Дело № 2-2329/2021 (37RS0022-01-2021-002651-29)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2021 года город Иваново
Фрунзенский районный суд г.Иваново
в составе председательствующего судьи Просвиряковой В.А.,
при секретаре Аскеровой Л.В.,
с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) о защите пенсионного права,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) (далее – Управление ПФР, УПФР), в котором просит суд установить юридический факт работы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности военного строителя в войсковой части №; обязать ответчика включить ФИО1 в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной ч.1.2 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины и юридических услуг.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника Управления истцу сообщено, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в его страховой стаж как служба и правовых оснований для включения ее в страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсии по старости, предусмотренную ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, не имеется. С решением истец не согласен. Статьей 63 Конституции СССР устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР – это почетная обязанность советских граждан. Статьей 73 Закона СССР от 12.10.1967 г. №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» также было предусмотрено, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил ССР засчитывается в их трудовой стаж. Следовательно, как в настоящее время, так и в спорный период срочной военной службы по призыву служба в армии включалась и в страховой стаж, и в общий трудовой стаж для определения права на страховую пенсию. Кроме того, в период срочной военной службы по призыву истец осуществлял трудовую деятельность, что подтверждается комсомольским билетом № от ДД.ММ.ГГГГ, в каждой строчке которого указаны месячный заработок и размер членских взносов, имеется штамп об их уплате, отсутствуют исправления, подчистки, зачеркивания. Таким образом, комсомольский билет является документом, косвенно подтверждающим фактический заработок истца в указанный период, равно как приведенные в комсомольском билете размеры месячной заработной платы являются допустимым и достоверным доказательством, на основании которого можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка истца. Бланки комсомольских билетов являлись бланками строгой отчетности, выдавались только членам ВЛКСМ, которые уплачивали по ним членские взносы. Приказом от 30.05.1977 г. №175 введено в действие Положение о военно-строительных отрядах Министерства обороны СССР. Пунктом 10 данного Приказа установлено, что время службы в военно-строительных отрядах военным строителям засчитывается в срок действительной военной службы, в выслугу лет в Вооруженных Силах СССР и в трудовой стаж. Таким образом, в связи с осуществлением истцом трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого он получал заработную плату, с которой производились соответствующие удержания, был обеспечен пособием по временной нетрудоспособности, спорный период подлежит включению в страховой стаж при досрочном назначении страховой пенсии в связи с длительной работой. В этой связи истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, в окончательной редакции просит суд установить юридический факт работы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности военного строителя в войсковой части №; обязать ответчика включить ФИО1 в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной ч.1.2 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и по оплате юридических услуг в размере 35000 руб.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Ранее представитель ответчика представил отзыв на исковое заявление, суть которого сводится к следующему. Заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ рассмотрены в рамках ФЗ от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Правовых оснований для рассмотрения указанных заявлений в порядке, предусмотренном для заявлений о назначении пенсии, не имеется. Согласно ч.1 ст.11 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Период военной службы по призыву к таковым не относится. Доводы истца об уплате членских взносов не могут служить основанием для включения спорного период в подсчет стажа для назначения пенсии, поскольку членами ВЛКСМ, кроме студентов и молодых рабочих, были также военнослужащие Советской Армии, которым выплачивалось денежное довольствие в соответствии с занимаемыми воинскими должностями. Комсомольский билет не является документом, подтверждающим факт работы в спорный период. Таким образом, для назначения пенсии истцу на 24 месяца ранее достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж должен составлять 42 года, который у истца отсутствует. На основании изложенного, ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением к ответчику, в котором просил разобраться с вопросом назначения ему страховой пенсии со дня достижения 60 лет, включив при этом в страховой стаж период прохождения военной службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности военного строителя войсковой части №.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 разъяснено, что на основании представленных документов период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в страховой стаж как служба. В соответствии с ч.1.2 ст.8 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет, страховая пенсия по старости назначается на 24 месяца ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. При наличии страхового стажа не менее 42 лет мужчинам, родившимся в ДД.ММ.ГГГГ году, страховая пенсия по старости может быть установлена не ранее 61 года. Правовых оснований для включения периода прохождения военной службы, в том числе по призыву, в страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, предусмотренную ч.1.2 ст.8 ФЗ от 28.12.2013 г.№400-ФЗ, не имеется.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Федеральным законом от 03.10.2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее Федеральный закон от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ), который вступил в силу с 01 января 2019 года, в Федеральный закон «О страховых пенсиях» внесены изменения.
Федеральным законом от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
При этом согласно ч.1.2 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях», лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу ч.8 ст.13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с ч.9 ст.13 Федерального закона «О страховых пенсиях» (которая введена Федеральным законом от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ) при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч.1.2 ст.8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч.1 ст.11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные п.2 ч.1 ст.12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (то есть не в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, исходя из положений ч.9 ст.13 Федерального закона «О страховых пенсиях», период прохождения истцом военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный страховой стаж - 42 года для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», так как служба в Вооруженных Силах СССР не поименована в части 1 статьи 11 и в пункте 2 части 1 статьи 12 данного Закона.
