№ 2 –92/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 25 февраля 2021 г.
Ленинский районный суд г. Тамбова
в составе судьи Карпухиной Ю.А.,
при секретаре Тофан А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении в страховой стаж периодов работы, перерасчете страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
УПФР г. Благовещенска по Амурской области ФИО1 была назначена трудовая пенсия по старости с 04.08.2014.
При назначении трудовой пенсии в общий трудовой и страховой стаж были учтены периоды: с 04.06.1971 по 11.06.1973 служба в армии по призыву; с 30.12.1986 по 18.03.1991 в должности начальника управления госстраха Арктикского района Армянской ССР; с 01.06.1993 по 07.06.1994 в должности начальника следственного отдела Военного комиссариата г. Артика Республики Армения; с 01.07.1994 по 01.12.1997 в должности старшего контролера ГП филиала «Арич» «Электросети Ширакской области»; с 09.03.1999 по 22.01.2001 в должности принудительного исполнителя службы СППИ РА министерства юстиции; с 01.10.2013 по 31.03.2014 в ООО ЧОА «Стражник» и ООО ЧОО «Ягуар». При этом, не были учтены при исчислении размера трудовой пенсии по старости периоды: с 05.06.1991 по 01.07.1993 в должности заместителя начальника «Артикагрошин», республика Армения, так как печать, заверяющая запись о работе не читается; с 18.04.1998 по 27.03.1999 в должности помощника директора ГЗАО фирма «Артиктуф» республика Армения, так как печать, заверяющая запись о работе отсутствует; с 05.06.2003 по 28.11.2003 в должности юрисконсульта филиала «Артик» ОАО «Хайагробанк»; с 01.12.2003 по 01.08.2004 в должности юрисконсульта филиала Артика «Агро» ЗАО «Ардшининвестбанк», с 13.08.2004 по 19.11.2009 в должности контролера ГГС Ширака; с 01.07.2009 по 28.11.2009, с 01.07.2010 по 30.04.2011 в должности водителя ООО «Манвел-Транс», так как сведения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Армения отсутствуют. Расчетный размер трудовой пенсии по старости определен в соответствии с п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ как наиболее выгодный вариант. Таким образом, с 04.08.2014 по 31.08.2016 выплата пенсии производилась в УПФР в г.Благовещенске Амурской области с учетом страхового стажа 15 лет 25 дней, общего трудового стража в календарном исчислении 14 лет 6 месяцев 25 дней.
09.08.2016 ФИО1 обратился в УПФР в г.Геленджик Краснодарского края с заявлением о запросе выплатного дела из УПФР г.Благовещенск Амурской области, а с 06.09.2016 и 22.11.2016 с заявлениями о перерасчете размера пенсии. УПФР в г.Геленджик Краснодарского края произведен перерасчет страховой пенсии по старости с учетом представленных ФИО1 справок в общий трудовой и страховой стаж были учтены периоды: с 23.09.1977 по 29.02.1980 в должности юрисконсульта в исполкоме Арктиского райсовета; с 10.03.1980 по 19.02.1981 в должности юрисконсульта завода. В связи с чем, размер пенсии увеличился. При перерасчете УПФР не была учтена справка от 17.06.2015 №-238-13, подтверждающая периоды работы с 06.01.1981 по 22.07.1998 в должности инструктора в организационно-инструкторский отдел исполкома Арктикского райсовета и с 22.07.1981 по 26.01.1987 в должности руководителя юридической группы. 14.12.2017 ФИО1 вновь обратился в УПФР г.Благовещенск Амурской области о запросе выплатного дела из УПФР в г.Геленджик Краснодарского края.17.06.2019 ФИО1 обратился с заявлением о перерасчете пенсии. Однако, УПФР г.Благовещенск Амурской области принято решение об отказе ФИО1 в перерасчете пенсии, в связи с отсутствием подтверждения достоверности сведений о стаже. Таким образом, с 04.08.2014 по 31.08.2016, с 01.01.2018 по 30.04.2020 выплата пенсии производилась в УПФР в г.Благовещенск Амурской области, с 01.09.2016 по 31.12.2017 в УПФР в г.Геленджик Краснодарского края.
