ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-232/05МА от 05.03.2019 Смольнинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-232/19 05 марта 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Яковлевой М.О.

при секретаре Медведевой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения комиссии по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения, о признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, об обязании изменить дату постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Изначально истец ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с требованиями о признании незаконным решения комиссии по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты от 20.12.2017 г № 182П о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения, признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязании ответчика изменить дату постановки истца с членами его семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения с момента принятия первичного заявления, то есть с 24.11.2012 г.

В обоснование иска истец указал, что 11.09.2018 г., обратившись в Комиссию ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты с вопросом о продвижении очереди на получение единовременной выплаты, узнал, что протоколом Комиссии от 20.12.2017 г № 182П он был исключен из списка на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья по тем основаниям, что решение на постановку на учет от 24.04.2014 г. № 16 принято после увольнения сотрудника со службы, и поэтому незаконно. Каких-либо уведомлений о снятии с учета истец не получал, и о данном факте узнал лишь в день обращения, а именно 11.09.2018 г.

С данным решением комиссии истец не согласен по следующим основаниям.

В ноябре 2012 г. в период прохождения службы в УФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области истцом было подано заявление о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Правилами предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществе единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2011 г № 747.

Истец является пенсионером МВД, был уволен из органов внутренних дел с должности оперуполномоченного по особо важным делам по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии на основании приказа от 08.07.2013 г. № 178-лс.

В мае 2014 г. истцу поступил звонок из ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором сотрудник ему сообщил, что в апреле 2014 г. было принято решение о постановке его на учет для получения единовременной выплаты.

Истец считает, что Комиссией был нарушен срок рассмотрения его заявления. В случае, если бы его заявление было рассмотрено в установленный законом срок, он был бы принят на учет в период прохождения службы, и за ним сохранилось бы право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения после увольнения.

Таким образом, в случае принятия решения о постановке истца на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в установленный срок, то есть до 24.01.2013 г. истец сохранил бы право на получение данной меры социальной поддержки после увольнения со службы 12.07.2013 г.

Также на момент подачи заявления на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец обладал всей совокупностью оснований для постановки на вышеуказанный учет, являлся действующим сотрудником МВД, отвечал требованиям вышеуказанного закона, реализовал свое право, подав соответствующее заявление в порядке, предусмотренном законом.

Увольнение истца 12.07.2013 г. не может являться основанием для отказа в постановке на учет для получения указанной выплаты, поскольку волеизъявление сотрудника о своем желании реализовать имеющееся у истца право он заявил в период прохождения службы, в связи с этим основания для отказа в постановке на учет для получения единовременной выплаты, как сотруднику отсутствовали.

Факт увольнения истца до рассмотрения Комиссией заявления истца о постановке на учет на получение единовременной выплаты не может служить основанием для отказа в постановке на указанный учет, поскольку истец был уволен по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии, на основании приказа от 08.07.2013 г № 178-лс, что не зависело от воли истца, а документы о постановке на учет были поданы в период прохождения службы.

Право сотрудника на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения возникает с даты приема соответствующего заявления комиссией по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам. Дата последующего принятия решения и утверждения решения жилищно-бытовой комиссии руководителем органа внутренних дел правового значения для возникновения у сотрудника права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имеет.

Таким образом, решение Комиссии о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец считает незаконным.

Также при ознакомлении с выпиской из протокола Комиссии от 20.12.2017 г. № 182 П истец узнал, что нарушены его права по очередности постановки на учет.

Поскольку право истца на постановку на учет возникло с момента его первичного обращения в ФСКН России с соответствующим заявлением, истец подлежит постановке на учет с 24.11.2013 г., исходя из даты принятия документов и подачи рапорта.

Истец ФИО1 в судебное заседание явился, представил в порядке ст. 39 ГПК РФ уточненное исковое заявление, согласно которому уточнил исковые требования в части даты постановки его на учет, просит обязать ответчика изменить дату постановки его с членами семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения с момента принятия первичного заявления, то есть с 10.07.2013 г. В обоснование заявленных требований истец указал, что 10.07.2013 года в период прохождения службы в УФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области истцом было подано заявление о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Правилами предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществе единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2011 г № 747.

Истец является пенсионером МВД, 12.07.2013 г. был уволен из органов внутренних дел с должности оперуполномоченного по особо важным делам по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии на основании приказа от 08.07.2013 г. № 178-лс.

Рассмотрение Комиссией заявления истца о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения произошло со значительным превышением установленного законом трехмесячного срока, что является грубейшим нарушением законных прав истца.

