ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2321/2016 от 01.12.2016 Красногвардейского районного суда (Республика Крым)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 2-2321/2016

Состав суда: судья Проскурня С.Н.,

Секретарь судебного заседания Кузьмина Е.Н.,

Лица, участвующие в деле:

истец: Видакас ФИО12,

ответчики: Департамент труда и социальной защиты населения

<адрес> Республики Крым,

Министерство труда и социальной защиты Республики Крым,

представители ответчиков: Билял ФИО13,

ФИО3 ФИО14,

Суд, рассмотрев иск об отмене решения об отказе в назначении ежемесячного материального обеспечения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Красногвардейский районный суд Республики Крым с указанным иском к Департаменту труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым, в котором просит отменить решение ответчика об отказе в назначении ему ежемесячного материального обеспечения, подтвердить наличие стажа государственной службы, позволяющего получать ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», обязать Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> начислить ему ежемесячное материальное обеспечение и выплатить неполученную его сумму с момента обращения за назначением ежемесячного материального обеспечения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в соответствии с пунктом 10 Порядка установления и выплаты ежемесячного материального обеспечения лицам, проходившим государственную службу на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющий общий трудовой стаж 40 лет, в том числе 23 года государственной службы, с ДД.ММ.ГГГГ получает страховую пенсию по возрасту. ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен из Министерства аграрной политики и продовольствия Республики Крым в связи с ликвидацией учреждения. Поскольку истец не достиг возраста 61 года, то пенсию по государственной службе ему не назначили. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> с заявлением о назначении ему ежемесячного материального обеспечения в соответствии с действующим законодательством. Был сформирован пакет документов, дополненный уточняющими документами по требованию специалистов Департамента труда и социальной защиты населения. В ДД.ММ.ГГГГ истцом получено уведомление об отказе в назначении ежемесячного материального обеспечения в связи с отсутствием у него необходимого стажа, предусмотренного для граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории Автономной Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратился в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым с просьбой рассмотреть вопрос относительно установления ему ежемесячного материального обеспечения, откуда также был получен ответ об отсутствии у него достаточного для этого стажа государственной службы. В ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> с просьбой повторно рассмотреть его заявление о назначении ему ежемесячного материального обеспечения, по мнению которого ответчик неверно трактует законодательство Украины о государственной службе, действовавшее на территории Автономной Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ. Истец утверждает, что получал доплату за стаж на государственной службе в размере 30 процентов, дополнительный отпуск в 15 календарных дней, что свидетельствует о его стаже свыше 15 лет, кроме того, в приказе об увольнении из Министерства аграрной политики и продовольствия Республики Крым указано о выплате истцу денежного пособия в размере 10 должностных окладов, как имеющему стаж государственной службы 23 года 1 месяц 10 дней. Записи о периодах государственной службы и приравненные к ней периоды деятельности имеются в трудовой книжке истца, в том числе: служба в рядах Советской армии (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), работа на должности председателя Полтавского сельского совета (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), работа в <адрес> райкоме Компартии (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), работа сельским головой <адрес> сельского совета (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), работа в Министерстве аграрной политики и продовольствия Автономной Республики Крым (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> мотивирует свой отказ тем, что исчислять стаж на должностях государственной службы необходимо с даты вступления в силу Закона Украины «О государственной службе», то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что своими действиями должностные лица Департамента труда и социальной защиты населения, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым нарушают его права, предусмотренные действующим законодательством Республики Крым, подрывают авторитет власти в Республике Крым и совершают незаконные действия, не исполняют свои должностные обязанности.

