ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2323/2022 от 22.06.2022 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2-2323/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2022 года гор. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи - Устьянцевой-Мишневой О.О.,

при видении протокола помощником судьи – Тимощенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюДмитриевой Л. Г., Дмитриева И. С., Дмитриевой А. С., Дмитриева В. С., Дмитриевой А. С., Дмитриева С. В. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по гор. Комсомольску-на-Амуре» о признании незаконным отказа во включение в список граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, признании права получения меры социальной поддержки, продлении срока для подачи заявления на перечисление денежных средств на строительство жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились с иском в суд к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по (адрес)» о признании незаконным отказа во включение в список граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, признании права получения меры социальной поддержки. В обоснование требований истцы указали, что Дмитриев С. В. является собственником земельного участка. категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый индивидуальным жилым домом, общая площадь 650 кв. м., адрес: (адрес).. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), кадастровый (№). На данном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом площадью 50,1 кв.м., собственником которого является также Дмитриев С. В.. Постановлением администрации (адрес) жилой (адрес) признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории города Комсомольска-на-Амуре. Распоряжением Правительства Хабаровского края № 623-рп от 29 июля 2019 г. в связи с выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края на территории Хабаровского края, в том числе в границах Г. округа г Комсомольск-на-Амуре» введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера. Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№)-па на территории (адрес) введен режим чрезвычайной ситуации. Уведомлением (№)_(№) от (дата) о праве на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения удостоверено право Дмитриева С. В., Дмитриева В. С., Дмитриева И. С., Дмитриевой А. С., Дмитриевой А. С., Дмитриевой Л. Г. на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Российской Федерации в размере фактической стоимости жилого помещения, но не выше (иные данные) рублей. (дата)Дмитриев С. В. подал Заявление Главе Городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», директору КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре», в котором Дмитриев С.В. просил расторгнуть Обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность гражданами, подписанное Дмитриевым С. В.(дата) и Г. г. Комсомольска-на-Амуре Жорником А.В.(дата). Данное обязательство было подписано Дмитриевым С.В. одновременно с подписанием заявления от (дата). Но на данное заявлениеДмитриев С.В. получил (дата) Уведомление (№)_(№) от (дата) об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении выплаты, так как необходимо было сначала вернуть произведенную выплату на капитальный ремонт. Новое обязательство Дмитриев С.В. не писал, так как проконсультировался с юристом и сделал выводы о том, что отобрание его земельного участка дополнительно к отобранию дома взамен на жилье противоречит Конституции Российской Федерации и здравому смыслу. Тогда Дмитриев С.В. написал новое заявление о предоставлении социальной выплаты, но сразу предупредил работников Центра социальной поддержки, что не будет писать обязательство и что хочет забрать обязательство, подписанное ранее для другого заявления. Дмитриева С.В. предупредили, что тогда ему откажут в предоставлении социальной выплаты, на что он ответил, что ему нужен официальный отказ, чтобы оспаривать его в судебном порядке. Но вместо этого Дмитриеву С.В. было выдано Уведомление от (дата)(№)_135 о праве на получение выплаты на приобретение или строительство 'жилого помещения. В ответ на данное обращение от (дата)Дмитриев С.В. получил ответ от КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» от (дата), в котором Дмитриеву С.В. не разъяснили ничего по поводу неправомерных действий работников КГКУ «Центра социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» по перекладыванию Обязательства из одного пакета документов в другой, лишь ответили, что гражданин не будет обязан исполнять Обязательство, если не подаст до (дата)заявление и документы на приобретение либо строительство жилого помещения. В ответ на данное обращение от (дата)Дмитриев С.В. получил ответ от (дата)(№) от Администрации г. Комсомольска-на-Амуре о том, что Обязательство не требует выполнения установленной Гражданским законодательством РФ процедуры по его расторжению, поскольку в случае отказа гражданина от мер социальной поддержки Обязательство прекращает свое действие и не подлежи; исполнению. До этого Дмитриев С.В. также писал обращение в КГКУ «Центр социальной поддержки по г. Комсомольску-на-Амуре» о том, что он не давал обязательства по заявлению о получении мер социальной поддержки. На данное обращение получил ответ от (дата)(№) о том, что отказ от выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не предусмотрен и что в случае не предоставления заявления и документов на приобретение либо строительство жилого помещения до (дата) выданное Уведомление от (дата)(№)_(№) будет аннулировано автоматически. (дата) Истцы Дмитриева Л. Г., Дмитриев И. С.. Дмитриева А. С., Дмитриев В. С., Дмитриева А. С. подали заявление директору КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре», в котором Истцы просили дать разъяснение по поводу отказа в реализации прав истцов на предоставление мер социальной поддержки без участия собственника жилого помещения по Уведомлению № (№) от (дата), так как собственник жилого помещения Дмитриев С.В. отказался от мер социальной поддержки. Был получен устный отказ от специалистов Ответчика. Истцы обращались в агентство недвижимости для подбора жилья. Но специалист агентства недвижимости созвонился со специалистами Ответчика, которые ему объяснили, что ввиду того, что собственник утраченного жилого помещения не будет указан в качестве покупателя жилья, то в перечислении выплаты будет отказано. Поэтому специалист агентства недвижимости объяснил членам семьи Дмитриева С.В., что такой сделкой они подставили бы продавца, которому деньги не будут перечислены и который будет вынужден расторгать договор купли-продажи в судебном порядке. Истцы - члены семьи Дмитриева С.В. обратились в Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре с иском о признании права на получение социальной выплаты без участия в подаче заявленияДмитриевым С.В. и без отчуждения Дмитриевым С.В. дома и земельного участка. Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (адрес) от (дата) по гражданскому делу (№) исковые требования Дмитриевой Л. Г., Дмитриева И. С., Дмитриевой А. С., Дмитриева В. С., Дмитриевой А. С. к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" о признании действий незаконными, признании отказа в перечислении выплаты незаконным, признании права на получение меры социальной поддержки оставлены без удовлетворения. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 апреля 2021 года по делу № 33-2903/2021 (№2- 474/2021) решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от (дата) по иску Дмитриевой Л.Г., Дмитриева И.С.Дмитриевой А.С., Дмитриева В.С., Дмитриевой А.С. к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о признании действий незаконными, признании отказа в перечислении выплаты незаконным, права на получение меры социальной поддержки оставлено без изменения, апелляционная жалоба Дмитриевой Л.Г., Дмитриева И.С., Дмитриевой А.С.Дмитриева В.С., Дмитриевой А.С. оставлена без удовлетворения. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от (дата) № 88-6856/2021 решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от (дата), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от (дата) оставлены без изменения, кассационная жалоба Дмитриевой Л.Г., Дмитриева И.С., Дмитриевой А.С., Дмитриева В.С., Дмитриевой А.С. оставлена без удовлетворения. Определением судьи Верховного Суда РФ от (дата)(№)-КФ21-598-К9 отказано Дмитриевой Л.Г., Дмитриеву И.С., Дмитриевой А.С., Дмитриеву В.С., Дмитриевой А.С. в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Заместитель Председателя ВС РФ не нашел оснований для несогласия с отказом о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции: письмо от (дата)(№)-(№) которое было получено (дата)г. То есть (дата) Истцы узнали о том, что исчерпали все способы внутригосударственной защиты для получения членами семьи Дмитриева С.В. выплаты на приобретение жилого помещения отдельно от Дмитриева С.В.(дата)Дмитриев С.В. подал в Администрацию (адрес)-ка-Амуре Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на своем земельном участке, на котором расположен жилой дом, признанный непригодным для проживания. (дата)Дмитриев С.В. получил Уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома па земельном участке с кадастровым номером (№) по адресу: (адрес). Получив вышеуказанное Уведомление, (дата)Дмитриев С.В. обратился с заявлением к Ответчику о желании реализовать право на строительство жилого помещения по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес). (дата)Дмитриев С.В. получил ответ от Ответчика на обращение. В Ответе на обращение указано, что (дата)Дмитриеву С.В. было выдано уведомление от (дата)(№)_(№) о праве на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также указано, что в случае непредставления заявления и необходимых документов в срок не позднее (дата)Дмитриев С.В. имеет право обратиться в суд для восстановления срока обращения в Центр социальной поддержки населения за выплатой на приобретение или строительство жилого помещения. В ответе указано, что в случае отсутствия у Дмитриева С.В. указанного решения суда, вступившего в законную силу, произвести Дмитриеву С.В. выплату на приобретение или строительство жилого помещения не представляется возможным». В ответе обращено внимание Дмитриева С.В. на то, что планируемое строительство жилого помещения на земельном участке по адресу утраченного ранее в связи о паводком 2019 года жилого помещения не представляется возможным за счет выплаты меры социальной поддержки на строительство жилого помещения в связи с тем, что данный земельный участок находится в границах зон затопления (подтопления), а также делает невозможным последующее исполнение гражданином данного им обязательства об отчуждении утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено, в муниципальную собственность. Собственник жилого помещения и земельного участка Дмитриев С.В. желает построить на своем земельном участке, на котором находится утраченный жилой дом, новый жилой дом. Он не желает передавать земельный участок в муниципальную собственность. Законность строительства на данном земельном участке жилого дома подтверждается Уведомлением о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке с кадастровым номером (№) но адрес»: (адрес). Дмитриев С.В. считает, что изъятие земельного участка вместе с утраченным жилым домом является излишней мерой, направленной не на восстановление его жилищных прав, а на нарушение его прав собственника. Размер выплаты Дмитриеву С.В. и за дом, и за земельный участок, который имеет для Дмитриева С.В. самостоятельную ценность, такой же, как и для граждан, которые утратили только жилое помещение (квартиру). Нарушается принцип равенства всех перед законом. А принудительное изъятие земельного участка (фактически изъятие земельного участка является принудительным, так как без безвозмездной передачи земельного участка муниципальному образованию денежные средства на строительство жилого дома выделены не будут, а строительство жилого дома Дмитриев С.В. планирует на своем земельном участке, на котором строительство разрешено органом местного самоуправления, который имеет для Дмитриева С.В. самостоятельную ценность, нарушает его право иметь в собственности землю, пользоваться ей и распоряжаться. Дмитриев С.