Увольнение истца 12.07.2013 не может являться основанием для отказа в постановке на учет для получения указанной выплаты, поскольку волеизъявление о своем желании реализовать имеющееся у него право он заявил в период прохождения службы, основания для отказа в постановке на учет для получения единовременной выплаты как сотруднику отсутствовали.

Факт увольнения истца до рассмотрения Комиссией заявления истца о постановке на учет для получения единовременной выплаты не может служить основанием для отказа в постановке на указанный учет, т.к. документы о постановке на учет были поданы в период прохождения службы.

Позиция истца подтверждается тем, что при принятии решения комиссией об отказе в постановке на учет для предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ответчиком не учтено, что положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 № 283-Ф3 и постановления Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 приобретение права на получение единой социальной выплаты сотрудника, обратившегося в период прохождения службы за указанной мерой социальной поддержки, не ставится в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника комиссией (до или после увольнения его из органов и учреждений).

Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречит положениям ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставит в неравное положение сотрудников учреждений и органов внутренних дел, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм Федерального закона от 30 декабря 2012 N 283-Ф3 на момент обращения в территориальную комиссию с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, но уволенных из органов внутренних дел на момент принятия решения по этому заявлению Комиссией, по сравнению с действующими сотрудниками учреждений и органов внутренних дел, обладающими таким же правом.

При ознакомлении с выпиской из протокола Комиссии от 20 декабря 2017 года №182П истец узнал, что нарушены его права по очередности постановки на учет.

Для постановки на учет сотрудник представляет в комиссию Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременных выплат заявление, в котором указывается, что ранее ему единовременная выплата не предоставлялась, и прикладывает документы.

Пункт 12 приказа ФСКН России № 471 от 02.11.2011 года «Об утверждении Порядка формирования и работы Комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения жилья и единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» определяет, что постановка сотрудников на учет осуществляется в порядке очередности, исходя из даты поступления в Комиссию ФСКН России заявления и документов, указанных в пункте Правил, утвержденных Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 № 369.

Поскольку право истца на постановку на учет возникло с момента его первичного обращения в ФСКН России с соответствующим заявлением, истец подлежит постановке на учет с 10.07.2013, исходя из даты принятия документов и подачи рапорта.

Решение Комиссии неправомерно в связи с тем, что основано на постановлении Правительства РФ от 06.09.2011 №747, т.к. данное постановление не распространяло свое действие на правоотношения, возникшие на момент подачи заявления, а в тот момент действовало постановление Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, на основании которого у истца были приняты документы и в соответствии с которым он был поставлен на учет в органах наркоконтроля для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Представитель истца ФИО2, допущенный до участия в деле по ходатайству истца на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности от 04.01.2019, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, поддержала представленные ранее письменные возражения на иск, в которых указала, что истец был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения 26.04.2017 г., однако 20.12.2017 Комиссия, руководствуясь действующим законодательством, пересмотрела ранее поданные документы, и, выявив ненадлежащее рассмотрение документов Комиссий ФСКН в 2014 г., приняла решение об отмене предыдущего решения Комиссии от 26.04.2017 г. о внесении в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет на получение ЕСВ на основании принятого решения ФСКН России.

Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (и ранее действующей в отношении истца ч. 7 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ) право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

В соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223, решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты принимаются комиссией. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа (п. 15).

При этом п. 20 Правил определено, что сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления. Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г № 369 (на основании которых истец принимался на учет ФСКН России), предусмотрены аналогичные нормы.

Так на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г № 369). При переводе сотрудника к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется иными комиссиями, указанные сотрудники подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы. (п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г № 369). Одновременно необходимо отметить, что истец свои требования основывает на постановлении Правительства РФ от 06.09.2011 г № 747 «Об утверждении Правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения», хотя Комиссией ФСКН России был рассмотрен на основании иных норм права.

Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 06.09.2011 № 747, Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 № 613, предусматривающим такую гарантию, были предусмотрены аналогичные нормы. Так, решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, снятии с указанного учета или об отказе в постановке на учет для ее получения принимается комиссией в порядке, установленном Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2011 г № 747).

Таким образом, для сохранения права состоять на учете необходимо не только подать документы, но и быть поставленным на учет Комиссией.

