Дело № 2-2327/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 апреля 2014 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Плеханова А.Н.,
при секретаре Кашицыной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в предоставлении материалов постановления Администрации г.Ижевска от <дата> № 981, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 (далее по тексту – заявитель) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в предоставлении постановления Администрации г. Ижевска от <дата> <номер> и материалов, послуживших основанием для его принятия для ознакомления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. Заявление мотивировала следующим.
<дата> собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в числе которых заявитель, обратились в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска (далее также Управление) с просьбой о предоставлении материалов постановления Администрации г. Ижевска от <дата> № 981, которым Ш.Р.Р. разрешен перевод жилого помещения – квартиры № <номер> в нежилое.
На указанное обращение последовал отказ, мотивированный тем, что в материалах имеются персональные данные.
Данный отказ по мнению заявителя является незаконным, поскольку противоречит ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п. 3 Указа Президента РФ от 31 декабря 1993 года №2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию».
В настоящее время Ш.Р.Р. на основании постановления Администрации г. Ижевска от <дата> <номер> осуществляет перепланировку и реконструкцию помещения квартиры № <номер>, уменьшая при этом общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, непредоставление для ознакомления истребуемых материалов лишает заявителя возможности избрания досудебного способа проверки законности данных материалов.
В связи с изложенным заявитель просил суд признать отказ в предоставлении постановления Администрации г. Ижевска от <дата> <номер> и материалов, послуживших основанием для его принятия для ознакомления незаконным и обязать Управление предоставить для ознакомления ФИО1 постановление Администрации г. Ижевска от <дата> <номер> и материалы, послуживших основанием для его принятия.
В ходе рассмотрения дела заявитель ФИО1 уточнила заявленные требования и на день рассмотрения дела просила суд признать незаконным отказ Управления в предоставлении материалов постановления Администрации г. Ижевска от <дата> <номер> о переводе жилого помещения в нежилое и размещения там магазина по адресу: <адрес>56, выраженный в письме от <дата> № 01-07/2914; обязать Управление предоставить для ознакомления ФИО1 материалы постановления Администрации <адрес> от <дата> <номер> о переводе жилого помещения в нежилое и размещения там магазина по адресу: <адрес>.
Заявитель ФИО1, уведомленная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в предыдущем судебном заседании заявление поддержала, суду пояснила, что общее собрание по вопросу перевода квартиры Ш.Р.Р. в нежилое помещение не проводилось, поэтому полагает, что подписи жильцов в протоколе общего собрания подделаны. Оспариваемым отказом Управления нарушено ее право на информацию. В заявлении от <дата> под фразой «копии материалов постановления» подразумевала бюллетень собрания, все те документы, на основании которых вынесено постановление от <дата> № 981. В настоящее время в судебном порядке оспаривает указанное постановление.
В порядке ст. 68 ГПК РФ заявитель признала факт получения следующих документов:
- заявления о переводе жилого помещения в нежилое квартиры по адресу: <адрес>;
- поквартирной карточки жилого помещения по адресу: <адрес>;
- протокола <номер> заседания комиссии по рассмотрению заявлений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые от <дата>;
- постановления от <дата> <номер> «О переводе жилого помещения <номер> <адрес> нежилое помещение по <адрес>»;
- плана 1 этажа в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>;
- свидетельства о государственной регистрации права собственности Ш.Р.Р. на <адрес> по адресу: <адрес>;
- выписки из технического паспорта на <адрес> по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, действующий на основании устного ходатайства заявителя, заявление поддержала, суду пояснил, что оспариваемый отказ затрагивает права и интересы заявителя, нарушает положения ст. 24 Конституции РФ. Непредоставление истребуемых материалов в добровольном порядке нарушило ее права.
Кроме того, представитель заявителя ФИО2 представил письменные объяснения по делу, согласно которым отказ Управления является незаконным, поскольку перевод жилого помещения Ш.Р.Р. из жилого в нежилое помещение затрагивает права заявителя как собственника общего имущества жилого дома по адресу: <адрес>, в связи с изменением характеристик и состава общего имущества собственников указанного дома.