В. желает оставить в своей собственности земельный участок, чтобы ему хватило денежной выплаты для строительства жилого дома. Изъятие у Дмитриева С.В. земельного участка в обмен на восстановление его. прав на жилище (при этом, его право на жилище никак не восстанавливается из-за иных указанных ранее положений данных нормативных правовых актов, о чем будет далее) является избыточной и необоснованной мерой, которая ведет к обогащению муниципального образования за его счет. Когда многоквартирный дом признается непригодным для проживания и не подлежащим капитальному ремонту, он сносится. При этом, освобождаемый земельный участок под данным домом не имеет никакой самостоятельной ценности для каждого из жильцов, и доля в праве собственности на данный земельный участок, как правило, учитывается в выплатах за квартиру, признанную непригодной для проживания, но это незначительные суммы. При изъятии земельного участка у Дмитриева С.В. ему не возмещается его стоимость, выплата, определенная ему, такая же, как и выплата, которую получил бы собственник квартиры, общая площадь которой была бы такой же, как общая площадь его дома. Дмитриев С.В. считает, что конституционный принцип охраны законом права частной собственности должен быть в приоритете перед безосновательным обогащением муниципального образования получением безвозмездно его земельного участка. Достаточным для восстановления его права на жилище было бы возложение на него обязанности снести его дом, так как он не имеет ни для него ценности, ни для муниципального образования. Принцип следования земельного участка за строением в данном деле не применим, так как строение разрушено и не имеет ценности, а земельный участок - это объект недвижимости, имеющий самостоятельную ценность, который Дмитриев С.В. намерен использовать без разрушенного строения. В данном случае орган местного самоуправления подтвердил гибель жилого дома, признав его непригодным для проживания Постановлением Администрации (адрес) «О признании жилого помещения непригодным для проживания» от (дата)(№)-па. Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Помимо нарушения права Дмитриева С.В. собственности на землю, которое нарушено подпунктом а) пункта 11, пунктом 19 (абзац 2) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 (ред. от 25.06.2020), и пунктом 1.9., подпунктом 13) пункта 2.2. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 N 440-пр, указанными нормативными правовыми актами нарушено и его право на жилище, а именно пунктом 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327, и пунктами 1.8. и пунктом 3.6(1). Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 N 440-пр. Данными нормативными правовыми актами гарантируется восстановление жилищных прав не только собственников жилых помещений, но и членов семьи собственников жилых помещений. Но права членов семьи собственников восстанавливаются за счет ущемления прав собственников жилых помещений. Чем больше членов семьи у собственника, тем меньшая часть выплаты приходится на самого собственника. Дмитриев С.В. является единоличным собственником индивидуального жилого дома. В данном доме зарегистрированы по месту жительства его супруга и четверо его совершеннолетних детей. И если до признания жилого дома непригодным для проживания Дмитриев С.В. имел право распорядиться данным жилым домом по своему личному усмотрению без согласия членов его семьи (имущество не является совместно нажитым, а дети не имеют право на имущество родителей), имел право улучшить свои жилищные условия путем выселения взрослых детей в случае возникновения разногласий с ними, то после получения выплаты взамен утраченного жилого помещения Дмитриев С.В. будет обязан приобрести новое жилье в общую долевую собственность всех граждан, учтенных при расчете размера выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 3.6(1). Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 N 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края"). При том, что сейчас он является собственником 50,1 кв.м., а после получения выплаты на приобретение жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания на его долю в праве собственности на приобретаемой жилое помещение будет приходиться 50,1/6 (я и 5 членов моей семьи) = 8,35 кв.м., то есть даже меньше нормы предоставления. То есть до гибели жилого помещения в результате наводнения Дмитриев С.В. был обеспеченным жилым помещением и социально защищенным пенсионером. После порчи жилого помещения, признания его непригодным для проживания, реализуя свое право на социальную выплату, он становится социально незащищенным пенсионером, собственником малозначительной доли в жилом помещении. Таким образом, собственник утраченного жилого помещения не согласен отдавать принадлежащий ему земельный участок взамен на 1/6 долю в праве собственности на построенный жилой дом за счет социальной выплаты. Истцы просят продлить срок для предоставления мер социальной поддержки, так как Дмитриев С.В. и члены его семьи считали, что члены семьи имеют самостоятельное право на получение выплаты на приобретение жилого помещения, считали отказы Ответчика в предоставлении им этой выплаты без заявления собственника жилого помещения и земельного участка Дмитриева С.В. незаконными. А Дмитриев С.В. не мог согласиться отдать свой земельный участок, на котором разрешено строительство, в обмен на выплату для приобретения жилого помещения для себя и членов своей семьи. Поэтому члены семьи Дмитриева С.В. в качестве истцов, а Дмитриев С.В. в качестве третьего лица прошли все способы внутригосударственной защиты для восстановления своих прав, дошли до Заместителя Председателя ВС РФ, но их иск не был удовлетворен. Теперь члены семьи Дмитриева С.В. обратятся в Конституционный Суд РФ, чтобы защитить свое право. Но в данном случае Истцы пропустили срок для обращения за выплатой на строительство жилья по уважительной причине, так как с (дата) по (дата) суды рассматривали дело по иску и жалобам членов семьи Дмитриева С.В. о получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения без заявленияДмитриева С.В.(дата) члены семьи Дмитриева С.В. получили ответ на последнюю жалобу от Председателя ВС РФ.

