ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2327/2022 от 29.08.2022 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

03RS0006-01-2022-003007-93

№ 2-2327/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2022 года город Уфа

Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мухаметовой Г.А., при секретаре Хайруллиной Р.Р., с участием

Старшего помощника прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы- Насибуллиной К.М.,

Представителя Государственного бюджетного учреждения РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию имени Шагита Худайбердина- Якшибаева Азата Мидхатовича, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за ,

Представителя Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ- Япаровой Оксаны Асхатовны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №М12-06-308,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Орджоникидзевского г.Уфы действовавшего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию имени Шагита Худайбердина, Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ об обязании провести капитальный ремонт кровли, фасада зданий, системы вентиляции и внутренних помещений, а также крыши веранды, предназначенной для прогулки несовершеннолетних.

УСТАНОВИЛ:

Прокурора Орджоникидзевского г.Уфы действовавшая в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд к Государственному бюджетному учреждению РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию имени Шагита Худайбердина (далее по тексту- Учреждение), Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ (далее по тексту- Министерство семьи…) об обязании провести капитальный ремонт кровли, фасада зданий, системы вентиляции и внутренних помещений, а также крыши веранды, предназначенной для прогулки несовершеннолетних. В обосновании заявленных требований указали, что Прокуратурой Орджоникидзевского г. Уфы во исполнение Приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведена проверка в ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию имени Шагита Худайбердина (далее - Детский ). В ходе проверки установлено, что Детский . Уфы расположен по адресу: . В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ произведён технический осмотр объекта капитального строительства жилого двухэтажного здания 1987 года постройки Детского на выполнение требований к эксплуатационной безопасности здания в соответствии с «СП . Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», в результате, которого зафиксировано 85 % износа (аварийное состояние) кровли дошкольного корпуса, в связи с чем кровля нуждается в капитальном ремонте. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ произведён технический осмотр фасадов 2-х этажного и 4-х этажного корпусов на выполнение требований к эксплуатационной безопасности здания в соответствии с «СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», в результате которого установлено 75 % износа (аварийное состояние), в связи с чем необходимо провести капитальный ремонт фасадов. В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ произведён технический осмотр 4-хэтажного здания 1987 года постройки на выполнение требований к эксплуатационной безопасности здания в соответствии с «СП . Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», которым установлено, неудовлетворительное состояние внутренних помещений школьного и дошкольного корпусов Детского , в связи с чем необходимо провести капитальный ремонт. Актом от ДД.ММ.ГГГГ произведён технический осмотр 4-х этажного здания 1987 года постройки на выполнение требований к эксплуатационной безопасности здания в соответствии с «СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», которым установлено 85 % износа системы вентиляции (аварийное состояние), в связи с чем необходимо провести капитальный ремонт. В соответствии с заключением ГАУ Управление государственной экспертизы РБ от ДД.ММ.ГГГГ проведена экспертиза капитального ремонта кровли (здания 2 КЖ); системы внутренней канализации, окна и фасады (здания 2 КЖ, 4 КЖ) в здании Детского . Уфы, сметная стоимость по объекту определена достоверно. Также заключением от ДД.ММ.ГГГГ ГАУ Управление государственной экспертизы РБ проведена экспертиза объекта капитального ремонта системы электроснабжения и вентиляции Детского . Уфы, которой установлено, что сметная стоимость по объекту определена достоверно. По результатам проведенных осмотров сотрудниками Детского . Уфы направлена заявка в Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ на финансирование капительного ремонта в 2022 году на проведение капитального ремонта кровли, дошкольного корпуса, фасада дошкольного и школьного корпусов, системы вентиляции школьного и дошкольного корпусов и внутренних помещений дошкольного и школьного с корпусов. Вместе с тем до настоящего времени капитальный ремонт фасадов, кровли, вентиляционной системы и внутренних помещений не произведён. Кроме того, в ходе выездной проверки в Детский . Уфы проведенной ДД.ММ.ГГГГ установлено, что балка на крыше веранды, предназначенной для прогулок несовершеннолетних, разрушилась, в результате чего возникла угроза жизни и здоровью детей. Указанные факты создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников учреждения и могут повлечь за собой последствия в виде причинения телесных повреждений для несовершеннолетних. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Понятие «неопределенный круг лиц» определяет такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. На основании изложенного, руководствуясь ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ, просят: Обязать ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию имени Шагита Худайбердина и Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ провести капитальный ремонт кровли, фасада зданий, системы вентиляции и внутренних помещений, находящихся по адресу: ., а также крыши веранды, предназначенной для прогулок несовершеннолетних.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Правительство Республики Башкортостан привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

На судебном заседании представитель истца исковые требования поддержали, от уточнении исковых требований отказались. Возражали об исключении Министерство семьи, труда … из числа соответчиков, пояснив что Министерство является учредителем Учреждения и несет функцию не только распределителя денежных средств, но контрольную функцию.