Определением Красногвардейского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в связи с характером спорного правоотношения в соответствии с частью 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал свои исковые требования и доводы в их обоснование, изложенные в исковом заявлении и письменных пояснениях к нему. Просил иск удовлетворить, отменить решение Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> об отказе в назначении ежемесячного материального обеспечения, подтвердить наличие у него стажа государственного службы, позволяющего получать ежемесячное материальное обеспечение, а также обязать Департамент труда и социальной защиты населения установить и выплатить ему ежемесячное материальное обеспечение с момента обращения за его назначением с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании ФИО2, представляющая по доверенности интересы ответчика Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым, исковые требования не признала. Представила суду возражения в письменной форме относительно исковых требований, указывая на то, что для назначения ежемесячного материального обеспечения у истца отсутствует необходимый стаж на должностях, отнесенных к категории должностей государственных служащих, предусмотренный для назначения пенсии с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории Автономной Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ. Стаж государственной службы ФИО1 рассчитывался Департаментом труда и социальной защиты населения на основании представленных им документов (копии трудовой книжки), согласно записей в которой истцу засчитан стаж работы в органах местного самоуправления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и стаж на должностях, отнесенных к соответствующей категории государственных служащих с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который составляет 11 лет 1 месяц 15 дней. Для установления ежемесячного материального обеспечения в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8 Закона Республики Крым от 17.12.2014 № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», с учетом возраста заявителя, требуется стаж работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, не менее 20 лет.

В судебном заседании ФИО3, представляющая по доверенности интересы ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, исковые требования не признала. Представила суду возражения в письменной форме относительно исковых требований, указывая на то, что в силу прямого указания в Законе Республики Крым от 17.12.2014 № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», ежемесячное материальное обеспечение устанавливается с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории Автономной Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно нормам статьи 37 Закона Украины от 16 декабря 1993 года № 3723-XII «О государственной службе» в редакции, действовавшей в Автономной Республике Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, пенсия государственным служащим назначалась: 1. Мужчинам, которые достигли возраста 62 лет при условии наличия страхового стажа 35 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 10 лет, и которые на время достижения указанного возраста работали на должностях государственных служащих; 2. Мужчинам, которые достигли возраста 62 лет при условии наличия страхового стажа 35 лет, в том числе не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, независимо от места работы на время достижения указанного возраста. В обоих случаях у истца отсутствует совокупность условий, при которых такая пенсия назначается, а именно, на время достижения возраста 61 год ФИО1 не работал на должности государственного служащего и не имеет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственной службы, который дает право на назначение пенсии независимо от места работы на время достижения пенсионного возраста.

Выслушав объяснения истца, представителей ответчиков, исследовав предоставленные письменные доказательства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы судом, то есть представлены сторонами.

Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации) суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8 Закона Республики Крым от 17.12.2014 № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории Автономной Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», устанавливается ежемесячное материальное обеспечение лицам, имеющим право на пенсию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно, но не обратившимся за ней на указанную дату, лицам, не достигшим на ДД.ММ.ГГГГ возраста, при котором такая пенсия назначается, а также нетрудоспособным членам семьи умершего получателя ежемесячного материального обеспечения ежемесячное материальное обеспечение устанавливается с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории Автономной Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу прямого указания в Законе Республики Крым от 17.12.2014 № 36-ЗРК/2014 ежемесячное материальное обеспечение устанавливается с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории Автономной Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ.

В свою очередь, законодатель Украины определил исчерпывающий круг субъектов, имеющих право на пенсию государственного служащего и условий, при которых такая пенсия назначается.

Согласно нормам статьи 37 Закона Украины от 16 декабря 1993 года № 3723-XII «О государственной службе» в редакции, действовавшей в Автономной Республике Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, пенсия государственным служащим назначается:

1. Мужчинам, которые достигли возраста 62 лет и женщинам, достигшим возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» при условии наличия страхового стажа для мужчин 35 лет, для женщин – 30 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 10 лет, и которые на время достижения указанного возраста работали на должностях государственных служащих.

2. Мужчинам, которые достигли возраста 62 лет и женщинам, достигшим возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» при условии наличия страхового стажа для мужчин 35 лет, для женщин – 30 лет, в том числе не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, независимо от места работы на время достижения указанного возраста.

Норма изложена в императивной форме и расширенному толкованию не подлежит.

При этом, суд обращает внимание, что «работа на должностях государственных служащих» и «работа на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих» не являются тождественными понятиями.

«Работа на должностях государственных служащих» - более расширенное понятие.

Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 03.05.1994 № 283 в редакции, действовавшей на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определял, что в стаж государственной службы засчитывается работа на должностях государственных служащих в государственных органах, предусмотренных статьей 25 Закона Украины «О государственной службе», на должностях, отнесенных Кабинетом Министров Украины к соответствующей категории должностей государственных служащих, а также на иных должностях и иных органов, кроме вышеуказанных.

