Дело № 2-2328/2022
43RS0003-01-2022-002484-45
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 7 сентября 2022 года
Первомайский районный суд г. Кирова
в составе председательствующего судьи Макеевой С.Г.,
при секретаре Колеватовой В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2328/2022 по иску ФИО1 к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре Кировской области о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и возложении обязанности устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился с иском к Генеральной прокуратуре РФ, прокуратуре Кировской области о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и возложении обязанности устранить нарушения.
В обоснование требований указывает, что приказом прокурора Кировской области {Номер} от {Дата} ФИО1 был принят на службу в органы прокуратуры Кировской области и служил по {Дата} включительно.
Приказом Генерального прокурора РФ {Номер}-к от {Дата} уволен из органов прокуратуры в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
Продолжительность службы истца в органах прокуратуры составляет более 20 лет. За период службы ФИО1 обеспечивался жильем трижды: за период работы в должности прокурора Мурашинского района Кировской области, в должности Слободского межрайонного прокурора Кировской области, в должности Кирово – Чепецкого прокурора Кировской области.
В настоящее время ФИО1 с супругой и несовершеннолетним сыном проживают по адресу: {Адрес}, на основании договора коммерческого найма жилого помещения. Совершеннолетний сын супруги истца ФИО совместно с семьей ФИО2 не проживает, вступил в брак в 2019 году, приобрел собственное жилье.
Согласно выпискам из ЕГРН о правах отдельного лица, а также сведениям БТИ, ФИО1 и членам его семьи жилые помещения на праве собственности не принадлежат. За время службы в органах прокуратуры единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилья истцу не выплачивалась, служебное жилье в собственность не передавалось.
В связи с тем, что ФИО1 и члены его семьи жильем не обеспечены, {Дата} ФИО1, находясь в должности Кирово – Чепецкого городского прокурора Кировской области, обратился в жилищную комиссию прокуратуры Кировской области с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ФЗ РФ «О прокуратуре РФ».
{Дата} жилищной комиссией прокуратуры Кировской области принято решение о наличии оснований для признания ФИО1 нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях и о необходимости обращения с соответствующим ходатайством в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ (протокол {Номер}).
{Дата} решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ ФИО1 в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях отказано, поскольку им уже было реализовано право на получение жилого помещения в собственность путем приватизации его матерью квартиры общей площадью (Данные деперсонифицированы). по адресу: {Адрес} предоставленной ему в связи с прохождением службы в органах прокуратуры (п. 3.288 протокола {Номер}).
Об указанном решении прокуратура Кировской области уведомила ФИО1 письменно с приложением выписки из протокола заседания.
С указанным решением жилищной комиссии истец не согласен, считает, что жилищной комиссией при принятии решения дана неправильная оценка обстоятельствам предоставления ФИО1 квартиры в {Адрес}, что повлекло нарушение прав истца.
Истец просит признать незаконным решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от {Дата} (пункт 3.288 протокола {Номер}) об отказе в признании ФИО1 нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях; признать ФИО1, нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений; возложить на Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокуратуру Кировской области обязанность принять ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ».
В судебном заседании представитель истца ФИО3 настаивала на удовлетворении исковых требований, пояснила, что истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на общих основаниях.
ФИО1 направил ходатайство о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель ответчиков ФИО4 в судебном заседании указала, что установлена однократность получения социальной выплаты, либо передачи жилого помещения в собственность за весь период государственной службы. Государственная служба подразумевает прохождение службы как в органах прокуратуры, так и в органах государственной и муниципальной власти. Истец получил квартиру во время прохождения службы в органах муниципальной службы, поставлен на учет как молодой специалист – работник (Данные деперсонифицированы). Таким образом, право истца на предоставление жилого помещения было реализовано путем получения ордера на квартиру в 2001 году. Представитель полагает, что, исходя из представленных документов, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Третьи лица: ФИО5, ФИО6, ФИО7, администрация Юрьянского городского поселения Кировской области надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. ФИО5, ФИО6, ФИО7 направили ходатайства о рассмотрении дела без своего участия.
С учетом мнения представителей, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, из записей в трудовой книжке ФИО1 следует, что ФИО1 {Дата} был принят на работу в Администрацию Юрьянского района, на должность заведующего юридическим отделом, освобожден от занимаемой должности по собственному желанию {Дата}. {Дата} принят помощником прокурора Юрьянского района, {Дата} назначен заместителем прокурора Юрьянского района, {Дата} назначен прокурором Мурашинского района, {Дата} назначен Слободским межрайонным прокурором, {Дата} назначен на должность Кирово – Чепецкого городского прокурора Кировской области. {Дата} уволен из органов прокуратуры в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
{Дата}, во время работы в администрации Юрьянского района, истец обратился в администрацию п. Юрья с заявлением о постановке в очередь на получение жилья в связи с отсутствием своего жилья и проживания на частной квартире.