Обращаясь с иском в суд, истцы просят признать незаконным отказ ответчика КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" в перечислении выплаты на основании Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории (адрес), утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр Истцам на строительство жилого помещения на земельном участке с кадастровым номером (№) по адресу: (адрес) при отсутствии волеизъявления собственника Дмитриева С. В. на отчуждение утраченного жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: (адрес); признать за истцами право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления денежных средств на строительство жилого помещения на земельном участке с кадастровым номером (№) по адресу: (адрес) при отсутствии волеизъявления собственника Дмитриева С. В. на отчуждение утраченного жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: (адрес), на основании Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр, продлить истцам срок для подачи заявления на перечисление денежных средств (выплаты) на строительство жилого помещения в соответствии с п.п.3.1-3.2 Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр.

Определением суда от (дата) по гражданскому делу привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Администрация г. Комсомольска-на-Амуре, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю.

Истец Дмитриев С.В. в ходе судебного разбирательства настаивал на удовлетворении иска по основаниям изложенным в нем. Дополнительно суду пояснил, что просит продлить ему срок на строительство дома на месте утраченного, поскольку не согласен отдавать землю. Кроме того, у него есть разрешение на строительство дома, котолрое ему выдала администрация города Комсомольска-на-Амуре. Ранее с заявлением в суд он не мог обратится, поскольку у него год длилось межевание земли, поскольку было обнаружено что границы его участка с соседним имеют наложения. В 2018 году дом был признан аварийным, (дата) он также подавал заявление на получение мер социальнойподдержки, ему было выплачено, поскольку дом был признан аварийным. Вместе с тем, он вернул денежные средства обратно, поскольку написал заявление на отказ и подписал обязательство об отказе от права собственности, которое, однако в насоящее время он по-прежнему желает строить дом на своем участке, от прав собственности на землю отказываться не собирается.

Истец Дмитриева Л.Г. в ходе судебного разбирательства настаивала на удовлетворении иска по основаниям изложенным в нем.

Истцы Дмитриев И.С., Дмитриева А.С., Дмитриев В.С., Дмитриева А.С., в зал судебного разбирательства не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

Представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» Каменских В.В., действующий на основании доверенности, возражал против исковых требований в полном объеме, просил учесть, что уже выносилось решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от (дата), по тому же предмету и основаниям, в котором истец Дмитриев С.В. участвовал в качестве третьего лица. Данным решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.

Представитель третьего лица Министерство социальной защиты населения Хабаровского края в зал судебного разбирательства не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, представлены письменные возражения.

Представитель третьего лица Правительства Хабаровского края в зал судебного разбирательства не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, представлены письменные возражения

Представитель третьего лица Администрации г.Комсомольска-на-Амурев зал судебного разбирательства не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, представлены письменные возражения.

Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, своиего представителя не направило, при этом ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд в соответствии с ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское без участия неявившихся лиц, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте судебного разбирательства

Выслушав истцов, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Дмитриеву С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок и расположенный на нем жилой (адрес) по адресу: (адрес), г. Комсомольск-на-Амуре. Названный жилой дом попал в зону ЧС и был признан непригодным для проживания.

В указанном жилом доме, помимо собственника Дмитриева С.В., также зарегистрированы истцы.

Истцы обратились с заявлением о предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Названными лицами дано Обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения и отчуждении его в муниципальную собственность.

Заявление удовлетворено, за Дмитриевым С.В. и истцами установлено право на получение указанной выплаты в размере не выше 3 275 738,40 руб.

Данным правом до настоящего момента Дмитриев С.В. не воспользовался, по причине не согласия с необходимостью отчуждения земельного участка.

