ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2325/14 от 08.08.2014 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

 Дело № 2-2325/14

 Решение

 Имеем Российской Федерации

 08 августа 2014 г. г. Саратов

 Заводской районный суд г. Саратова

 в составе: председательствующего судьи Слободской Т.Н.,

 при секретаре Бирюковой Ю.Н.,

 с участием представителя истца Романова Н.А.,

 представителя ответчика Авдеевой А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кондрашова Ю. А. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда в Заводском районе г.Саратова о признании незаконным протокола по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и обязании произвести перерасчет пенсии,

 установил:

 Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении пенсионного фонда РФ в Заводском района г. Саратова № 2957 от 10.12.2013г. Кондрашову Ю.А. произведен расчет страховой части трудовой пенсии по старости из среднемесячного заработка на основании лицевых счетов и акта проверки.

 Однако протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении пенсионного фонда РФ в <адрес> г. Саратова <№> от 21.03.2014г. решение комиссии <№> от 10.12.2013г. отменено и произведен расчет страховой части трудовой пенсии по старости Кондрашову Ю.А. без учета заработной платы.

 Считая решение комиссии, изложенное в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении пенсионного фонда РФ в <адрес> г.Саратова (далее ГУ УПФ РФ в <адрес> г. Саратова) <№> от 21.03.2014г. незаконным, Кондрашов Ю.А. обратился в суд с иском, в котором просил признать протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении пенсионного фонда РФ в <адрес> г. Саратова <№> от 10.12.2013г. незаконным, отменить его и произвести перерасчет пенсии с момента начисления.

 Обосновывая исковые требования, истец Кондрашов Ю.А. указал, что на основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении пенсионного фонда РФ в <адрес> г. Саратова <№> от 10.12.2013г. ему 11.09.2013г. назначена трудовая пенсия по старости в размере 8181 руб. 77 коп. по представленным документам, с производством расчета страховой части пенсии по старости из среднемесячного заработка на основании лицевых счетов и актов проверки.

 Согласно письму ОАО «Межгородтранс», с 2006г. по апрель 2012г. предприятие ГУП «Саратоское пассажирское автотранспортное предприятие № 4» (далее ГУП «СПАТП-4») находилось в конкурсном управлении. Актом проверки подтвержден факт нахождения документов ГУП «СПАТП-4» в ОАО «Межгородтранс».

 В ходе проверки установлено, что в помещении организации находятся документы по работе и заработной плате работников ГУП «СПАТП-4». Для проверки были представлены лицевые счета за 1976г.-1982г., в которых значился Кондрашов Ю.А.

 Согласно трудовой книжке, Кондрашов Ю.А. в период с 18.05.1976г. по 01.04.1991г. работал в должности водителя автобуса. Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении пенсионного фонда РФ в <адрес> г. Саратова <№> от 21.03.2014г. решение комиссии <№> от 10.12.2013г. отменено и произведен расчет страховой части трудовой пенсии по старости Кондрашову Ю.А. без учета заработной платы. Истец считает данный отказ незаконным, в связи с чем вынужден обратиться в суд.

 В ходе судебного разбирательства представитель истца Кондрашова Ю.А. по доверенности Романов Н.А. уточнил исковые требования и просил произвести перерасчет пенсии с 01.04.2014г.

 Определением Заводского районного суда г.Саратова от 31.07.2014г. прекращено производство по делу в отношении ответчика открытого акционерного общества «Межгородтранс» (далее ОАО «Межрогодтранс») в связи с отказом от иска с привлечением его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

 В судебное заседание истец Кондрашов Ю.А. не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил заявление.

 Представитель истца Кондрашова Ю.А. по доверенности Романов Н.А. поддержал уточненные исковые требования и настаивал на их удовлетворении, дал пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.

 Представитель ГУ УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова Авдеева А.А., действующая по доверенности, исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что ГУ УПФ РФ в Заводском района г. Саратова.

