РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Петрозаводск 31 мая 2018 г.
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе председательствующего судьи Цепляева О.В., при секретаре Аникиевой Е.И., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в интересах ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс» о понуждении к исполнению предписания,
УСТАНОВИЛ:
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее – ГКЖН) обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к ООО «Гарантия-Плюс» о понуждении к исполнению предписания №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, с учетом отказа от иска в части, выполнить корректировку начисленной платы за жилищные услуги в платежных документах с декабря 2016 года без включения платы по строке «ремонт конструктивных элементов» в размере «5,54 руб./кв.м.», определив срок по исполнению требований указанного предписания в течение 15 дней со дня вступления в силу решения суда.
Стороны извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель истца – ФИО2, ФИО1 требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – ФИО3 иск не признал, поддержал позицию, изложенную в отзыве. Указанная плата была взыскана с жильцов на основании п.5.2 договора управления МКД, согласно которому управляющая организация имеет право оказывать услуги за счет собственных средств, с последующим возмещением расходов собственниками помещений МКД.
Третье лицо – ООО «Гарантия-Сервис» в отзыве подтвердило факт выполнения работ по ремонту кровли спорного МКД, а также поступление оплаты от ООО «Гарантия-Плюс» в размере <данные изъяты> рублей.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым иск удовлетворить.
Согласно положениям жилищного законодательства правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.39 ЖК РФ); плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (п.п.1-3 ч.2 ст.154 ЖК РФ); размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ч.7 ст.156 ЖК РФ); управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч.1 ст.161 ЖК РФ); содержание общего имущества, в частности, включает в себя осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утв.Постановлением Правительства РФ от 13.08.06 №491) (далее – Правила №491); собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (п.17 Правил №491); работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов: проверка кровли на отсутствие протечек; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение (п.7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв.Постановлением Правительства РФ от 03.04.13 №290 (далее – Минимальный перечень).
В соответствии с п.п.1, 3 ст.192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации; Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
В соответствии с п.п.3 п.5, п.п.4 п.6 ст.20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений; Орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.17 №326-П Государственная жилищная инспекция преобразована в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору.
Согласно Положению о Государственном комитете Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (утв. Постановлением Правительства РК от 23.10.17 №368-П) последний является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим на территории Республики Карелия региональный государственный жилищный надзор.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
Многоквартирный дом №<адрес><данные изъяты>-этажный, <данные изъяты>-подъездный, <данные изъяты>-квартирный, площадь кровель ? <данные изъяты> м? (далее – МКД, дом №<данные изъяты>).
Управление домом осуществляет ООО «Гарантия-Плюс» (далее – УК) на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ (далее – договор управления), согласно условиям которого УК обязана организовать выполнение работ и оказание услуг по содержанию и текущему ремонту МКД и придомовой территории в соответствии с Перечнем работ и услуг в пределах денежных средств, учтенных в смете расходов на управление. содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, утвержденной решением общего собрания собственников помещений МКД (п.3.1); в случае недостаточности средств по отдельным статьям расходов УК имеет право оказывать услуги за счет собственных средств, с последующим возмещением произведенных ею расходов собственниками помещений МКД (п.5.2); замена рулонных кровель (до 30% площади) включена в перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД (п.3 приложения №1 – Перечень работ и услуг).
Протоколом общего собрания собственников МКД от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень расходов на техническую эксплуатацию общего имущества МКД с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
Протоколом общего собрания собственников МКД от ДД.ММ.ГГГГ решение по расходам на техническую эксплуатацию (управление, содержание и ремонт) общего имущества МКД на предстоящий год не принято.
В квитанциях за декабрь 2016 года, январь-февраль-март 2017 года, выставляемых жильцам, в разделе «жилищные услуги» была включена строка «ремонт конструктивных элементов» с оплатой в размере 5,54 рублей/м?.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГКЖН с жалобой о том, что ООО «Гарантия-Плюс» без решения общего собрания выставляет в квитанциях плату по указанной выше строке.
ДД.ММ.ГГГГ ГКЖН издано распоряжение о проведении внеплановой документарной и (или) выездной проверки ООО «Гарантия-Плюс».
Согласно акту проверки ГКЖН, по результатам осеннего осмотра 2015 года, весеннего/осеннего осмотра 2016 года крыша и покрытие кровли МКД технически исправно; согласно уведомлению ООО «Гарантия-Плюс» в 2016 году выполнены работы по ремонту крыши за счет собственных средств. В связи с тем, что данные работы не предусмотрены в действующем тарифе по содержанию общего имущества дома, оплата работ будет производиться собственниками в рассрочку на 4 месяца из расчета 5,54 рублей/м? общей площади; подписи собственников в данном уведомлении отсутствуют; протокол общего собрания по утверждению указанной платы отсутствует; вывод – ООО «Гарантия-Плюс» неправомерно начислило плату по строке «ремонт конструктивных элементов» в размере 5,54 рублей/м?.
По результатам указанной проверки ГКЖН вынесено предписание №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении в течение 10 рабочих дней с даты получения предписания ООО «Гарантия-Плюс» нарушений, а именно предписывалось: выполнить корректировку начисленной платы за жилищные услуги в платежных документах с декабря 2016 года без включения платы по строке «ремонт конструктивных элементов» в размере «5,54 рублей/м?»; прекратить выставление платы за жилищные услуги по строке «ремонт конструктивных элементов» в размере «5,54 рублей/м?».