{Дата} глава района обратился к главе администрации п. Юрья с ходатайством о постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО1
Постановлением администрации пгт. Юрья ФИО1 поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
{Дата} директор Юрьянского ЖКХ обратился к главе администрации п. Брья с ходатайством о переоформлении ордера по {Адрес}ФИО на ФИО1
Согласно справке МО МВД России «Юрьянский» от {Дата}{Номер}, ФИО1 имел регистрацию по месту жительства {Адрес}{Дата} по {Дата}.
ФИО1 и ФИО8 {Дата} заключили брак.
{Дата} у супругов М-ных родился сын – ФИО, {Дата} года рождения.
В период работы в должности прокурора Мурашинского района Кировской области, ФИО1 была предоставлена в пользование на время прохождения службы квартира по адресу: {Адрес} (распоряжение прокурора от {Дата}{Номер}р). В собственность данная квартира ФИО1 не передавалась.
В период работы в должности Слободского межрайонного прокурора Кировской области ФИО1 предоставлялась в пользование на время прохождения службы в прокуратуре Кировской области квартира по адресу: {Адрес} (распоряжение прокурора от {Дата}{Номер}р-л/с). В собственность данная квартира ФИО1 не передавалась.
В период работы в должности Кирово – Чепецкого городского прокурора Кировской области ФИО1 предоставлена в пользование на время прохождения службы квартира по адресу: {Адрес}. {Дата} заключен договор найма служебного помещения {Номер}. В указанной квартире были зарегистрированы: ФИО1, супруга ФИО6, сын ФИО
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии от {Дата}{Номер}, ФИО1 поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно выпискам из ЕГРН, справкам КОГБУ «БТИ», ФИО1, ФИО6 и ФИО жилые помещения на праве собственности не принадлежат, недвижимого имущества на праве собственности не зарегистрировано.
ФИО1 {Дата} обратился с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ», в составе семьи: ФИО1, супруга ФИО6, ребенок ФИО
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии прокуратуры Кировской области от {Дата}{Номер}, ФИО1 имеет основания для признания его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях. Также указано на наличие оснований для внесения прокурору Кировской области предложений о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ материалов для признания Кирово – Чепецкого городского прокурора Кировской области ФИО1 нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты в соответствии с положениями ФЗ «О прокуратуре РФ», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утвержденного приказом Генерального прокурора РФ от 02.10.2018 года № 624, и принятии ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п. 2.5 Положения датой принятия на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях постановлено считать дату вынесения решения {Дата} о признании ФИО1 нуждающимся в жилых помещениях.
Согласно справке прокуратуры Кировской области от {Дата}{Номер}, ФИО1 за период службы в органах прокуратуры Кировской области с {Дата} по {Дата} единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не выплачивалась, служебное жилье в собственность не передавалось.
{Дата} прокуратура Кировской области направила письмо генеральному прокурору РФ с просьбой рассмотреть вопрос о признании ФИО1 нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
{Дата} ФИО1 отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 3 ст. 44.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» и п. 1.3 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в п. 17 ст. 44.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, утвержденным приказом генерального прокурора РФ от 02.10.2018 года № 624, поскольку ФИО1 уже было реализовано право на получение жилого помещения в собственность путем приватизации его матерью квартиры общей площадью (Данные деперсонифицированы). по адресу: {Адрес} предоставленной ему в связи с прохождением службы в органах прокуратуры.
Указанный отказ содержится в выписке из протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от {Дата}{Номер} (пункт 3.288).
Не согласившись с отказом, истец обратился с настоящим исковым заявлением.
На момент возникновения спорных правоотношений по предоставлению жилых помещений действовал Жилищный кодекс РСФСР.В соответствии со статьями 5 - 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшими на момент возникновения правоотношений сторон, государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Управление ведомственным жилищным фондом осуществлялся министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (статья 17 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР, граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно - строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР. Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно - строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование.
Жилые помещения в домах ведомственного жилищного фонда предоставлялись гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения (статья 47 Жилищного кодекса РСФСР).
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса РСФСР, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В статье 101 Жилищного кодекса РСФСР указано, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение (статья 106 Жилищного кодекса РСФСР).
Жилищное обеспечение прокуроров осуществляется в рамках ФЗ от 17.01.1992 года № 2201-1 "О прокуратуре РФ", как до, так и после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, введенного в действие Федеральным законом от 29.12.2004 года № 188-ФЗ.
