ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2329/20 от 01.10.2020 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-2329/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Кунгур Пермского края 01 октября 2020 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Головковой И.Н.,

при секретаре Савченко Е.А.,

с участием прокурора Лобановой И.С.,

истца ФИО1,

представителя ответчика Администрации города Кунгура Пермского края - ФИО3,

представителя ответчика Управления культуры, молодежной политики и спорта администрации города Кунгура Пермского края – ФИО4,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации города Кунгура, Управлению культуры, молодежной политики и спорта администрации города Кунгура Пермского края о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула,

У С Т А Н О В И Л

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула.

Заявленные требования обосновывает тем, что в соответствии с приказом начальника Управления культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведена на должность начальника отдела спорта Управления культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес>.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец уволена с муниципальной службы в связи с непринятием мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого она является, по п. 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Истец полагает свое увольнение незаконным в силу следующего.

В своих объяснениях работодателю она указывала, что во избежание срывов организации и проведения мероприятий в рамках плана физкультурно-оздоровительной деятельности отделом спорта было принято решение заключать соглашения на иные цели с учреждениями спорта, подведомственными Управлению культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес> края: МАУ стадион «Труд», МАУ «ФОК «Синий кит», МАУ «МК «Лига». Указанные автономные учреждения при осуществлении своей деятельности и организации закупок самостоятельно выбирают форму проведения мероприятий и подрядные организации. Сведения о подрядчиках и исполнителях в Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес> не предоставляются. Поскольку в предоставляемой автономными учреждениями отчетности не указаны наименования подрядчиков, истец не знала и не могла знать об участии ИП ФИО2 (брата истца) в оказании услуг по организации и проведению спортивных мероприятий указанным выше учреждениям.

В связи с чем, истец полагает, что у нее не было обязанности по направлению работодателю письменного уведомления о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.

Истец указывает также, что с целью предотвращения или урегулирования конфликта интересов отделом спорта Управления культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес> разработан проект приказа «Об утверждении регламента организации физкультурных и спортивных мероприятий, предоставления отчетности по проведенным мероприятиям», где разработана форма предоставления отчетности, исключающая возникновение конфликта интересов.

По мнению истца, действия ответчика, выразившиеся в ее увольнении, не являются законными, поскольку им не приняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, не соблюдены права истца, который в свою очередь незамедлительно принял меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов после того, как ему стало об этом известно.

ФИО1 просит признать незаконными

- решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <адрес>, ее отраслевых (функциональных) органах и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении с муниципальной службы в связи с утратой доверия, приказ начальника Управления культуры;

- приказ начальника Управления культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении;

-восстановить в должности начальника отдела спорта Управления культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес>;

- взыскать с Администрации <адрес> заработную плату за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления в должности.

Определением Кунгурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле по иску ФИО1 к администрации <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, в качестве соответчика привлечено Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес> края.

В судебном заседании истец настаивает на иске по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков Администрации <адрес> и Управления культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес> края в судебном заседании исковые требования считают необоснованными, просили в иске отказать, представили письменные отзывы.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что оснований к удовлетворению требований истца в судебном заседании не установлено, считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.9 Трудового кодекса РФ в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Статья 189 Трудового кодекса Российской Федерации определяет дисциплину труда и трудовой распорядок.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину.

Согласно п.7.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

7.1) непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Кодексе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";

Судом установлено.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ приказом Управления культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес> края (далее по тексту - УКМПиС) ФИО1 была принята на старшую муниципальную должность муниципальной службы - ведущим специалистом отдела спорта УКМПиС. /т.3 л.д.25-30/.

Согласно п. 3.3. трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между УКМПиС в лице начальника ФИО8 и ФИО1, муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была под подпись ознакомлена с приказом УКМПиС от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) муниципальными служащими Управления культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес> о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения». /т.2 л.д.237,238-239/.

Приказом Управления культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведена на ведущую муниципальную должность муниципальной службы начальника отдела спорта Управления культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес>. /т.1 л.д.7/.Согласно должностной инструкции начальник отдела спорта организует проведение мероприятий спортивно-массового характера. В должностные обязанности начальника отдела спорта входит координация работы по видам спорта; обеспечение рационального использования выделяемых отделу средств и предоставление отчетности по проведенным мероприятиям. Начальник отдела спорта отвечает за проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий в городе, осуществляет контроль за работой физкультурных организаций в городе и спортивных сооружений, независимо от ведомственной принадлежности. /т.1 л.д.8-11/.

