ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2324/18 от 13.12.2018 Беловского городского суда (Кемеровская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Беловский городской суд, Кемеровской области

В составе:

Председательствующего Ильинковой Я.Б.,

При секретаре Головачевой Т.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово

13 декабря 2018 года

гражданское делу по иску ФИО3 к ФКУ ИК № 44 ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области о защите трудовых прав,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО3 <данные изъяты> обратился в суд с иском к ФКУ ИК № 44 ГУФСИН России по Кемеровской области, в котором просит признать изменения условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системе незаконным; взыскать с ответчика в пользу истца удержанную из заработной платы денежную сумму за перерывы на отдых и прием пищи с июля 2015 г. по июнь включительно 2018 г. за 1062 час. В размере 157176 руб. (один час работы составляет 148 руб.); задолженность по оплате сверхурочных работ, имевших место с июля 2015 г. по июнь включительно 2018 г. в размере 308876 руб. (1 043,5 час. переработки х (148х2), моральный вред в размере 500000 руб.

Требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истец служил по ФИО2 в уголовно-исполнительной системе первоначально в ФКУ Ленинск-Кузнецкая воспитательная колония ГУФСИН ФИО1 по <адрес>, а затем в ФКУ ИК <адрес>. В соответствии с ФИО1-м от ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен. При расчете выяснилось, что с 2015 г. работодатель не оплачивал истцу перерывы для отдыха и приема пищи и сверхурочную работу. Истец работал в должности начальника караула отдела охраны посменно, по графикам сменности. Продолжительность смены – 13 часов – ночная смена и 11 часов – дневная смена. С 2015 г. работодатель в одностороннем порядке установил перерыв для отдыха и приема пищи – 2 часа в смену, которое не включается в рабочее время и не оплачивается. Работодатель фактически не уведомил работников, в том числе и истца о предстоящих существенных изменениях условий труда, о том, что перерывы для отдыха и приема пищи в рабочее время не включаются. Истец считает, что данное обстоятельство существенно нарушает права и интересы истца, поскольку специфика работы охранника предполагает несение службы в течение всей смены. За 2 часа невозможно сходить в столовую в связи с удаленностью постов и невозможностью покинуть пост, поскольку она находится вне территории зоны, в ночные смены столовая не работает. Прием пищи осуществляется на рабочем месте, поскольку охранники не имеют возможности покинуть свой пост, то есть работодатель, изменив условия труда, не предпринял меры к тому, чтобы работник использовал данное время по своему усмотрению. Как истцу пояснили, необходимость изменения условий труда была обусловлена тем, что у охранников была большая переработка, которая превышала норму, предусмотренную трудовым законодательством, поэтому установили 2-часовой перерыв для приема пищи и отдыха, который не входил в рабочее время и не оплачивался. В силу ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца. Однако, истец не был извещен должным образом об изменении условий ФИО2, кроме этого, приходилось работать свыше установленной законодательством нормы, т.к. не хватило охранников. Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями. В силу ст. 106 Трудового кодекса Российской Федерации время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он не может использовать по своему усмотрению. В соответствии со ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Истец полагает, что новые условия труда, а именно не включение в рабочее время и неоплата перерыва для отдыха и приема пищи, ухудшает положение работника, поскольку работодатель не создал условий для отдыха и приема пищи и охранники вынуждены осуществлять прием пищи в рабочее время. При их работе пост оставить без присмотра нельзя, заступая на смену, охранники получают табельное оружие, они несут службу с оружием. Во время смены за территорию предприятия охранники с оружием не входят. Кроме этого, истец работал в должности начальника караула отдела охраны. В период работы истец привлекался по инициативе работодателя к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени на основании графика дежурств, обязательного для исполнения сотрудниками. Оплата данной переработки в повышенном размере произведена не в полном объеме и после увольнения истца не была ему выплачена. Сверхурочная работа фиксировалась в суточных ведомостях и табелях учета рабочего времени в расчетном отделе бухгалтерии. За эту работу истцу не платили, дополнительное время отдыха не предоставлялось. Все часы, отработанные сверх нормы, считаются переработкой и подлежат оплате в двойном размере. Согласно ст. 152 ТК РФ, сверхурочная работа оплачивается не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. В результате неправомерных действий, имеющих место со стороны ответчика, которые выражаются в невыплате причитающейся истцу заработной платы, истцу причинен моральный вред, выразившийся в том, что истец не может обеспечить достойное существование своей семьи, а также самого себя. Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В силу ст. ст. 136, 140 ТК РФ обязанность работодателя по выплате работнику заработной платы и погашению образовавшейся задолженности сохраняется в течение всего периода работы. При увольнении полный расчет с истцом не был произведен, трудовые отношения между истцом и ответчиком прекращены ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 196 ГПК РФ общий срок исковой давности составляет три года, в связи с чем расчет представлен с июля 2015 по июнь включительно 2018 г. Обязанность работодателя по выплате работнику заработной платы и погашению образовавшейся задолженности сохраняется в течение всего периода работы. Срок исковой давности не является пропущенным, если работник обратился в суд с исковым заявлением в течение трех месяцев со дня увольнения. В силу изложенных выше обстоятельств истец вправе предъявить к ответчику исковое требование о взыскании денежной суммы за перерывы на отдых и прием пищи, задолженности по оплате сверхурочных работ, морального вреда.