Ответчик, представитель Государственного бюджетного учреждения РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию имени Шагита Худайбердина в суде возражали против исковых требованиях истца, предоставили письменный отзыв, в котором указали, что согласно статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно абзаца 1 пункта 1.5 Устава Центра им.Ш.Худайбердина учреждение является юридическим лицом, находящимся в подчинении Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Согласно абзаца 2 пункта 1.5 устава функции и полномочия учредителя учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Согласно абзаца 3 пункта 1.6 Устава функции полномочия собственника имущества Учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан. Согласно абзаца 1 пункта 3.1 Устава имущество Учреждения является государственной собственностью Республики и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Министерством труда и…в 2020 году были выделены средства на сумму тысяч рублей, в 2021 году выделены были средства на сумму тысяч рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ получены положительные заключения в части достоверности определения стоимости капитального ремонта. Стоимость СМР переведены в текущий уровень цен с применением письма Минстроя РФ -ИФ/09 от ДД.ММ.ГГГГ (устройство фасадов- тысяч рублей; устройство кровли- тысяч рублей; устройство системы вентиляции- тысяч рублей; устройство капитального ремонта выранды- тысяч рублей. На общую сумму тысяч рублей…..) общая сумма заявки на 2022 год составляет тысяч рублей. На основании изложенного просят в исковых требованиях к ним отказать.