В связи с получением представления Кунгурской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции /т.1 л.д.12-14/, специалистом УКМПиС проведена проверка в соответствии с указом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции на муниципальной службе в <адрес>», в результате которой установлено, что брат ФИО1 - ФИО2, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Основной вид деятельности - деятельность в области спорта прочая. /т.1 л.д.118-123/.

В 2017-2019 годах ИП ФИО2 оказывал услуги по организации и проведению спортивных мероприятий учреждениям спорта, подведомственным Управлению.

Так, в соответствии с Планом мероприятий физкультурно- оздоровительной деятельности на 2019 год ответственным исполнителем МАУ «МК «Лига» проведено 24 мероприятия, их которых 23 мероприятия на сумму 827 тыс. руб. проведено ИП ФИО2, 1 мероприятие на сумму 30 тыс. руб. проведено ИП ФИО10

В 2018 году ИП ФИО2 по договорам в МАУ «МК «Лига» проведено мероприятий на сумму 888,4 тыс. руб., в 2017 - на сумму 354 тыс. руб. /т.1 л.д.126-128,129-250, т.2 л.д.1-236/.

При этом ФИО1 не уведомила начальника ФИО8 о наличии конфликта интересов в связи с тем, что она не увидела в данной ситуации прямого наличия конфликта интересов. /т.1 л.д.15-18/.

Из анализа должностной инструкции начальника отдела спорта следует, что ФИО1 должна была осуществлять контроль, в том числе, за деятельностью ИП ФИО2 при проведении им мероприятий в рамках заключенных договоров с учреждениями спорта.

Несмотря на то, что ФИО1 в силу должностных обязанностей осуществляет контроль за проведением всех спортивных мероприятий на территории <адрес>, обеспечивает предоставление отчетности по проведенным мероприятиям, обязанность по направлению работодателю уведомления в письменной форме о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, не исполнила.

Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего, предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Согласно ч.2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) муниципальным служащим, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми муниципальный служащий, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ, муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Согласно статье 27 Федерального закона № 25-ФЗ, за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания; выговора; увольнения с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Согласно части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ, непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

В силу части 2 статьи 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ, муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьей 14.1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 ст. 27.1 Федерального закона N 25-ФЗ установлено, что взыскания, предусмотренные статьей 14.1 Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.

Результаты проверки в отношении ФИО1 УКМПиС были направлены на рассмотрение на комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <адрес> края, ее отраслевых (функциональных) органов и урегулированию конфликта интересов. /т.1 л.д.71-73/.

Согласно протоколу заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <адрес> края, ее отраслевых (функциональных) органов и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ, начальнику УКМПиС было рекомендовано уволить ФИО1, начальника отдела спорта УКМПиС по пункту 7.1. части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с непринятием мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого она является, давшим основание для утраты доверия со стороны работодателя. /т.1 л.д.42-59,60-70/.

ДД.ММ.ГГГГ начальником УКМПиС ФИО8 в связи с утратой им доверия к муниципальному служащему было принято решение об увольнении начальника отдела спорта ФИО1 по пункту 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с непринятием мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого она является. /т.1 л.д.19/.

Таким образом, суд приходит к выводу, что комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <адрес> края, ее отраслевых (функциональных) органах и урегулированию конфликта интересов обоснованно принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО1 в связи с утратой доверия, в связи с чем в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения приказа начальника УКМПиС от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении ФИО1» следует отказать, поскольку они приняты в полном соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», указом губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции на муниципальной службе в <адрес>».

Поскольку отсутствуют основания для признания незаконными решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <адрес> края, ее отраслевых (функциональных) органах и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ и приказа УКМПиС от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении ФИО1», отсутствуют основания и для восстановления истца в ранее занимаемой должности в УКМПиС и взыскании заработка за время вынужденного прогула, в удовлетворении указанных требований также следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес>, Управлению культуры, молодежной политики и спорта администрации <адрес> края

- о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <адрес> края, ее отраслевых (функциональных) органах и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении в связи с утратой доверия,

- признании незаконным приказа об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ,

- восстановлении на работе,

- взыскании заработка за время вынужденного прогула, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Кунгурский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Головкова И.Н.