Определением Беловского городского суда от 25.10.2018 г. привлечен к участию в деле по иску ФИО3 <данные изъяты> к ФКУ ИК № 44 ГУФСИН России по Кемеровской области о защите трудовых прав – в качестве соответчика ГУФСИН России по Кемеровской области (л.д. 85-88).

Истец ФИО3 <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ ИК-44 ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области – Маленьких <данные изъяты> действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> (л.д. 77) и от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е») военная служба, служба органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции, посредством которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» предусмотрено, что федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

На основании п. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация.

В силу п. 4 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, а также государственную службу иных видов. В соответствии с п. 3 данной статьи военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

К видам федеральной государственной службы относится, в частности служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, которые названы в Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.

Сотрудниками уголовно-исполнительной системы в силу ч. 1 ст. 24 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» являются лица из числа работников уголовно-исполнительной системы, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, в силу п. 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Указанное положение применяется в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в соответствии с Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (утверждена ФИО1 Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»).

Таким образом, поскольку федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение федеральной государственной службы в органах уголовно-исполнительной системы общие правила применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, не определены, на названных сотрудников действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется в соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на федеральных государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 43 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, внутренний распорядок в органах внутренних дел устанавливается их начальниками в соответствии с действующим законодательством и исходя из особенностей деятельности этих органов в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со ст. 44 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, на сотрудников органов внутренних дел распространяется установленная законодательством Российской Федерации о труде продолжительность рабочего времени.

В необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях им предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.

При сменной работе устанавливается одинаковая продолжительность дневной, вечерней и ночной смен.

Вопросы назначения и начисления денежного довольствия определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)».

В силу п.п.1, 5, 8 ст. 1 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.

Размеры окладов по типовым штатным должностям, окладов по специальным званиям сотрудников и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти с соблюдением условия их единства с основными нормами денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по ФИО2.

Дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму; премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, которое может быть выплачено в порядке, установленном руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания в год; материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ-О-О, федеральный законодатель в силу требований ст.ст. 1, 2, 7 и 37 Конституции Российской Федерации должен обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении. При этом учитывается не только экономическая (материальная), но и организационная зависимость работника от работодателя, в силу чего предусматриваются гарантии защиты трудовых прав работников при рассмотрении индивидуальных трудовых споров.

Учитывая характер возникшего спора и положения ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальная обязанность по доказыванию факта выплаты работнику сумм денежного довольствия в полном объеме возлагается на работодателя (абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом согласно Контракту о службе в уголовно-исполнительной системе от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 <данные изъяты> проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности начальника караула отдела охраны ИК-44 ГУФСИН ФИО1 по <адрес>, а затем с ДД.ММ.ГГГГ начальником караула отдела охраны ФКУ ИК-44, при этом работодатель (начальник) обязался, обеспечить сотруднику необходимые условия для выполнения служебных обязанностей, устанавливать сотруднику режим службы ФИО2 правилам внутреннего распорядка в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы, при невыполнении условий ФИО2 учреждением (органом) уголовно-исполнительной системы принимать меры к устранению причин их невыполнения и возмещению сотруднику материального и морального ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудник обязуется: служить по ФИО2 на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе и ФИО2. Соблюдать требования, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, присяги, правил внутреннего распорядка. Честно и добросовестно выполнять предусмотренные по занимаемой должности обязанности. Нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязательств (л.д. 73, 74).