На основании пунктов 3, 4 статьи 44 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2201-1 "О прокуратуре РФ" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность, а также нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде в первоочередном порядке, но не позднее шести месяцев, независимо от срока их проживания в данном населенном пункте. Прокуроры имеют право на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с пунктом 3 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденного Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12.11.2014 года № 616 служебные жилые помещения закрепляются за органами прокуратуры РФ на праве оперативного управления.
Приказом Генерального прокурора РФ от 02.10.2018 года № 624 утвержден Порядок обеспечения прокуроров жилыми помещениями, вместе с Положением о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность).
До принятия вышеуказанных приказа и положения вопрос предоставления служебных помещений и помещений на праве собственности работников органов прокуратуры специальными нормативными актами не был урегулирован.
Решение об отказе истцу в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях было принято жилищной комиссией Генеральной прокуратуры РФ в связи с реализацией ФИО1 права на получение жилого помещения в собственность путем приватизации его матерью квартиры общей площадью (Данные деперсонифицированы) по адресу: {Адрес}, предоставленной ему в связи с прохождением службы в органах прокуратуры.
Согласно справке МУП «УК ЖКХ Стимул» от {Дата}, ответственный наниматель квартиры по адресу: {Адрес} - ФИО
{Дата} между МО «Юрьянский район» Кировской области и ФИО заключен договор безвозмездной передачи в собственность жилого помещения по адресу: {Адрес}.
Решая вопрос о принадлежности квартиры по адресу: {Адрес}, фонду служебных жилых помещений, суд приходит к выводу, что доказательств признания в установленном порядке данного жилого помещения служебным в материалах дела не имеется, соответствующее решение уполномоченным органом не принималось, ходатайств от органов прокуратуры о предоставлении жилого помещения сотруднику органов ФИО1 не заявлялось.
Сам по себе факт принятия решения администрацией пгт. Юрья о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и в связи с этим обстоятельством предоставление ему жилого помещения - квартиры по адресу: {Адрес}, не свидетельствует о служебном правовом режиме данной квартиры, а лишь отражает принятый на тот период времени порядок распределения жилья между очередниками.
Как следствие, ФИО (мать ФИО1), не имела никаких препятствий к приватизации предоставленного жилого помещения, а равно не была ограничена в возможности совершения сделок с указанным имуществом.
Как указано Генеральной прокуратурой в своем отзыве, поступившем в суд 01.07.2022 года, на основании заявления истца от {Дата} и ходатайства администрации Юрьянского района от {Дата} ФИО1 поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как молодой специалист органа местного самоуправления.
Совместного решения органа местного самоуправления и органов прокуратуры о предоставлении ФИО1 жилого помещения по адресу: {Адрес}, вопреки требованиям положений действовавшего на момент возникновения правоотношений по предоставлению указанного жилого помещения Жилищного кодекса РСФСР, в материалах дела не имеется, отсутствие такого решения и ходатайств от органов прокуратуры о предоставлении жилого помещения ответчиками не отрицается.
Таким образом, доводы ответчиков о предоставлении ФИО1 указанной выше квартиры в связи с прохождением службы в органах прокуратуры, противоречат материалам дела.
Согласно положениям п. 3 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ», единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признании нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе, службы в органах и организациях прокуратуры.
С учетом изложенных обстоятельств, установив, что на момент обращения истца с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием иного жилья, ФИО1 свое право на обеспечение жилым помещением, предоставленным как работнику прокуратуры, не реализовал, иных помещений ни он, ни члены семьи в собственности не имеют, учитывая длительный и достаточный период работы истца в органах прокуратуры, отказ в признании ФИО1 нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях не основан на нормах закона, нарушает права и законные интересы истца.
Поскольку, как следует из представленных в материалы дела документов, прокуратура Кировской области признала обоснованным заявление ФИО1, обращалась с ходатайством к Генеральной прокуратуре РФ, требования истца о возложении обязанности на прокуратуру Кировской области принять ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях удовлетворению не подлежат.
Таким образом, исковые требования ФИО1 суд полагает обоснованными, подлежащими удовлетворению к Генеральной прокуратуре РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от {Дата} (пункт 3.288 протокола {Номер}) об отказе в признании ФИО1 нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Признать ФИО1, паспорт {Номер}, нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
Возложить на Генеральную прокуратуру Российской Федерации обязанность принять ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с действующим законодательством.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Прокуратуре Кировской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Г. Макеева
В окончательной форме решение принято 14.09.2022 года.
Решение14.09.2022