К делу №2-2325/18г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2018 года Геленджикский городской
суд Краснодарского края
в составе
председательствующего Дрепа М.В.
при секретаре Козмовой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в городе-курорте Геленджике Краснодарского края об оспаривании решения об исключении из страхового стажа периодов работы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в городе-курорте Геленджике Краснодарского края об оспаривании решения об исключении из страхового стажа периодов работы, указав в обоснование требований, что с 20.12.2017г. является получателем страховой пенсии по старости. При этом решением УПФР в г.Геленджике от 13.12.2017г. из его страхового стажа исключены периоды работы с 29.07.1975г. по 03.11.1976г, с 16.11.1992г. по 03.02.1995г, с 05.05.1995г. по 24.12.1996г, с 25.12.1996г. по 23.09.1998г, с 27.09.1998г. по 01.12.2001г, с 15.12.2001г. по 29.07.2003г, с 09.01.2004г. по 20.06.2013г, осуществлявшиеся на территории Республика Казахстан.
Считает решение неправомерным, поскольку им представлены необходимые документы, в том числе трудовая книжка с записями о трудовой деятельности. В связи с этим просит суд признать решение незаконным, обязать ответчика включить в страховой стаж исключенные периоды работы, и произвести перерасчет начисленной страховой пенсии по старости с учетом включенных в стаж периодов работы.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования по указанным основаниям.
Представитель ответчика с иском не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, решением УПФР в г.Геленджике от 15.12.2017г. ФИО1 с 19.12.2017г. назначена страховая пенсия по старости согласно ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом, решением пенсионного органа от 13.12.2017г. №2270 из страхового стажа истца исключен период работы с 29.07.1975г. по 03.11.1976г, «так как уточняющая справка не представлена», и исключены периоды работы: с 16.11.1992г. по 03.02.1995г, с 05.05.1995г. по 24.12.1996г, с 25.12.1996г. по 23.09.1998г, с 27.09.1998г. по 01.12.2001г, с 15.12.2001г. по 29.07.2003г, с 09.01.2004г. по 20.06.2013г, «так как справки подтверждающие стаж после 01.12.1991г. не представлены».
Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения содержались в ч.2 ст.10 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015г.
В соответствии статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст.ст.1 и 6 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года.
Статья 10 Соглашения содержит положение о том, что государства - участники Содружества берут на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Согласно ст.11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений за период после вступления в силу Соглашения, после 13 марта 1992 года.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения.
Как следует из Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В силу п.5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004г. N 99р (в ред. от 28.01.2005г.) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашением от 13 марта 1992г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ, могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с п.15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996г, регистрационный N 1056) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом форма документа может быть произвольной.
Как видно из материалов дела, спорные периоды работы истца имели место на территории Республики Казахстан, где истец осуществлял трудовую деятельность в период с 29.07.1975г. по 20.06.2013г, при этом истцом в подтверждение указанных периодов работы представлена трудовая книжка от 29.07.1975г, оформленная на ФИО1, содержащая сведения о работе истца в спорный период.
Поскольку после подписания международного договора - Соглашения от 13 марта 1992 года Республика Казахстан является независимым и самостоятельным государством, то возможность включения в страховой стаж периодов работы после 13 марта 1992 года может быть урегулирована только законодательными акта Российской Федерации либо международным договором.
Однако, никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Таким образом, для включения в трудовой стаж периодов работы на территории государства-участника Республики Казахстан, после заключения Соглашения от 13 марта 1992 года, необходимо предоставление соответствующих документов именно компетентным органом данного государства, подтверждающих периоды работы истца, а также уплату страховых взносов в пенсионный фонд.
Между тем, периоды работы истца как до 13 марта 1992 года, так и с 14 марта 1992 года по 20июня 2013 года не подтверждены компетентными органами Республики Казахстан, в связи с чем не могут быть включены в страховой стаж истца для назначения указанной пенсии.
Материалы дела также не содержат сведений об уплате истцом за указанный период страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч.2 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения Управления Пенсионного фонда РФ в городе-курорте Геленджике от 13.12.2017г, и отсутствии законных оснований для возложения обязанности произвести перерасчет начисленной страховой пенсии по старости.
При этом истец не лишен возможности обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением, приложив к нему необходимые документы для перерасчета пенсии.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья