ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-232/16 от 13.05.2016 Звенигородского городского суда (Московская область)

Резолютивная часть

оглашена 13.05.2016

Мотивированное решение

изготовлено 17.05.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Звенигород Московская область 13 мая 2016 года

Звенигородский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Фоменковой О.А.,

при секретаре ФИО1,

с участием помощника Одинцовского городского прокурора ФИО2,

представителя администрации городского округа Звенигород ФИО4,

представителя ЗАО «Стройпромавтоматика» по доверенности Ли Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одинцовского городского прокурора Московской области, в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, субъекта Российской Федерации в лице Правительства Московской области, к администрации городского округа Звенигород, ЗАО «Стройпромавтоматика» о признании частично недействительным постановления Главы городского округа Звенигород от Дата обезличена «О приёме в муниципальную собственности городского округа Звенигород земельных участков», признании отсутствующим права муниципальной собственности на земельный участок, аннулировании записи о регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок, признании недействительным договора аренды земельного участка от Дата обезличена, применении последствий недействительности сделки, прекращении права аренды на земельный участок,

у с т а н о в и л :

Одинцовский городской прокурор Московской области (далее – прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации - в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, субъекта Российской Федерации - в лице Правительства Московской <адрес>, обратился в суд с иском к администрации городского округа Звенигород, ЗАО «Стройпромавтоматика» о признании частично недействительным абз. 27 п. 1 постановления Главы городского округа Звенигород от Дата обезличена «О приёме в муниципальную собственности городского округа Звенигород земельных участков», в части приёма в муниципальную собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , категория земель – «земли населённых пунктов», вид разрешённого использования – «под жилищное строительство», расположенного по адресу: <адрес>, признании отсутствующим права муниципальной собственности на земельный участок, аннулировании записи о регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок, признании недействительным договора аренды земельного участка от Дата обезличена, заключенного между администрацией городского округа Звенигород и ЗАО «Стройпромавтоматика» в отношении данного земельного участка, применении последствий недействительности такой сделки, прекращении права аренды ЗАО «Стройпромавтоматика» на указанный земельный участок (л.д. 1-9).

Уточнив основания заявленных требований Дата обезличена (л.д. 210-214), старший помощник Одинцовского городского прокурора ФИО2 в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, указав, что проведенной в порядке надзора проверкой соблюдения земельного законодательства на территории муниципального образования «Городской округ Звенигород» было установлено, что на основании постановления Главы городского округа Звенигород Московской области от Дата обезличена в муниципальную собственность городского округа Звенигород принят земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «под жилищное строительство», расположенный по адресу: <адрес>.

Право собственности муниципального образования «Городской округ Звенигород» на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Дата обезличена.

Прокурор считает, что при оформлении права собственности муниципального образования «Городской округ Звенигород Московской области» на указанный земельный участок нарушены требования действующего законодательства, а также интересы государства и неопределенного круга лиц, а именно, земельный участок площадью <данные изъяты> га неправомерно отнесен к муниципальной собственности, в отсутствие полномочий, предоставленных органам местного самоуправления, в нарушение установленного законом порядка отнесения земельных участков к муниципальной собственности, администрацией городской округ Звенигород фактически произведено разграничение государственной собственности на землю.

Так, регистрация права собственности муниципального образования на указанный земельный участок произведена на основании постановления Главы городского округа Звенигород от Дата обезличена «О приеме в муниципальную собственность городского округа Звенигород земельных участков», изданного на основании Выписки от Дата обезличена из реестра муниципальной собственности муниципального образования «Город Звенигород Московской области» (приложения к Решению Звенигородского городского Совета депутатов от Дата обезличена «Об утверждении Реестра муниципальной собственности муниципального образования «Город Звенигород Московской области») с последующими изменениями и дополнениями.

Прокурор утверждает, что основания, предусмотренные действующим законодательством для отнесения земельного участка к муниципальной собственности, отсутствовали. Каких-либо объектов недвижимого имущества, принадлежащих муниципальному образованию и позволяющих зарегистрировать право муниципальной собственности на землю для их использования, на земельном участке не имелось.

Принятые решение Совета депутатов города Звенигород и постановление Главы городского округа Звенигород исходя из требований ст. 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не могли являться правоустанавливающими документами-основаниями возникновения права собственности муниципального образования на указанный земельный участок, чем при регистрации права собственности муниципального образования «Городской округ Звенигород Московской области» на земельный участок площадью <данные изъяты> га нарушено право государственной собственности на землю, а поэтому единственным способом защиты является признание судом такого зарегистрированного права муниципальной собственности отсутствующим.

Также в ходе проверки установлено, что Дата обезличена земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «под жилищное строительство», передан в аренду ЗАО «Стройпромавтоматика». В соответствии с утвержденным решением Совета депутатов городского округа Звенигород от Дата обезличена Генеральным планом городского округа Звенигород, земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки (2-3 этажа).