16.04.2020 ФИО1 обратился в ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о запросе выплатного дела и выплате пенсии по новому месту жительства в г.Тамбове. На основании распоряжения УПФР от 21.04.2020 с 01.05.2020 пенсионное дело ФИО1 поставлено на учет в г.Тамбове, выплата пенсии ФИО1 продлена по имеющимся в пенсионном деле документам, в том же размере, в котором выплачивалась по прежнему месту жительства с учетом всех производимых перерасчетов и индексаций размера пенсии. 23.06.2020 письмом ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области ФИО1 разъяснен порядок расчета страховой пенсии.
Не согласившись с вышеуказанным порядком расчета страховой пенсии ФИО1 обратился в суд с иском, с учетом уточнений от 03.09.2020 просит обязать УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области включить в страховой стаж периоды работы: с 06.01.1981 по 22.07.1981 в должности инструктора организационно-инструкторского отдела исполкома Артикского районного совета Армянская ССР; с 22.07.1981 по 14.01.1984 в должности руководителя юридической группы исполкома Артикского районного совета Армянская ССР; с 05.06.1991 по 01.07.1993 в должности заместителя начальника «Артикагрошин», республика Армения; с 18.04.1998 по 27.03.1999 в должности помощника директора ГЗАО фирма «Артиктуф» республика Армения и произвести перерасчет размера пенсии с 01.09.2014, а также взыскать невыплаченную пенсию в размере примерно 80000 руб. и компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Определением Ленинского районного суда г.Тамбова от 25.02.2021 производство по делу в части исковых требований ответчику о включении периода работы с 13.08.2004 по 19.11.2009 в должности контролера ГГС АрмРосгазпроме прекращено, в связи с отказом истца от указанной части исковых требований.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что при расчете размера пенсии ему как в г. Благовещенске Амурской области, так и в г.Геленджике Краснодарского края, так и в г. Тамбове пенсионным органом был неверно рассчитан трудовой стаж, что привело к уменьшению размера его пенсии. Указывает, что в вышеуказанные периоды он был трудоустроен, получал заработную плату. Недостатки и неточности заполнения его трудовой книжки не могут служить основанием для ущемления его права на полноценное социальное обеспечение, гарантируемое государством в соответствии со ст.39 Конституции РФ. Отсутствие в трудовой книжке записей периодов его работы до 30.12.1986 года связано с произошедшим Спитакским землетрясением в Армянской ССР, восстановить записи в трудовой книжке не представилось возможным. Спорные периоды работы подтверждаются архивной справкой от 17.06.2015 №-238-13, подтверждающая периоды работы с 06.01.1981 по 22.07.1998 в должности инструктора в организационно-инструкторский отдел исполкома Арктикского райсовета и с 22.07.1981 по 26.01.1987 в должности руководителя юридической группы, полученной им по его запросу из национального архива республики Армении. Доводы представителя ответчика о том что, данные сведения не могут считаться достоверными являются безосновательными. Данные обстоятельства не должны влечь нарушение его пенсионных прав.
Полагает, что Пенсионный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, является единым федеральным органом, финансируемым за счет средств федерального бюджета, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу является тот орган, в котором находится его пенсионное дело, в связи с чем независимо от времени назначения и выплаты пенсии обязанность производить ее перерасчет за весь период должна быть возложена на пенсионный орган г. Тамбова, осуществляющий ее назначение и выплату в настоящее время. Вместе с тем, размер невыплаченной пенсии в размере 80000 руб., а также факт причинения ему морального вреда ответчиком обосновать и представить какие-либо доказательства не смог.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала и пояснила, что решением УПФР г.Благовещенск Амурской области ФИО1 была назначена трудовая пенсия по старости с 04.08.2014, а также произведен перерасчет пенсии. Данным пенсионным органом направлены запросы, но ответы на них своевременно получены не были. Включение спорных периодов в страховой стаж истца в будущем повлияет на размер его пенсии. Вместе с тем, пояснил, что в материалах пенсионного дела в подтверждение спорных периодов работы ФИО1 содержится архивная справка от 10.02.2021 №Ат-99, выданная Национальным архивом Армении. Кроме того, пояснила, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п.2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к таковой ответственности не имеется. Письменные возражения на иск приобщены к материалам дела. На основании изложенного просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Статья 19Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (статья3 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно ст.8 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, УПФР г. Благовещенска Амурской области по ФИО1 была назначена трудовая пенсия по старости с 04.08.2014.
При назначении трудовой пенсии в общий трудовой и страховой стаж учтены периоды: с 04.06.1971 по 11.06.1973 служба в армии по призыву; с 30.12.1986 по 18.03.1991 в должности начальника управления госстраха Арктикского района Армянской ССР; с 01.06.1993 по 07.06.1994 в должности начальника следственного отдела Военного комиссариата г. Артика Республики Армения; с 01.07.1994 по 01.12.1997 в должности старшего контролера ГП филиала «Арич» «Электросети Ширакской области»; с 09.03.1999 по 22.01.2001 в должности принудительного исполнителя службы СППИ РА министерства юстиции; с 01.10.2013 по 31.03.2014 в ООО ЧОА «Стражник» и ООО ЧОО «Ягуар». При этом, не были учтены при исчислении размера трудовой пенсии по старости периоды: с 05.06.1991 по 01.07.1993 в должности заместителя начальника «Артикагрошин», республика Армения, так как печать, заверяющая запись о работе не читается; с 18.04.1998 по 27.03.1999 в должности помощника директора ГЗАО фирма «Артиктуф» республика Армения, так как печать, заверяющая запись о работе отсутствует; с 05.06.2003 по 28.11.2003 в должности юрисконсульта филиала «Артик» ОАО «Хайагробанк»; с 01.12.2003 по 01.08.2004 в должности юрисконсульта филиала Артика «Агро» ЗАО «Ардшининвестбанк», с 13.08.2004 по 19.11.2009 в должности контролера ГГС Ширака; с 01.07.2009 по 28.11.2009, с 01.07.2010 по 30.04.2011 в должности водителя ООО «Манвел-Транс», так как сведения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Армения отсутствуют. Расчетный размер трудовой пенсии по старости определен в соответствии с п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ как наиболее выгодный вариант. Таким образом, с 04.08.2014 по 31.08.2016 выплата пенсии производилась в УПФР в г.Благовещенске Амурской области с учетом страхового стажа 15 лет 25 дней, общего трудового стража в календарном исчислении 14 лет 6 месяцев 25 дней.
09.08.2016 ФИО1 обратился в УПФР в г.Геленджик Краснодарского края с заявлением о запросе выплатного дела из УПФР г.Благовещенск Амурской области, а с 06.09.2016 и 22.11.2016 с заявлениями о перерасчете размера пенсии. УПФР в г.Геленджик Краснодарского края произведен перерасчет страховой пенсии по старости с учетом представленных ФИО1 справок в общий трудовой и страховой стаж были учтены периоды: с 23.09.1977 по 29.02.1980 в должности юрисконсульта в исполкоме Арктиского райсовета; с 10.03.1980 по 19.02.1981 в должности юрисконсульта завода. В связи с чем, размер пенсии увеличился. При перерасчете УПФР не была учтена справка от 17.06.2015 №-238-13, подтверждающая периоды работы с 06.01.1981 по 22.07.1998 в должности инструктора в организационно-инструкторский отдел исполкома Арктикского райсовета и с 22.07.1981 по 26.01.1987 в должности руководителя юридической группы. 14.12.2017 ФИО1 вновь обратился в УПФР г.Благовещенск Амурской области о запросе выплатного дела из УПФР в г.Геленджик Краснодарского края, а 17.06.2019 обратился с заявлением о перерасчете пенсии. Однако, УПФР г.Благовещенск Амурской области принято решение об отказе ФИО1 в перерасчете пенсии, в связи с отсутствием подтверждения достоверности сведений о стаже. Таким образом, с 04.08.2014 по 31.08.2016, с 01.01.2018 по 30.04.2020 выплата пенсии ФИО1 производилась в УПФР в г.Благовещенск Амурской области, с 01.09.2016 по 31.12.2017 в УПФР в г.Геленджик Краснодарского края.