В судебном представитель Управления К.М.А., действующая на основании доверенности, с заявление не согласилась, суду пояснила, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, поскольку запрашиваемые документы получены заявителем при рассмотрении судом гражданского дела об оспаривании постановления Администрации г. Ижевска от <дата> № 981.
Представитель Управления ФИО3, действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв на заявление, согласно которому оспариваемый отказ от <дата> является законным, поскольку материалы в связи с принятием постановления Администрации г. Ижевска от <дата> <номер> содержат персональные данные Ш.Р.Р. не дававшего согласия на их распространение. При обращении в ГУАиГ заявитель не просил предоставить для ознакомления указанное постановление Администрации г. Ижевска
Суд, выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска (далее - Главное управление) является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования "Город Ижевск" в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Положением (п. 1 «Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска» утвержденного решением Городской думы г. Ижевска от 06 июня 2006 года N 121).
Постановлением Администрации г. Ижевска от <дата> <номер> Ш.Р.Р. разрешен перевод жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое.
<дата> Совет дома, по адресу: <адрес> в том числе ФИО1, П.Г.Н. обратились в Управление с заявлением о предоставлении возможности ознакомиться и снять копии материалов постановления Администрации <адрес> от <дата> <номер> о разрешении Ш.Р.Р. перевода жилого помещения по адресу: <адрес>56, в нежилое. Заявление мотивировано мнением заявителей о том, что указанным переводом нарушены права заявителей, которые они намереваются защитить в судебном порядке.
<дата> на указанное обращение начальником Управления – главным архитектором города Зыряновым В.И. заявителю направлен ответ, согласно которому Управление, рассмотрев обращение от <дата>, приняло решение об отказе в ознакомлении и выдаче копий документов, в связи с содержанием в них персональных данных.
Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, объяснений лиц участвующих в деле, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.
Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Поскольку ответ на обращение ФИО1 дан Управлением <дата>, а с рассматриваемым заявлением ФИО1 обратилась суд <дата>, то срок обращения в суд, установленный ст.256 ГПК РФ, заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.258 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <дата>, к числу юридически значимых для разрешения настоящего дела обстоятельств отнесены следующие:
- имело ли Управление полномочия на рассмотрение и разрешение обращения ФИО1;
- соблюден ли порядок (не было ли допущено существенных нарушений) рассмотрения и разрешения обращения ФИО1 Управлением установленный нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);
-соответствовало ли содержание ответа Управления на обращение ФИО1 требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из перечисленных оснований.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Право Управления на рассмотрение обращения ФИО1, установлено решением Городской думы г. Ижевска от 06 июня 2006 года N 121об утверждении «Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», пунктом 2.36 которого ГУАиГ Администрации г. Ижевска предоставлено право рассматривать в установленном порядке обращения граждан и юридических лиц по вопросам осуществления архитектурной и градостроительной деятельности, принятие соответствующих решений и мер в пределах своей компетенции.
Данное право участниками процесса не оспаривается.
Порядок рассмотрения и разрешения обращения ФИО1 соответствовал установленному частью 2 статьи 32 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N 59-ФЗ и частями 1, 3 ст.10 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении обращения органом местного самоуправления обеспечивается объективное, всестороннее и своевременное его рассмотрение, запрашиваются необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других органах и у иных должностных лиц, принимаются меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии с указанными нормами Управлением за подписью его руководителя дан письменный ответ ФИО1 по существу ее обращения.
Учитывая время поступления в Управление обращения (<дата>) и время направления ответа ФИО1 (<дата>), установленный ч.1 ст.12 Федерального закона от <дата> <номер> «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» тридцатидневный срок рассмотрения и разрешения обращения ФИО1 соблюден.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что Управление имело полномочие на рассмотрение и разрешение обращения ФИО1, при этом Управлением соблюден порядок его рассмотрения и разрешения.
Проверяя оспариваемый ответ на соответствие его содержания требованиям закона и иным нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация; конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Суд отмечает, что ФИО1, обращаясь в Управление, не указала какие именно документы ей необходимо получить для ознакомления.
