ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2325/2018 от 06.06.2018 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2- 2325/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 июня 2018 года г. Липецк

Советский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего Леоновой Е.А.

при секретаре Бушуевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к администрации города Липецка, МУ «Управление главного смотрителя г.Липецка», департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Липецка, Управлению Правобережным округом администрации города Липецка, департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка, Муниципальному учреждению «Управление строительства города Липецка» о возложении обязанности начать в 2018 году строительство дороги с асфальтовым покрытием по ул. Римского-Корсакова в г.Липецке, установить уличное освещение вдоль дороги и опилить деревья, возложении обязанности поставить автомобильную дорогу на баланс администрации города Липецка,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 обратились в суд с иском к администрации города Липецка, МУ «Управление главного смотрителя г.Липецка», департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Липецка, Управлению Правобережным округом администрации города Липецка, департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка, Муниципальному учреждению «Управление строительства города Липецка» о возложении обязанности начать в 2018 году строительство дороги с асфальтовым покрытием по ул. Римского-Корсакова в г.Липецке, установить уличное освещение вдоль дороги и опилить деревья.

В ходе рассмотрения дела истцы увеличили предмет заявленных требований, просили возложить на администрацию города Липецка обязанность поставить дорогу по ул. Римского-Корсакова в г.Липецке на баланс.

В обоснование заявленных требований истцы сослались на то, что являются жителями ул. Римского-Корсакова в г.Липецке, однако, вдоль указанной улицы на автомобильной дороге отсутствует асфальтовое покрытие, уличное освещение, в связи с чем жители длительное время несут неудобства.

Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено Муниципальное учреждение «Управление строительства города Липецка».

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО10, ФИО5, ФИО6 иск поддержали, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель администрации г.Липецка и департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка по доверенности ФИО11 иск не признала, объяснив, что на основании приказа департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка №6 от 5 марта 2018 года утвержден план реализации муниципальной программы города Липецка «Развитие транспорта и дорожного хозяйства на 2017-2022 года» на 2018 год, строительство дороги по ул. Римского-Корсакова указанным планом не предусмотрено. Действие указанной программы является долгосрочным и вопрос о строительстве дороги будет рассмотрен. Законных оснований для вмешательства в деятельность органа местного самоуправления путем возложения обязанности совершить действия по строительству дороги в текущем году нарушает принцип самостоятельности органа местного самоуправления. Требования о постановке дороги на баланс не могут быть удовлетворены, поскольку администрация города Липецка не осуществляла строительство указанной дороги, ее строительство было осуществлено в 1956 году для нужд завода «Свободный Сокол», следовательно, дорогу следует признать бесхозяйной. Совершить действия по оформлению муниципальной собственности на дорогу и только после этого подлежит рассмотрению вопрос о постановке на баланс дороги.

Представители ответчиков МУ «Управление главного смотрителя города Липецка», департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка, МУ «Управление строительства города Липецка» иск не признали.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО8, ФИО9, представитель ответчика Управления Правобережным округом города Липецка в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав истцов, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, оценив представленных доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:

- принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

- ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий;

- участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Согласно п. 4.6.1. ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, стационарное электрическое освещение предусматривается на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

В силу пункта19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В силу статьи 8 Устава городского округа город Липецк Липецкой области Российской Федерации принятого решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 24 февраля 2015 г. N 990 к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Таким образом, из содержания приведенных норм права следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения входит в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что автомобильная дорога по ул. имени Н.А. Римского-Корсакова в г.Липецке включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Липецка, утв. постановлением администрации города Липецка от 22 августа 2012 года №1620 (л.д.231-233).

Согласно акту обследования состояния проезжей части автомобильной дороги от 23 апреля 2018 года проезжая часть автомобильной дороги имеет два типа покрытия: асфальтобетонное покрытие (от пересечения с ул. Ковалева до дома ст1 д по ул. им. Н.А.. А. Римского-Корсакова) шириной 6 м, протяженностью 218 м, и грунтовое покрытие (от пересечения с ул. Ковалева до СНТ «Сокол -1» шириной 4 м, протяженностью 151 м. Общая протяженность дороги составляет 369 метров.

По мнению истцов, ответчики обязаны в 2018 году начать работы по строительству дороги с асфальтовым покрытием, установке уличного освещения вдоль дороги и опиловке деревьев.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно положениям ст. 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Частью 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации местному самоуправлению гарантирована самостоятельность его финансовой деятельности.

Однако, заявляя требования о понуждении к совершению действий по строительству автомобильной дороги, истцы возлагают на суд обязанность вмешаться в деятельность органа местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.

Материальный закон для понуждения к совершению действий по строительству автомобильной дороги отсутствует.

На основании приказа департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка №6 от 5 марта 2018 года утвержден план реализации муниципальной программы города Липецка «Развитие транспорта и дорожного хозяйства на 2017-2022 года» на 2018 года.

Строительство дороги по ул. Римского-Корсакова указанным планом не предусмотрено.

Доводы истцов о длительном бездействии ответчиков не могут повлиять на результат рассмотрения данного спора по изложенным выше основаниям.

Требования о возложении на ответчика администрацию города Липецка поставить на баланс дорогу по ул. Римского-Корсакова удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно положениям статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Как следует из объяснений сторон, собственник автомобильной дороги не известен, балансодержатель данной дороги не установлен, в Едином государственном реестре недвижимости сведения об этом объекте отсутствуют, в реестре муниципальной собственности он не состоит, ни за кем не закреплен, и никто не осуществляет контроль за ее техническим состоянием.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, также регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 г. N 931.

Согласно закрепленным в вышеназванном Порядке положениям ( пункты 3,4,5) на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований…

В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, до постановки объекта недвижимости –автомобильной дороги на баланс следует совершить комплекс мероприятий: произвести государственный учет объекта как бесхозяйного и зарегистрировать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости.

В судебном заседании представитель департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка ФИО12 объяснила, что в настоящее время совершаются действия по принятию спорной дороги в муниципальную собственность, после оформления муниципальной собственности дорога будет поставлена на баланс администрации города Липецка.

Таким образом, требования о возложении на администрацию города Липецка поставить на баланс дорогу по ул. Римского-Корсакова заявлены преждевременно, а потому удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании представитель истца ФИО10 объяснил, что в досудебном порядке истцы к органу, уполномоченному производить опиловку деревьев вдоль дороги, - МУ «Управление главного смотрителя города Липецка» с требованием об опиловке деревьев не обращались, следовательно, отказа не получали, следовательно, оснований для возложения на ответчика такой обязанности не имеется.

Истцы не лишены права обратиться с соответствующим заявлением в МУ «Управление главного смотрителя города Липецка».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к администрации города Липецка, МУ «Управление главного смотрителя г.Липецка», департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Липецка, Управлению Правобережным округом администрации города Липецка, департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка, Муниципальному учреждению «Управление строительства города Липецка» о возложении обязанности начать в 2018 году строительство дороги с асфальтовым покрытием по ул. Римского-Корсакова в г.Липецке, установить уличное освещение вдоль дороги и опилить деревья, возложении обязанности поставить автомобильную дорогу на баланс администрации города Липецка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Леонова

Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2018 г.