16.04.2020 ФИО1 обратился в ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о запросе выплатного дела и выплате пенсии по новому месту жительства в г.Тамбове. На основании распоряжения УПФР от 21.04.2020 с 01.05.2020 пенсионное дело ФИО1 поставлено на учет в г.Тамбове, выплата пенсии ФИО1 продлена по имеющимся в пенсионном деле документам, в том же размере, в котором выплачивалась по прежнему месту жительства с учетом всех производимых перерасчетов и индексаций размера пенсии. 23.06.2020 письмом ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области ФИО1 разъяснен порядок расчета страховой пенсии.
Как усматривается из трудовой книжки серии ПТ-I №1039489 на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец 30.12.1986 принят на должность начальника управления госстраха Арктикского района (запись №17) на основании Приказа №46 от 29.12.1986; 18.03.1991 уволен с работы, оставив в распоряжении исполкома райсовета Артика на основании Приказа №9 18.03.91 (запись №18); 05.06.1991 принят на работу в «Артикагрошин» на должность заместитель начальника на основании приказа №19, пар.2 от 05.06.1991 (запись №19); 01.05.1992 «Артикагрошин» переименован ОГП «Артикшин» на основании приказа №14 пар 1 от 01.05.1992 (запись №20); 01.07.1993 уволен с работы согласно собственному желанию в связи с переходом на другую работу на основании Приказа №17 от 01.07.1993 (запись №20); 01.06.1993 принят на работу в военный комиссариат Артика на должность начальника следственного отдела на основании Приказа №28 пар. от 04.06.1993 (запись №21); 07.06.1994 уволен с работы согласно собственному заявлению на основании Приказа №39 пар. 1 от 07.06.1994 (запись №22); 25.01.1995 принят на работу в Исполкоме Горсовета на должность юрист-консультант на основании Приказа №91 от 25.01.95 (запись №23); 11.04.1996 уволен с работы в связи с возвращением основного работника на основании Приказа №121 от 11.04.1996 (запись №24); 01.07.1994 принят на должность старшего контролера в «Электросети Ширакской области» ГП филиал «Арич» на основании Приказа №35 от 01.04.97 (запись №25); 01.12.1997 уволен с работы по причине сокращения штата согласно ст.36 п.1 Трудового кодекса РА на основании Приказа №1 пар.75 от 01.12.97 (запись №26); 18.04.1998 принят на работу на должность помощника директора (по совместительству начальником-гражд.Обороны и мобилизированных работ на основании Приказа 18-К от 18.04.98 (запись №27); 27.03.1999 уволен с работы по собственному желанию на основании Приказа 11-К от 30.03.99 (запись №28); 09.03.1999 принят на должность принудительного исполнителя в РА министерство юстиции службы СППИ (запись №29) и т.д.
Как следует из пояснений истца в суде, записи в трудовой книжке отсутствуют до 30.12.1986 года в связи с произошедшим Спитакским землетрясением в Армянской ССР.