В соответствии с учетным делом ФСКН МВД России в соответствующую комиссию истец обратился 10.07.2013 г. (как это следует из анализа документов, так как год не проставлен), при этом 25.10.2013 г. и 27.11.2013 г. в Комиссию ФСКН России дополнительно направлялись документы о жилищных условиях ФИО1 для возможности рассмотрения вопроса о постановке на учет. Заседание комиссии ФСКН в отношении ФИО1 состоялось 24.04.2014 г., однако к этому момент ФИО1 был уволен со службы приказом от 08.07.2013 г. № 178 л/с. Ввиду того, что данная информация не была доведена до сведения комиссии ФСКН России, было принято решение, противоречащее нормам действующего законодательства.

При этом необходимо отметить, что комиссией ФСКН России правомерно было рассмотрено заявление ФИО1 на основании Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ и постановления Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, учитывая, что Указом Президента РФ от 07.06.2013 № 552 были внесены изменения в п. 123 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 № 613, в части применения вышеуказанного Положения только в отношении сотрудников и лиц, уволенных со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию, принятых на учет в органах наркоконтроля для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения до 01.01.2013 г. Со стороны ЦЖБК ГУ МВД России правомерно было устранено ранее допущенное нарушение Комиссией ФСКН России при постановке на учет для получения ЕСВ, а, следовательно, оснований для отмены решения ЦЖБК ГУ МВД России от 20.12.2017 г № 182П, как и оснований для постановки на соответствующий учет не имеется.

Касаемо требования об изменении даты постановки ответчик указал на то, что со стороны истца не предоставлено доказательств ни постановки на учет с 24.11.2012 г., ни подачи заявления этой датой, к тому же анализ норм права свидетельствует о том, что дата подачи заявления не означает дату постановки на учет, а лишь определяет порядок определения очередности при принятии решения о постановке на соответствующий учет. Датой же принятия на учет является дата заседания комиссии, которое имело место 24.04.2017 г. ЦЖБК ГУ МВД России могло внести ФИО1 в книгу учета на получение ЕСВ только с даты принятия решения Комиссией ФСКН России. Длительность же принятия решения со стороны ФСКН России была обоснована неполнотой предоставленных документов со стороны ФИО1 При этом, если истец не согласен с датой постановки на учет комиссией ФСК России, данное решение возможно и могло быть обжаловано, однако ГУ МВД России не является надлежащим ответчиком, так как не является его правопреемником.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в должности оперуполномоченного по особо важным делам 1 отдела 6 оперативной службы РУФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, имел специальное звание подполковника полиции.

10 июля 2013 г. ФИО1 обратился в комиссию ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата).

На момент обращения ФИО1 с заявлением о принятии на учет, общая продолжительность службы по состоянию на 01.04.2012 г. составляла 17 лет 8 месяцев 10 дней, ФИО1 с семьей из четырех человек (он, супруга ФИО1, несовершеннолетние дети ФИО4 и ФИО5) проживали и были зарегистрированы по месту пребывания в жилом помещении общей площадью 38,6 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, собственником которого являлись иные лица, истец и совместно проживающие с ним члены семьи других жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности на территории Российской Федерации, и занимаемых по договору социального найма, не имели.

25.10.2013 г. и 27.11.2013 г. к ранее направленным документам ФИО1 были приобщены дополнения, а именно: копии свидетельств о регистрации по месту пребывания истца и членов его семьи, справка о регистрации, послужной список ФИО1

Согласно выписки из протокола № 16 заседания комиссии УФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения от 24.04.2014 г. ФИО1 был принят на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в органах наркоконтроля с 24.04.2014 г.

ФИО1 12 июля 2013 года был уволен из органов внутренних дел с должности оперуполномоченного по особо важным делам по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии на основании приказа Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 08.07.2013 г. № 178-лс. Из архивной выписки из приказа также следует, что на момент увольнения выслуга лет ФИО1 составила 15 лет 02 месяца 29 дней в календарном исчислении, 04 года 02 месяца 15 дней - в льготном.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на 24.04.2014) регулировались отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении при отсутствии обеспеченности жильем, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации".

Данные правила (в редакции, действовавшей на 24.04.2014) устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 вышеназванных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.

На основании заявления и документов, поименованных в пункте 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с правом на пенсию.

При этом нормами Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты приобретение сотрудником органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обратившимся в период прохождения службы с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, права на получение указанной меры социальной поддержки не поставлено в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника (подлежит рассмотрению в 3-месячный срок со дня подачи) комиссией ФСКН России - до или после его увольнения со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречащее положениям части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставило бы в неравное положение сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ на момент обращения в территориальную комиссию ФСКН с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, но уволенных из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на момент принятия решения по этому заявлению комиссией ФСКН России, по сравнению с действующими сотрудниками органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обладающими таким же правом.