Утверждая о незаконном оформлении права муниципальной собственности на землю и последующей его передачи в аренду ЗАО «Стройпромавтоматика» без согласования с уполномоченным органом исполнительной власти Московской области, что, по мнению прокурора, повлекло не только нарушение права государственной собственности на землю, но и нарушение интересов государства в сфере проведения единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений, а также интересов субъекта Российской Федерации – Московской области на распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, а также о нецелевом использовании данного земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования (под жилищное строительство), прокурор требует признать договор аренды от Дата обезличена недействительным по основаниям ст.ст. 166, 168 ГК РФ и применить последствия недействительности сделки.

Представители администрации городского округа Звенигород по доверенности ФИО3, а в настоящем судебном заседании ФИО4 против заявленных требований возражали, суду представлен письменный отзыв (л.д. 172-173), по доводам которого позиция администрации городского округа Звенигород сводится к следующему. Постановление Главы городского округа Звенигород от Дата обезличена, как распорядительный акт, издаваемый органом местного самоуправления в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий, явилось основанием для регистрации права приобретаемой муниципальной собственности. Передаче права пользования земельным участком в пользу ЗАО «Стройпромавтоматика» предшествовал аукцион на право аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа Звенигород, что в полной мере соответствует полномочиям органов местного самоуправления в части осуществления управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, предусмотренным п. 2 ст. 11 ЗК РФ.

Представитель ЗАО «Стройпромавтоматика» по доверенности ФИО8 в настоящем судебном заседании поддержала представленные в суд письменные возражения (л.д. 189-190), указав, что передача земельного участка в аренду предполагает его временное использование со стороны арендатора на условиях срочности, возвратности и платности, без изменения статуса государственной (муниципальной) собственности; оспариваемый договор аренды земельного участка администрацией городского округа Звенигород заключен по результатам открытого аукциона, победителем которого признано ЗАО «Стройпромавтоматика»; торги не признаны недействительными, а поэтому, по мнению представителя соответчика, правовые основания для признания договора аренды недействительным, отсутствуют. Также ФИО8 представила сводную справку о фактически произведенных затратах по объекту, совокупный размер которых по состоянию на Дата обезличена составил <данные изъяты> руб.

Третьи лица:

- представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – Росреестр) в настоящее судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки не сообщил, в письменном заявлении представитель Звенигородского отдела Управления Росреестра по Московской области ФИО9 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, учитывая, что Управление не находится в материальных правоотношениях со сторонами по рассматриваемому делу (л.д. 152);

- Министерство имущественных отношений Московской области явку представителя в настоящее судебное заседание не обеспечило, о причинах неявки суд в известность не поставлен, об отложении разбирательства дела не заявляло; представитель по доверенности ФИО5 в письменном отзыве на иск поддержала позицию прокурора об отсутствии оснований для оформления права муниципальной собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, вместе с тем указав, что орган местного самоуправления с Дата обезличена является уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, администрация городского округа Звенигород могла предоставить земельный участок в аренду ЗАО «Стройпромавтоматика» и интересы субъекта РФ не были нарушены, равно как и интересы Российской Федерации (л.д. 225-226).

Учитывая надлежащее извещение всех лиц, участвующих в деле, с учетом мнения явившихся в судебное заседание представителей сторон, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть заявленные Одинцовским городским прокурором исковые требования по существу в настоящем судебном заседании.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Как установлено судом, Дата обезличена Главой городского округа Звенигород принято постановление «О приёме в муниципальную собственность городского округа Звенигород земельных участков» (л.д. 32-34), в соответствии с которым в собственность муниципального образования «Городской округ Звенигород» передан земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «под жилищное строительство», расположенный по адресу: <адрес> (абзац 27 постановления).

На основании указанного постановления Дата обезличена осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись регистрации ), о чем Дата обезличена выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 146).

Актуальность сведений подтверждена выписками ЕГРП по состоянию на Дата обезличена (л.д. 222, 223).

На основании Договора аренды земельного участка от Дата обезличена в ЕГРП Дата обезличена также внесены записи об обременении прав на земельный участок – аренда сроком с Дата обезличена по Дата обезличена, в пользу ЗАО «Стройпромавтоматика» (л.д. 154).

Расположение земельного участка на местности подтверждено выкопировкой из генерального плана земельного участка, утверждённого решением Совета депутатов городского округа Звенигород от Дата обезличена (л.д. 148-150). Согласно описанию, земельный участок расположен в границе зоны планируемого размещения объектов капитального строительства / зоне малоэтажного жилищного строительства – зона малоэтажной жилой застройки (2-3 этажа), часть территории земельного участка расположена в охранной зоне объектов культурного наследия, часть территории – в зоне охраняемого природного ландшафта. Указанный участок полностью располагается в зоне природно-исторической территории – ландшафта «окрестности г. Звенигород».

Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.

Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», действующим в период с Дата обезличена по Дата обезличена (в период издания Решения Звенигородского городского Совета депутатов от Дата обезличена, утвердившего Реестр муниципальной собственности муниципального образования, л.д. 28-31), определены правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона № 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.

В статьях 3, 4, 5 названного Закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 № 140.

В п. 10 ст. 3 Закона № 137-ФЗ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006), предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.

17.04.2006 принят Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5). Закон № 101-ФЗ признан утратившим силу.

Согласно п. 2 ст. 16 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.

Закон № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.

В пункте 1 данной статьи указаны критерии отнесения земельных участков к федеральной собственности.

Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подробные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований.

В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: в том числе: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Из п. 10 ст. 3 названного Федерального закона, действовавшего до 01.03.2015, следует, что осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в п. 1 статьи 3.1.

Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что с 01.07.2006 государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.

Поскольку статья 3.1 Закона № 137-ФЗ введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2006, то с этого момента право государственной собственности на земельные участки является разграниченным и принадлежит Российской Федерации.

По смыслу статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований является одним из основополагающих принципов земельного законодательства и осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, п. 2 ст. 16 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ).

Статьями 17, 19 ЗК РФ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Законом № 101-ФЗ.

Как указано выше, в соответствии со ст. 2 Закона № 101-ФЗ право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Кроме того, статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действующей в период регистрации права собственности муниципального образования «Городской округ Звенигород Московской области»), установлен порядок государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, в соответствии с которой государственная регистрация права собственности муниципального образования на земельный участок осуществляется на основании заявления исполнительного органа местного самоуправления, в котором указывается основание возникновения права собственности на земельный участок.

При этом, постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок, к которым относятся:

- заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок,

- правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками),

- в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

- правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

- иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.

В ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение тот факт, что регистрация права муниципальной собственности на участок была проведена в Дата обезличена на основании постановления Главы городского округа Звенигород от Дата обезличена.

По материалам копии дела правоустанавливающих документов усматривается, что для регистрации права муниципальной собственности помимо оспариваемого в части постановления в Росреестр была также представлена Выписка из реестра муниципальной собственности муниципального образования «Городской округ Звенигород Московской области» от Дата обезличена, являющаяся приложением к Решению Звенигородского городского Совета депутатов от Дата обезличена «Об утверждении Реестра муниципальной собственности муниципального образования «Городской округ Звенигород» с изменениями и дополнениями состава этой собственности, внесенными решениями от Дата обезличена, от Дата обезличена, от Дата обезличена, от Дата обезличена, от Дата обезличена, от Дата обезличена, от Дата обезличена, от Дата обезличена, от Дата обезличена, от Дата обезличена, от Дата обезличена, от Дата обезличена, от Дата обезличена, от Дата обезличена, от Дата обезличена.

Вопрос о включении в реестр, утверждённый названным Решением от Дата обезличена, в качестве объекта муниципальной собственности земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. разрешен решением Совета депутатов городского округа Звенигород от Дата обезличена «О внесении изменений в Реестр муниципальной собственности городского округа Звенигород» (л.д. 25-27).

Таким образом, вышеуказанные перечисленные в законе основания для отнесения земельного участка с кадастровым номером к муниципальной собственности, отсутствовали.

Кроме того, для регистрации права муниципальной собственности на земельный участок ответчику в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» необходимо было представить в Росреестр сведения об отсутствии права на объект у других лиц.

Помимо этого, Положениями части 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому и предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности РФ, т.е. при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную (Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 828-О-П).

Такие документы в деле правоустанавливающих документов отсутствуют, выраженная воля РФ на передачу земельного участка в муниципальную собственность не подтверждена.

Таким образом, на момент осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный участок у регистрирующего органа отсутствовали сведения о том, что участок включен в муниципальную собственность в соответствии с вышеприведёнными нормами законодательства.

Решение Совета депутатов города Звенигород и постановление Главы городского округа Звенигород не могли являться правоустанавливающими документами-основаниями возникновения права собственности муниципального образования на указанный земельный участок.

Каких-либо объектов недвижимого имущества, принадлежащих муниципальному образованию и позволяющих зарегистрировать право муниципальной собственности на землю для их использования, на земельном участке не имелось и не имеется.

Помимо указанного, полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, претерпели изменения в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Вместе с тем, в силу п. 4 ст. 2 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании п. 10 ч. 4 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» с 01.01.2015 полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются Правительством Московской области или уполномоченными им исполнительными органами государственной власти Московской области.

Пунктом 6 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

При этом, согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 107/2014-ОЗ реализация полномочий по распоряжению указанными земельными участками осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к убеждению, что фактически орган местного самоуправления в отсутствие полномочий и в нарушение установленного законом порядка отнесения земельных участков к муниципальной собственности, в отсутствие согласия Российской Федерации самовольно разграничил государственную собственность на землю.