Согласно ч.1 ст.264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии с п.10 ч.2 ст.264 ГПК РФ, помимо перечисленных в ч.2 ст.264 ГПК РФ, суд рассматривает дела об установлении и других имеющих юридическое значение фактов.
Согласно ст.265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Как следует из трудовой книжки, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят продавцом-консультантом в Универсам № после ТКУ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен по ст.29 п. «з» КЗОТ РСФСР в связи с призывом в Армию. Далее в трудовой книжке имеется запись «служба в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.».
Из ответа Военного комиссариата Ивановской области следует, что лейтенант в отставке ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил действительную военную службу по призыву в должности военного строителя – секретаря комсомольской организации в войсковой части №, СибВО, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Призван ДД.ММ.ГГГГ Фрунзенским РВК г.Иваново. Уволен в запас по выслуге установленного срока действительной военной службы приказом командира в/ч №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Данных о денежном довольствии в личном деле нет.
Согласно ответу АО «Сибирский химический комбинат» в документах архивного фонда войсковых частей и ВСО имеются сведения о прохождении ФИО1 срочной военной службы. Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1, прибывший из Московского ВО г.Иваново, с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава части, присвоено звание военный строитель – рядовой. Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№ военный строитель – сержант 5 роты ФИО1 уволен в запас как выслуживший установленный законом срок действительной военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части. Документы о месте работы военных строителей, характере выполняемых работ, размере денежных выплат военнослужащим срочной службы на архивное хранение в группу фондов научно-технической и управленческой документации АО «Сибирский химический комбинат» не поступали.
Из ответа ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» следует, что документы войсковой части № за ДД.ММ.ГГГГ г. на хранение в ЦА МО не поступали.
Согласно ответу ЧУ «Центральный архив атомной отрасли Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» документов войсковой части №, в которой проходила военная служба ФИО1, на архивном хранении в ЧУ «Центратомархив» не имеется.
Из комсомольского билета № следует, что ФИО1 являлся членом ВЛКСМ. В билете имеются отметки об уплате членских взносов, в том числе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В графе «месячный заработок» указан размер заработка за указанный период.
Согласно военному билету ВХ № ФИО1 проходил службу в Вооруженных Силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Служил на должностях рядового и сержантского состава. В учетно-послужной карточке ФИО1 в разделе 11 «назначения и перемещения по службе» указано, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа по части № принят на службу в войсковую часть № на должность военный строитель - рядовой. Уволен в запас по окончании срока службы. В разделе 20 «присвоение воинских званий и классности по специальности» указано «военный строитель – рядовой; военный строитель – младший сержант; военный строитель – сержант».
Таким образом, сведения, изложенные в названных документах, подтверждают, что у истца в спорный период времени имело место именно прохождение военной службы. Иных доказательств именно работы истца как трудовой деятельности в период прохождения службы в материалах дела не имеется.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО3 также пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу по призыву в войсковой части №, в которой проходил военную службу и ФИО1 В период прохождения военной службы свидетель работал на разных гражданских объектах, в частности он работал на железобетонном комбинате, где собирали конструкции и заливали бетон.
Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ в материалы дела истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт его работы (трудовой деятельности) в Войсковой части № в должности военного строителя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а не прохождения срочной военной службы по призыву, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об установлении юридического факта его работы (трудовой деятельности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности военного строителя в войсковой части №.
Исходя из изложенного и руководствуясь приведенным выше правовым регулированием, поскольку в ходе разбирательства дела установлено, что в спорный период истец проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР, суд приходит к выводу, что данный период не подлежит включению в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии лицам, указанным в ч.1.2 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Вопреки доводам истца в целях определения права лиц, указанных в части 1.2 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на страховую пенсию по старости подлежат включению в страховой стаж только периоды, предусмотренные ч.1 ст.11 и п.2 ч.12 Федерального закона «О страховых пенсиях». Включение иных периодов в страховой стаж указанных лиц законом не предусмотрено.
Доводы истца о том, что период службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в страховой стаж на основании законодательства, действовавшего в период службы, основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ статья 13 дополнена частью 9, в соответствии с которой при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж правила о включении в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ранее действующим законодательством, не применяются.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ изложенной в определении от 26 мая 2011 года N 605-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н. на нарушение его конституционных прав пп. 17 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 года N 14-О, от 4 апреля 2006 года N 90-О и от 24 июня 2008 года N 437-О-О).
Вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, законодатель предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из нестраховых периодов, предусмотренных ст. 12 Федерального закона N 400-ФЗ, - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которых истцу отказано.
Учитывая, что в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано, оснований для взыскания судебных расходов с ответчика в его пользу также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) о защите пенсионного права отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.А. Просвирякова
Решение изготовлено в окончательной форме 24 сентября 2021 года.