ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2324/2018 от 21.06.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-2324/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи Карабанова А.С.,

при секретаре Федоровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Ульяновскому областному государственному унитарному предприятию бюро технической инвентаризации о признании незаконным отказа в ознакомлении с инвентарным делом, возложении обязанности предоставить инвентарное дело для ознакомления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к УОГУП БТИ о признании отказа в ознакомлении с инвентарным делом на дом, расположенный по адресу: <адрес>, возложении обязанности предоставить указанное инвентарное дело для ознакомления и снятия копий своими средствами.

Исковые требования мотивированы тем, что на заявление своего представителя в УОГУП БТИ от ДД.ММ.ГГГГ об ознакомлении с инвентарным делом на <адрес> в <адрес> получила отказ от ДД.ММ.ГГГГ, мотивированный необходимостью оплаты данной слуги.

Данный отказ считает незаконным, поскольку сведения, содержащиеся в учетно-технической документации, являются общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами.

Кроме того, истица просила ее ознакомить с инвентарным делом, а не предоставлять ей копии.

Документы, находящиеся в инвентарном деле, являются частью государственного архивного фонда, доступ к которым может быть ограничен только федеральным законодательством.

Согласно ст.ст. 24, 25 Федерального закона от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Условия доступа к архивным документам, находящимся в частной собственности, за исключением архивных документов, доступ к которым регламентируется законодательством Российской Федерации, устанавливаются собственником или владельцем архивных документов. Доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.

Ограничивается доступ к архивным документам, независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также к подлинникам особо ценных документов, в том числе уникальных документов, и документам Архивного фонда Российской Федерации, признанным в порядке, установленном специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии.

Испрашиваемые истцом архивные документы не относятся к сведениям, составляющие какую-либо тайну, не признаны в установленном порядке находящимися в неудовлетворительном состоянии, не отнесены к особо ценным документам, порядок предоставления архивных документов за плату отсутствует, в связи с чем истец полагает, что отказ ответчика в предоставлении для ознакомления инвентарного дела, содержащее сведения о жилом доме, является незаконным.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 на заявленных требованиях настаивали по доводам искового заявления.

Представитель ответчика УОГУП БТИ ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы отзыва на иск, в котором указала следующее.

Порядок доступа и выдачи информации из архивов организаций, осуществляющих государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, регламентирован приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 09.01.2017 г. № 1-ПОД. Вышеназванным нормативным актом предусмотрено, что информация об объектах недвижимого имущества предоставляется физическим и юридическим лицам на основании их письменного обращения за плату. К письменному обращению физических и юридических лиц прилагается документ, подтверждающий оплату за предоставленную информацию.

Таким образом, УОГУП БТИ не было отказано истице, а истица сама не воспользовалась свои правом, и ею не был соблюден порядок, предусмотренный приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 09.01.2017 г. № 1-ПОД, а также Постановлением Правительства Ульяновской области от 21.10.2010 г. № 353-П «Об утверждении порядка доступа и выдачи информации из архивов организаций, осуществляющих государственный технический учет и технической инвентаризации объектов капитального строительства».

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 12 ГПК РФ устанавливает осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.

В развитие данного принципа гражданского судопроизводства статья 56 ГПК РФ возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищный фонд – это совокупность всех находящихся на территории Российской Федерации жилых помещений. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. № 1301 (далее - Положение), технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).

В силу п. 7 Положения в целях государственного учета жилищного фонда, БТИ осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, информационное - и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

На основании п. 14 Положения учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации. Отчуждение архивов БТИ не допускается.

Согласно п. 8 Положения техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ, в соответствии с п. 15 Положения и п. 8.2 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 г. № 37, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Ульяновской области такой порядок утвержден Постановлением Правительства Ульяновской области от 21.10.2010 г. № 353-П «Об утверждении порядка доступа и выдачи информации из архивов организаций, осуществляющих государственный технический учет и технической инвентаризации объектов капитального строительства» (далее - Порядок).

В соответствии с п. 3.1 Порядка информация об объектах недвижимого имущества, имеющаяся в архивах организаций технической инвентаризации, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований, юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.

Согласно п. 3.5 Порядка подлинники учетно-технической и иной документации, хранящиеся в архивах организаций технической инвентаризации, не выдаются, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3.7 Порядка информация об объектах недвижимого имущества предоставляется физическим и юридическим лицам на основании их письменного обращения в течение десяти календарных дней за плату, размер, порядок взимания и возврата которой устанавливаются организацией технической инвентаризации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 3.13 Порядка снятие копий с технической документации, а также всякого рода выборки и выписки из инвентарных дел представителями сторонних организаций, а также физическими лицами не допускаются. Все подобные работы выполняются специалистами организаций технической инвентаризации.

Судом по делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представитель истца обратился в УОГУП БТИ с письменным заявлением об ознакомлении инвентарным делом на дом, расположенный по адресу: <адрес>.