 Из пояснений представителя ответчика следует, что согласно письму ОАО «Межгородтранс» <№> от 28.11.2012г., с 2006г. по апрель 2012г. предприятие ГУП «СПАТП-4» находилось в конкурсном управлении. На данный период предприятие ликвидировано. Архив ГУП «СПАТП-4» в государственные органы не передавался и находится в данный момент в помещении по юридическому адресу ОАО «Межгородтранс», но предприятие не является правопреемником документов ГУП «СПАТП-4» и не имеет полномочий предоставление архивных справок и справок о заработной плате или каких-либо документов в отношении ГУП «СПАТП-4». Ответчиком проведена проверка находящихся документов ГУП «СПАТП-4» на предприятии ОАО «Межгородтранс» и составлен акт <№> от 10.12.2013г. В ходе проверки установлено, что в помещении организации находятся документы по работе и заработной плате работников ГУП «СПАТП-4». Для проверки были представлены лицевые счета за <Дата>. Однако акт проверки не является документальным основанием для исчисления среднемесячного заработка в целях пенсионного обеспечения.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ОАО «Межрогодтранс» в суд не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания. Из письменного отзыва на иск следует, что с 2006г. по апрель 2012г. предприятие ГУП «СПАТП-4» находилось в конкурсном управлении. Обязательным условием при ликвидации предприятия при конкурсном управлении является передача архивных документов в государственные архивные органы. На данный период предприятие ликвидировано. Архив ГУП «СПАТП-4» в государственные органы не передавался и находится в данный момент в помещении по юридическому адресу ОАО «Межгородтранс», но предприятие не является правопреемником документов ГУП «СПАТП-4» и не имеет полномочий предоставление архивных справок и справок о заработной плате или каких-либо документов в отношении ГУП «СПАТП-4».

 Суд, выслушав представителей сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

 В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом.

 В соответствии со ст.7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. <№> – ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

 Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от <Дата> № 173-ФЗ и п. 2 ст. 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

 В соответствии с п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и 2О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от <Дата> № 16/19па, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до <Дата> в течение трудовой деятельности за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

 Федеральным законом от 22.10.2004г. № 125-ФЗ «Об архивном деле» предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными ч.3 ст. 6 и ч.1 ст. 23 данного Федерального закона (ч. 1 ст. 17).

 Материалами дела установлено, что Кондрашов Ю.А. в период с <Дата>. работал в должности водителя автобуса ГУП «Саратоское пассажирское автотранспортное предприятие № 4», что подтверждает трудовая книжка (л.д. 6-8).

 Согласно сообщению Государственной инстпекции труда в Саратовской области, по состоянию на 28.11.2012г., ГУП «СПАТП-4» ликвидировано.

 Согласно сообщению архивного отдела администрации муниципального образования «Город Саратов» от 10.10.2013г. № 01-06-34-1808, подтвердить сведения о трудовом стаже не представляется возможным, так как документы по личному составу Саратовского производственного объединения пассажирского автотранспорта, Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия № 4, Саратовского производственного объединения пассажирского автотранспорта <№> на хранение не поступали и сведениями о месте их нахождения архив не располагает.

 По сообщению областного государственного учреждения «Государственный архив новейшей истории Саратовской области» от 01.10.2013г. № К-988э, документы ГУП «СПАТП - 4», Саратовского производственного объединения пассажирского автотранспорта, Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия № 4, Саратовского производственного объединения пассажирского автотранспорта <№> на хранение не поступали, в связи с чем предоставить сведения о трудовом стаже и заработной плате кондрашова Ю.А. за период с <Дата>. не представляется возможным.

