Дело № 2- 2323/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2015г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Родионовой В.П.,
При секретаре Копиловой Е.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Ульяновска к Баженову ФИО12, Прокофьевой ФИО13, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о сносе строения, возложении обязанности по прекращению права собственности, исключению сведений из государственного кадастра недвижимости
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с исковыми требования, уточненными, в которых просит признать объект капитального строительства, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты>.м с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> самовольно возведенным объектом - многоквартирным жилым домом; Обязать Баженова ФИО14 и Прокофьеву ФИО15 осуществить за счет собственных средств снос объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и обязать прекратить право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. <адрес> исключить из ГКН сведения о жилом доме. В обоснование иска приводит следующие доводы. В соответствии с нормами земельного законодательства собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Аналогичные нормы закреплены частью 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ, согласно которой собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу муниципального образования «город Ульяновск», утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119 «О принятии Устава муниципального образования «город Ульяновск». В соответствии с п. 2.1 Положения об осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением УГД от 31.10.2012 № 173, муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования «город Ульяновск», осуществляет, в том числе, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска. В соответствии с задачами муниципального контроля Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска принимает меры по устранению нарушений следующих видов земельного законодательства:самовольного занятия земельных участков и использования земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;самовольного обмена земельными участками, самовольной переуступки права пользования землей;использования земель не по целевому назначению и невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования их по целевому назначению. 25.03.2015г. на основании Положения «Об осуществлении муниципального контроля за использованием земель на территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением УГД от 31.10.2012г. №173 специалистами отдела муниципального земельного контроля и исполнительного производства Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска было проведено обследование земельного участка (акт обследования земельного участка № 269) по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Баумана, д. 85. В ходе обследования земельного участка было выявлено, что в настоящее время на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> Ульяновска расположен трехэтажный жилой дом, имеющий внешние признаки многоквартирного дома, хозяйственное строение неустановленного назначения, участок огорожен. Согласно кадастровому паспорту на земельный участок с кадастровым номером № разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство, также за Баженовым ФИО16 зарегистрировано право собственности на трехэтажный жилой дом по указанному адресу. Таким образом, имеет место нецелевое использование земельного <адрес> а также неправомерная регистрация права на многоквартирный жилой дом под видом индивидуального жилого дома. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Ответчиком в упрощенном порядке зарегистрировано право собственности на указанный объект капитального строительства - жилой дом площадью <данные изъяты> м с кадастровым номером № Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в указанной норме, а именно: постройка создана на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами; постройка создана без получения необходимых для этого разрешений; постройка создана с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Исходя из вышеизложенного, возведение указанного объекта противоречит нормам законодательства о градостроительной деятельности, земельного, а также гражданского законодательства.
В соответствии со ст. 43 ГПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, ФГБУ «ФКП Росреестра», прокуратура Ленинского района г. Ульяновска.
В судебном заседании представитель истца на уточненных требованиях настаивала, доводы иска поддержала, пояснения дала аналогичные заявленным доводам.
Ответчики Баженов ФИО17 Прокофьева ФИО18 в судебное заседание не явились.
Представитель ответчиков в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Поддержали письменные возражения на иск, приводя следующие возражения. В обоснование заявленных требований Администрация города Ульяновска ссылается на акт обследования земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ Считает, что администрацией города Ульяновска допущены существенные нарушения Порядка осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 31.10.2012 № 173. В материалы дела администрацией города Ульяновска не представлены документальные доказательства того, что обследование земельного участка с кадастровым номером № производилось уполномоченными на осуществление муниципального земельного контроля в соответствии с п.3.1 Порядка лицами. Не представлены доказательства того, что указанные в акте члены комиссии (главный специалист-эксперт Отдела МЗКиИП Рубашкин ФИО19 и главный специалист-эксперт отдела МЗКиИП Долматов Е.Е.) включены в перечень уполномоченных на проведение муниципального земельного контроля лиц, который установлен правовым актом администрации города Ульяновска. Также администрация города Ульяновска не указала наименование и реквизиты этого правового акта, ссылка на него в акте № № от ДД.ММ.ГГГГ. отсутствует, а, следовательно, в материалы настоящего дела истцом должны быть представлены доказательства, подтверждающие полномочия лиц, указанных в акте обследования земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ (Рубашкина ФИО20 Долматова ФИО21 на проведение муниципального земельного контроля. Считает, что администрацией города Ульяновска существенно нарушена процедура проведения муниципального земельного контроля и, как следствие, оформленный по результатам проверки акт № № от ДД.