В судебном заседании из объяснений сторон и представленных материалов установлено, что в состав документов, которые в обращении от <дата> просила предоставить для ознакомления ФИО1, входят
- заявление Ш.Р.Р. о переводе жилого помещения в нежилое, содержащее сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, номере телефона;
- постановление Администрации г. Ижевска от <дата> №981, содержащее указание на регистрационной записи (номер, дата) права собственности Ш.Р.Р. на его квартиру;
- свидетельство о государственной регистрации Ш.Р.Р. на право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, содержащее сведения о его фамилии, имени, отчестве, дате рождения, месте жительства, основании и даты возникновения права собственности на квартиру;
- решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. по вопросу перевода жилого помещения в нежилое помещение.
Наличие у заинтересованного лица решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, с опросными листами собственников заявитель не доказала.
Напротив, из заявления Ш.Р.Р. (л.д.54) следует, что все документы связанные с опросом собственников на перевод жилого помещения в нежилое в том числе опросные листы им получены <дата>, то есть до обращения ФИО1 в Управление <дата>.
Учитывая, что закрепленное в действующем законодательстве условие о непосредственной связи информации с правами и свободами запрашивающего ее лица достаточно конкретно очерчивает рамки содержания информации, предоставление которой обязательно, а из материалов дела усматривается, что ФИО1 фактически обратилась за получением информации, содержащей персональные данные третьих лиц, в том числе об имущественных правах Ш.Р.Р. (право на пользование по своему усмотрению собственностью – квартиры по адресу: <адрес>56), то суд полагает, что данное обращение нельзя расценить как действия ФИО1, направленные на получение от органов местного самоуправления власти информации, непосредственно затрагивающей её права и свободы, которую, в силу положений действующего законодательства, орган местного самоуправления должен был ей предоставить.
Таким образом, действия Управления по отказу в предоставлении ФИО1 материалов в связи с принятием Администрацией <адрес> постановления от <дата> <номер> соответствуют требованиям закона и иным нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения.
Суд отмечает, что несогласие заявителя с содержанием ответа Управления, не является основанием для признания его незаконными.
Таким образом, следует, признать, что оспариваемый заявителем ответ Управления от <дата> соответствовал закону.
Доказательств нарушения ее прав ФИО1 суду не представила.
Согласно статье 3 ГПК РФ - заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.
В порядке статей 12, 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод заявителя или создания препятствий к их осуществлению оспариваемым ответом Управления судом возложена на заявителя.
Доказательств нарушения прав и свобод заявителя, или создания препятствий к их осуществлению оспариваемым ответом ФИО1 не представлено.
Объяснения стороны заявителя о нарушении прав ФИО1 на получение информации от органов местного самоуправления, создание отказом препятствий для досудебного обжалования постановления Администрации г.Ижевска от <дата> <номер> носят голословный характер, основаны на неверном толковании закона в связи с чем судом отклоняются.
Суд отмечает, досудебный порядок обжалования постановления Администрации г. Ижевска от <дата> <номер> законом не предусмотрен.
При этом из объяснений лиц, участвующих в деле, материалов дела следует, что правом на оспаривание указанного постановления ФИО1 реализовала, обратившись с соответствующим заявлением в суд, в рамках которого получила и запрашиваемые обращением от <дата> документы.
С учетом вышеизложенных обстоятельств основания для признания незаконным отказа Управления в предоставлении ФИО1 материалов постановления Администрации г. Ижевска от <дата> <номер> о переводе жилого помещения в нежилое и размещения там магазина по адресу: <адрес>56, выраженный в письме от <дата> <номер> отсутствуют.
Поскольку заявление ФИО1 признано необоснованным, то оснований для возложения на Управление обязанности устранить допущенные нарушения путем предоставления для ознакомления ФИО1 постановления Администрации г. Ижевска от <дата> <номер> и материалов, послуживших основанием для его принятия (ст.258 ГПК РФ) не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении заявления понесенные ФИО1 расходы по оплате услуг представителя возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в предоставлении материалов постановления Администрации г.Ижевска от <дата> № 981, возложении обязанности устранить допущенные нарушения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме принято 11 июня 2014 года.
Председательствующий судья А.Н. Плеханов