Ответчик, Представитель Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ в суде возражали против исковых требований истца, предоставили отзыв согласно которого указали на следующее, что рассмотрение вопроса о выделении средств на мероприятия, связанные с укреплением материально-технической базы, в том числе на мероприятия, проводимые в рамках обеспечения комплексной безопасности учреждений, исполнения предписаний надзорных органов осуществляется при представлении в Министерство учреждением заявки по форме и сроки, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методики распределения целевых средств, предусмотренных бюджетной росписью расходов Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан подведомственным учреждениям» (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) с представлением копий сметных расчетов, копий положительных заключений государственной экспертизы на капитальный ремонт (при наличии), а также предписаний надзорных органов (при наличии). Комиссия Министерства по результатам рассмотрения представленных заявок и подтверждающих документов принимает решение о наличии (отсутствии) в средствах, секретарь комиссия формирует и представляет протокол и распределение целевых средств на согласование председателю комиссии и на утверждение Министра семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан средства, предусмотренные в бюджете Республики Башкортостан на укрепление материально-технической базы, распределяются учреждениям, подведомственным Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. В связи с выделением дополнительных средств на указанные цели Министерством вносятся изменения (уточнение) планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) учреждений. Согласно Порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного бюджетного (автономного) учреждения, подведомственному Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, утвержденному приказом Министерства семьи и труда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, при необходимости перераспределения плановых показателей учреждение вправе вносить предложения о внесении необходимых изменений (экономии в результате проведения конкурсных процедур). Министерством семьи и труда РБ в 2020 году для ГБУ РБ Центр им. Шагита Худайбердина было выделено тыс.рублей. В 2021 году соответственно было выделено тыс. рублей. ДД.ММ.ГГГГ (Исх. 1782) в адрес Министерства семьи и труда РБ поступила заявка финансирования от ГБУ РБ Центр им. Шагита Худайбердина на укрепление материально-технической базы учреждения на 2022 г. на общую сумму тыс. рублей. В свою очередь Министерством семьи и труда РБ ДД.ММ.ГГГГ (Исх. 2-1-ПР-1616-М12-27-П). Согласно письму ГБУ РБ Центр им. Шагита Худайбердина от ДД.ММ.ГГГГ имеются положительные результаты заключения ГБУ «Управление государственной экспертизы РБ» в части достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта. Стоимость строительно-монтажных работ с СМР переведены в текущий уровень цен 2021 года в соответствии с методикой определения сметной стоимости капитального ремонта, утвержденной приказом Министерства строительства Российской Федерации (далее- Минстрой РФ) от ДД.ММ.ГГГГ/пр «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации» и письмом Минстроя РФ -ИФ/09 от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: 1) капитальный ремонт фасада - тыс.руб. (в том числе НДС 202%),2) капитальный ремонт кровли - тыс.руб. (в том числе НДС 20%), 3)капитальный ремонт веранды - тыс. руб. (в том числе НДС 20%.) Общая сумма локально-сметного расчета составляет тыс.руб. Министерством семьи и труда РБ направлено письмо в Правительство Республики Башкортостан об оказании содействия по выделению денежных средств на проведение ремонта здания ГБУ РБ Центр им. Шагита Худайбердина в размере тыс.руб. Соответственно, Министерством предприняты необходимые действия для обеспечения финансирования мероприятий по проведению капитального ремонта кровли, фасада зданий, системы населения РБ провести капитальный ремонт кровли, фасада зданий, системы вентиляции и внутренних помещений бездействия со стороны Министерства не выявлено, доказательства обратного Прокурором Орджоникидзевского г. Уфы Республики Башкортостан не представлены. Также в адрес Министерства финансов Республики Башкортостан направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № Ml2-17-221 о необходимости открытия ГБУ РБ Центр им. Шагита Худайбердина сокращенных лимитов бюджетных обязательств на 2022 год в сумме рублей. Ранее сокращение указанных лимитов бюджетных обязательств произошло в целях обеспечения устойчивости бюджета Республики Башкортостан в условиях ухудшающихся макроэкономических показателей и рисков снижения доходов бюджета Республики Башкортостан в связи с геополитической и экономической ситуацией, а также во исполнение протокола заседания Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, решения оперативного штаба по обеспечению социально-экономического развития Республики Башкортостан, и в соответствии с письмом Министерства финансов Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № М16-16-05-20. Соответственно, Министерством предприняты необходимые действия для обеспечения финансирования мероприятий по проведению капитального ремонта кровли, фасада зданий, системы вентиляции и внутренних помещений ГБУ РБ Центр им. Шагита Худайбердина, находящихся по адресу: , также крыши веранды, предназначенной для прогулок несовершеннолетних. Пунктом 3.10. Устава ГБУ РБ Центр им. Шагита Худайбердина также установлено, что при определении права оперативного управления имуществом учреждение обязано осуществлять капитальный ремонт и текущий ремонт имущества, при этом не подлежат возмещению любые производственные расходы по улучшению имущества. Таким образом, в соответствии с нормами ГК РФ и учредительными документами, ГБУ РБ Центр им. Шагита Худайбердина обременено обязанностями по содержанию имущества (в том числе осуществлению капитального и текущего ремонта имущества), переданного ему на праве оперативного управления, правовых оснований для возложения на Министерство обязанности провести капитальный ремонт кровли, фасада зданий, системы вентиляции и внутренних помещений, находящихся по адресу: , также крыши веранды, предназначенной для прогулок несовершеннолетних не имеется, Министерство семьи и труда РБ является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу. Более того удовлетворение указанных требований одновременно к нескольким ответчикам, приведет к неясности при исполнении решения суда. На основании изложенного просят исключить из числа ответчиков Министерство семьи и труда РБ, в удовлетворении исковых требований Прокурора Орджоникидзевского города Уфы отказать.

Представитель Министерства финансов в суд не явились, ранее предоставили пояснение, обращая внимание суда на следующее, что в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-р за счет резервного фонда Правительства Республики Министерству семьи и…в 2020 году на проведение капитального ремонта, противопожарных мероприятий, приобретение оборудования были выделены средства для Учреждения в сумме 8527,4 тысяч рублей. В соответствии и с распоряжением Правительства Республики… от ДД.ММ.ГГГГ-р в 2021 году дополнительно было выделено 53349,7 тысяч рублей. При этом указав, что распределение денежных средств по получателям бюджетных средств- государственным учреждениям социального обслуживания осуществляется Министерством семьи… Далее указав, что в соответствии с нормами ГК РФ и учредительными документами на Учреждение возложена обязанность по осуществлению капитального и текущего ремонта имущества, переданного ему на праве оперативного управления. Кроме того, исковые требования не связаны с возложением на учредителя субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, а направлены на обязание выполнения ответчиком - ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию имени Шагита Худайбердина самостоятельной обязанности, предусмотренной законом и учредительными документами по осуществлению капитального ремонта Учреждения, в связи с чем применение к возникшим правоотношениям положений абзаца второго пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ, согласно которым по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения, невозможно.

