключение эксперта о признании подписей недостоверными. Просит заявление удовлетворить в полном объеме.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района ФИО19 с заявлением не согласна, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Солдатенков А.Н. представил в избирательную комиссию подписные листы в количестве 65 листов с 428 подписями, в присутствии кандидата ДД.ММ.ГГГГ произведена случайная выборка подписных листов для проверки, Солдатенков А.Н. лично уведомлен о том, что ДД.ММ.ГГГГ состоится заседание рабочей группы по проверке подписных листов. Проверке подвергнута 81 подпись избирателя - 20 %. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание рабочей группы, по проверке присутствовал член комиссии с правом совещательного голоса ФИО14 в качестве представителя Солдатенкова А.Н. Данные в подписных листах сверялись с данными системы «ГАС - выборы». При проверке составлена таблица проверки сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, результаты представлены в таблице. Расхождение фамилии, отчества избирателей подтверждено сведениями Управления Федеральной миграционной службы. Составлена ведомость проверки, код нарушения определен № как несоответствующие действительности сведения об избирателе. Составлен ДД.ММ.ГГГГ Итоговый протокол проверки подписных листов, проверена 81 подпись, 12 - признано недостоверными, 69 - достоверными, количество недостоверных подписей составило 14,8 %. Подписи признаны недостоверными на основании п.п.2 ч. 7 ст. 32 закона № 208-ПК, как подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Свидетели в судебном заседании подтвердили наличие недостоверных сведений в подписных листах. Просит заявление оставить без удовлетворения в полном объеме.
Свидетель ФИО2 показала, что в подписном листе 8 в строке 4 допущены ошибки в имени и отчестве, фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер паспорта, адрес проставляла сборщик подписей, она поставила дату и подпись, ошибки не заметила.
Свидетель ФИО17 показала, что в подписном листе 8 в строке 5 допущена ошибка в написании фамилии, при подписании на это не обратила внимания.
Свидетель ФИО5 показала, что в подписном листе 23 в строке 3 допущена ошибка в написании фамилии, указан «ь», фамилию, имя, отчество указывала сборщик подписей ФИО20
Свидетель ФИО18 показала, что в подписном листе 48 в строке 5 допущена ошибка в написании фамилии и отчества, запись вносила сборщик подписей, внимания на ошибки не обратила.
Свидетель ФИО6 показал, что в подписном листе 26 в строке 5 допущена ошибка в написании отчества, при подписании внимания на это не обратил.
Помощник прокурора Чернушинского района Мусихина Н.С. в заключении по заявлению указала, что решение Территориальной избирательной комиссии считает законным и обоснованным, выводы ТИК о признании недостоверными 12 подписей находит обоснованными.
Заслушав доводы сторон, представителей, заключение прокурора, показания свидетелей, исследовав материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Солдатенков А.Н. обратился с заявлением Территориальную избирательную комиссию Чернушинского муниципального района о выдвижении в качестве кандидата на должность главы Чернушинского муниципального района в порядке самовыдвижения. (л.д. 7)
ДД.ММ.ГГГГ кандидатом Солдатенковым А.Н. в Территориальную избирательную комиссию Чернушинского муниципального района представлены подписные листы с подписями избирателей 65 листов 428 подписей.