Рассматривая заявленные требования истца ФИО1, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в части, а именно в части возложения на ответчика обязанности включить в подсчет страхового стажа истца периодов его трудовой деятельности с 20.02.1981 по 22.07.1981 в должности инструктора организационно-инструкторского отдела исполкома Артикского районного совета Армянская ССР; с 23.07.1981 по 14.01.1984 в должности руководителя юридической группы исполкома Артикского районного совета Армянская ССР ; с 05.06.1991 по 31.05.1993 в должности заместителя начальника «Артикагрошин», республика Армения; с 18.04.1998 по 08.03.1999 в должности помощника директора ГЗАО фирма «Артиктуф» республика Армения с учетом данных о стаже (л.д. 126) по следующим основаниям.
Государство СССР существовало до декабря 1991 года; все его граждане, проживавшие в союзных республиках, имели равные права и обязанности в области пенсионного обеспечения.
После распада СССР, то есть после 1 декабря 1991 г, вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств, куда вошла и Республика Армении, урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование 12 декабря 1991 г, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном статьями 99 - 104 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г.
Согласно статье 100 названного Закона в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи).
Согласно пункту 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 г. N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, при установлении пенсий в рамках Соглашения от 13 марта 1992 г. в обязательном порядке требуется подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретённых на территории государств-участников Соглашения, в данном случае - в Республике Армения, что также подтверждается архивной справкой Национального архива Армении от 10.02.2021 №Ат-99 (на запрос Ленинского районного суда г. Тамбова о стаже и заработной плате истца ФИО1). Согласно данной справке, выданной согласно книгам приказов исполнительного комитета Артикского районного Совета народных депутатов Армянской ССР, в спорные периоды работы ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в указанных выше организациях. Кроме того, данной архивной справкой подтверждается заработок истца с апреля 1998 года по март 1999 года, основание выдачи справки: лицевые счета, платежные ведомости и т.д.
Доводы пенсионного органа о том, что периоды работы истца с 05.06.1991 по 31.05.1993 в должности заместителя начальника «Артикагрошин», республика Армения; с 18.04.1998 по 08.03.1999 в должности помощника директора ГЗАО фирма «Артиктуф» республика Армения не могут быть включены в его страховой стаж, поскольку имеются неточности и несоответствия записей в трудовой книжке, а также некоторые печати не читаемые, суд полагает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. По смыслу ч.4 ст.66 ТК РФ в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя вносятся записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении.
В соответствии с п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В силу п.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и решения дела.
В силу п.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003г. № 69 (ранее действовала Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162 с последующими изменениями), в трудовых книжках ставится порядковый номер вносимой записи, записи о работе вносятся в трудовую книжку на основании документов (приказ, распоряжение или иное решение работодателя, указывается дата и номер документа) и заверяется подписью должностного лица и печатью организации. Если за время работы работника наименование организации изменяется, то об этом отдельной строкой в трудовой книжке делается соответствующая запись с указанием основания переименования.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В случае ликвидации работодателя или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Тот факт, что в трудовой книжке истца имеются несоответствия, не должно повлечь нарушение его пенсионных прав. Также судом учитывается, что истец не является специалистом в области кадровой политики, записи в свою трудовую книжку не вносил, следовательно, неблагоприятные последствия, связанные с неправильным оформлением трудовой книжки работниками отдела кадров, не могут ухудшать его положение в части включения периодов работы в страховой стаж, влияющий на определение его права на пенсионное обеспечение и размер такового обеспечения.
Каких-либо доказательств свидетельствующих, что записи в трудовой книжки истца за указанные периоды являются недостоверными, а также об отсутствии трудовых отношений истца в спорные периоды с организациями, указанными у него в трудовой книжке в качестве места работы, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что истец не имеет право на включение в страховой стаж вышеуказанных периодов работы, является необоснованным. Данные периоды подлежат включению в страховой стаж для перерасчета пенсии.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (дела Федеральный закон от 28.12.2013г. №400-ФЗ) перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015года.
Согласно п.15 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н, для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно статье 36 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ.