Судом установлено, что ФИО1-лс от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9) ФИО3 <данные изъяты> уволен со службы ФКУ ИК-44 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> по п. «в» ч. 1 ст. 58 Положения (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), что также подтверждается трудовой книжкой (л.д. 8,9).

В судебном заседании стороной ответчика ФКУ ИК-44 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> заявлено ходатайство о пропуске истцом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Разрешая заявленное ходатайство, суд приходит к следующему.

Согласно Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, срок обращения в суд по требованию сотрудников о признании права на получение денежного довольствия в ином размере, взыскании задолженности по выплатам не установлен.

Поскольку специальным законодательством, регулирующим труд сотрудников ФИО1, не установлен срок обращения в суд, к спорным отношениям подлежат применению положения Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй данной статьи, они могут быть восстановлены судом (часть 3 названной статьи).

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате и неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающих работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ в редакции, действующей после ДД.ММ.ГГГГ).

Из приведенных положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, действовавших в период работы ФИО3 <данные изъяты> в ФКУ ИК-44 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> и на момент его увольнения, следует, что срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора составлял три месяца. Течение этого срока начинается со дня, когда работник узнал или должен был узнать о том, что его право нарушено.

Таким образом, поскольку истец о нарушении своих трудовых прав узнал в день своего увольнения, то есть ДД.ММ.ГГГГ, согласно штемпеля регистрации входящей корреспонденции, истец обратился с иском в Беловский городской суд ДД.ММ.ГГГГ, в связи чем, при рассмотрении заявления ответчика о пропуске ФИО3 <данные изъяты> предусмотренного законом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, с невыплатой сумм денежного довольствия за период с июля 2015 г. по июнь включительно 2018 г., суд считает не подлежащим удовлетворению.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что не согласен с суммой денежного довольствия в части неоплаты времени для отдыха и питания, а также по оплате сверхурочных за период с июля 2015 г. по июнь включительно 2018 г.

В обосновании своих требований истец указывает, что работал в должности начальника караула отдела охраны посменно согласно графикам. Продолжительность смены – 13 часов – ночная смена и 11 часов – дневная смена. С 2015 г. работодатель в одностороннем порядке установил перерыв для отдыха и приема пищи – 2 часа в смену, которое не включается в рабочее время и не оплачивается. Считает, что за 2 часа невозможно сходить в столовую в связи с удаленностью постов и невозможностью покинуть пост, поскольку она находится вне территории зоны, в ночные смены столовая не работает. Прием пищи осуществляется на рабочем месте, поскольку охранники не имеют возможности покинуть свой пост, то есть работодатель, изменив условия труда, не предпринял меры к тому, чтобы работник использовал данное время по своему усмотрению.

В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время- время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (абз. 3 ст. 24).

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания (абз. 4 ст. 24 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Согласно ст. 106 Трудового кодекса Российской Федерации время отдыха- время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

В силу ч. 3 ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Из приведенных положений трудового законодательства следует, что обязанность работодателя по обеспечению работнику возможности отдыха и приема пищи в рабочее время возникает в случае отсутствия у работодателя условий для предоставления работнику такого времени, то есть отсутствия возможности для освобождения работника от исполнения трудовых обязанностей.

Частью 2 ст. 100 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 100 Трудового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы», согласно которому особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти- Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации ФИО1 Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Пунктом 8 данного Положения предусмотрено, что в течение смены сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

При работе в ночное время, при продолжительности смены 12 и более часов, сотрудникам может быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте. Указанный перерыв в рабочее время не включается (п. 9 этого же Положения).