На указанное обращение ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ разъяснил порядок доступа и выдачи информации из архива БТИ с указанием на необходимость оплаты данной услуги.

Суд приходит к выводу о том, что доводы истца о том, что к архиву должен быть обеспечен свободный доступ в связи с принадлежностью этого архива к государственному архивному фонду Российской Федерации, являются несостоятельными как основанные на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с ч.ч. 2, 4 ст. 3 Федерального закона от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», под архивным документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства, а под документом архивного фонда Российской Федерации - архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению.

Согласно ч. 6 указанного Закона включение архивных документов в состав архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов, которая проводится экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела в пределах их компетенции.

Таким образом, из указанных норм следует, что в состав архивного фонда Российской Федерации подлежат включению не все документы архивных фондов БТИ, а лишь отвечающие определенным требованиям, установленным Законом № 125-ФЗ.

Приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 09.01.2017 г. № 1-ПОД утверждены: порядок постоянного хранения и использования в своей деятельности технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) согласно приложению № 1 к настоящему приказу; порядок предоставления копий технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетнотехнической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений, порядок взимания платы за их предоставление и возврата согласно приложению № 2 к настоящему приказу; размер платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и инойхранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетнотехнической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений согласно приложению № 3 к настоящему приказу.

В соответствии с п. 2.1 Порядка предоставления копий технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений, порядок взимания платы за их предоставление и возврата, согласно приложению № 2 к приказу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 09.01.2017 г. № 1-ПОД, Агентством госимущества либо организацией, заключившей договор хранения, предоставляются: копия технического паспорта объекта капитального строительства, помещения; копия поэтажного или ситуационного плана; копия экспликации поэтажного плана, экспликации объекта капитального строительства, помещения; копия учетно-технической документации, содержащей сведения об инвентаризационной, восстановительной, балансовой или иной стоимости объекта капитального строительства, помещения; копия проектно-разрешительной документации, технического или экспертного заключения или иной документации, содержащейся в архиве; копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа, хранящегося в материалах инвентарного дела; выписка из реестровой книги о праве собственности на объект капитального строительства, помещение (сведения из архива до 1998 года); справка об инвентаризационной стоимости объекта капитального строительства, помещения; справка о наличии или отсутствии права собственности на объекты недвижимости; справка о технических и иных характеристиках объекта учета; иные документы, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

В силу п. 2.3. Приложения № 2 к указанному Приказу № 1-ПОД сведения, содержащиеся в учетно-технической документации, копии учетно-технической документации предоставляются на основании заявления физического или юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Согласно п. 2.4 Приложения № 2 сведения, содержащиеся в учетно-технической документации, копии учетно-технической документации в отношении объектов капитального строительства предоставляются по заявлениям: собственника, лица, который обладает правом оперативного управления либо хозяйственного ведения на объект капитального строительства, или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности), наследников по закону или завещанию (при предъявлении документов, подтверждающих факт смерти наследодателя, нотариально удостоверенного завещания или справки нотариуса, подтверждающей вступление заявителя в наследство); правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам); органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах недвижимости, расположенных на территории соответствующих административно- территориальных образований); налоговых органов (об объектах недвижимости, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения); органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения); органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; службы судебных приставов (по находящимся в их производстве делам); иных лиц и органов, определенных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2.5 Приложения № 2 заявление должно содержать следующую информацию: фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; наименование, адрес (место нахождения) объекта недвижимости, сведения, копии документов по которому запрашиваются.

К заявлению прилагается документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, документ, подтверждающий оплату за предоставление сведений, содержащихся в учетно-технической документации, копий учетно-технической документации, за исключением случаев предоставления такой информации безвозмездно, а также документы, подтверждающие право лица на получение сведений, содержащихся в учетно-технической документации, копий учетно-технической документации.

В соответствии с п. 3.11 Приложения № 2 сведения, содержащиеся в учетно-технической документации, копии учетно-технической документации, предоставляются заявителям за плату, если иное не предусмотрено действующим законодательством, в размере согласно Приложению № 3 к настоящему Приказу.

Пунктом 3.11 Постановления Правительства Ульяновской области от 21.10.2010 г. № 353-П, предусмотрены следующие основания для отказа в предоставлении информации: за предоставлением информации обратилось ненадлежащее лицо; к письменному обращению не приложен документ об оплате услуги по выдаче информации из архива лицам, для которых предоставление такой информации является платным.

Таким образом, отказывая представителю истицы в ознакомлении с материалами инвентарного дела ввиду непредставления документа об оплате данной услуги, УОГУП БТИ действовал в рамках нормативно-правового регулирования, оснований для предоставления материалов инвентарного дела без оплаты не имелось.

Все остальные доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах суд признает действия ответчика законными, отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Ульяновскому областному государственному унитарному предприятию бюро технической инвентаризации о признании незаконным отказа в ознакомлении с инвентарным делом, возложении обязанности предоставить инвентарное дело для ознакомления отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья: А.С. Карабанов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>