(дата) истцы обратились в Учреждение с целью предоставления им указанной выше меры социальной поддержки без участия собственника жилого помещения - Дмитриева С.В.

Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) по делу (№), оставленным без изменения апелляционным определением (адрес)вого суда от (дата) по делу (№), определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от (дата)(№), отказ Учреждения в предоставлении меры поддержки в виде выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, в том числе по основанию отсутствия заявления о безвозмездном отчуждении земельного участка, на котором расположен жилой дом, являлся законным и обоснованным.

(дата)Дмитриев С.В. обратился с заявлением в Учреждение о предоставлении выплаты на строительство жилого помещения на принадлежащем ему земельном участке.

Учреждением отказано в предоставлении меры социальной поддержки ввиду пропуска срока подачи заявления и документов на предоставление социальной выплаты, а также невозможности предоставления денежных средств на строительство жилого помещения на земельном участке по адресу на котором располагалось утраченное жилое помещение в связи с ЧС 2019 (ответ от (дата)(№)

В исковом заявлении истцы выражают несогласие с требованиями действующего законодательства о необходимости отчуждения земельного участка, на котором расположено признанное непригодным для проживание жилое поме¬щение, просят признать ответ Учреждения незаконным.

В соответствии с постановлением администрации г. Комсомольска-на- Амуре от 01.08.2019 № 1688-па "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, связанной с поднятием уровня воды в р. Амур до критических отметок, минимизации возможного ущерба, а также ликвидации последствий паводка, с 01.08.2019 на тер¬ритории г. Комсомольска-на-Амуре введен режим ЧС.

Положениями п. "л" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех¬ногенного характера" (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) установлено, что ор¬ганы государственной власти субъекта РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В связи с указанной чрезвычайной ситуацией природного характера и в целях реализации Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из фе¬дерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъ¬ектов РФ на финансовое обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327, Правительством края принято постановление от 26.10.2019 № 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края", установившее Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края.

Согласно пп. "а" п. 1.2 раздела 1 Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Пунктом 1.4 раздела 1 Порядка определено, что выплата может быть ис¬пользована гражданами на приобретение жилых помещений (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты) (подпункт "а"), на строительство жилых помещений (подпункт "б").

В пункте 1.5 раздела 1 Порядка указано, что мера поддержки, установленная этим порядком, выбирается гражданами самостоятельно, предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.

В пунктах 1.8 и 1.9 раздела 1 Порядка приведен механизм расчета размера выплаты на приобретение или строительство жилых помещений. В частности, размер такой выплаты определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более площади утраченного жилого помещения.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 раздела 2 Порядка для получения меры под¬держки граждане, указанные в п. 1.2 раздела 1 Порядка, не позднее 1 октября 2020 подают заявление в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения по месту нахождения утраченного жилого помещения с указанием вида выплаты по форме согласно приложению N 1 к Порядку. К заявлению прилагается в том числе обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения и о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность гражданами - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 раздела 1 Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания.

В силу п. 3 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты выс¬шего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ.

Согласно п. 19 Правил № 1327 условием предоставления трансферта на со¬циальные выплаты гражданам в связи с ЧС является в том числе данное гражда¬нами обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность.

Согласно ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Вид разрешенного использования спорного земельного участка - для раз¬мещение индивидуального жилого дома (Свидетельство о государственной реги¬страции права от (дата)(№)).

Пунктом 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

По смыслу приведенных правовых норм при переходе права собственности на жилой дом, земельный участок на котором расположен указанный объект не¬движимости, также переходит к владельцу дома.

Поэтому, установление обязательства об отчуждении в муниципальную собственность исключительно жилого дома, без земельного участка, на котором расположен такой дом, противоречило бы требованиям гражданского и земельного законодательства.

Кроме того, законодатель при введении мер социальной поддержки, не предусмотренных Конституцией РФ, может предусматривать дифференциацию размеров выплат и условий их предоставления. Такая дифференциация, исходя из требований Конституции РФ, в том числе из вытекающего из закрепленного ст. 19, принципа равенства, является допустимой, если она объективно оправдана, обоснована и преследует конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 № 8-П, от 03.06.2004 № 11-П, от 15.06.2006 № 6-П, от 05.04.2007 № 5-П, Определения от 04.12.2003 № 415-0, от 27.06.2005 № 231-0, от 01.12.2005 № 428-0).

Лица, получившие меры государственной поддержки в виде помощи на приобретение жилого помещения для проживания в результате признания домов аварийными и подлежащими сносу вследствие ЧС, но не выполнившие требования вышеназванного федерального законодательства в части фактического отчуждения аварийного жилого помещения и земельного участка, на котором такие жилые помещения располагаются, берут на себя риски, связанные с проживанием в зоне, потенциально подверженной негативному воздействию вод.