ММ.ГГГГ не имеет юридической силы и не влечет каких-либо правовых последствий. Истцом не представлены в материалы настоящего дела доказательства того, что Ответчик использует земельный участок с кадастровым номером № не в соответствии с его целевым назначением. Требования администрации города Ульяновска о сносе жилого дома основаны также на отсутствии разрешения на строительство спорного объекта недвижимого имущества. С учетом разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», факт отсутствия разрешения на строительство сам по себе не может служить основанием для возложения на Ответчика обязанности по сносу самовольной постройки. К существенным нарушениям строительных норм и правил суды относят, например, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение и уничтожение имущества других лиц. Вместе с тем, администрацией города Ульяновска не представлено доказательств того, что спорный объект недвижимости создан с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, и что он нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц (в частности, права смежных землепользователей, правила землепользования и застройки), создает угрозу жизни и здоровью граждан, а следовательно заявленные исковые требования незаконны и необоснованны. Дополнительно пояснила, что с учетом выводов эксперта, изложенных в экспертном заключении № № от ДД.ММ.ГГГГ считает исковые требования Истца не подлежащими удовлетворению. Экспертом сделан вывод о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на время проведения осмотра (26.05.2015) признакам многоквартирного жилого дома отвечает в соответствии с классификацией п.1.1 таблицы приложение Б СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные», но в то же время в силу своих специальных познаний отметил следующее: на время проведения осмотра (26.05.2015г.) данные, свидетельствующие о фактическом использовании жилого дома как многоквартирного, отсутствуют. Несмотря на наличие у жилого дома ряда признаков многоквартирного жилого дома, он может быть использован и как индивидуальный жилой дом. Наличие ряда признаков многоквартирного жилого дома у принадлежащего Ответчику жилого дома не свидетельствует о его нецелевом использовании. Экспертом сделан вывод о том, что спорный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствует требованиям СНиП, градостроительным и иным требованиям. Его расположение учитывает градостроительную ситуацию и окружающую застройку,не нарушает пешеходной и транспортной доступности окружающих объектов в условиях сложившейся застройки. Также экспертом сделан вывод о том, что на время проведения осмотра техническое состояние конструктивных элементов 3-этажного жилого дома, их эксплуатационные характеристики, не создают опасности для пребывания людей, что эти постройки пригодны для эксплуатации по назначению. Требования администрации города Ульяновска о сносе жилого дома основаны на отсутствии разрешения на строительство спорного объекта недвижимого имущества. Однако факт отсутствия разрешения на строительство с учетом разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», сам по себе не может служить основанием для возложения на Ответчика обязанности по сносу самовольной постройки.
Представители ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в отзыве на иск указали на непризнание требования в части исключения из ЕГРП записи о государственной записи Баженова ФИО22 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> по следующим основаниям. Согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ЕГРП содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях, исключение каких-либо записей из ЕГРП не предусмотрено законом. По состоянию на 07.05.2015г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются актуальные записи: - о государственной регистрации права общей долевой собственности Баженова ФИО23 (доля в праве - <данные изъяты> Прокофьевой ФИО24. (доля в праве - <данные изъяты>) на земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> -о государственной регистрации права собственности Баженова ФИО28 на жилой дом, общей площадью <данные изъяты>.м., расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. <адрес> - о государственной регистрации права общей долевой собственности Баженова ФИО26. (доля в праве - <данные изъяты> Прокофьевой ФИО25 (доля в праве <данные изъяты> на жилой дом, общей площадью <данные изъяты>.м., расположенный по адресу: г.Ульяновск, <адрес> Запись о государственной регистрации права собственности Баженова ФИО27 на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г.Ульяновск<адрес>, была внесена по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, оснований для отказа в государственной регистрации не имелось. Основанием государственной регистрации явились договор купли-продажи земельного участка и расположенного на нем дома от ДД.ММ.ГГГГ. и договор купли-продажи доли жилого дома и доли земельного участка от 19.12.2014г. Ст. 25.3 Закон о регистрации установлен упрощенный порядок регистрации прав на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, который не предусматривает необходимость представления на государственную регистрацию прав на такой объект недвижимости документа, подтверждающего, что созданный объект недвижимости соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам, виду разрешенного использования земельного участка. Согласно названной статье до 1 марта 2018 года правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства. Более того, п. 5 ст. 25.3 установлен запрет на истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства). Отсутствие документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации. Согласно п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три. В соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ№ в графе 3 «назначение» указано - жилой дом, в графе 4 «этажность» указано -3, в графе 10 «особые отметки» указано - индивидуальный жилой дом. Сведения государственного кадастра недвижимости никем не оспорены и не признаны судом недействительными. В данном случае разрешения на строительство не требовалось.