Правительство Республики Башкортостан извещенные надлежащим образом в суд не явились.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, участвующего в деле - представителей Министерства финансов Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправии сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Исходя из части 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

В силу части 1 статьи 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных орган или органов местного самоуправления в сферах науки, образован здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населен физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).

Исходя из положений части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В суде установлено и материалами дела подтверждается, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Учреждение на основании Постановления Государственного комитета РБ по управлению государственной собственностью от ДД.ММ.ГГГГ владеет имуществом на праве оперативного управления здания с кадастровым номером 4-х этажное здание, общей площадью , инв., лит.А,А1,А2,Б,В,Д,,Е,Ж, по адресу .

Прокуратурой Орджоникидзевского г. Уфы во исполнение Приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведена проверка в ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию имени Шагита Худайбердина.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ,произведён технический осмотр объекта капитального строительства жилого двухэтажного здания 1987 года постройки Детского на выполнение требований к эксплуатационной безопасности здания в соответствии с «СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», в результате, которого зафиксировано 85 % износа (аварийное состояние) кровли дошкольного корпуса, в связи с чем кровля нуждается в капитальном ремонте.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ произведён технический осмотр фасадов 2-х этажного и 4-х этажного корпусов на выполнение требований к эксплуатационной безопасности здания в соответствии с «СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», в результате которого установлено 75 % износа (аварийное состояние), в связи с чем необходимо провести капитальный ремонт фасадов.

В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ произведён технический осмотр 4-хэтажного здания 1987 года постройки на выполнение требований к эксплуатационной безопасности здания в соответствии с «СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», которым установлено, неудовлетворительное состояние внутренних помещений школьного и дошкольного корпусов Детского , в связи с чем необходимо провести капитальный ремонт.

Актом от ДД.ММ.ГГГГ произведён технический осмотр 4-х этажного здания 1987 года постройки на выполнение требований к эксплуатационной безопасности здания в соответствии с «СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», которым установлено 85 % износа системы вентиляции (аварийное состояние), в связи с чем необходимо провести капитальный ремонт.

В соответствии с заключением ГАУ Управление государственной экспертизы РБ от ДД.ММ.ГГГГ проведена экспертиза капитального ремонта кровли (здания 2 КЖ); системы внутренней канализации, окна и фасады (здания 2 КЖ, 4 КЖ) в здании Детского . Уфы, определена сметная стоимость по объекту.

Также заключением от ДД.ММ.ГГГГ ГАУ Управление государственной экспертизы РБ проведена экспертиза объекта капитального ремонта системы электроснабжения и вентиляции Детского . Уфы, которой установлено, что сметная стоимость по объекту определена достоверно.

Вместе с тем до настоящего времени капитальный ремонт фасадов, кровли, вентиляционной системы и внутренних помещений не произведён. Кроме того, в ходе выездной проверки в Детский . Уфы проведенной ДД.ММ.ГГГГ установлено, что балка на крыше веранды, предназначенной для прогулок несовершеннолетних, разрушилась, в результате чего возникла угроза жизни и здоровью детей.

Указанные факты создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников учреждения и могут повлечь за собой последствия в виде причинения телесных повреждений для несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Закрепленное п. 1 ст. 1065 ГК РФ правило выполняет превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав граждан и организаций.

По результатам проведенных осмотров сотрудниками Учреждения направлена заявка в Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ на финансирование капительного ремонта в 2022 году на проведение капитального ремонта кровли, дошкольного корпуса, фасада дошкольного и школьного корпусов, системы вентиляции школьного и дошкольного корпусов и внутренних помещений дошкольного и школьного с корпусов.

В декабре 2021 года Учреждением были подготовлены локально сметные расчеты.

В июне 2020 года, сентябре 2021 года были изготовлены Государственным автономным учреждением Управления государственной экспертизы РБ положительные заключения государственной экспертизы.

В мае 2022 года Учреждение обращается с письмом в Министерство семьи…с просьбой выделить средства на выполнение капитального ремонта, указав, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ получены положительные заключения в части достоверности определения стоимости капитального ремонта. Стоимость переведена в текущий уровень цен с применением Письма Минстроя РФ -ИФ/09 от ДД.ММ.ГГГГ. Общая сумма определена на тыс.руб.