При этом, органы государственной власти не разделяют риски возникнове¬ния новых убытков у граждан, связанных с возможным повторением ЧС, утраты жилья, возведенного в том числе на средства полученной социальной выплаты.

Такие лица не могут быть поставлены в равное положение с лицами, ре¬ально нуждающимися в государственной помощи, в том числе в будущем. Иное противоречило бы принципу социальной справедливости.

Правительство края в рамках реализации полномочий, установленных федеральным законодательством, руководствуясь Правилами № 1327, вышеуказанными конституционными принципами, установило условия получения выплат в связи с ЧС, направленные на ограничение случаев злоупотребления правом в данном вопросе.

Мера социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилых помещений может быть предоставлена только при условии неукоснительного соблюдения требований, установленных в п. 19 Правил № 1327, п.п. 2.2,2.3 Порядка, в том числе в части отчуждения домовладения.

При таких обстоятельствах, отказ Учреждения в предоставлении выплаты на строительство жилого помещения на участке, подпадающий в зону затопле¬ния, который подлежит отчуждению, является законным и обоснованным.

Наличие Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 13.0.2021 (№) не является основаниям для предоставления Дмитриеву С.В. меры социальной поддержки без отчуждения земельного участка.

Во-первых, названный документ не прекращает действие требований п. 1.2. раздела 1 Порядка о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность.

Во-вторых, в соответствии с постановление администрации города Комсо- мольска-на-Амуре от 23 августа 2019 г. № 1826-па земельный участок по адресу г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес) попал в зону затопления г. Комсо- мольска-на-Амуре.

Согласно ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Мнение об обогащении муниципального образования в связи с предоставлением меры социальной поддержки в установленной форме необъективно.

В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и функций хозяйствующих субъектов.

Данная позиция также ранее была сформулирована в Определении Конституционного Суда РФ от 01.10.1998 г. № 145-0, согласно которому одно и то же лицо не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.

Ввиду этого, воля администрации г. Комсомольска-на-Амуре при отчуждении домовладения направлена на выполнение недопущения в будущем возникновения негативных ситуаций, связанных с лишением гражданами жилья по причине повторяющихся ЧС, а не на использование в дальнейшем домовладения и земельного участка в целях получения прибыли.

Из приведенных ранее положений Федерального закона № 68-ФЗ, Правил № 1327, Постановления № 440-пр, Порядка следует, что социальная выплата на приобретение жилого помещения является одной из форм социальной помощи, носит целевой характер, направлена на обеспечение и защиту прав и интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Получение меры поддержки является правом, а не обязанностью собственника жилого дома и членов его семьи.

Действующее краевое законодательства не предусматривает 100 % компенсации за потерю имущество, его действие направлено на обеспечение прав граждан на жилье.

Дмитриевым С.В. и истцами установлено право на получение бюджетной выплаты в размере не выше (иные данные)(иные данные) руб., что соответствует расчету, указан¬ному в пунктах 1.8 и 1.9 раздела 1 Порядка ((иные данные) кв.м. * 65 384 руб. (п. 78 Приказ Минстроя России от 18.09.2019 № 553/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2019 года)).

Вопрос 100% компенсации потери всего домовладения при ЧС должен решаться собственником (ст. 211 ГК РФ) в рамках иного механизма, предусмотренного гражданским законодательством - договор страхования имущества (гл. 48 ГК РФ).

Согласно п. 2.1 Порядка заявления на предоставление меры социальной поддержки с приложением документов, поименованных в п. 2.2 Порядка, подаются в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения по месту нахождения поврежденного помещения не позднее 01.10.2020.

Порядок и условия предоставления выплат были утверждены Постановле¬нием 440-пр.

Согласно п. 6 Постановления № 440-пр источником финансового обеспе¬чения в 2019 - 2021 годах мер социальной поддержки гражданам, жилые помеще¬ния которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, являются средства краевого бюджета, а также средства федерального бюджета, предоставляемые из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджету Хабаровского края.

Сроки по подаче заявлений гражданами и предоставлению документов по приобретению (строительству) жилого помещения ограничены окончанием 2020 года(пп.2.1, 3.2 Порядка).

Причины, с которыми истцы связывают пропуск установленного в Порядке срока на обращение, не являются уважительными.

Исходя из гражданского законодательства, общепринятых подходов Верховного Суда РФ, основанием восстановления срока могут являться не информированность заинтересованных лиц об их правах, обстоятельства, связанные с личностью заявителя - тяжелая болезнь, беспомощное состояние, семейные обстоятельства (смерть или тяжелое заболевание членов семьи и близких родственников, иные ситуации, требующие личного участия заявителя).

Указанная причина пропуска срока на обращение за социальной выплатой - разрешение судами того же самого вопроса, не может повлечь продления срока на получение меры поддержки, в которой судом уже было отказано.

Требование о продлении срока для подачи заявления о предоставлении выплаты является производным от основного - признание права на такую выплату, при отказе в удовлетворении основного требования, не подлежит удовлетворению и заявленное истцами требование о продлении срока.