В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебном заседании оставила принятие решения на усмотрение суда, поддержала доводы письменных возражений, из которых следует, что сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>м., разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство, расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, <адрес> внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) <данные изъяты> г. на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала № утвержденного территориальным отделом Управления Роснедвижимости по г. Ульяновску. По сведениям, поступившим от Управления Росреестра по Ульяновской области в отношении вышеуказанного земельного участка зарегистрировано право общей долевой собственности <данные изъяты> г. за Баженовым ФИО29 в размере <данные изъяты> долей, Прокофьевой ФИО66 в размере <данные изъяты> доли. По сведениям ГКН на земельном участке располагаются объекты капитального строительства с кадастровым номером №. В ГКН содержатся сведения об индивидуальном жилом доме с кадастровым номером №, площадью 549,3 кв.м., 3 этажном, расположенном по адресу: <адрес>
<адрес>, сведения о котором внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства № от <адрес> г. поданного Лобода ФИО32 технического плана от ДД.ММ.ГГГГ г. подготовленного кадастровым инженером Лобода ФИО30 заказчиком работ являлся Баженов ФИО33 По сведениям, поступившим от Управления Росреестра по Ульяновской области в отношении вышеуказанного объекта недвижимости зарегистрировано право общей долевой собственности ДД.ММ.ГГГГ г. за Баженовым ФИО34 в размере <данные изъяты>, Прокофьевой ФИО31 в размере <данные изъяты>. Также в ГКН содержатся сведения об объекте капитального строительства - нежилом здании с кадастровым номером №, площадью 27 кв.м., расположенном по адресу:Ульяновская область, г. Ульяновск, <адрес> сведения о котором внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ г. на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, декларации объекта недвижимости. По сведениям, поступившим от Управления Росреестра по Ульяновской области в отношении вышеуказанного объекта недвижимости зарегистрировано право собственности ДД.ММ.ГГГГ г. за Баженовым ФИО35 Также обращаю внимание суда, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ №10 и Пленума Высшего арбитражного суда №22 от 29.04.2010 г. в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
Представитель прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель КУГИГ администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался, в отзыве поддержал заявленные требования и доводы иска.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Установлено, что в ГКН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство, расположенном по адресу: Ульяновская область, <адрес>
В отношении вышеуказанного земельного участка зарегистрировано право общей долевой собственности <данные изъяты> за Баженовым ФИО36. в размере <данные изъяты> долей, Прокофьевой ФИО37. в размере <данные изъяты> доли.
По сведениям ГКН на земельном участке располагаются объекты капитального строительства с кадастровым номером №, № В ГКН содержатся сведения об индивидуальном жилом доме с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>м., 3 этажном, сведения об объекте капитального строительства - нежилом здании с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>.м.расположенных по адресу: Ульяновская область, г<адрес>
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются актуальные записи: - о государственной регистрации права общей долевой собственности Баженова ФИО39. (доля в праве - <данные изъяты>), Прокофьевой ФИО40. (доля в праве - <данные изъяты> на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, о государственной регистрации права собственности Баженова ФИО38 на жилой дом, общей площадью <данные изъяты>м., расположенный по адресу: <адрес>, - о государственной регистрации права общей долевой собственности Баженова ФИО41 (доля в праве - <данные изъяты> Прокофьевой ФИО42 (доля в праве - <данные изъяты> на жилой дом, общей площадью <данные изъяты>м., расположенный по адресу: <адрес>
Запись о государственной регистрации права собственности Баженова ФИО43 на жилой дом, общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> была внесена на основании ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Фактически на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., с разрешенным видом использования - под индивидуальное жилищное строительство, расположенном по адресу: <адрес> возведен многоквартирный жилой дом, который подлежит сносу, а запись о регистрации прав общей долевой собственности на жилой дом прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно части 2 той же статьи лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Частью 3 той же статьи предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Исходя из изложенного, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
По заключению судебной строительно- технической экспертизы № № от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленной ОГУП БТИ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на время проведения осмотра ( 26 мая 2015 года), признакам многоквартирного жилого дома отвечает в соответствии с классификацией п.12.1. таблицы Приложения Б СП 54.13330.2011 « Здания жилые многоквартирные».
Тот факт, что возведенный объект капитального строительства фактически является многоквартирным домом, подтверждается не только результатами вышеприведенной судебной строительно- технической экспертизы, а так же и фактом продажи квартиры в данном доме.
Так, ДД.ММ.ГГГГ года между Баженовым ФИО44 и Прокофьевой ФИО45. был заключен договор купли- продажи с передачей последней в собственность доли жилого дома ( 4\100) и земельного участка ( 3\ 100). При этом, переданная Прокофьевой ФИО46. доля дома, соответствует помещению жилой площадью <данные изъяты> на 3 этаже указанного строения. При этом Баженов ФИО48 по указанному адресу не зарегистрирован, родственником Прокофьевой ФИО49 не является и совместного хозяйства с ней не ведет.
Сведений о том, что Баженов ФИО47. обращался за получением разрешения на строительство именно многоквартирного жилого дома, в материалах дела не имеется.