В ст. 11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов государства (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации), неопределенного круга лиц.

В силу ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 Земельного кодекса не соответствующих законодательству актов органов местного самоуправления, а также путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

Анализируя фактические обстоятельства и нормы законодательства, действующие в юридически значимые периоды, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Одинцовским городским прокурором Московской области требований о признании недействительным абз. 27 постановления Главы городского округа Звенигород от Дата обезличена в части внесения недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности, поскольку материалами дела подтверждается, что такой ненормативный акт органа местного самоуправления принят в нарушение требований действующего законодательства и с превышением полномочий по распоряжению объектами, государственная собственность на которые подлежит разграничению.

Согласно руководящим разъяснениям п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

В данном случае права неопределенного круга лиц, Российской Федерации, за защитой которых обратился в суд прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, подлежат восстановлению только путем предъявления иска о признании права отсутствующим, об удовлетворении такового по результатам судебного разбирательства суд принимает соответствующее решение, которое, в свою очередь, служит основанием для аннулировании записи ЕГРП.

Материалами дела подтверждается, что Дата обезличена между администрацией городского округа Звенигород и ЗАО «Стройпромавтоматика» заключен договор аренды земельного участка , по условиям которого земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, находящийся в собственности г/о Звенигород Московской области, передан в аренду ЗАО «Стройпромавтоматика» сроком с Дата обезличена по Дата обезличена для использования в соответствии с видом разрешенного использования «под жилищное строительство» (л.д. 15-19).

Право аренды зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Дата обезличена, запись регистрации (л.д. 10).

Доводы процессуального истца об отсутствии у администрации городского округа Звенигород правомочий собственника в отношении земельного участка поддержаны в письменном отношении Министра имущественных отношений ФИО6, в котором также отмечено, что являясь уполномоченным органом на распоряжение не разграниченными землями, находящимися в границах муниципального образования, администрация городского округа Звенигород могла передать земельный участок в пользование по договору и интересы субъекта РФ в данном случае не нарушены (л.д. 206-208).

Разрешая вопрос о применении к состоявшейся сделке положений ст.ст. 166-168 ГК РФ, оценив установленные по делу обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора о признании недействительным договора аренды земельного участка от Дата обезличена, применении последствий недействительности сделки, прекращении права аренды на земельный участок, постольку, поскольку администрация городского округа Звенигород, являясь органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, могла осуществить мероприятия по предоставлению права аренды на земельный участок, расположенный в границах муниципального образования.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, договор аренды заключен по результатам открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, состоявшегося Дата обезличена, победителем которого признано ЗАО «Стройпромавтоматика».

Генеральным директором ЗАО «Стройпромавтоматика» ФИО7 представлена справка о фактически произведенных по состоянию на Дата обезличена затратах в рамках реализации права аренды объекта на сумму более <данные изъяты> руб. (л.д. 229-230).

Сведений о том, что торги оспорены и признаны недействительными, суду не представлено.

Требования разрешены по правилам ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Одинцовского городского прокурора Московской области, в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, субъекта Российской Федерации в лице Правительства Московской области к администрации городского округа Звенигород, ЗАО «Стройпромавтоматика» о признании частично недействительным постановления Главы городского округа Звенигород от Дата обезличена «О приёме в муниципальную собственности городского округа Звенигород земельных участков», признании отсутствующим права муниципальной собственности на земельный участок, аннулировании записи о регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок, признании недействительным договора аренды земельного участка от Дата обезличена, применении последствий недействительности сделки, прекращении права аренды на земельный участок – удовлетворить частично.

Признать абз. 27 п. 1 постановления Главы городского округа Звенигород Московской области «О приеме в муниципальную собственность городского округа Звенигород земельных участков» от Дата обезличена в части приема в муниципальную собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , категория земель – «земли населённых пунктов», вид разрешённого использования – «под жилищное строительство», расположенного по адресу: <адрес> - недействительным.

Признать отсутствующим право муниципальной собственности муниципального образования «Городской округ Звенигород Московской области» на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , категория земель – «земли населённых пунктов», вид разрешённого использования – «под жилищное строительство», расположенного по адресу: <адрес>, и аннулировать запись регистрации от Дата обезличена в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Муниципального образования «Городской округ Звенигород Московской области».

В удовлетворении требований Одинцовского городского прокурора Московской области, в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, субъекта Российской Федерации в лице Правительства Московской области к администрации городского округа Звенигород, ЗАО «Стройпромавтоматика» о признании недействительным договора аренды земельного участка от Дата обезличена, применении последствий недействительности сделки, прекращении права аренды на земельный участок - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Звенигородский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - судья О.А. Фоменкова