Федеральные законы, принятые до днявступления в силунастоящего Федеральногозаконаи предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, УПФР г. Благовещенск по Амурской области ФИО1 была назначена трудовая пенсия по старости с 04.08.2014.
В связи с изменением места жительства распоряжением УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 21.04.2020 пенсионное дело ФИО1 было постановлено на учет в г. Тамбове.
По результатам проверки УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области документов пенсионного дела ФИО1 выплата пенсии продлена по имеющимся в пенсионном деле документам, в том же размере, что выплачивалась ему УПФР по г. Благовещенска по Амурской области.
С письменными заявлениями в УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области ФИО1 о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения не обращался.
Согласно п.5 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, при смене пенсионером места жительства выплата страховой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по его новым месту жительства или месту пребывания, подтвержденным документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера.
В соответствии с Положением о Государственном учреждении- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области является территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который создается по решению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Управление является юридическим лицом, владеет на праве оперативного управления закрепленным за ним имуществом, имеет самостоятельный баланс, имеет лицевые счета, открытые получателю бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства в соответствии с порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, установленным Федеральным казначейством, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с п. 11 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 г. N 885н, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения выплатного дела.
Как следует из материалов дела, установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами до 21.04.2020 выплатное дело ФИО1 находилось в территориальном органе Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенск по Амурской области. Начисление и выплата ему пенсии до указанной даты осуществлялось данным органом, в связи с чем суд считает ненадлежащим ответчиком Государственное учреждение УПФР РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области по требованиям о перерасчете пенсии за период с 01.09.2014 по 21.04. 2020 года.
Доводы представителя истца о том, что любое отделение пенсионного органа входит в структуру Пенсионного фонда Российской Федерации, в связи с чем отвечать за весь период неправильного начисления пенсии истице должен тот орган, в ведении которого в настоящее время находится пенсионное дело гражданина, основаны на неверном толковании норма права, противоречат Положению о Государственном учреждении- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, в силу которого последнее является самостоятельным юридическим лицом, а, следовательно, не может отвечать по обязательствам иного юридического лица.
По этим же основаниям суд считает не подлежащими удовлетворению требования о возложении на УПФР РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области обязанности произвести ему перерасчет страховой пенсии за период с 01.09.2014 по настоящее время.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о возложении на УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области обязанности по перерасчету ФИО1 пенсии за период с 21.04.2020 по настоящее время, поскольку 21.04.2020 распоряжением УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области пенсионное дело ФИО1 было постановлено на учет в г. Тамбове и принято решение о выплате ФИО1 пенсии по имеющимся в пенсионном деле документам, в том же размере, что и по прежнему месту жительства.
Исковые требования заявленные ФИО1 о выплате невыплаченной страховой пенсии в размере приблизительно 80000 руб. суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку они не основаны на нормах закона.
Рассматривая требование о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 50000 руб., суд не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно ст.151 ГК РФ под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.
В соответствии с п.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта2 статьи1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Таким образом, правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда с ответчика в пользу истца не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области включить ФИО1 в страховой стаж периоды работы:
- с 20.02.1981 по 22.07.1981 в должности инструктора организационно-инструкторского отдела исполкома Артикского районного совета Армянская ССР;
-с 23.07.1981 по 14.01.1984 в должности руководителя юридической группы исполкома Артикского районного совета Армянская ССР ;
-с 05.06.1991 по 31.05.1993 в должности заместителя начальника «Артикагрошин», республика Армения;
-с 18.04.1998 по 08.03.1999 в должности помощника директора ГЗАО фирма «Артиктуф» республика Армения.
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области произвести перерасчет страховой пенсии по старости ФИО1 с учетом включенных периодов работы в страховой стаж, исходя из наиболее выгодного варианта с 21.04.2020.
В удовлетворении остальных исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Карпухина Ю.А.
Решение в окончательной форме принято 04.03.2021.
Судья: Карпухина Ю.А.