Из приведенных нормативных положений следует, что перерыв для отдыха и питания в течение смены не включается в служебное время сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, поскольку в это время сотрудник освобожден от выполнения служебных обязанностей, в связи с чем, при суммированном учете служебного времени, отработанного сотрудником, из расчета служебного времени подлежат исключению часы, отведенные ему для отдыха и приема пищи.

Судом установлено, что из правил внутреннего трудового распорядка, утвержденного начальником ФКУ ИК-44 ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно п. 5.3. Правил сотрудникам, осуществляющим функции охраны и надзора, несущим и службу в сменном режиме продолжительностью смены устанавливаются по участкам службы 8, 12, 24 часа. С учетом специфики работы, при соблюдении нормы рабочего времени за учтенный период может быть установлена иная продолжительность смены. В течение смены сотрудникам предоставляется перерыв для отдыха и питания, который в рабочее время не включается. При продолжительности смены 24 часа предоставляется 2 часа на отдых и питания, при продолжительности 12 часов предоставляется 1 час (л.д. 99). С данными правилами внутреннего распорядка ДД.ММ.ГГГГ истец был ознакомлен, что подтверждается его подписью в листе ознакомления (л.д. 107).

Доказательств того, что ФИО3 не использовал предоставленное в течение смены время для приема пищи и отдыха, исполнял в это время служебные обязанности, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Таким образом, суд считает, что неиспользование истцом предоставленного времени для приема пищи и отдыха не является основанием для включения его в рабочее и оплаты как рабочего, поскольку в данное время истец освобожден от непосредственного выполнения служебных обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается, в связи с чем, ссылка истца в обоснование удовлетворения данных исковых требований на ч. 3 ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время, является ошибочной.

При указанных обстоятельствах время, предоставленное истцу для приема пищи и отдыха (2 часа каждую смену) не подлежит оплате в качестве рабочего времени в связи с чем, требования ФИО3 <данные изъяты> в данной части удовлетворению не подлежат.

Далее, истец указал, что не согласен с размером выплаченного работодателем денежного довольствия за период с июля 2015 года по июнь 2018 года в связи с тем, что он привлекался по инициативе работодателя к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени, на основании графика дежурств, обязательного для исполнения сотрудниками.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.

Согласно ч.ч. 3 и 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также- должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее- оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее- оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий сотрудников определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 27 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: 1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; 6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе; 7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; 8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ), утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее- Порядок), в соответствии с которым установлен порядок расчета доплат за работу в ночное время. Этим же ФИО1 финансово-экономическому управлению Федеральной службы исполнения наказаний, начальникам учреждений, непосредственно подчиненным Федеральной службе исполнения наказаний, начальникам территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний приказано обеспечить с ДД.ММ.ГГГГ выплату денежного довольствия и оказание материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы в соответствии с настоящим ФИО1.

В п. 17 Порядка установлено, что за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее- сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах: 1) плата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с п. 16 настоящего Порядка; 2) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка.

При этом в п. 18 Порядка указано, что сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего распорядка учреждения. При суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего ФИО1, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника. Служба в выходные, нерабочие дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней отдыха.

Согласно ст. 104 Трудового кодека Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

По смыслу названной нормы, допуская суммированный учет рабочего времени, закон лишь изменяет порядок подсчета продолжительности рабочего времени за учетный период, который в итоге должен быть равен рабочим часам при нормированном рабочем дне, неделе в течение аналогичного учетного периода. Иными словами, выходные дни для этих работников устанавливаются в различные дни недели, а работа по графику может выпадать на нерабочие праздничные дни. Для таких работников выходными являются дни, указанные в этом качестве в их графиках работы.

Согласно п.п.14.1, 14.2 ФИО1 Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении инструкции о порядке применения Положения в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» в каждом учреждении и органе уголовно-исполнительной системы, а также во временно создаваемых структурах при откомандировании сотрудников из пунктов постоянной дислокации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы и в иных случаях устанавливается строго регламентированный внутренний трудовой распорядок, определяемый особенностями оперативно-служебной деятельности и оперативной обстановки, временем года, местными условиями и другими конкретными обстоятельствами. Правила внутреннего трудового распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы разрабатываются в строгом соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и утверждается ФИО1 по учреждению.