Процессуальными средствами защиты прав и законных интересов граждан и организаций от возможной судебной ошибки являются право на обжалова¬ние решения суда в вышестоящую инстанцию, а также на пересмотр вступившего в законную силу судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019).

Ранее судом (дата), вступившего в законную силу на основании апелляционного определения, а также проверенного Девятым кассационным судом общей юрисдикции установлено следующее.

В ходе судебного разбирательства, по материалам дела установлено, что Дмитриев С.В. является собственником земельного участка категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый индивидуальным жилым домом, общей площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: (адрес) г. Комсомольск-на-Амуре (адрес), а так же расположенного на нем индивидуального жилого дома площадью 50,1 кв.м., что подтверждается копией свидетельства о регистрации права, выпиской из единого государственного реестра недвижимости.

Согласно выписке из домовой книги в указанном жилом доме в качестве членов семьи собственника (супруги и детей) зарегистрированы Дмитриева Л.Г., Дмитриев И.С., Дмитриева А.С., Дмитриев В.С., Дмитриева А.С.

Распоряжением Правительства Хабаровского края № 623-рп от 29 июля 2019 года в связи с выпадением обильных осадков и подъемом уровней воды на реках Хабаровского края на территории Хабаровского края, в том числе, в границах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.

Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре № 1688-па от 01 августа 2019 года на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим ЧС.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, в следствие чрезвычайных ситуаций.

Положениями п. «л» ч. 1 ст. Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы государственной власти субъекта РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 года № 440-пр в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 года на территории (адрес), реализуются следующие мероприятия:

- выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации;

- выплаты на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации;

- предоставления из краевого бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на цели проведения капитального ремонта поврежденных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Жилой дом, расположенный по адресу: (адрес) г. Комсомольск-на-Амуре (адрес) постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 23 августа 2019 года № 1826-па включен в перечень объектов, попадающих в зону чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в перечень затопленных жилых домов, подтопление улично-дорожной сети.

Заключением межведомственной комиссии от (дата)(№)-НП выявлены основания для признания дома, расположенного по адресу: (адрес) г. Комсомольск-на-Амуре (адрес), аварийным.

Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 11 декабря 2019 года № 2809-па указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

(дата)Дмитриев С.В., Дмитриева Л.Г., Дмитриев И.С., Дмитриева А.С., Дмитриев В.С., Дмитриева А.С. обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения в замен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Уведомлением № (№) от (дата) истцам и Дмитриеву С.В. было отказано в предоставлении выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку по заявлению от (дата) им была предоставлена мера социальной поддержки в виде выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.

(дата)Дмитриев С.В., Дмитриева Л.Г., Дмитриев И.С., Дмитриева А.С., Дмитриев В.С., Дмитриева А.С. повторно обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения в замен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Уведомлением № (№)(дата) за Дмитриевым С.В., Дмитриевой Л.Г., Дмитриевым И.С., Дмитриевой А.С., Дмитриевым В.С., Дмитриевой А.С. признано право на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Российской Федерации в размере фактической стоимости жилого помещения, но не выше 3 275 738,40 рублей. Вместе с тем, правом на использование указанной выплаты в установленный срок до (дата) истцы и Дмитриев С.В. воспользоваться не пожелали.

Порядок получения субъектами Российской Федерации средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации на социальную поддержку граждан, жилье которых утрачено или повреждено из-за чрезвычайных ситуаций, установлен Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327

Трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.

Цели предоставления трансфертов определены пунктом 5 Правил № 1327, к которым, в том числе, относится цель предоставление выплат гражданам, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.

В соответствии с пунктом 17 Правил № 1327 перечисление трансфертов субъектам Российской Федерации со счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства, осуществляется при условии предоставления субъектами Российской Федерации в территориальный орган Федерального казначейства утвержденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии списков граждан, указанных в подпункте «г» пункта 6 Правил № 1327, по форме согласно приложению № 4.

Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии согласовывают списки граждан, указанные в пункте 17 Правил № 1327, в части подтверждения наличия у граждан права собственности на утраченные жилые помещения и поврежденные жилые помещения, а также отсутствия у граждан в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения.

В целях реализации Правил № 1327 постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 года № 440-пр утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайно ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края.

В соответствии с пп. «а» п. 1.2 указанного Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане РФ, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Подпунктом «в» п. 1.2 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение меры поддержки так же имеют граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпункте «а» настоящего пункта.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка для получения меры поддержки граждане подают заявление по месту нахождения утраченного жилого помещения, к которому прилагают, в том числе копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; копию заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания; обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность гражданами.

Согласно п. 2.3 Порядка заявление и документы подаются в Учреждение собственником утраченного жилого помещения и членами его семьи.