Далее Министерство семьи…направляет обращение (ДД.ММ.ГГГГ за исх.-ПР-1616-М12-27-П) в Правительство Республики Башкортостан, (указав об инициировании данного искового заявления прокуратурой Орджоникидзевского г.Уфы и судом данное исковое заявление принято к производству) с просьбой оказать содействие в выделении денежных средств Учреждению на проведение капитального ремонта зданий в 2022 года в размере тыс.руб.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство финансов дает ответ на обращение Премьер –министра правительства Республики Башкортостан, в котором указали, что учитывая складывающую экономическую ситуацию и риски уменьшения доходной части бюджета республики, а также в целях реализации первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Республики в условиях санкционного давления, предложили отложить рассмотрении е данного вопроса до 2023 года.

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-р с ДД.ММ.ГГГГ функции и полномочия учредителя в отношении государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Башкирский республиканский детский имени Шагита Худайбердина осуществляет Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-р государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Башкирский республиканский детский имени Шагита Худайбердина переименовано в государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию им. Шагита Худайбердина.

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной длявыполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализациипредусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в сфере социального обслуживания населения (п.1.4 Устава Учреждения утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, далее- Устав)

Учреждение является юридическим лицом, находящимсяв ведомственном подчинении Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Учредитель). Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан. Учреждение приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.(п.1.5 Устава)

При осуществлении права оперативного управления имуществомУчреждение обязано …осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, при этом не подлежат возмещению любые производственные расходы по улучшению имущества.(пункт 3.10 Устава)

Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, а также Учредитель в установленном законодательством порядке. (пункт 3.11 Устава)

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Республики Башкортостан. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем …(пункт 3.14 Устава)

Учреждение обязано представлять Учредителю расчет предполагаемых расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем… отчитываться о результатах деятельности Учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в порядке, определяемом Учредителем (пункт 4.3 Устава)

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской федерации и учредительными документами, Учреждение обременено обязанностями по содержанию имущества (в том числе осуществлению капитального и текущего ремонта имущества), переданного ему на праве оперативного управления.

Согласно Приказа Минтруда РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 555-о (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Регламента Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан" (Зарегистрировано в Управлении РБ по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов ДД.ММ.ГГГГ N 4542) Контроль за деятельностью подведомственных учреждений осуществляется Министерством в установленном законодательством порядке (пункт5.6).

Согласно пункта 62 Распоряжения Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 191-р (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении перечня организаций, находящихся в ведении Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан» - Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Башкирский республиканский детский дом N 1 имени Шагита Худайбердина включено в этот перечень.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской федерации и учредительными документами, Министерство семьи…как Учредитель Учреждения обременено обязанностями не только как распорядитель денежных средств, но контроля за деятельностью подведомственных учреждений. Кроме того как указано в пункте 1.4 Устава, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной длявыполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализациипредусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в сфере социального обслуживания населения. Является учредителем Учреждения.

При этом суд соглашается с доводами представителя Министерства семьи …, что суд не может понудить министерство к выделению финансирования, так как это будет являться вмешательством в административно-хозяйственную деятельность республиканского органа исполнительной власти. А также понуждение органа исполнительной власти к выделению финансирования является фактически ограничением права распорядителя средств бюджета Республики, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей. Однако как указано выше Министерство семьи… имеет и иные полномочия, возложенные на него нормативными документами (п.п.3.11, 3.14, 4.3 Устава и …) которые касаются вопроса проведения капитального ремонта.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Прокурора Орджоникидзевского г.Уфы действовавшего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию имени Шагита Худайбердина, Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ (в пределах полномочий по вопросу проведения капитального ремонта-контроля) об обязании провести капитальный ремонт кровли, фасада зданий, системы вентиляции и внутренних помещений, а также крыши веранды, предназначенной для прогулки несовершеннолетних

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые Прокурора Орджоникидзевского г.Уфы действовавшего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию имени Шагита Худайбердина, Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ об обязании провести капитальный ремонт кровли, фасада зданий, системы вентиляции и внутренних помещений, а также крыши веранды, предназначенной для прогулки несовершеннолетних, удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию имени Шагита Худайбердина, Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ (в пределах предоставленных/возложенных полномочий) провести капитальный ремонт кровли, фасада зданий, системы вентиляции и внутренних помещений, находящихся по адресу: , а также крыши веранды, предназначенной для прогулки несовершеннолетних

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Г.А.Мухаметова

Решение в окончательном виде изготовлено - 2 сентября 2022 года.