В соответствии с ч. 21.5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (ред. от 21,10.2013) физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.
В соответствии со ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года N 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 года N 120.
В соответствие с требованиями п. 1 ст. 54 Градостроительного Кодекса РФ, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствие со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
В силу пункта 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного, наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Ответчиком, вопреки вышеприведенным положениям законодательства, возведен не индивидуальный жилой дом, а трехэтажный многоквартирный жилой дом в отсутствии на то разрешения администрации г. Ульяновска, и проектно- сметной документации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
Однако несоответствие возведенного строения целевому назначению земельного участка ( индивидуальное жилищное строительство), на котором оно расположено, является условием, влекущим невозможность признания права собственности на самовольно возведенное строение в судебном порядке.
Поскольку самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается, то в тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не будет соответствовать разрешенному использованию, а компетентным органом отказано в его изменении, требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением целевого назначения земельного участка, судом не может быть удовлетворено. Иное решение противоречило бы положениям ст. 8 ЗК РФ, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую.
С учетом изложенного, суд возлагает обязанность на Баженова ФИО50 как на лицо самовольно возведенное строение обязанность по сносу многоквартирного жилого трехэтажного дома, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: г. <адрес>
Довод ответчика о незаконности регистрации права собственности Баженова ФИО51. на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: г<адрес> суд находит обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Положениями абзацев 4 и 10 части 1 статьи 20 Федерального закона установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как было указано выше, запись о государственной регистрации права собственности Баженова ФИО52. на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, была внесена на основании ст. 25.3 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пункт 1 ст. 25.3 содержит специальное указание на то, что установленный этой статьей упрощенный порядок помимо общих случаев, когда для их строительства или реконструкции не требуется выдачи разрешения на строительство, распространен на все случаи, когда объект индивидуального жилищного строительства создан или создается на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).
По смыслу п. 4 ст. 25.3 этот упрощенный порядок включает условие о том, что кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным основанием для государственной регистрации прав (в случае, если ранее зарегистрировано в установленном порядке право заявителя на земельный участок, на котором создан объект).
В материалах регистрационного дела имеется кадастровый паспорт, содержащий разделы КП1,КП2 с описанием строения, его технических характеристик, с описанием расположения объекта недвижимого имущества на земельном участке. Однако указанный кадастровый паспорт не имеет раздела КП3 с поэтажным планом и его техническим описанием.
Принимая решение регистрации права собственности Баженова ФИО53 на жилой дом, общей площадью <данные изъяты>м., расположенный по адресу: <адрес> специалистами Росреестра по Ульяновской области не был учтен тот факт, что объект недвижимости представляет собой трехэтажное строение с местами общего пользования, состоящее из ряда жилых помещений, и самостоятельными выходами в помещения общего пользования жилого дома ( что должно быть отражено в разделе КП 3 кадастрового паспорта). Наличие помещений общего пользования в индивидуальном жилом доме не предусмотрено, поскольку в силу положений части 3 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
С учетом изложенного, суд полагает возможным возложить обязанность на Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области внести сведения в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права общей долевой собственности на жилой трехэтажный дом, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> в отношении Баженова ФИО54 на <адрес> долей в отношении Прокофьевой <данные изъяты> на <данные изъяты>
Кроем того, вступившее в законную силу решение суда будет являться основанием для филиала Федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области» для исключению сведений из ГКН об индивидуальном жилом доме с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> 3- этажном, расположенном по адресу: Ульяновская область <адрес>
На основании ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым распределить судебные расходы в виде стоимости услуг по подготовке заключения судебной экспертизы, которая составляет <данные изъяты> и взыскивает указанные денежные средства с ответчика Баженова ФИО55
В иске к Прокофьевой ФИО57. следует отказать.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика Баженова ФИО58. судом взыскивается пошлина в доход местного бюджета, от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска.
Руководствуясь ст. 194- 196, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск администрации г. Ульяновска удовлетворить в части.
Возложить обязанность на Баженова ФИО59 по сносу самовольно возведенного жилого трехэтажного дома, кадастровый номер № площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес>
Взыскать с Баженова ФИО60 в пользу Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации стоимость услуг по подготовке судебной экспертизы в размере <данные изъяты>
В иске к Прокофьевой ФИО61 отказать.
Вступившее в законную силу решение суда будет являться основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области для внесения сведений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права общей долевой собственности на жилой трехэтажный дом, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> в отношении Баженова ФИО62 на <данные изъяты> долей в отношении Прокофьевой ФИО64 на <данные изъяты>
Вступившее в законную силу решение суда будет являться основанием для Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области» для исключения сведений из ГКН об индивидуальном жилом доме с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>м., 3- этажном, расположенном по адресу: <адрес>
Взыскать с Баженова ФИО65 пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья В.П.Родионова