При этом, как Порядок № 440-пр, так и Правила № 1327, предусматривающие условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, связанных с возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, входят в правовую систему Российской Федерации, обладают юридической силой, имеют прямое действие, в установленном законом порядке не отменены, решение суда недействующими либо противоречащими Конституции РФ не признаны, в связи с чем, оснований для их неприменения у суда не имеется. В этой связи ссылка искового заявления на противоречие Порядка № 440-пр и Правил № 1327 положениям Конституции РФ признается судом необоснованной.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ.

Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Из системного толкования указанных правовых норм следует, что право на получение меры социальной поддержки зарегистрированных членов семьи собственника производно от прав самого собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания, в связи с чем, члены семьи собственника не могут вселиться в новое жилое помещение, а собственник остаться проживать в непригодном для этой цели доме.

При этом, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 3.6[1] Порядка № 440-пр приобретенные, построенные за счет выплаты жилые помещения оформляются в общую долевую собственность всех граждан, учтенных при расчете размера выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В этой связи, доводы истцов и их представителя о наличии у членов семьи собственника самостоятельного права на получение меры социальной поддержки, без участия собственника, признаются судом несостоятельными, основанными на неверном толковании федерального и краевого законодательства, поскольку иное будет противоречить правовой природе социальной поддержки и конституционно значимым целям социальной защиты, которые в данном случае направлены на оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации, и не направлены на полное восстановление или улучшение жилищных условий пострадавших граждан.

Ссылка истцов на нарушение их жилищных прав в случае отказа собственника утраченного жилого помещения от реализации права на получение меры социальной поддержки не принимается судом, поскольку в данном случае истцы не лишены возможности реализовать свои жилищные права за счет бюджетных средств в рамках механизма социального найма, предусмотренного Жилищным кодексом РФ.

Подпунктом 14 пункта 2.2 Порядка № 440-пр предусмотрено, что для получения выплаты заявитель должен предоставить, в том числе, обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения (утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность.

Согласно ст. 135 Гражданского кодекса РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Как усматривается из свидетельства о государственной регистрации права, находящийся в собственности Дмитриева С.В. земельный участок предоставлен последнему для размещения индивидуального жилого дома.

Пунктом 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, при переходе права собственности на жилой дом, земельный участок на котором расположен указанный объект недвижимости, также переходит к новому владельцу дома. В этой связи установление обязательства об отчуждении в муниципальную собственность исключительно жилого дома, без земельного участка, на котором расположен такой дом, противоречит требованиям гражданского и земельного законодательства.

При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Получение меры социальной поддержки является правом, а не обязанностью собственника пострадавшего жилого помещения, в связи с чем, он может отказаться от получения данной меры при наличии намерения сохранить за собой право собственности на спорное имущество.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая то, что право на получение меры социальной поддержки зарегистрированных членов семьи собственника утраченного жилого помещения производно от прав самого собственника такого жилого помещения, при этом, собственник поврежденного жилого помещения Дмитриев С.В. отказался от реализации признанного за ним и за истцами права на использование меры социальной поддержки в виде денежной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, пожелав сохранить за собой право собственности на поврежденное имущество, в связи с чем, суд приходит к выводу, что не имеется правовых оснований для признания за истцами права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, при отказе от реализации данного права собственником такого помещения..

Как указывалось ранее, решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) по делу (№), оставленным без изменения в том числе и Верховным Судом РФ, сделан вывод о том, что при переходе права собственности на жилой дом, земельный участок на котором расположен указанный объект недвижимости, также переходит к новому владельцу. В этой связи, установление обязательства об отчуждении в муниципальную собственность исключительно жилого дома, без земельного участка, на котором расположен такой дом, противоречит требованиям гражданского и земельного законодательства (стр. 13 решения).

В связи с чем, доводы истцов о незаконности отчуждения земельного участка были предметом рассмотрения суда, получили соответствующую оценку во вступившем в законную силу решении и не могут быть повторно рассмотрены в настоящем споре.

По существу, требования Дмитриевой Л.Г., Дмитриева И.Г., Дмитриевой А.С., Дмитриева В.С., Дмитриевой А.С. сводятся к несогласию отчуждения земельного участка для получения социальной выплаты, при этом не учитывают, что по данному вопросу принят судебный акт.

Оснований для прекращения производства по делу на основании ст.220 ГПК РФ судом не усматривается, поскольку исковые требования не являются тождественными.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска и восстановлении срока предоставлении социальной поддержки.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дмитриевой Л. Г., Дмитриева И. С., Дмитриевой А. С., Дмитриева В. С., Дмитриевой А. С., Дмитриева С. В. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по гор. Комсомольску-на-Амуре» о признании незаконным отказа во включение в список граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, признании права получения меры социальной поддержки, продлении срока для подачи заявления на перечисление денежных средств на строительство жилого дома, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.О. Устьянцева-Мишнева