По решению Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № отказано Солдатенкову А.Н. в регистрации кандидатом на должность главы Чернушинского муниципального района на основании пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п. 7 ч. 8 ст. 33 Закона Пермского края от 13.03.2008 N 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае", в связи с выявлением более 10 % недостоверных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. (л.д. 9-10)
Согласно Итогового протокола проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, представлено кандидатом Солдатенковым А.Н. 428 подписей, проверено 81 подпись, количество недостоверных подписей 12, количество достоверных подписей 69, общее количество недостоверных (недействительных) подписей 12, что составило 14,8 % от отобранных для проверки. (л.д. 11-16)
В частности, установлено несоответствие на подписном листе № в строке 4 у избирателя ФИО2 – отчества, в строке 5 у избирателя ФИО17 – фамилии, в строке 6 у избирателя ФИО4 – отчества, в строке 8 у избирателя ФИО22 – номера паспорта (паспортных данных);
на подписном листе № в строках 5-8 у избирателей ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 - адреса;
на подписном листе № в строке 5 у избирателя ФИО27 – паспортных данных;
на подписном листе № в строке 3 у избирателя ФИО5 - фамилии;
на подписном листе № в строке 5 у избирателя ФИО6 – отчества;
на подписном листе № в строке 5 у избирателя ФИО18 – фамилии и отчества. (л.д. 12-12)
Заявитель Солдатенков А.Н. не согласен с оценкой ТИК в качестве недостоверных подписей:
подпись ФИО8л овны (согласно паспорта ФИО2 Зул фия Ридулл овна);
подпись Шайхатта ровой Чулпан Шамильевны (согласно паспорта Шайхат арова Чулпан Шамильевна);
ФИО9е товны (при проверке правильно ФИО9и товна);
Минь шаеховой Мадании Сабировны (согласно паспорта Мин шаехова Мадания Сабировна);
ФИО10е ргалиевча (согласно паспорта ФИО10и ргалиевич);
Ш ипицыной Людмилы Ген адьевны (согласно паспорта Щ ипицына Люмила Генн адьевна).
Согласно ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", …24. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются: …д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;
Согласно ст. 33 Закона Пермского края от 13.03.2008 года N 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае", 1. Регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией, организующей выборы, при наличии документов, указанных в частях 2 и 3 статьи 28 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 2 настоящей статьи. …8. Основаниями отказа в регистрации являются: …7) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Согласно ст. 32 Закона Пермского края от 13.03.2008 года N 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае", 1. Для регистрации кандидата кандидат не позднее чем за 45 дня до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в комиссию, организующую выборы, следующие документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществляется сбор подписей); … 2. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, предусмотренное частью 2 статьи 30, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи. 3. Комиссия в срок, не превышающий десяти дней, проверяет соответствие порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, а также достоверность сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии, работников аппарата комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты-специалисты органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов. Их заключения в актах (справках), приложенных к ведомостям проверки подписных листов, могут служить основанием для признания сведений об избирателях и их подписей в подписных листах недостоверными. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума, а также ГАС "Выборы". 4. Комиссия может провести полную или выборочную проверку подлинности подписей избирателей. При выборочной проверке проверяется не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия), которая проводится членами комиссии сразу после окончания приема подписных листов. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, его уполномоченные представители. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 200 подписей, проверке подлежат все представленные подписи. 5. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию. 6. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлено, что она недействительна в соответствии с пунктами 6 и 8 части 7 настоящей статьи. 7. По результатам проверки подписных листов подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными. Недостоверными считаются: 1) подписи, внесенные в подписной лист от имени одного лица другим лицом; 2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; 3) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист; 4) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены избирателями собственноручно. Указанные подписи признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Недействительными считаются: …6) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен в соответствии с требованиями настоящего Закона собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, а также кандидатом, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом и(или) кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и(или) кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно; …8) все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных частями 3, 6 статьи 30 настоящего Закона, и(или) оформленном не в соответствии с приложениями 2, 3 к настоящему Закону. …9. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, в котором указывается количество необходимых для регистрации, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и(или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 7 части 8 статьи 33 настоящего Закона, кандидат вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и(или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и(или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 4 статьи 74 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Согласно указанной статьи Территориальная избирательная комиссия провела проверку соответствия порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, а также достоверность сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах, представленных Солдатенковым А.Н. Копия ведомости проверки, копия итогового протокола вручена заявителю. Указанные в заявлении Солдатенкова А.Н. подписи 6 избирателей ФИО2, ФИО17, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО18 признаны ТИК недостоверными как подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (пп.2 п. 7 ст. 32 закона Пермского края от 13.03.2008 года N 208-ПК).
Свидетели ФИО2, ФИО17, ФИО5, ФИО6, ФИО18 подтвердили в судебном заседании, что в подписных листах допущены ошибки в написании фамилий и отчеств, ошибки не исправлены.
В отношении ФИО4 ошибка в отчестве установлена представителем Управления Федеральной миграционной службы. (л.д. 14-16)
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", … 44) недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа; 45) недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", …8. Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", 5. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Согласно ст. 30 Закона Пермского края от 13.03.2008 года N 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае", …6. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях 2 и 3 к настоящему Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Подписной лист заверяется подписью лица, собиравшего подписи избирателей, с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, указанного в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также кандидатом.