Судом установлено, что основное денежное довольствие ФИО3 <данные изъяты> состояло из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат, что подтверждается расчетными листками (л.д.38-44).

Поскольку денежное довольствие сотрудников уголовно-исполнительной системы является основным средством их материального обеспечения, оно выплачивается за выполнение ими служебных обязанностей.

Согласно Контракту ФИО3 <данные изъяты>. сотрудник обязуется служить по ФИО2 на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, соблюдать требования, установленные указанными актами (л.д. 73, 74).

Таким образом, служебные обязанности сотрудника уголовно-исполнительной системы закреплены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также локальными актами.

Так, согласно Должностной инструкции за 2018 г. (л.д. 30-36) начальник караула отдела охраны ФКУ ИК-44 в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации; Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; трудовым, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации; Указами Президента Российской Федерации; Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, иными распоряжениями и постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными актами Минюста ФИО1; ФИО1, распоряжениями ФИО1, ГУФСИН ФИО1 по <адрес>; настоящей инструкцией (п.5).

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в частности, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Статьей 24 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Перечень должностей высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации

В силу ст. 26 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуются в пределах их компетенции правами, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, которые предусмотрены настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом РФ, ФИО2 о службе, а также ФИО1 Министра внутренних дел РФ, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.

В силу ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации, дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Судом установлено, что согласно п. 5.1. Правил внутреннего трудового распорядка в соответствии с действующим законодательством для работников (сотрудников) устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени, не превышающая 40 часов в неделю. Сотрудники, несущие службу в сменном режиме работают согласно суточной ведомости надзора (отдела безопасности) и постовой ведомости (отдел охраны). Для сотрудников, работающих в сменном режиме, устанавливается суммированный учет рабочего времени за период, равный полугодию. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. За время, отработанное сверх нормальной продолжительности рабочего времени, выплачивается денежная компенсация (п. 5.4.).

Из архивной справки ГУФСИН ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2ФИО1 начальника ГУФСИН ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с установлена ежемесячная надбавка к должностным окладам за особые условия службы в процентах от должностного оклада в размере 12%, замещающему должность в подразделении охраны 7%, замещающему должность в исправительной колонии строгого режима 5% (л.д. 72).

Согласно приказов от ДД.ММ.ГГГГ-лс, ДД.ММ.ГГГГ-лс, ДД.ММ.ГГГГ-лс, ДД.ММ.ГГГГ-лс о выплате денежной компенсации сотрудникам за работу сверх установленной продолжительности, работающим в сменном режиме в соответствии с ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы» начальнику караула отдела охраны Устюжанину <данные изъяты> и другим сотрудникам была начислена денежная компенсация за работу сверх установленной продолжительности, работающим в сменном режиме без учета районного коэффициента за фактически отработанное время (л.д. 45-47, 48-50, 51, 52).

Из положений ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Учитывая, что служба в уголовно-исполнительной системе, связана с выполнением особых задач, оплата иного времени, не учитываемого в качестве рабочего, носит компенсационный характер. Принимая во внимание вышеизложенное, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы не является выплатой за определенный трудовой результат, предусмотренный служебными обязанностями, а признается компенсацией затрат времени сотрудника, связанного с их исполнением, выплата которой предусмотрена также п. 4.8 Положением об оплате труда ФКУ ИК ГУФСИН ФИО1 по <адрес>.

Иных доказательств наличия неучтенного рабочего времени истцом суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, требования истца о признании изменений условий контракта незаконным, взыскании задолженности по денежному довольствию, о взыскании денежной суммы за перерывы на отдых и прием пищи, а также задолженности по оплате сверхурочных работ, о взыскании компенсации за несвоевременную выплату денежного довольствия и взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Таким образом, суд находит исковые требования ФИО3 <данные изъяты> к ФКУ ИК № 44 ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области о защите трудовых прав не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО3 <данные изъяты> к ФКУ ИК № 44 ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области о защите трудовых прав – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

Судья: Я.Б. Ильинкова

Решение суда в мотивированной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.