Вышеуказанное предписание ООО «Гарантия-Плюс» не исполнено, полагая, что с их стороны нарушения закона и договора отсутствуют.
Фактические обстоятельства, послужившие поводом к возникновению настоящего спора, следующие.
Между ООО «Гарантия-Плюс» (управляющая организация) и ООО «Гарантия-Сервис» (исполнитель) заключен договор №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, в том числе, спорного дома №<данные изъяты> (далее – договор на ремонт).
ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору было заключено дополнительное соглашение, предусматривающее изменение редакции п.4.2 договора в части общей стоимости работ, в том числе, установленный собственниками размер платы за содержание и т/ремонт общего имущества и не предусмотренная перечнем работ плата за ремонт инженерного оборудования и конструктивных элементов общего имущества, в частности, по спорному дому №<данные изъяты> в сумме <данные изъяты> рублей.
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ и нарядам от ДД.ММ.ГГГГ/ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ/ДД.ММ.ГГГГ ООО «Гарантия-Сервис» были выявлены протечки кровли над квартирами №№<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и выполнены работы по ремонту кровли площадью – <данные изъяты> м?, в целях устранения протечки.
Согласно локальному сметному расчету б/д ООО «Гарантия-Плюс» стоимость указанных работ составила <данные изъяты> рубль.
Согласно счет-фактуре №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (на общую сумму <данные изъяты> рублей) и платежным поручениям №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (на общую сумму <данные изъяты> рублей), ООО «Гарантия-Плюс» выполненные работы ООО «Гарантия-Сервис» оплатила.
Соответственно, ООО «Гарантия-Плюс» полагает, что указанная сумма, как выплаченная за счет собственных средств, в соответствии с п.5.2 договора управления, подлежит взысканию с собственников.
Оценивая фактические обстоятельства по делу применительно к положениям закона и договора, суд считает действия управляющей компании не основанными на законе и договоре.
В силу требований законодательства, проверка кровли на отсутствие протечек включена в Минимальный перечень, а в случае выявления, протечка должна быть незамедлительно устранена.
Решением общего собрания дома №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден размер платы на содержание общего имущества в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно договору управления замена рулонных кровель (до 30% площади) включена в перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД.
Общий размер кровли дома №<данные изъяты> ? <данные изъяты> м?, ответчиком отремонтирован участок кровли площадью <данные изъяты> м?, что составляет <данные изъяты>% площади кровли.
Стороной ответчика не представлено доказательств, что исходя из указанного размера платы (<данные изъяты> рублей), взимаемого с ДД.ММ.ГГГГ, к <данные изъяты>-<данные изъяты><данные изъяты> года (дата выполнения работ), средств по статье расходов на ремонт кровли (<данные изъяты> рублей) оказалось недостаточно (п.5.2 договора управления).
Представленные стороной ответчика д/соглашение и платежные документы, подтверждают факт оплаты работ исполнителю в размере <данные изъяты> рублей, но не подтверждают факт использования для этого собственных средств.
Если следовать условиям договора на ремонт, заключенному между ООО «Гарантия-Плюс» и ООО «Гарантия-Сервис», источником финансирования работ исполнителя являются поступившие УК денежные средства потребителей на содержание/ремонт общего имущества дома. УК в рамках договора не несет перед исполнителем обязательств и ответственности по оплате оказанных исполнителем услуг/работ по договору иными денежными средствами (п.4.1); Окончательная стоимость работ определяется актами выполненных работ, составленными с учетом изменения собственниками размера платы, и утверждается путем подписания д/соглашений (п.4.3).
Следовательно, исходя из буквального толкования договора (ст.431 ГК РФ), изменение п.4.2 договора на ремонт, предусматривающего общую стоимость работ, производится исключительно с учетом поступивших УК денежных средств потребителей на содержание/ремонт общего имущества дома.
Оплата УК произведенных работ за счет собственных средств должна быть оформлена вне рамок договора на управление.
Кроме того, обязанность представить доказательства использования собственных средств возложена на ответчика.
Доказательства, что 68370,55 рублей, перечисленные ответчиком третьему лицу, являются именно «собственными средствами» ООО «Гарантия-Плюс» (фонд накопления, формируемый из прибыли, амортизация, выручка от реализации основных средств и т.п.), ответчиком не представлены.
В связи с изложенными обстоятельствами, спорный ремонт кровли дома №<данные изъяты> не требовал дополнительной оплаты со стороны собственников жилых помещений, предписание ГКЖН соответствует действующему законодательству, его неисполнение влечет нарушение прав собственников жилых помещений дома №<данные изъяты>, в части взыскания с них платы, не предусмотренной законом и договором, требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.
Учитывая ходатайство истца относительно срока устранения нарушений, исходя из положений ч.2 ст.206 ГПК РФ об установлении в решении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд полагает необходимым предоставить для исполнения решения суда (исполнение требований предписания) срок в течение 15 дней со дня вступления в силу решения суда.
С ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа подлежит взысканию госпошлина по делу в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс» исполнить предписание Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: выполнить корректировку начисленной платы за жилищные услуги в платежных документах с декабря 2016 года без включения платы по строке «ремонт конструктивных элементов» в размере «5,54 рублей/кв.м.».
Определить срок по исполнению требований предписания №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ – в течение 15 дней со дня вступления в силу решения суда.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс» в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Петрозаводский городской суд.
Судья Цепляев О.В.
Мотивированное решение изготовлено 07.06.18