 Согласно письму ОАО «Межгородтранс» <№> от 28.11.2012г., с 2006 по апрель 2012г. предприятие ГУП «СПАТП-4» находилось в конкурсном управлении. Обязательным условием при ликвидации предприятия при конкурсном управлении является передача архивных документов в государственные архивные органы. На данный период предприятие ликвидировано. Архив ГУП «СПАТП-4» в государственные органы не передавался и находиться в данный момент в помещении по юридическому адресу ОАО «Межгородтранс», но предприятие не является правопреемником документов ГУП «СПАТП-4» и не имеет полномочий предоставление архивных справок и справок о заработной плате или каких-либо документов в отношении ГУП «СПАТП-4».

 Как установил суд, ответчиком проведена документальная проверка нахождения документов ГУП «СПАТП-4», находящихся в ОАО «Межгородтранс» по адресу: г.Саратов, <адрес>. В ходе проверки установлено, что в помещении организации находятся документы, в которых указанны лицевые счета по табельным номерам работников ГУП «СПАТП-4». Однако ОАО «Межгородтранс» не является хранителем документов. По Кондрашову Ю.А. за период с 1976г. по 1982 г. имеются следующие документы: лицевые счета, его табельный номер 1179, согласно книге приказов отдела кадров за 1976г.

 В связи с проведенной проверкой по лицевым счетам составлен акт <№> от 10.12.2013г., в котором указана заработная плата Кондрашова Ю.А. за период с мая 1976г. по ноябрь 1982г. включительно.

 Указанные обстоятельства подтвердила в судебном заседании свидетель ФИО, специалист - эксперт отдела назначения и перерасчета пенсии, проводившая проверку в ОАО «Межгородтранс», оснований не доверять которой у суда не имеется, ее показания подтверждаются пенсионным делом, в котором имеются копии лицевых счетов на Кондрашова Ю.А., полученные в ходе проверки.

 Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении пенсионного фонда РФ в Заводском района г. Саратова <№> от 10.12.2013г. Кондрашову Ю.А. принято решение и произведен расчет страховой части трудовой пенсии по старости из среднемесячного заработка на основании лицевых счетов и акта проверки.

 По результатам данной проверки ответчиком с сентября 2013г. Кондрашову Ю.А. назначена пенсия в размере 8713 руб. 58 коп.

 Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении пенсионного фонда РФ в Заводском района г. Саратова <№> от 21.03.2014г. отменено решение комиссии <№> от 10.12.2013г. и произведен расчет страховой части трудовой пенсии по старости Кондрашову Ю.А. без учета заработной платы.

 В связи с чем с 01.04.2014г. пенсия Кондрашова Ю.А. составила <данные изъяты> коп.

 Указанные обстоятельства подтверждает лицевой счет № 179203.

 Таким образом, в связи с ликвидацией предприятия ГУП «СПАТП-4» и непередачей последним первичных бухгалтерских документов в архив или правопреемнику истец лишен возможности предоставить требуемую справку по независящим от него обстоятельствам для реализации его законного права на выбор периода расчета для назначения пенсии по старости из среднемесячного заработка. Учитывая, что лицевые счета за период с 1976г. по 1986г. имеются в наличии, но отсутствует правопреемник, правомочный на выдачу указанных документов, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для принятия ответчиком лицевых счетов и производства расчета страховой части трудовой пенсии по старости из среднемесячного заработка на основании лицевых счетов и акта проверки.

 В связи с чем суд считает, что протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан при Управлении пенсионного фонда России в Заводском районе г.Саратова <№> от 21.03.2014г. следует признать незаконным и обязать ответчика произвести Кондрашову Ю.А. перерасчет пенсии по лицевым счетам за период с 01.11.1977г. по 31.10.1982г., начиная с 01.04.2014г.

 Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 решил:

 Признать протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан при Управлении пенсионного фонда России в Заводском районе г.Саратова <№> от 21.03.2014г. незаконным

 Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова произвести Кондрашову Ю. А. перерасчет пенсии по лицевым счетам за период с 01.11.1977г. по 31.10.1982г., начиная с 01.04.2014г.

 Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца после изготовления решения в окончательной форме.

 Судья