Поскольку истец на момент обращения в комиссию УФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения являлся сотрудником и проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а впоследствии был уволен по выслуге срока службы с правом на пенсию, суд приходит к выводу о правомерности постановки ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку обязательные условия для возникновения у ФИО1 права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения как на момент обращения с заявлением, так и на момент принятия комиссией соответствующего решения (24.04.2014), предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ имелись, что ответчиком не оспаривается.

Доводы ответчика о том, что решение не было принято Комиссией УФСКН в связи с недостаточностью документов, которые впоследствии 25.10.2013 г. и 27.11.2013 г. дополнительно предоставлялись истцом не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательства, свидетельствующие о невозможности принятия данного решения в отсутствие указанных документов, в материалы дела не представлены, в то время как к первоначально поданному ФИО1 заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные п. 5 Правил от 24.04.2013 г. № 369.

Указом Президента РФ от 05.04.2016 г № 156 Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков была упразднена, при этом правопреемником упраздненной службы было определено МВД России.

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2017 г. № 342 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1223, согласно п. 22(1) которого в случае ликвидации (упразднения) органа либо в случае, установленном пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", сведения о гражданах Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты в указанном органе, на основании учетного дела вносятся в книгу учета органа, в котором осуществляется их пенсионное обеспечение с даты принятия правового акта федерального органа исполнительной власти или органа, утвердивших решение о принятии их на учет по прежнему месту службы.

Решением Комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам от 26.04.2017 г. № 162П на основании личного заявления ФИО1 в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения внесен пенсионер МВД России ФИО1 с даты принятия решения ФСКН России о постановке на учет, а именно с 24.04.2014 г.

20.12.2017 Комиссия ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам пересмотрела ранее поданные истцом документы, и, учитывая, что на момент принятия решения в ФСКН России пенсионер МВД России ФИО1 был уволен со службы, постановила считать необоснованным решение о принятии его на учет на получение единовременной выплаты (пп. «г», «д» п. 1 Правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 г. № 747), отменен п. 24 протокола Комиссии ГУ МВД России от 26.04.2017 г. № 162П о внесении в книгу учета сотрудников ОВД, принятых н учет на получении единовременной выплаты пенсионера МВД России ФИО1 (с даты принятия решения ФСКН России о постановке на учет, а именно с 24.04.2014 г.), на основании п.п. «г» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что решение Комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам от 20.12.2017 г. является незаконным, оснований для снятия ФИО1 с учета на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения не имелось, поскольку на данный учет он был поставлен на законных основаниях, при соблюдении положений части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующих равенство прав и свобод граждан. Иных оснований, при наличии которых он подлежал снятию с учета, предусмотренных п. 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты", утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223, судом не установлено, ответчик не данные обстоятельства не ссылается.

При изложенных обстоятельствах исковые требования истца в части признания незаконным решения комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты от 20 декабря 2017 года, оформленное протоколом № 182П и признании за истцом права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 23 Правил № 369 от 24.04.2013 г. (в редакции, действовавшей на 24.04.2014) единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Пунктом 7 Правил № 369 от 24.04.2013 установлено, что на основании заявления и документов комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо об отказе в постановке на указанный учет.

Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти.

В п. 5 названных Правил предусмотрено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.

Исходя из смысла пункта 5 Правил, заявление сотрудника является основанием лишь для принятия на учет для получения ЕСВ. Правилами не установлено, что дата заявления влечет за собой принятие сотрудника на учет с даты подачи заявления.

Таким образом, очередность предоставления ЕСВ определяется датой принятия на учет, а не датой подачи заявления.

Учитывая изложенное, следует признать, что процедура рассмотрения документов истца Комиссией УФСКН соблюдена, истец был принят на учет в порядке очередности, при этом очередность предоставления социальной выплаты определяется датой принятия сотрудника на учет для получения ЕСВ, в данном случае с даты принятия решения, то есть с 24.04.2014 г. Таким образом, оснований для постановки истца на учёт на получение ЕСВ с более ранней даты, как просит истец, не имеется, а соответственно оснований для удовлетворения исковых требований в этой части не имеется.

На основании ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты от 20 декабря 2017 года, оформленное протоколом № 182П, о снятии ФИО1 с учета на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения.

Признать за ФИО1 право на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения, обязав ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области восстановить ФИО1 на учете на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения с 24 апреля 2014 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.О. Яковлева