Отнесение же должностей к соответствующим категориям должностей государственных служащих предусмотрено статьей 25 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 № 3723-XII. Согласно части 2 статьи 25 данного Закона отнесение существующих должностей государственных служащих, не перечисленных в этой статье, а также отнесение к соответствующей категории новых должностей государственных служащих проводится Кабинетом Министров Украины по согласованию с соответствующим государственным органом.

В соответствии с законодательством Украины право на пенсию имеют государственные служащие – мужчины ДД.ММ.ГГГГ после достижения ими возраста 61 года.

Из документов, представленных суду истцом, следует, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, право на получение пенсии у него возникает по достижению 61 года.

При этом, для первого случая у истца отсутствует совокупность условий, при которых такая пенсия назначается, а именно, на время достижения возраста 61 год ФИО1 не работал на должности государственного служащего.

Во втором случае ФИО1 также не имеет права на получение пенсии по нормам законодательства Украины, поскольку документами не подтвержден 20 летний стаж работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственной службы, который дает право на назначение пенсии независимо от места работы на время достижения пенсионного возраста.

Учитывая положения нормативных правовых актов Украины, действующих на территории Автономной Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, предусмотренных статьей 25 Закона Украины «О государственной службе», включены следующие периоды работы ФИО1: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Колодезянском сельском совете; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве аграрной политики и продовольствия Автономной Республики Крым.

Доводы истца о том, что согласно законодательства, действовавшего на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ, ему в Министерстве аграрной политики и продовольствия Автономной Республики Крым была установлена надбавка за выслугу лет в размере 30 процентов, как имеющему стаж государственной службы 23 года, в данном случае, не могут быть приняты во внимание и служить подтверждением его права на ежемесячное материальное обеспечение.

Периоды службы и работы ФИО1 в рядах Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на должности председателя <адрес> сельского совета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на должности секретаря в <адрес> райкоме Компартии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включались в стаж государственной службы на основании постановления Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения им государственной службы, а также засчитываются для назначения пенсии, которая назначается при условии, если на момент достижения пенсионного возраста лицо занимает должность государственного служащего и имеет не менее 10 лет стажа государственной службы.

В 20 летний стаж государственной службы, который дает право на назначение пенсии независимо от места работы на время достижения пенсионного возраста, засчитываются исключительно периоды работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих.

При этом следует отметить, что должностным лицам местного самоуправления, которые работали на выборных должностях в органах местного самоуправления 8 лет и более, или в течение полных двух и более созывов, начиная с созыва ДД.ММ.ГГГГ, за исключением прекращения полномочий по причинам, определенным статьей 78, пунктами 2, 3, 4 части 1, частью 2 статьи 79 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», пунктами 1, 2, 6 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона Украины «О статусе депутатов местных советов», при наличии страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренного абзацем 1 части 1 статьи 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, пенсия в порядке, предусмотренном для государственных служащих, назначалась независимо от того, где они работали перед ее назначением.

Именно эта норма позволяет засчитать в стаж работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, период работы ФИО1 в <адрес> сельском совете.

Документы, представленные истцом в Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> для назначения ему ежемесячного материального обеспечения согласно пункта 2 части 2 статьи 8 Закона Республики Крым от 17.12.2014 № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», свидетельствуют об отсутствии 20 лет работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих ФИО1

Проверив при рассмотрении гражданского дела законность решения, которое оспаривается, и в отношении лица, которое является истцом, суд пришел к выводу, что Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячного материального обеспечения действовал с соблюдением требований нормативных правовых актов, в порядке и в пределах своих полномочий, и оснований для отмены оспариваемого решения, как и для установления и выплаты ФИО1 ежемесячного материального обеспечения суд не усматривает.

Поскольку в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано, не подлежат возмещению за счет ответчиков понесенные им судебные расходы.

Руководствуясь ст. 8 Закона Республики Крым от 17.12.2014 № 36-ЗРК/2014, ст.ст.25, 37 Закона Украины от 16.12.1993 № 3723-XII, ст.ст. 12, 55, 56, 67, 98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Видакаса ФИО15 к Департаменту труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым об отмене решения об отказе в назначении ежемесячного материального обеспечения, подтверждении наличия стажа государственной службы, дающего право на получение ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014 № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», об обязании установления и выплаты ежемесячного материального обеспечения, – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.Н. Проскурня