Заявитель Солдатенков А.Н. и представитель указали, что ошибки в написании фамилий и отчеств не препятствуют однозначному восприятию этих сведений об избирателях, при этом не отрицают наличие выявленных ТИК несоответствий.
Несоответствия данных избирателей, выявленные ТИК и указанные в ведомостях проверки, подтвердились в судебном заседании в полном объеме.
Установление несоответствий данных избирателей сведениям паспорта не требует специального экспертного заключения ввиду очевидности несоответствий в отношении указанных выше избирателей.
Согласно ст. 19 Гражданского кодекса РФ, 1. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. … 2. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя. 3. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. 4. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается.
Из содержания ст. 30 Закона Пермского края от 13.03.2008 года N 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае" (п. 6) прямо следует, что фамилия, имя, отчество, год рождения должны соответствовать данным паспорта избирателя, так как указывается серия и номер паспорта, адрес места жительства, указанный в паспорте.
Избирательное законодательство не содержит норм, позволяющих дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей избирателей на значимые и менее значимые и в зависимости от этого определять последствия нарушений. Пункт 5 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривает, что не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Нарушения, выявленные избирательной комиссией, носят другой характер, связаны не с сокращениями, а с несоответствиями паспорту фамилии, имени, отчества избирателей в подписных листах.
В соответствии с п. 6, 7 ст. 32 Закона Пермского края от 13.03.2008 N 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае", исправления и помарки должны быть специально оговорены, и только в этом случае они не могут служить основанием для признания подписи недействительной. Таким образом, описка – ошибка в написании фамилии, имени, отчества избирателя не может быть отнесена к разрешенным избирательным законодательством, поскольку приведенные выше положения Федерального закона и закона Пермского края содержат специальные нормы, определяющие строгие требования, предъявляемые к подписным листам. Норм, обязывающих избирательную комиссию, выяснять препятствуют или нет описки и неправильно указанные сведения об избирателях восприятию указанных сведений об избирателях в подписных листах, приведенное выше избирательное законодательство, не содержит.
На основании изложенного, вывод избирательной комиссии о признании недостоверными подписей 6 избирателей ФИО2, ФИО17, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО18, как подписей избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, на основании пп.2 п. 7 ст. 32 закона Пермского края от 13.03.2008 года N 208-ПК, является законным и обоснованным.
В связи с тем, что при проверке подписей, проведенной избирательной комиссией в соответствии с положениями статьи 32 Закона Пермского края от 13.03.2008 года N 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае", выявлено более 10 % недостоверных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, решение ТИК об отказе заявителю Солдатенкову А.Н. в регистрации кандидатом на должность главы Чернушинского муниципального района является законным на основании пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и пп. 7 ч. 8 ст. 33 Закона Пермского края от 13.03.2008 года N 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае".
Согласно ст. 33 Закона Пермского края от 13.03.2008 N 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае", …7. В случае отказа в регистрации кандидата избирательная комиссия обязана в течение суток после принятия решения выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.
Из содержания заявления следует, что копия Решения Территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом заявителю Солдатенкову А.Н. вручена своевременно, основания отказа в регистрации в решении изложены.
Представленное решение Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении дополнений в решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Солдатенкову Александру Николаевичу в регистрации кандидатом на должность главы Чернушинского муниципального района» о дополнении мотивировочной части не изменяет основания отказа в регистрации, указанных в решении от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявления Солдатенкова А.Н. о признании недействительным решения Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ, установлении описок, не препятствующих однозначному восприятию сведений об избирателях и признании шести подписей избирателей действительными, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию по принятию нового решения о регистрации или отказе в регистрации, в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 199, 261 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление Солдатенкова Александра Николаевича о признании недействительным решения Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Чернушинского муниципального района, установлении описок, не препятствующих однозначному восприятию сведений об избирателях и признании шести подписей избирателей действительными, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Чернушинского муниципального района Пермского края о принятии нового решения о регистрации или отказе в регистрации кандидатом на должность главы Чернушинского муниципального района, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Р. Низаева